Дело № 2-496/2023
УИД 39RS0010-01-2022-003657-38
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й ФЕ Д Е Р А Ц И И
22 марта 2023 г. г. Гурьевск
Гурьевский районный суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Чулковой И.В.,
при помощнике судьи Александровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шелеста Андрея Васильевича к администрации Гурьевского муниципального округа Калининградской области о включении недвижимого имущества в состав наследства, установления факта принятия наследства, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, с участием третьего лица нотариуса Гурьевского нотариального округа Калининградской области Дементьевой Екатерины Борисовны,
У С Т А Н О В И Л:
Шелест А.В. обратился в суд с исковым заявлением к администрации Гурьевского муниципального округа Калининградской области о включении недвижимого имущества в состав наследства, установления факта принятия наследства, признании права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования, указав в его обоснование, что на основании определения Гурьевского районного суда Калининградской области от 15.11.2004, вступившего в законную силу 26.11.2004, за Шелест И.В., сыном которой он является, было признано право собственности на четырехкомнатную квартиру, общей площадью 100,8 кв.м., жилой площадью 9,1 кв.м., расположенную на 2 этаже в жилом доме по адресу: <адрес > и на встроенный гараж, площадью 26,9 кв.м., расположенный на 1 этаже в жилом доме по адресу: <адрес > Однако право собственности Шелест И.В. в Росреестре Калининградской области на указанные объекты недвижимости зарегистрировано не было. 25.07.2019 Шелест И.В. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти № от 31.07.2019.
Истец, как единственный наследник по закону первой очереди, фактически принял наследство и в декабре 2019 года обратился по месту открытия наследства к нотариусу, на основании его заявления было открыто наследственное дело № №. При этом в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону было отказано, ввиду отсутствия сведений о государственной регистрации права собственности на вышеуказанные объекты недвижимости за наследодателем Шелест И.В.
На основании изложенного, истец Шелест А.В. просил в судебном порядке включить в состав наследства, открывшегося после смерти Шелест И.В., четырехкомнатную квартиру № 5, общей площадью 100,8 кв.м., жилой площадью 49,1 кв.м., расположенную на 2 этаже в жилом доме по адресу: <адрес > и встроенный гараж, площадью 26,9 кв.м., расположенный на 1 этаже в жилом доме по адресу: <адрес > установить факт принятия им наследства, открывшегося после смерти Шелест И.В., в виде четырехкомнатной квартиры № 5, общей площадью 100,8 кв.м., жилой площадью 49,1 кв.м., расположенной на 2 этаже в жилом доме по адресу: <адрес > и встроенного гаража, площадью 26,9 кв.м., расположенного на 1 этаже в жилом доме по адресу: <адрес > и признать за ним право собственности на указанные объекты недвижимого имущества.
В ходе судебного разбирательства истец Шелест А.В. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, суду дал пояснения согласно изложенному в иске.
Ответчик администрация Гурьевского муниципального округа Калининградской области и третье лицо нотариус Гурьевского нотариального округа Калининградской области Дементьева Е.Б., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направили, ходатайств не заявили.
Выслушав пояснения истца, показания свидетелей, исследовав собранные по делу доказательства и дав им оценку в соответствии с требованиями, установленными ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд находит исковые требования Шелеста А.В. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Статьями 1111, 1112 ГК РФ установлено, что наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных данным Кодексом.
В состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В силу статьи 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Наследниками первой очереди по закону в соответствии со статьей 1142 ГК РФ являются дети, супруг и родители наследодателя.
Местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 1115 ГК РФ).
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пунктах 34, 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В соответствии со статьями 1154, 1155 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что наследодатель Шелест И.В., 18.04.1943 года рождения, умерла 25.07.2019, что подтверждается копией свидетельства о смерти от 31.07.2019 № выданного Специальным отделом ЗАГС управления ЗАГС администрации городского округа «Город Калининград».
Согласно копии свидетельства о рождении № истец Шелест А.В., ДД.ММ.ГГ года рождения, является сыном Шелест И.В.
Из материалов наследственного дела № № к имуществу умершей 25.07.2019 Шелест И.В., представленных нотариусом Гурьевского нотариального округа Калининградской области Дементьевой Е.Б., следует, что в установленный законом срок 12.12.2019 истец, как единственный наследник по закону, обратился к нотариусу с заявлением о принятии наследства после Шелест И.В., заявив в качестве наследственного имущества в том числе жилой дом, находящийся по адресу: <адрес >
Свидетельство о праве на наследство в отношении указанного имущества истцу не выдано в связи с тем, что в ЕГРН отсутствуют сведения о зарегистрированных правах наследодателя Шелест И.В. в отношении объектов недвиджимости.
Также из материалов дела усматривается, что определением Гурьевского районного суда Калининградской области от 15.11.2004, вступившим в законную силу 26.11.2004, утверждено мировое соглашение, заключенное между Шелест И.В., Каш С.И., Стеценко Е.А., Мурашкиным В.А. в лице представителя Стеценко Е.А., Мустафиным Р.А., Неклюдовым В.Г., Саранча Л.П., по которому: стороны прекратили право общей долевой собственности на домовладение, расположенное по адресу <адрес >, и разделили его на шесть квартир, определив, что квартира № 5, четырехкомнатная, общей площадью 100,8 (сто целых восемь десятых) кв.м, площадью 100.8 (сто целых восемь десятых) кв.м., жилой площадью 49, 1 (сорок девять целых одна десятая) кв.м, расположена на втором этаже, и встроенный гараж площадью 26,9 (двадцать шесть целых девять десятых) кв.м, расположен на первом этаже, принадлежат на праве собственности Шелест И.В.
Согласно Уведомлениям об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) запрашиваемых сведений от 28.12.2022 № № в ЕГРН отсутствуют сведения об объектах недвижимости: четырехкомнатной квартире, общей площадью 100,8 кв.м., жилой площадью 9,1 кв.м., расположенной на 2 этаже в жилом доме по адресу: Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Заречная, д. 3, кв. 5, и на встроенный гараж, площадью 26,9 кв.м., расположенный на 1 этаже в жилом доме по адресу: Калининградская область, г. Гурьевск, ул. Заречная, д. 3, кв. 5.
В соответствии с п. 1 ст. 8.1, ст. 130 и 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу п. 1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Вместе с тем, отсутствие государственной регистрации на указанные выше объекты недвижимости не является препятствием для включения их в наследственную массу после смерти наследодателя.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» под государственной регистрации прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
По смыслу данной нормы и других положений названного Федерального закона государственная регистрация сама по себе не порождает право, а лишь подтверждает его наличие или возникновение со стороны государства путем внесения соответствующей записи о праве в единый государственный реестр недвижимости.
При этом основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей, в том числе и на недвижимое имущество, является в силу п. 1 ст. 8 ГК РФ судебное решение, установившее гражданские права и обязанности.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, – также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Таким образом, отсутствие государственной регистрации права собственности наследодателя на объекты недвижимости не является безусловным основанием для отказа наследнику во включении недвижимого имущества в состав наследства, так как факт наличия права собственности у наследодателя на данное имущество при отсутствии государственной регистрации такого права и невозможности ее осуществления по объективным причинам был установлен судом на основании представленных наследником доказательств возникновения у наследодателя права собственности на недвижимое имущество по предусмотренным законом основаниям.
Установленные обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что четырехкомнатная квартира № 5, общей площадью 100,8 кв.м., жилой площадью 49,1 кв.м., расположенная на 2 этаже в жилом доме по адресу: <адрес >, и встроенный гараж, площадью 26,9 кв.м., расположенный на 1 этаже в жилом доме по адресу: <адрес > в результате произведенного между сособственниками раздела находившиеся в законном владении Шелест И.В.., относятся к недвижимому имуществу, подлежащему включению в состав наследственной массы.
Само по себе отсутствие в ЕГРН зарегистрированных прав Шелест И.В. на указанные объекты недвижимого имущества не препятствует включению ранее признанного за ней судебным постановлением права собственности на указанную квартиру и гараж в наследственную массу после смерти Шелест И.В. и оформлению наследственных прав в отношении указанных объектов недвижимости.
При таком положении, принимая во внимание, что с заявлением о принятии наследства Шелест А.В. обратился к нотариусу в установленный законом срок, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца о признании за ним права собственности в порядке наследования после умершей Шелест. И.В. на четырехкомнатную квартиру № 5, общей площадью 100,8 кв.м., жилой площадью 49,1 кв.м., расположенную на 2 этаже в жилом доме по адресу: <адрес > и встроенный гараж, площадью 26,9 кв.м., расположенный на 1 этаже в жилом доме по адресу: <адрес >., включив указанное имущество в наследственную массу, оставшуюся после смерти Шелест И.В.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шелеста Андрея Васильевича – удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Шелест Ирины Васильевны, <данные изъяты> и встроенный гараж, площадью 26,9 кв.м., расположенный на 1 этаже в жилом доме по адресу: <адрес >
Установить факт принятия Шелестом Андреем Васильевичем, <данные изъяты>, наследства, открывшегося после смерти Шелест Ирины Васильевны, ДД.ММ.ГГ года рождения, умершей 25 июля 2019 года, в виде четырехкомнатной квартиры № 5, общей площадью 100,8 кв.м., жилой площадью 49,1 кв.м., расположенной на 2 этаже в жилом доме по адресу: <адрес > встроенного гаража, площадью 26,9 кв.м., расположенного на 1 этаже в жилом доме по адресу: <адрес >
Признать право собственности Шелеста Андрея Васильевича, <данные изъяты> на четырехкомнатную квартиру № 5, общей площадью 100,8 кв.м., жилой площадью 49,1 кв.м., расположенную на 2 этаже в жилом доме по адресу: <адрес > и встроенный гараж, площадью 26,9 кв.м., расположенный на 1 этаже в жилом доме по адресу: <адрес >
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Гурьевский районный суд Калининградской области в месячный срок со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: И.В. Чулкова
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29 марта 2023 года.
Судья: И.В. Чулкова