Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-956/2023 ~ М-586/2023 от 31.03.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Шадринский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Журавлевой Н.Ю., при секретаре Поспеловой О.Ю.,

с участием прокурора Каранда П.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Шадринске Курганской области 16 мая 2023 года гражданское дело по исковому заявлению Шадринского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ГБУ «Шадринская центральная районная больница» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации розничной торговли лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерском пункте в д. Фрунзе Шадринского муниципального округа,

УСТАНОВИЛ:

Шадринский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ГБУ «Шадринская центральная районная больница» (далее ГБУ «ШЦРБ») о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по организации розничной торговли лекарственными препаратами в фельдшерско-акушерском пункте в д.Фрунзе Шадринского муниципального округа. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о здравоохранении в части обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями в деятельности ГБУ «ШЦРБ», по результатам которой установлено, что лечебное учреждение имеет действующую лицензию на осуществление медицинской деятельности №ЛО41-011141-45/00364966 от 11.12.2019, а также лицензию на осуществление фармацевтической деятельности №ЛО42-01141 -45/00270318 от 28.03.2018, согласно которой хранение лекарственных препаратов, а также их отпуск осуществляется в фельдшерско-акушерских пунктах ГБУ «ШЦРБ». Надзорными мероприятиями выявлено, что в д.Фрунзе Шадринского муниципального округа отсутствуют аптечные и иные фармацевтические организации. В нарушение положений действующего законодательства, а также уставных целей ГБУ «ШЦРБ» розничная торговля лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ул.Кольцевая,5 д.Фрунзе Шадринского района Курганской области, не осуществляется. Сложившееся положение дел существенным образом нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, противоречит основным принципам здравоохранения, влечет возникновение значительных неудобств, временных и материальных затрат, связанных с возможностью приобретения лекарственных средств лишь в отдаленном населенном пункте, что создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей сельского поселения, а также неопределенного круга лиц, оказавшегося на его территории. С учетом уточнения предмета исковых требований просил признать незаконным бездействие ГБУ «ШЦРБ», выразившееся в непринятии мер по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курганская область, Шадринский муниципальный округ, д.Фрунзе, ул.Кольцевая,5 обязать ГБУ «ШЦРБ» организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, в соответствии с требованиями раздела II приложения № 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца прокурор, участвующий в деле, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ГБУ «Шадринская центральная районная больница» в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о признании исковых требований.

Представитель третьего лица Департамента здравоохранения Курганской области в судебное заседание не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по существу требования не высказал.

Заслушав прокурора, изучив представленные письменные материалы, суд считает, что требования прокурора обоснованы и подлежат удовлетворению.

В силу статей 7, 41 Конституции РФ в Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно.

К основным принципам охраны здоровья, закрепленным в ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», относятся соблюдение прав граждан и сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, доступность медицинской помощи, а также социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Названные принципы предполагают необходимость оказания нуждающимся в лечении гражданам всего спектра медицинских услуг вне зависимости от каких-либо внешних обстоятельств.

Согласно положениям ст. 10 названного закона доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе, надлежащей организацией её оказания по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения, предоставлением гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, установлением в соответствии с законодательством Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей населения.

В силу п. 5 ст. 19 указанного закона пациент имеет право на облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными методами и лекарственными препаратами.

В соответствии с п.2 ч.2 ст.69 вышеуказанного закона право на осуществление фармацевтической деятельности в Российской Федерации имеют лица, обладающие правом на осуществление медицинской деятельности, получившие дополнительное профессиональное образование в части розничной торговли лекарственными препаратами, при условии их работы в обособленных подразделениях (амбулаториях, фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, центрах (отделения) общей врачебной (семейной) практики) медицинских организаций, имеющих лицензию на осуществление фармацевтической деятельности и расположенных в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации.

Из ст.79 названного закона следует, что медицинская организация в числе прочего обязана: оказывать гражданам медицинскую помощь в экстренной форме организовывать и осуществлять медицинскую деятельность в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе порядками оказания медицинской помощи, и с учетом стандартов медицинской помощи обеспечивать применение разрешенных к применению в Российской Федерации лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских изделий, дезинфекционных, дезисекционных и дератизационных средств обеспечивать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации медицинских работников в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.32 Закона № 323-ФЗ одним из видов медицинской помощи является первичная медико-санитарная помощь, положение об организации оказания которой утверждено приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 № 543н.

Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и их структурных подразделениях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 19.2-19.4 Приказа №543н первичная медико-санитарная помощь в малочисленных населенных пунктах оказывается в фельдшерских здравпунктах, фельдшерско-акушерских пунктах.

Фельдшерско-акушерский пункт является структурным подразделением медицинской организации. В число основных задач его деятельности входит реализация лекарственных средств и медицинских изделий в случае отсутствия на территории населенного пункта аптечных организаций (п.п.2,11 правил организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта, утвержденных Приказом № 543н).

В силу п.33 ст. 4 Федерального закона от 12.04.2010 №61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» деятельность, включающая в себя оптовую торговлю лекарственными средствами, их хранение, перевозку, изготовление лекарственных препаратов, именуется фармацевтической.

На основании ч.1 ст. 52 Закона № 61-ФЗ фармацевтическая деятельность осуществляется в том числе медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Физические лица, работающие в обособленных подразделениях медицинской организации, могут осуществлять фармацевтическую деятельность при наличии высшего или среднего медицинского образования, сертификата специалиста и дополнительного профессионального образования в части розничной торговли лекарственными препаратами.

Согласно ч.1 ст. 55 Закона № 61-ФЗ розничная торговля лекарственными препаратами в количествах, необходимых для выполнения врачебных (фельдшерских) назначений, осуществляется медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность. Розничная торговля лекарственными препаратами осуществляется по правилам надлежащей аптечной практики.

