91RS0№-95
№
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 декабря 2023 года город Керчь
Судья Керченского городского суда Республики Крым ФИО3.О., с участием должностного лица ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица:
Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Керчьинвестсрой», ОРГН: №, юридический адрес: <адрес>, лит. «И», офис 3, <адрес>,
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
17.07.2023 начальником ОИАЗ УМВД России по г. Керчи майором полиции ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении № № в отношении Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Керчьинвестсрой» за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Инспектор ОИАЗ УМВД России по г. Керчи майор полиции ФИО2, в судебном заседании поддержал составленный протокол по делу об административном правонарушении, полагал, что вина ООО «Керчьинвестсрой» в инкриминируемом правонарушении подтверждается собранными по делу доказательствами.
Представитель ООО «Керчьинвестсрой» в судебное заседание не явился о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
Участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, в связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело в отсутствие привлекаемого лица, извещенного надлежащим образом.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав пояснения должностного лица.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений частей 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно протоколу об административном правонарушении № № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в 15.30 по адресу: <адрес> на участке местности с кадастровым номером №, находящегося в аренде ООО «Керчьинвестрой» согласно «договору передачи прав и обязанностей по договору аренды земельного участка от 30.12.2017» от ДД.ММ.ГГГГ, выявлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления вне мест накопления отходов, а именно: шины, автомобильные б/у, битый шифер, бутылки пластиковые, бутылки стеклянные, битое стекло, канистры пластиковые, обрезки зелёных насаждений (ветки деревьев, скошенная трава) (л.д. 15).
13.07.2023 возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного.
В рамках проводимого административного расследования по возбужденному делу об административном правонарушении установлено, что пользователем земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, является ООО «Керчьинвестсрой», однако в нарушении положений ст. 11, ч. 2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», абз. 2,3,5 п. 2.1 Временных правил охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ, утвержденных Минприроды от 15.07.1994, обществом осуществлено несанкционированное складирование отходов производства и потребления вне мест накопления отходов, а именно: шины, автомобильные б/у, битый шифер, бутылки пластиковые, бутылки стеклянные, битое стекло, канистры пластиковые, обрезки зелёных насаждений (ветки деревьев, скошенная трава): отходы нефтепродуктов; резиновые и пластмассовые изделия, утратившие потребительские свойства, прочие отходы строительства и ремонта, лом и отходы черных и цветных металлов, прочие неспецифические отходы потребления, являются отходами.
В подтверждении вышеуказанных обстоятельств и вины ООО «Керчьинвестсрой» в совершении административного правонарушения предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом представлены следующие доказательства: протокол осмотра, принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06.0.2023 (л.д. 23-25), видеозаписи (л.д. 13), фотоизображениями (л.д. 26-28), договорам аренды земельного участка (л.д. 30-39), выпиской из ЕРЮЛ (л.д. 40-45).
На основании части 1 статьи 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.1 настоящей статьи и статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения выступают общественные отношения, связанные с обеспечением исполнения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.
Субъектом данного правонарушения может являться лицо, осуществляющее деятельность по обращению с отходами.
Согласно статье 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации (пункт 1).
Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву (абзац второй пункта 2).
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления).
Статьей 1 Закона об отходах производства и потребления предусмотрены основные понятия, в частности, сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; накопление отходов - складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
Следовательно, деятельность по сбору, накоплению, использованию, размещению, обезвреживанию, транспортированию и потреблению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Из материалов дела об административном правонарушении и из постановления должностного лица от 17.07.2023 не усматривается, что ООО «Керчьинвестстрой» занимается сбором, накоплением, использованием и размещением отходов в понимании, придаваемом этой деятельности нормами Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно пояснениям должностного лица, а также из видеозаписи, следует что на момент выявления правонарушения, строительные работы застройщиком не осуществляются.
Согласно сведениям об основных характеристиках объекта недвижимости из ЕГРН, ООО «Керчьинвестстрой» 20.11.2020 является арендатором земельного участка по адресу <адрес>, с кадастровым номером 90:19:010113:26531.
В силу пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Так, в соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Под бременем содержания имущества, возложенным на собственника, следует понимать обязанность собственника поддерживать имущество в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением имущества состоянии.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязывает собственника поддерживать имущество в надлежащем состоянии в тех случаях, когда это необходимо для предотвращения вреда жизни и здоровью, имуществу окружающих собственника лиц, общественной инфраструктуре и общественной безопасности.
Таким образом, собственник должен следить за своим имуществом и обязан заботиться о своем земельном участке, в частности, не допускать, чтобы на нем появлялся мусор и другие отходы. Обязанности по уборке и содержанию возлагаются на собственников либо иных лиц, не являющихся собственниками земельных участков, в соответствии с гражданско-правовым принципом возложения бремени содержания на собственника имущества.
Также в силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков обязаны, в числе прочего, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Кроме того, участок, отведенный под среднеэтажную жилую застройку, является земельным участком с целевым назначением.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
С учетом изложенного, прихожу к выводу о том, что по настоящему делу не имеется доказательств, с достоверностью подтверждающих факт совершения ООО «Керчьинвестстрой» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собственник земельного участка, на котором имеются отходы производства и потребления, может быть привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.
Оценивая доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности прихожу к выводу о том, что производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Керчьинвестстрой» подлежит прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 24.5, статьями 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью Специализированный застройщик «Керчьинвестсрой» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано.
Жалоба на постановление может быть подана непосредственно в Верховный Суд Республики Крым или через Керченский городской суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья