Дело № 2-233/2023
УИД 29RS0025-01-2023-000322-08
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Октябрьский 30 июня 2023 года
Устьянский районный суд Архангельской области в составе председательствующего Ручьева Н.М.,
при секретаре судебного заседания Демидкиной В.В.,
с участием истца Ивойлова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Устьянского районного суда Архангельской области гражданское дело по исковому заявлению Ивойлова В.В. к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости,
установил:
Ивойлов В.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – ответчик, ОСФР) о возложении обязанности произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 8 ст. 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ) с 01 января 2022 года в порядке, установленном в п. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, взыскании компенсации морального вреда в размере 1 000 руб., расходов по уплате государственной пошлины в размере 600 руб.
В обоснование требований истец указал, что ответчиком ему было отказано в перерасчете пенсии, в связи с отсутствием на лицевом счете данных об уплате страховых взносов за 2021 год. 24.11.2022 он направил заявление в Пенсионный фонд с приложением документов о перечислении страховых взносов за 2021 год (платежные поручения ... от 03.02.2022, ... от 12.11.2022). При этом в налоговом органе ему подтвердили, что страховые взносы в бюджет ПФР за 2021 год у него уплачены. Из письма органа пенсионного фонда от 14 декабря 2022 года следует, что с 01.08.2022 перерасчет размера страховой пенсии по старости произведён из величины за 2021 год в размере ..., без учета перечислений страховых взносов за 2021 год, так как информация об уплате страховых взносов за 2021 год в ПФР отсутствует. 16.02.2023 он обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ, в связи с наличием необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера и страхового стажа. Решением ОСФР от 20.02.2023 ему отказано, в связи отсутствием требуемого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностям и страхового стажа. С указанным решением не согласен, считает, что его стажа достаточно для перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 8 ст. 18 и п. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, поскольку им дважды были перечислены страховые взносы в бюджет ПФР за 2021 г.
В судебном заседании истец Ивойлов В.В. исковые требования уточнил, просил обязать ОСФР произвести ему перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 8 ст. 18 и п. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ с 01 марта 2023 года, остальные требования не поддержал. В обоснование доводов уточненных исковых требований пояснил, что в сентябре 2021 года обратился с заявлением в ПФР за назначением пенсии, ему с октября 2021 года назначена страховая пенсия, при этом в пенсионном фонде ему пояснили, что при наличии у него стажа работы в районах Крайнего Севера он может претендовать на более высокий размер пенсии, в связи с чем он утроился на работу в ..., и проработал там один месяц. Данный период (октябрь 2021 года) ПФР зачли в стаж его работы в районах Крайнего Севера (далее - РКС). Так как в 2021 году он, как индивидуальный предприниматель, не уплачивал страховые взносы за 2021 год, ему не был включен в стаж работы период с 01.01.2021 по 30.09.2021 и с 01.11.2021 по 31.12.2021. Налоговой инспекцией в январе 2022 года ему было начислено ... руб. страховых взносов за 2021 год, которые он уплатил 03.02.2022. Обратившись в ноябре 2022 года в ОСФР с письменным обращением с просьбой выявить причину не поступления денежных средств за 2021 год по платежному поручению ... от 03.02.2022 об уплате ... руб. получателю МИФНС России № 8 по Архангельской области и НАО, 12.12.2022 он получил ответ о том, что на его лицевом счете отсутствуют сведения о стаже и об оплате страховых взносов за 2021 год. Будучи уверенным, что в 2023 году сведения об уплаченных за 2021 год страховых взносах имеются у ответчика, он обратился 16.02.2023 с заявлением о перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, при этом предоставил платежные поручения об уплате страховых взносов за 2021 год, но ему 20.02.2023 было отказано в перерасчете в связи с отсутствием необходимого стажа работы в РКС. 20.03.2023 он вновь обратился в ОСФР с аналогичным заявлением о перерасчете, решение по вопросу перерасчете фиксированной выплаты было приостановлено для выяснения вопроса об отсутствии данных о стаже и об уплате страховых взносов за 2021 год. 27.06.2923 ему также было отказано со ссылкой, что налоговым органом не представлено сведений об уплате им страховых взносов за 2021 год. Считает, что ответчиком, несмотря на подтверждение им уплаты страховых взносов за 2021 год, данный факт у МИФНС не выяснен, необоснованно отказано в перерасчете фиксированной выплаты к страховой пенсии, ответчик должен был сделать перерасчет по его заявлению от 16.02.2023 с первого числа месяца, следующим за месяцем обращения. В 2021 году он работал как индивидуальный предприниматель, занимался лесопереработкой на принадлежащей ему пилораме на ..., представил копии документов о праве собственности на здание лесопильного цеха. Пояснил, что документы о праве собственности на пилораму он предоставлял ответчику, дополнительных документов у него не просили.
Ответчик - ОСФР по Архангельской области и НАО о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представителя на судебное заседание не направил. Представитель ответчика Некрасова Е.В. в письменном отзыве исковые требования не признала, указав, что с 28.10.2021 ОПФР по Архангельской области и НАО Ивойлову В.В. назначена страховая пенсия по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ. 23.11.2021 Ивойлов В.В. обратился с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и страхового стажа. В соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в стаж работы в РКС был учтен период работы истца в Управлении федеральной почтовой связи Архангельской области с 01.10.2021 по 30.10.2021, стаж работы истца в РКС (с применением положений ч. 6 ст. 17 Закона № 400-ФЗ) составил ... (требуемый - 15 лет), стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера (далее - МКС), - ... (требуемый - 20 лет), страховой стаж - ... (требуемый - 25 лет). Решением от 26.11.2021 ... ОПФР по Архангельской области и НАО отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ, в связи с отсутствием требуемого стажа. 24.11.2022 истец обратился в ОПФР по Архангельской области и НАО с просьбой выявить причину не поступления денежных средств за 2021 год по платежному поручению ... от 03.02.2022 об уплате ... руб. получателю МИФНС России № 8 по Архангельской области и НАО, с указанием в назначении платежа - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР. 14.12.2022 в ответ на указанное обращение Ивойлову В.В. разъяснено о порядке начисления и сроках уплаты страховых взносов, порядке и сроках передачи соответствующих сведений ФНС России в Пенсионный фонд Российской Федерации, и об отсутствии информации об уплате страховых взносов истцом за 2021 год, в сведениях, представленных налоговым органом. Также истцу были даны разъяснения о том, что после поступления из ФПС России сведений об уплате им страховых взносов, они будут внесены на его лицевой счет. 16.02.2023 Ивойлов В.В. обратился с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в РКС и страхового стажа. Решением об отказе в перерасчете пенсии от 20.02.2023 ... Отделением отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа. В страховой стаж и стаж работы в МКС, включен период с 01.01.2020 по 31.12.2020, так как подтверждена работа в МКС в качестве индивидуального предпринимателя, и не включен период регистрации истца в качестве индивидуального предпринимателя с 01.01.2021 по 31.12.2022, поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения о стаже, об уплате страховых взносов за указанный период отсутствуют. При этом, согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, налоговым органом были переданы сведения о начисленных истцу страховых взносах за 2021 год в сумме ... руб. 20.03.2023 Ивойлов В.В. вновь обратился с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, представив платежное поручение ... от 03.02.2022 об уплате ... руб. получателю МИФНС России № 8 по Архангельской области и НАО, с указанием в назначении платежа - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР. В связи с отсутствием на индивидуальном лицевом счете истца информации об уплате страховых взносов и стаже за 2021-2022 г.г. и отсутствием требуемого стажа Отделением вынесено решение об отказе в перерасчете пенсии от 27.06.2023 .... Вместе с тем, при рассмотрении заявления истца от 16.02.2023 период 2021 год, не мог быть учтен Отделением при исчислении стажа для установления истцу размера фиксированной выплаты страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ. Информация относительно уплаты Ивойловым В.В. страховых взносов за 2021 год в ОСФР налоговым органом по настоящее время не представлена. При обращении с заявлениями о назначении, перерасчете пенсии, на дату 01.01.2022 указанную истцом как дату, с которой надлежит произвести перерасчет пенсии, документального подтверждения факта работы в МКС, за спорный период истцом представлено не было. Кроме того, на 01.01.2022 указанный факт отсутствовал, поскольку уплата страховых взносов истцом не произведена в срок не позднее 31.12.2021. В каком размере уплачены истцом страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за 2021 год, за какой период они учтены налоговым органом, Отделение сведениями не располагает. Таким образом, при определении Отделением страхового стажа, стажа работы в РКС и МКС, истца период 2021 год (за исключением периода с 01.10.2021 по 31.10.2021) не подлежал учету. Оснований полагать, что сведения, представленные налоговым органом для целей ведения персонифицированного учета в отношении истца, недостоверны, у Отделения не имеется, Отделение такими доказательствами не располагает. В материалы гражданского дела доказательства непосредственной работы истца в тяжелых климатических условиях в спорный период не представлены. Поскольку нарушения пенсионных прав затрагивают имущественные права граждан, требования о компенсации морального вреда исходя из положений п. 2 ст. 1099 ГК РФ не подлежат удовлетворению, так как специального закона, допускающего в указанном случае возможность привлечения органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, к такой ответственности, не имеется. Доказательств причинения морального вреда истцу незаконными действиями Отделения, наступления негативных последствий для истца, взаимосвязи между действиями Отделения, нарушающими права истца, и его физическими или нравственными страданиями истец не приводит.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке.
Суд, в силу ч. 2 ст. 12 ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, создав все условия для установления фактических обстоятельств дела, предоставив сторонам возможность на реализацию их прав, заслушав истца Ивойлова В.В., исследовав материалы дела, с учетом положений ст. 56 ГПК РФ приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 ст. 16 настоящего Федерального закона.
В случае приобретения необходимого календарного стажа работы в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях и (или) страхового стажа, дающих право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и (или) приравненных к ним местностях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, согласно ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Часть 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ является элементом правового механизма пенсионного обеспечения граждан, продолжительное время проработавших в районах Крайнего Севера. Установленное ею правовое регулирование направлено на предоставление указанным лицам повышенного уровня пенсионного обеспечения, имеет целью компенсировать их дополнительные материальные затраты и физиологическую нагрузку в связи с работой и длительным проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях.
Судом при рассмотрении дела установлено, что Ивойлов В.В. с 28 октября 2021 года является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ.
23 ноября 2021 года Ивойлов В.В. обратился в территориальный орган ПФР с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в РКС и страхового стажа.
Решением от 26.11.2021 ... ОПФР по Архангельской области и НАО истцу было отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и стажа работы в РКС.
Как следует из решения, в стаж работы истца в РКС в соответствии с выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица был учтен период его работы в ... (... ...) с ...г. по ...г.. Стаж работы истца в РКС (с применением положений ч. 6 ст. 17 Закона № 400-ФЗ) составил ... (требуемый 15 лет), стаж работы в МКС – ... (требуемый 20 лет), страховой стаж – ... (требуемый - 25 лет).
При вынесении решения в стаж работы истца в МКС и в страховой стаж не был включен период работы индивидуальным предпринимателем в 2021 г., в связи с неуплатой истцом страховых взносов за 2021 год. Неуплата страховых взносов за 2021 год на дату обращения истца за перерасчетом размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (23.11.2021) подтверждается представленными документами, а также не оспаривается истцом (оплата страховых взносов за 2021 год произведена только 03.02.2022). Данное решение об отказе в перерасчете пенсии от 26.11.2021 истцом не обжалуется.
24 ноября 2022 года истец обратился в ОПФР по Архангельской области и НАО с просьбой выявить причину не поступления денежных средств за 2021 год по платежному поручению ... от 03.02.2022 об уплате ... руб. получателю МИФНС России № 8 по Архангельской области и НАО, с указанием в назначении платежа - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР.