Указанные правила утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 31.08.2016 № 647н «Об утверждении Правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения».

В соответствии с п.п.«б» п.7 Правил руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает определение политики и целей деятельности, направленных на удовлетворение спроса покупателей в товарах аптечного ассортимента, минимизацию рисков попадания в гражданский оборот недоброкачественных, фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов, медицинских изделий и биологически активных добавок, а также эффективное взаимодействие медицинского работника, фармацевтического работника и покупателя.

В целях бесперебойного обеспечения покупателей товарами аптечного ассортимента руководитель субъекта розничной торговли организует оснащение помещений оборудованием, обеспечивающим надлежащее обращение товаров аптечного ассортимента, включая их хранение, учет, реализацию и отпуск, обеспечение системы закупок, предотвращающей распространение фальсифицированных, недоброкачественных, контрафактных товаров аптечного ассортимента (п.п.«а», «б» п.8 Правил).

В силу п. 18 Правил руководитель субъекта розничной торговли обеспечивает и поддерживает в рабочем состоянии инфраструктуру, необходимую для выполнения лицензионных требований, предъявляемых к осуществлению фармацевтической деятельности, которая в том числе включает: а) здания, рабочее пространство и связанные с ним средства труда б) оборудование для процессов (технические и программные средства) в) службы обеспечения (транспорт, связь и информационные системы).

В соответствии с п.п. «г» п.5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 №1081, одним из лицензионных требований осуществления фармацевтической деятельности в обособленном фельдшерско-акушерском пункте является соблюдение правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения.

В настоящее время такие правила утверждены приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.08.2010 №735н, с 1 марта 2022 года в силу вступили новые правила в обозначенной сфере, принятые Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 № 1093н. Указанными правилами регламентируется порядок и процедура отпуска лекарственных препаратов.

Из Устава ГБУ «ШЦРБ» следует, что предметом и целями деятельности районной больницы являются: обеспечение права граждан Российской Федерации на бесплатную медицинскую помощь оказание первичной медико-санитарной помощи проведение комплекса мероприятий, направленных на снижение заболеваемости и смертности, повышение качества оказания медицинской помощи (п.2.4 Устава).

Согласно п.2.5 Устава для достижения перечисленных целей ГБУ «ШЦРБ» осуществляет следующие основные виды деятельности: медицинская деятельность фармацевтическая деятельность, деятельность по обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсов, культивированию наркосодержащих растений иные виды деятельности.

В судебном заседании установлено, что ГБУ «ШЦРБ» имеет действующие лицензии на осуществление фармацевтической и медицинской деятельности №Л042-01141 -45/00270318 от 28.03.2018 и №Л041-01141 -45/00364966 от 11.12.2019.

Согласно выписке из реестра лицензии №ЛО42-01141-45/00270318 от 28.03.2018 местом осуществления указанного лицензируемого вида деятельности, в том числе является фельдшерско-акушерский пункт, расположенный в д.Фрунзе Шадринского района Курганской области, ул. Кольцевая,5, который оказывает услуги по хранению и отпуску лекарственных препаратов медицинского применения, розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения.

Представителем ответчика не оспаривался тот факт, что в д.Фрунзе Шадринского муниципального округа отсутствуют аптечные и иные фармацевтические организации, ближайший пункт реализации лекарственных средств находится на территории г.Шадринска.

Вместе с тем в нарушение вышеуказанных положений действующего законодательства, а также уставных целей ГБУ «ШЦРБ» розничная торговля лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: ул.Кольцевая,5 д.Фрунзе Шадринского муниципального округа Курганской области, не осуществляется.

В силу приведенных выше положений закона розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения осуществляется в объеме аптечного ассортимента, минимальный размер которого установлен в разделе II приложения N 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. N 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи».

В силу ст.1 ФЗ от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» органы прокуратуры, осуществляя надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, в порядке ст.45 ГПК РФ вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

В данном случае кругом лиц, который невозможно индивидуализировать и привлечь в процесс в качестве истцов в силу численного непостоянства и персональной изменчивости, являются жители населенного пункта.

Сложившееся положение существенным образом нарушает конституционное право граждан на охрану здоровья и доступную медицинскую помощь, противоречит основным принципам здравоохранения, влечет возникновение значительных неудобств, временных и материальных затрат, связанных с возможностью приобретения лекарственных средств лишь в отдаленном населенном пункте, что создает реальную угрозу жизни и здоровью жителей сельского поселения, а также неопределенного круга лиц, оказавшегося на его территории.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования Шадринского межрайонного прокурора удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ГБУ «Шадринская центральная районная больница», выразившееся в непринятии мер по организации осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курганская область, Шадринский муниципальный округ, д. Фрунзе, ул.Кольцевая,5.

Обязать ГБУ «Шадринская центральная районная больница» организовать осуществление розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения в фельдшерско-акушерском пункте, расположенном по адресу: Курганская область, Шадринский муниципальный округ, д.Фрунзе, ул.Кольцевая,5, в соответствии с требованиями раздела II приложения № 4 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 12 октября 2019 г. № 2406-р «Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечней лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи» в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Шадринский районный суд Курганской области.

Судья Н.Ю. Журавлева

2-956/2023 ~ М-586/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Шадринский межрайонный прокурор
Ответчики
ГБУ "Шадринская центральная районная больница"
Другие
Департамент здравоохранения Курганской области
Суд
Шадринский районный суд Курганской области
Судья
Журавлева Н.Ю.
Дело на сайте суда
shadrinsky--krg.sudrf.ru
31.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.03.2023Передача материалов судье
06.04.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.04.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2023Подготовка дела (собеседование)
21.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее