Дело 2-7449/2024
РЕШЕНИЕ СУДА
Именем Российской Федерации
27 августа 2024 года
Балашихинский городской суд <адрес>
в составе председательствующего судьи Дошина П.А.,
с участием прокурора ФИО3
при секретаре ФИО4
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства сельского хозяйства <адрес> к ФИО2 о возмещении ущерба причиненного преступлением,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с требованиями к ответчику, просит суд взыскать с ФИО2 в пользу бюджета <адрес>, в лице министерства сельского хозяйства <адрес> ущерб, причиненный преступлением, в размере 269 972 540,07 рублей.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить в полном объеме, ходатайствовала о слушании дела в отсутствии своего представителя.
В судебном заседании представитель истца иск признал полностью, указал, что должен нести солидарную ответственность с остальными членами группы.
Выслушав истца, заключение прокурора, полагавшего, что иск подлежит удовлетворению,, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Приговором Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу 1-219/2023 ФИО2 признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ и назначено ему наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года со штрафом в размере 300 000 рублей, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Гражданский иск представителя потерпевшего министерства сельского хозяйства <адрес> о возмещении вреда, причиненного преступлением передано на рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ № 260-ФЗ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) общие требования и порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования устанавливается постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» от ДД.ММ.ГГГГ №, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии сельского хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ № 260-ФЗ оказание государственной поддержки сельскохозяйственным
товаропроизводителям осуществляется на основании договоров сельскохозяйственного страхования, вступивших в силу и в случае уплаты сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 % начисленной по этому договору страховой премии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ «О предоставлении и распределении субсидий из Федерального Бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений» от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила (далее по тексту Правила № от ДД.ММ.ГГГГ) предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с компенсацией части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений (далее - субсидии), действовавшие до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно указанным Правилам № от ДД.ММ.ГГГГ субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с компенсацией части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования (далее - договор страхования) на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений и посадок многолетних насаждений. Также в соответствии с указанными Правилами субсидии предоставляются при наличии в бюджете субъекта Российской Федерации (местном бюджете) бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с государственной поддержкой сельскохозяйственного страхования, одним из источников финансового обеспечения которой являются субсидии, предоставляемые с учетом установленного уровня софинансирования.
Подпунктом «в» п. 3 указанных Правил № от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрен перечень документов, необходимых для получения субсидий, одним из источников финансового обеспечения которых является субсидия (далее - целевые средства), и сроки их рассмотрения органом, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - уполномоченный орган), не превышающие 10 рабочих дней. Указанный перечень включает: заявление о перечислении целевых средств на расчетный счет страховой организации; справку о размере целевых средств, составленную на основании договора страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 % страховой премии; копию договора страхования; выписку из отчета о платежеспособности страховой организации.
Кроме того, подпунктом «в» п. 3 указанных Правил № от ДД.ММ.ГГГГ для получения целевых средств обязательным является соблюдение следующих условий и обязательств:
условие о перечислении уполномоченным органом средств на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии на расчетный счет страховой организации в размере 50 % страховой премии;
обязательство уполномоченного органа осуществлять проверку представленных сельскохозяйственными товаропроизводителями документов, и направлять в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации принятых документов, письменное уведомление о принятии заявления к рассмотрению или об отказе в его принятии с указанием причин отказа;
обязательство уполномоченного органа рассматривать представленные сельскохозяйственным товаропроизводителем документы для получения субсидий в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня письменного уведомления о принятии заявления к рассмотрению;
На основании п. 4 указанных Правил № от ДД.ММ.ГГГГ целевые средства предоставляются, если страховая организация является членом объединения страховщиков, а также при заключении сельскохозяйственным товаропроизводителем договора страхования со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление сельскохозяйственного страхования. В соответствии с данным пунктом целевые средства предоставляются при заключении договора страхования в отношении урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений на всей площади земельных участков, на которых сельскохозяйственным товаропроизводителем выращиваются эти сельскохозяйственные культуры и многолетние насаждения, а также при заключении договора страхования в отношении сельскохозяйственных культур - не позднее 15 календарных дней после окончания их сева или посадки, а в отношении многолетних насаждений - до момента прекращения их вегетации. Кроме того, целевые средства предоставляются при уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 % начисленной страховой премии.
С ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования» от ДД.ММ.ГГГГ № субсидии предоставляются на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства. Субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховой премии, начисленной по договору сельскохозяйственного страхования.
Согласно подпункта «д» п. 3 указанных Правил субсидии предоставляются: при заключении сельскохозяйственным товаропроизводителем договора сельскохозяйственного страхования со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление сельскохозяйственного страхования и при уплате сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 % начисленной страховой премии по этому договору, вступившему в силу; при заключении договоров сельскохозяйственного страхования в отношении урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, - на всей площади земельных участков, на которых сельскохозяйственным товаропроизводителем выращиваются эти сельскохозяйственные культуры и многолетние насаждения.
Согласно п. 4 Правил утвержден перечень документов, на предоставление субсидии, который включает:
а) заявление о перечислении субсидий на расчетный счет страховой организации;
б) справку о размере субсидий, составленную на основании договора сельскохозяйственного страхования и платежного поручения или иного документа, подтверждающих уплату сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 % страховой премии;
в) копию договора сельскохозяйственного страхования;
г) выписку из отчета о платежеспособности страховой организации.
Согласно подпункта «а» п. 3 указанных Правил субсидии предоставляются
в том числе при наличии утверждённой региональной (муниципальной) программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, предусматривающей государственную поддержку в сфере сельскохозяйственного страхования.
<адрес> принято постановление от ДД.ММ.ГГГГ №-П «Об утверждении Порядка предоставления за счет средств бюджета <адрес> субсидий на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования», согласно п.п. 3,4 которого - субсидия предоставляется получателям на уплату страховой премии, начисленной по договору страхования в области растениеводства на случай утраты (гибели) урожая сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, при условии заключения договора страхования со страховой организацией, имеющей лицензию на осуществление сельскохозяйственного страхования, в отношении урожая одного или нескольких видов сельскохозяйственных культур, урожая многолетних насаждений, а также вступлении указанного договора страхования в силу и уплатой получателем 50% начисленной страховой премии по данному договору
В соответствии с п. 5 указанного Порядка субсидии предоставляются получателям министерством в пределах средств краевого бюджета, предусмотренных на указанные цели законом <адрес> о краевом бюджете на текущий финансовый год и плановый период, включая субсидии, поступившие из федерального бюджета в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, в размере 50% страховой премии по договорам страхования.
В соответствии с п. 6 указанных Правил, предоставление субсидии получателям осуществляется на основании заявления; справки о размере субсидии, составленной на основании договора страхования; копии договора страхования; платежного поручения, подтверждающего уплату получателем 50% страховой премии по договору страхования; выписки из отчета о платежеспособности страховой организации, справки о размере субсидии.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ № 264-ФЗ оплата сельскохозяйственным товаропроизводителем 50 % страховой премии являлась основанием для оплаты и перечисления до ДД.ММ.ГГГГ в его адрес средств из федеральных и региональных бюджетов второй части страховой премии, а с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с вступившими в законную силу изменениями, внесенными Федеральным законом «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений - в ФЗ «О развитии сельского хозяйства» от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ, - в адрес страховой компании.
ФИО5 и ФИО6 в период в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, более точные дата и время следствием не установлены, на территории <адрес> была сформирована устойчивая организованная группа способная эффективно осуществлять запланированное ими преступление.
Продолжая формирование организованной группы, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 и ФИО6, находясь в <адрес>, обещая систематическое получение материальной выгоды за счёт
совершения тяжкого преступления - мошенничества, связанного с хищением путем обмана бюджетных денежных средств, предложили ранее знакомому по совместной деятельности в ЗАО «РОСАГРОСТРАХ» ФИО2, имевшему достаточный опыт работы в страховых компаниях, вступить в созданную ими организованную группу. При этом ФИО5 и ФИО6, оставляя за собой руководство организованной группой, решили возложить на ФИО2 преступные функции и обязанности: по осуществлению контроля за заключением фиктивных договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений; по осуществлению контроля за расчетами страховой премии по договорам страхования, от которых зависели суммы похищаемых денежных средств; по консультированию лиц, входящих в состав организованной группы, Л" относительно способов избежания возможного привлечения к уголовной ответственности; по оказанию помощи руководителям организованной группы ФИО6 и ФИО5 в поиске агентов на территории <адрес> для их вовлечения в состав организованной группы с целью придания видимости легальной страховой деятельности.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, находясь в <адрес>, осведомленный о преступных намерениях ФИО5 и ФИО6, осознавая противоправность своих предстоящих действий, добровольно, с целью получения прибыли от совершения преступлений, то есть действуя с корыстным мотивом, принял вышеуказанные условия, согласился с предложением ФИО5 и ФИО6, вступил в руководимую ими организованную группу в целях совместного совершения тяжкого преступления - мошенничества, связанного с хищением бюджетных денежных средств, путем обмана, под видом предоставления услуг по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, и обязался соблюдать все условия, направленные на достижение преступных результатов, был сплочен с ФИО5 и ФИО6 единой целью - незаконного обогащения за счёт совершения мошенничества.
В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 назначен на должность генерального директора ЗАО «РОСАГРОСТРАХ», и согласно Уставу указанной страховой организации, а также ст. 69 Федерального закона № 208-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об акционерных обществах», ФИО2, состоя в указанных должностях данного общества, являлся единоличным исполнительным органом, постоянно выполняющим административно- хозяйственные и организационно-распорядительные функции в ООО СК «ЕРМАК», и обязан был осуществлять руководство всей текущей деятельностью общества, без доверенности действовать от имени общества, в том числе представлять его интересы, совершать сделки, утверждать штаты, издавать приказы и давать указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Таким образом, ФИО2 выполнял в ЗАО «РОСАГРОСТРАХ» организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции.
Являясь участником организованной группы, под руководством ФИО5 и ФИО6, в рамках отведенной ему преступной роли ФИО2: осуществлял контроль за деятельностью по заключению фиктивных договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений; осуществлял контроль за расчетом страховой премии по договору страхования, от которого зависела сумма похищаемых денежных средств; осуществлял контроль за порядком применения страхового тарифа в соответствии с правилами страхования и нормативными документами Министерства сельского хозяйства РФ; консультировал лиц, входящих в состав организованной группы, относительно способов избежания возможного привлечения к уголовной ответственности; регулировал взаимоотношения с сельскохозяйственными товаропроизводителями при наступлении страхового случая; оказывал помощь руководителям организованной группы ФИО6 и ФИО5 в поиске агентов на территории <адрес> для их вовлечения в состав организованной группы с целью придания видимости легальной страховой деятельности Продолжая формирование организованной группы, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, находясь на территории <адрес>, действуя согласованно с ФИО5 и ФИО6, в соответствии с отведенной ему ролью в организованной f группе, обещая систематическое получение материальной выгоды за счёт совершения тяжкого преступления - мошенничества, связанного с хищением путем обмана бюджетных денежных средств, предложил ФИО8, ФИО9, ФИО7 вступить в созданную ФИО5 и ФИО6 организованную группу, доведя до них их преступные роли по поиску на территории <адрес> сельскохозяйственных товаропроизводителей, убеждению сельскохозяйственных товаропроизводителей о необходимости заключения договоров страхования урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений, в случае отсутствия у сельскохозяйственных товаропроизводителей собственных средств для оплаты части страховой премии по договору страхования - предлагать схему перечисления денежных средств по фиктивным договорам займа или поставки сельскохозяйственной продукции, заключенным с подконтрольными участникам организованной группы юридическими лицами, в том числе ООО «АгроРиск», ООО «Агрис», ООО «Центр-Ресурс», под условием ^ последующего их перечисления на счета ООО СК «ЕРМАК» или ЗАО «РОСАГРОСТРАХ» в качестве оплаты части страховой премии по договору страхования. При этом, ФИО8, ФИО9 и неустановленные лица не должны были сообщать сельскохозяйственным товаропроизводителям, что в случае наступления страхового случая им не будут произведены страховые выплаты.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, ФИО9, ФИО7 и неустановленные лица, находясь на территории <адрес>, осведомленные о преступных намерениях участников организованной группы,
осознавая противоправность своих предстоящих действий, добровольно, с целью получения прибыли от совершения преступлений, то есть действуя с корыстным мотивом, приняли вышеуказанные условия, согласились с предложением ФИО2, вступили в организованную группу в целях совместного совершения тяжкого преступления - мошенничества, связанного с хищением бюджетных денежных средств, путем обмана, под видом предоставления услуг по страхованию урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений, и обязались соблюдать все условия, направленные на достижение преступных результатов.
Таким образом, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, на территории <адрес> и <адрес> под руководством ФИО5 и ФИО6 была окончательно сформирована организованная группа, в и" состав которой вошли ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО7 и неустановленные лица.
ФИО2, согласно отведенной ему ФИО6 и ФИО5 активной роли в организованной группе,осуществлял контроль за деятельностью по заключению фиктивных договоров страхования урожаясельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой; контроль за расчетом страховой премии по договору страхования, от которого зависел размер суммы денежных средств, которые предполагалось похитить, и порядком применения страхового тарифа в соответствии с правилами страхования и нормативными документами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации; консультировал лиц, входящих в состав организованной группы, относительно способов избежать возможного привлечения к уголовной ответственности, по срокам оплаты страховой премии и о порядке вступления договора страхования в силу, урегулированию взаимоотношений сторон при наступлении страхового случая, по расчету страховой стоимости и страховой суммы по договору страхования в отношении конкретной сельскохозяйственной культуры, оказывал помощь руководителям организованной группы ФИО6 и ФИО5 в поиске агентов на территории <адрес> для их вовлечения в состав организованной группы для прикрытия совершаемого преступления под видом их легальной страховой деятельности, курировал незаконную деятельность организованной группы на территории <адрес>.
На основании финансово-экономического заключения специалиста № от ДД.ММ.ГГГГ в период с 2012 по 2014 года организованная группа, в состав которой вошли ФИО1, ФИО2, ФИО8, ФИО9, ФИО7 и неустановленные лица заключили несколько десятков фиктивных договоров, согласно которым общая сумма страховых взносов в размере 50% начисленной страховой премии (субсидия), перечисленная уполномоченным органом субъекта Российской Федерации за счет бюджетных денежных средств на возмещение части затрат сельскохозяйственным товаропроизводителям: Колхозу-племзаводу им. Ленина, ОАО «Белокопанское», СПК колхозу- племзаводу «Россия», СПК племзаводу «Дружба», ИП Главе КФХ ФИО10, ООО «Югинвест», СПК колхоз «Рассвет», СПК «Россия», ООО СХП «Чечера», ЗАО «Родина», ООО колхоз «Терский», ООО «Парижская коммуна», СПК «Архангельский», ООО «Агрофирма», ООО «Агро-смета», ООО «Компания Росагрорегион», ООО СХП «Рассвет», ООО СХП «Урожайное», СПК «Незлобненский», ИП Главе КФХ ФИО11, ОАО СП «Новтроицкое», ООО «Колос», ООО «Агрокомпания «Руно», СПК колхозу-племзаводу «Кубань», СПК колхозу-племзаводу «Чапаева», ООО «Арагви», СПК (коопхоз) «Новатор», ИП Главе КФХ ФИО12, ИП Главе КФХ ФИО13, ИП Главе КФХ ФИО14, ИП Главе КФХ ФИО15, ИП Главе КФХ ФИО16, СПК«Владимировский»,ООО СХП «Авангард»,
ООО «Плодообъединение «Сады Ставрополья», ООО совхоз «Кавказ- Темпельгоф», ООО «КМВ-Агро», ООО СХП «Новый Октябрь», ООО ФХ «Терра», ООО «Моя мечта», ООО СХП «Темижбекское», ИП Главе КФХ ФИО17, КХ «Молчановых», ООО «Ромашка» составила 270 072 540,07 рублей, из которых 255 678 433,80 рублей за счет средств федерального бюджета Российской Федерации, 14 394 106,27 рублей за сет средств <адрес>.
Согласно действовавшему на тот момент законодательству, оплата сельхозтоваропроизводителями 50% страховой премии, являлось условием получения субсидии из бюджета.
Фактически ни сельхозтоваропроизводитель, ни страховая компания расходов не несли. При этом страховая компания получала из бюджета РФ субсидии. Таким образом, фактически не имея цели страхования, ООО СК «Ермак» и сельхозтоваропроизводители заключали фиктивные договоры страхования, которые являлись необходимым условием для получения субсидии из бюджета, и получали под предлогом осуществления сельскохозяйственного страхования деньги из бюджета.
Целый ряд сельскохозяйственных организаций для оплаты первой части страховой премии в размере 50 % от общей по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой страховой премии по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой, который также носил фиктивный характер, использовал собственные средства.
В этих целях сельскохозяйственная организация с собственного расчетного счета перечисляла на расчетный счет ООО СК «Ермак» первую часть страховой премии в размере 50 % от общей страховой премии по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур с государственной поддержкой.