12 декабря 2022 года на указанное обращение Ивойлову В.В. дан ответ, где сообщается об отсутствии информации в сведениях, представленных налоговым органом, об уплате страховых взносов истцом за 2021 год.
С 1 января 2023 года государственное учреждение - Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 14.07.2022 № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации» реорганизован с одновременным присоединением к нему Фонда социального страхования Российской Федерации путем создания Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
16 февраля 2023 г. Ивойлов В.В. обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в РКС и страхового стажа.
Решением от 20.02.2023 ... ответчиком истцу было отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого страхового стажа (не менее 25 лет, при наличии – ...) и требуемого стажа работы в РКС (не менее 15 календарных лет, при наличии – ...).
Из указанного решения следует, что в страховой стаж и стаж работы в МКС был включен период работы истца с 01.01.2020 по 31.12.2020 в качестве индивидуального предпринимателя, не включены в стаж работы в МКС и в страховой стаж периоды с 01.01.2021 по 30.09.2021 и с 01.11.2021 по 31.12.2021 осуществления деятельности Ивойловым В.В. в качестве индивидуального предпринимателя, поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения о стаже и об уплате страховых взносов за указанный период отсутствуют.
20 марта 2023 года Ивойлов В.В. вновь обратился с заявлением о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, на основании ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в связи с приобретением необходимого календарного стажа работы в РКС и страхового стажа.
В связи с отсутствием на индивидуальном лицевом счете истца информации об уплате страховых взносов и стаже за 2021-2022 гг. ответчиком вынесено решение о приостановлении срока рассмотрения заявления от 20.03.2023.
26 июня 2023 года решением ... в связи с непредставлением соответствующих сведений срок рассмотрения по заявлению истца о перерасчете пенсии от 20.03.2023 восстановлен.
Решением об отказе в перерасчете пенсии от 27.06.2023 ... ответчиком истцу вновь было отказано в перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с ч. 8 ст. 18 Закона № 400-ФЗ в связи с отсутствием требуемого стажа, не включены в стаж работы в МКС и в страховой стаж периоды осуществления Ивойловым В.В. индивидуальной предпринимательской деятельности с 01.01.2021 по 30.09.2021 и с 01.11.2021 по 31.12.2021, поскольку на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица сведения о стаже, об уплате страховых взносов за указанный период отсутствуют.
Не согласившись с решением ответчика от 20.02.2023 ... об отказе в перерасчете пенсии, истец обратился в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 1 ст. 11 Закона № 400-ФЗ определено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Индивидуальные предприниматели, в силу положений ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» относятся к застрахованным лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой.
С момента приобретения гражданином статуса индивидуального предпринимателя он также становится страхователем по обязательному пенсионному страхованию и у него возникает обязанность по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, периоды индивидуальной предпринимательской деятельности могут быть включены в страховой стаж и стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей и факта осуществления указанной деятельности в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как следует из выписки ЕГРИП Ивойлов В.В. зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ...г. по настоящее время, постоянно проживает и зарегистрирован по месту жительства в .... Основным видом деятельности является «02.20 Лесозаготовки», а одним из дополнительных - «16.10 Распиловка и строгание древесины».
Согласно пп. 1 ч. 1 ст. 430 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере 32 448 руб. за расчетный период 2021 года, 34 445 рублей за расчетный период 2022 года; в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 руб., - в фиксированном размере страховых взносов, установленном абзацем вторым настоящего подпункта, плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
Согласно ч. 1 ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период, производится индивидуальными предпринимателями, не производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, самостоятельно в соответствии со ст. 430 НК РФ.
Согласно ч. 2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период уплачиваются плательщиками в совокупном фиксированном размере не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в установленные сроки, налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками. При превышении суммы страховых взносов, определенной налоговым органом, над суммой страховых взносов, фактически уплаченных плательщиком за расчетный период, налоговый орган выявляет в порядке, установленном настоящим Кодексом, недоимку по страховым взносам.
