УИД 60RS0025-01-2023-000596-60
Р Е Ш Е Н И Е Дело № 2-364/2023
Именем Российской Федерации
17 октября 2023 г. п. Струги Красные
Стругокрасненский районный суд Псковской области в составе председательствующего судьи Карповой М.В.,
при секретаре Халдиной Я.В.,
с участием заместителя прокурора Стругокрасненского района Моховиковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Марьинская волость» об обязании обустройства контейнерных площадок накопления твердых бытовых отходов,
установил:
Псковский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Марьинская волость» об обязании обустройства контейнерных площадок накопления твердых бытовых отходов.
В обоснование иска указал, что Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, по результатам которой в работе Администрации сельского поселения «Марьинская волость» Стругокрасненского района Псковской области выявлен ряд нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно части 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает перечень вопросов местного значения городского, сельского поселения.
К вопросам местного значения городского поселения, согласно вышеназванной статье, в том числе относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Указанный вопрос местного значения на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 № 1464-03 «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Псковской области закрепляются следующие вопросы местного значения: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Более того, согласно части 4 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 (далее - СанПиН 2.1.3684-21) на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО). Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами (далее - заинтересованные лица), независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Как установлено проверкой, в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения «Марьинская волость» утвержденный Постановлением Администрации сельского поселения «Марьинская волость» от 25.03.2019 № 15, включены места накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: Псковская область, Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Центральная, д. 25; Псковская область, Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Школьная, д. 3.
Собственником данных площадок является Администрация сельского поселения «Марьинская волость».
Вопреки требованиям пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ, части 1 статьи 22 Федерального закона № 52-ФЗ, пункта 3 СанПиН 2.1.3684-21 указанные места накопления твердых коммунальных отходов не оборудованы ограждением по периметру, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, а также твердым (бетонным, асфальтовым) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод.
В целях их устранения 30.08.2023 природоохранной прокуратурой в адрес Главы Администрации сельского поселения «Марьинская волость» внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено. Однако, исходя из ответа на акт прокурорского реагирования от 13.09.2023, контейнерные площадки на территории сельского поселения «Марьинская волость» оборудованы не были. Проведение указанных работ запланировано в период с 2024-2026 года.
Ссылаясь на ст. 38, 45, 131 ГПК РФ, Псковский природоохранный межрайонный прокурор просит обязать Администрацию сельского поселения «Марьинская волость» Стругокрасненского района Псковской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 на территории сельского поселения «Марьинская волость» Стругокрасненского района Псковской области контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресам: Псковская область, Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Центральная, д. 25; Псковская область, Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Школьная, д. 3.
В судебном заседании заместитель прокурора Стругокрасненского района Псковской области Моховикова Н.А. исковые требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора поддержала, пояснила суду вышеизложенное.
Представитель СП « Марьинская волость» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен доолжным образом. Согласно заявления главы СП « Марьинская волость» Бармашовой Н.Б., она просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, с исковыми требованиями согласна.
Принимая во внимание положения статьи 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.
Выслушав представителя истца, исследовав материала дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с ТКО, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Статьей 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен перечень вопросов местного значения городского сельского поселения. Согласно указанному перечню к вопросам местного значения сельского поселения, в том числе относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО. Указанный вопрос местного значения на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
Статьей 1 Закона Псковской области от 10.12.2014 № 1464-03 «О закреплении за сельскими поселениями Псковской области вопросов местного значения городских поселений» за сельскими поселениями Псковской области закрепляются следующие вопросы местного значения: участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию ТКО.
Согласно части 1 статьи 13.4 Федерального закона № 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 4 указанной статьи).
Согласно п. 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
В соответствии с пунктом 3 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно- эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 на территориях городских и сельских поселений (далее - населенные пункты) в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов. Контейнерные площадки, организуемые заинтересованными лицами, независимо от видов мусоросборников (контейнеров и бункеров) должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Специальные площадки должны иметь подъездной путь, твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра.
Как следует из материалов дела, природоохранной прокуратурой на основании обращения Румянцевой И.В., проведена проверка соблюдения СП «Марьинская волость» требований законодательства об отходах производства и потребления, в ходе которой, установлено, что в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории сельского поселения «Марьинская волость» утвержденный Постановлением Администрации сельского поселения «Марьинская волость» от 25.03.2019 № 15, включены места накопления твердых коммунальных отходов, расположенные по адресам: Псковская область, Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Центральная, д. 25; Псковская область, Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Школьная, д. 3. Собственником данных площадок является Администрация сельского поселения «Марьинская волость».
Из акта проверки с выездом на место от 24.08.2023 г. следует, что старшим помощником Псковского природоохранного межрайонного прокурора Царевым А.М. осуществлена выездная проверка в районе д. Пятчино, Стругокрасненского района, Псковской области. Установлено, что площадки накопления ТКО, расположенные по адресам Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Центральная, д. 25 (географические координаты 58.374732 29.225886) и Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. ул. Школьная, д.3 (географические координаты 58.373528 29.224716), включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО сельского поселения «Марьинская волость» под номерами 24 и 25 соответственно. В ходе визуального осмотра площадок, установлено, что в нарушение требований СанПиН 2.1.3684-21 площадки накопления ТКО в д. Пятчино, ул. Центральная, д. 25 и д. Пятчино, ул. ул. Школьная, д.3 не оборудована твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Кроме того, на контейнерной площадке № 24 отходы отдельными очагами, а также в полиэтиленовых пакетах располагаются на почве за пределами контейнерной площадки.
Согласно представлению об устранении нарушений законодательства об отходах производства и потребления от 30.08.2023, вынесенному Псковской природоохранной межрайонной прокуратурой Главе СП «Марьинская волость», прокуратурой указывается на выявленный нарушения требования законодательства об отходах производства и потребления в д. Пятчино Стругокрасненского района Псковской области, прокуратурой выставлено требование о незамедлительном принятии мер по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующим, а именно: оборудовать площадки накопления ТКО, расположенные по адресам: Псковская область, Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Центральная, д. 25; Псковская область, Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Школьная, д. 3, о результатах сообщить в прокуратуру района.
Из ответа главы СП «Марьинская волость» Н.Б. Бармашовой от 13.09.2023 следует, что оборудовать площадки накопления ТКО не представляется возможным в связи с отсутствием финансирования. Данный вид расходов будет учтен при планировании бюджета на 2024 год и плановый 2025, 2026 годы.
Поскольку установлено, что площадки накопления ТКО, расположенные по адресам: Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Центральная, д. 25, и Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. ул. Школьная, д.3, не оборудована твердым (асфальтовым, бетонным) покрытием с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждением, обеспечивающим предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки, иск природоохранного прокурора подлежит удовлетворению.
СП «Марьинская волость» от уплаты государственной пошлины не освобождено, поэтому с ответчика подлежит взысканию сумма в размере 300 руб., что в соответствии с п.п. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, составляет размер уплаты государственной пошлины с физического лица при подаче искового заявления неимущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Псковского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Марьинская волость» об обязании обустройства контейнерных площадок накопления твердых бытовых отходов удовлетворить.
Обязать Администрацию сельского поселения «Марьинская волость» Стругокрасненского района Псковской области в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.3684-21 на территории сельского поселения «Марьинская волость» Стругокрасненского района Псковской области контейнерные площадки накопления твердых коммунальных отходов по адресам: Псковская область, Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Центральная, д. 25; Псковская область, Стругокрасненский район, д. Пятчино, ул. Школьная, д. 3.
Взыскать с СП «Марьинская волость» госпошлину в доход муниципального образования «Стругокрасненский район» в сумме 300 руб.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Псковский областной суд через Стругокрасненский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Карпова
Мотивированное решение изготовлено – 17.10.2023 г.