Получив указанные денежные средства ООО СК «Ермак» направляло их на расчетный счет подконтрольной ФИО6 фирмы (ООО «Агрис», ООО «АгроРиск», ООО «Центр-ресурс») по фиктивным договорам займа и /или купли-продажи ценных бумаг. Далее по распоряжению ФИО6 данные фирмы посредством знакомого ФИО6 - ФИО1, который в каждой из этих фирм являлся участником или генеральным директором, направляли указанные денежные средства по фиктивным основаниям (в основном, «за кабельную» или иную продукцию), на расчетный счет фирмы, указанной Демьяновым (например, ООО «Вектор»), для последующего их обналичивания и передачи руководителю сельскохозяйственной организации, то есть таким образом сельскохозяйственной организации возвращались потраченные на первую часть страховой премии денежные средства путем создания видимости хозяйственного оборота с фиктивными организациями. По своей сути это был вывод денежных средств из финансово-хозяйственного оборота сельскохозяйственной организации путем их незаконного обналичивания. О проведении вышеуказанной операции ФИО8 всегда договаривался с генеральным директором ООО СК «Ермак» ФИО6, о чем заранее сообщал ей и ФИО1, а также ему.
Как следует из вышесказанного, оплата первой части страховой премии по договору страхования сельскохозяйственной организации носила фиктивный характер и создавала видимость исполнения действующего на тот момент законодательства в области сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой с целью получения бюджетных денежных средств по соответствующему договору страхования. После поступления из бюджетной системы РФ второй части страховой премии в размере 50 % от общей страховой премии по договору страхования на расчетный счет страховой организации ООО СК «Ермак» расчет с сельскохозяйственными производителями и региональными представителями Демьяновым и Таран осуществлялся следующим образом: полученные бюджетные денежные средства ООО СК «Ермак» по распоряжению ФИО6 перечисляла на расчетный счет подконтрольных Митрофановой организаций: ООО «Агрориск», «ЦентрРесурс» по фиктивным основаниям (купля-продажа ценных бумаг, займ). Далее 70 % от поступивших бюджетных денежных средств с указанных выше компаний (ООО «Агрориск», «ЦентрРесурс») перечислялись по распоряжению Митрофановой на расчетный счет фирмы, указанной Демьяновым, по различным основаниям платежа, в основном, «за кабельную продукцию». В эту сумму входила сумма незаконного вознаграждения Демьянова, Тарана и доля сельхозтоваропроизводителей в размере не менее 50 % от поступивших бюджетных денежных средств по соответствующему договору страхования.
Осуществовала определенная схема хищения бюджетных денежных средств. Эту схему разработали ФИО6 и ФИО5, которые и вовлекали туда же исполнителей совершения преступления. Преступная группа совершала хищения бюджета на всей территории РФ. Схема, которую придумали ФИО6 и ФИО5, была одна и та же в каждом субъекте, только с вовлечением новых лиц.
ФИО8 сам (скорее всего, после проведения соответствующих переговоров с сельскохозяйственными товаропроизводителями и по согласованию с ними) определял не только порядок оплаты первой части страховой премии в размере 50%, но и способ расчета с сельскохозяйственными предприятиями и с ним и ФИО7 после поступления бюджета, то есть координировал деятельность головного офиса в части заключения и сопровождения договоров сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, заключенных при его посредничестве и посредничестве ФИО18 на территории <адрес>.
То есть сначала существовала схема проплаты, которая выражалась в следующем: страховая компания, в данном случае ЗАО «РосАгроСтрах», перечисляла денежную сумму по договору займа и/или договору купли-продажи ценных бумаг на расчётный счет подставной фирмы, подконтрольной Митрофановой и Каширину, в данном случае ООО «Агрис», руководителем которой являлся ФИО1, который также входил в преступную схему и в обязанности которого входило осуществление платежей по распоряжению Митрофановой на счета сельхоз товаропроизводителей, то есть тот номинально числился директором в организациях, но фактически выполнял все поручения Митрофановой. Фиктивные фирмы, которые были учреждены и возглавлялись ФИО1, были созданы исключительно на бумаге, по указанию ФИО6, исключительно для их использования при проплате денежных средств по фиктивным договорам без создания реального экономического оборота. Эти ООО не имели персонала, материальных ресурсов, помещений. По указанию
Митрофановой ФИО1 проводил необходимые для хищения бюджетных денежных средств платежи, используя «Банк-клиент» этих ООО и фиктивные основания.