В обосновании своих доводов об уплате страховых взносов за 2021 год истец представил платежные документы.
Согласно платежному поручению ... от 03.02.2022 Ивойловым В.В. уплачено ... руб. получателю МИФНС России № 8 по Архангельской области и НАО, с указанием в назначении платежа - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР.
Согласно платежному поручению ... от 12.11.2022 Ивойловым В.В. уплачено ... руб. получателю МИФНС России № 8 по Архангельской области и НАО, с указанием в назначении платежа - страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет ПФР. Как пояснил истец в судебном заседании, уплата повторно 12.11.2022 страховых взносов за 2021 год в размере ... руб. связана с тем, что пенсионный фонд не принимал платеж от 03.02.2022.
Как следует из представленной УФНС России по Архангельской области и НАО выписки из карточки расчетов с бюджетом налогоплательщика Ивойлова В.В., где отражены сведения об операциях по начислению, зачёту и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии за период с 01.01.2017 (даты передачи полномочий ФНС по администрированию страховых взносов): 11.01.2022 Ивойлову В.В. начислены страховые взносы за 2021 год в размере ... руб.; 04.02.2022 – уплачены страховые взносы за 2021 год в размере ... руб.; 12.11.2022 – уплачены страховые взносы в размере ... руб.; 12.11.2022 – уплачены страховые взносы в размере ... руб.; Сальдо на начало года и на 29.05.2023 ... руб.
Следовательно, УФНС России по Архангельской области и НАО подтверждено начисление и уплата Ивойловым В.В. страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в бюджет ПФР на выплату страховой пенсии за 2021 год в размере ... руб., иных начислений за 2021 год Ивойлову В.В. не производилось.
Кроме того, согласно, имеющейся в выплатном деле справки ..., выданной УФНС России по Архангельской области и НАО индивидуальный предприниматель Ивойлов В.В. по состоянию на 16.03.2023 не имеет неисполненных обязанностей по уплате страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.
Вышеуказанные обстоятельства указывают на несоответствие сведений индивидуального лицевого счета Ивойлова В.В. по 2021 году в части начисленных истцу страховых взносах за 2021 год в сумме ... руб. и отсутствии уплаты страховых взносов, доказательств обратного суду ответчиком не представлено.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования» (далее – Закон №27-ФЗ) органы Фонда имеют право получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц; обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги.
При этом суд принимает во внимание, что ответчиком, несмотря на обращение Ивойлова В.В. 24.11.2022 о необходимости проверки уплаты им страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2021 год, а также при приостановлении разрешения заявления истца о перерасчете размера пенсии от 20.03.2023, вышеуказанная проверка не проведена, в УФНС России по Архангельской области и НАО в порядке межведомственного взаимодействия сведения о доходах истца в качестве индивидуального предпринимателя, о начислении страховых взносов и их уплате за 2021 год, не истребовались.
Доводы ответчика о том, что истцом в спорный период не осуществлялась индивидуальная предпринимательская деятельность в особых климатических условиях, являются несостоятельными, опровергающими доказательствами в соответствии со ст. 56 ГПК РФ не подтверждены.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению утвержден приказом Минтруда России от 04.08.2021 № 538н (далее - Перечень № 538н).
Пунктом 7 Перечня № 538н определен необходимый перечень документов для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Законом № 400-ФЗ, в частности, о периодах работы в РКС и МКС (части 4 и 5 ст. 17 Закона № 400-ФЗ).
На основании ч. 2 ст. 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Законом №27-ФЗ подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
На основании пп. «н» п. 12 Перечня № 538н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Закона № 400-ФЗ в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы (сведения) о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункты 2 и 6 ч. 1 ст. 32 Закона № 400-ФЗ).
Согласно сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, стаж работы Ивойлова В.В. в РКС (с применением положений ч. 6 ст. 17 Закона № 400-ФЗ) подсчитан ответчиком на дату обращения 16.02.2023 и составил ... (требуемый 15 лет), стаж работы в МКС – ... (требуемый 20 лет), страховой стаж – ... (требуемый -25 лет).