После этого из ООО «Агрис» в июне 2012 года указанная сумма, равная примерно 50% страховой премии, была направлена по фиктивному договору купли-продажи сельскохозяйственной продукции на счет сельскохозяйственной (далее по тексту с/х) организации, в данном случае ООО «Ромашка».
После этого ООО «Ромашка» направляло полученные денежные средства на расчетный счет ЗАО «РосАгроСтрах», в качестве 50% оплаты страховой премии по договору страхования, чтобы показать видимость сделки, скрыв ее фиктивность. Данная схема была направлена по своей сути на хищение бюджетных денежных средств.
После того, как приходили бюджетные денежные средства на расчётные счета страховой компании, в данном случае, ЗАО «РосАгроСтрах», последняя с помощью двух вариантов распоряжалась ими.
Первый вариант. ЗАО «РосАгроСтрах» направляла по фиктивному договору купли-продажи ценных бумаг или займа поступившие бюджетные денежные средства на расчётный счет подконтрольных Митрофановой и Каширину ООО, в данном случае, ООО «Агрис», с целью их распределения в последующем между всеми членами преступной группы, в том числе, с целью перечисления на расчетный счет сельхозтоваропроизводителя, в данном случае ООО «Ромашка».
Этот платеж (доля сельхозтоваропроизводителя) составлял 45-50 % от поступивших бюджетных денежных средств, что являлось долей сельхозтоваропроизводителя в похищенных бюджетных денежных средствах. Затем ООО «Агрис» осуществляло второй платеж из поступивших бюджетных денежных средств в качестве вознаграждения агенту на фирму, указанную им, и составлял 20-25% от поступивших бюджетных денежных средств.
Второй вариант. 70% от поступивших бюджетных денежных средств составляла доля в качестве установленного Митрофановой и Кашириным вознаграждения сельхозтоваропроизводителя ООО «Ромашка» и агента, при этом доля сельхозтоваропроизводителя составляла не менее 45-50 % от поступивших бюджетных денежных средств, так как без его участия и осведомленности о фиктивности сделок, вся схема хищения не могла бы существовать, а доля агента была 20-25%. Денежные средства между сельхозтоваропроизводителем и собой распределял агент, точнее, тот отдавал эту долю, поскольку денежные средств перечислялись от страховой компании через подставную фирму на счет фирмы, указанной агентом лично. Это было все заранее обговорено с Митрофановой и Кашириным.
По показаниям обвиняемого - ФИО2, который вину в инкриминируемом ему деянии признал полностью, подтвердил в полном объеме ранее данные им показания в качестве подозреваемого и показал, что Демьянов, Таран, Акалелов доводили до всех представителей хозяйств схему и условия страхования, что при отсутствии у хозяйств собственных денег они могут заключить договоры займа, поставки или поставки с аффилированными лицами ООО СК «Ермак», созданными для перечисления денег сельскохозяйственным товаропроизводителям по подобным фиктивным договорам, чтобы получить от указанных организаций денежные средства в безналичной форме, которые впоследствии перечислить в адрес ООО СК «ЕРМАК» в качестве оплаты страховой премии в размере 50% по договору страхования урожая сельскохозяйственных культур, посадок многолетних насаждений - с государственной поддержкой. Если представитель хозяйства соглашался, то договоры заключались. Соответственно Демьянов, Таран, Акалелов знали о том, что у хозяйств собственных денег не было. Кроме того, и Демьянов и Таран и Акалелов достоверно знали о том, что условия договора страхования никем исполняться не будут.
В ходе рассмотрения уголовного дела ФИО2 платежным поручением № от ДД.ММ.ГГГГ добровольно вернул часть ущерба, причиненного преступлением в размере 100 000,00 рублей (копия прилагается).
Суд соглашается с расчетом суммы ущерба представленным истцом, так как он математически верен и учитывает частичное исполнения обязательства ответчиком.
В связи с выше изложенным иск подлежит удовлетворению. Кроме того, суд принимает признание иска ответчиком. Признание иска является самостоятельным основанием для его удовлетворения.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, с ответчика в пользу бюджета г\о Балашиха подлежит взысканию госпошлина 60000 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд, -
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Взыскать с ФИО2 в пользу бюджета <адрес>, в лице министерства сельского хозяйства <адрес>, ущерб причиненный преступлением, в размере 269972540 рублей 07 копеек.
Взыскать с ФИО2 в доход бюджета г\о Балашиха госпошлины 60000 рублей.Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца, через Балашихинский городской суд, с даты изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Федеральный судья П.А. Дошин