В материалах выплатного (пенсионного) дела Ивойлова В.В. представлено свидетельство о государственной регистрации права на объекты недвижимости – пилораму в ... от ...г..
Как следует из пояснений истца, указанный документ представлен ответчику в подтверждение его работы в МКС в Устьянском районе Архангельской области. На основании данного документа в его стаж работы в МКС ответчиком были включены периоды его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя до 31.12.2020.
Указанные пояснения истца подтверждаются, имеющимися в выплатном (пенсионном) деле документами: выпиской из лицевого счета и справкой проверки достоверности, представленных сведений от 23.07.2021 ..., где на основании проведенной проверки документов, в том числе наблюдательного дела ИП Ивойлова В.В. и свидетельства о государственной регистрации права от ...г. на пилораму в ..., подтверждается осуществление ИП Ивойловым В.В. индивидуальной предпринимательской деятельности на территории Устьянского района Архангельской области в периоды с 15.05.2002 по 31.12.2004 и с 28.08.2006 по 31.12.2019, в связи с чем указанные периоды подлежит считать периодами работы в МКС.
Аналогичные выводы сделаны ответчиком по 2020 году. Как следует из решения от 20.02.2023 ..., в страховой стаж и стаж работы в МКС был включен период работы истца с 01.01.2020 по 31.12.2020 в качестве индивидуального предпринимателя.
В материалы дела истцом в обосновании факта осуществления предпринимательской деятельности в Устьянском районе Архангельской области дополнительно представлено свидетельство о государственной регистрации права от 15.02.2012, согласно которому Ивойлов В.В. является собственником здания лесопильного цеха, расположенного в ....
Указанные документы подтверждают осуществление истцом предпринимательской деятельностью, в том числе в 2021 году в Устьянском районе Архангельской области.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 23 Закона № 400-ФЗ перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения.
Частью 2 ст. 23 Закона № 400-ФЗ определено, что заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из анализа положений ст. 21, ст. 22 Закона № 400-ФЗ следует, что при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение дает оценку содержащимся в них сведениям, правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения.
При этом согласно ч. 7 и ч. 8 Закона № 400-ФЗ необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов. Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.
На основании ч. 3 ст. 22 Закона № 400-ФЗ, в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Документы в подтверждение факта осуществления предпринимательской деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, истцом представлены пенсионному органу при обращении за установлением пенсии, перерасчетом размера пенсии, оценка которых осуществлена ответчиком при проверке его права на назначение пенсии и на перерасчет пенсии. При этом представленные истцом в пенсионный орган свидетельство о государственной регистрации права на объекты недвижимости – пилораму в ... от ...г., принято ответчиком в качестве подтверждения осуществления деятельности в особых климатических условиях, что следует из материалов пенсионного дела и письменного отзыва ответчика.
Вместе с тем, в материалах пенсионного дела отсутствует информация о том, что до заявителя доводилась информация о необходимости предоставления каких-либо дополнительных документов, обязанность по предоставлению которых лежит на лице, претендующем на назначение (перерасчет) пенсии.
В силу ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
При этом согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив в совокупности предоставленные доказательства применительно к требованиям ст. 67 ГПК РФ, учитывая сведения об уплаченных истцом страховых взносах, а также принимая во внимание данные в налоговых документах, суд установив, что истец Ивойлов В.В. в спорный период с 01.01.2021 по 30.09.2021 и с 01.11.2021 по 31.12.2021 имел статус индивидуального предпринимателя, состоял на учете в налоговом и пенсионном органах Архангельской области, осуществлял деятельность в Устьянском районе, отнесенном в соответствии с Постановлением Совета Министров от 03.01.1983 № 12 «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районом Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета министров СССР от 10.11.1967 №1029», к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера, приходит к выводу, что периоды осуществления истцом предпринимательской деятельности с 01.01.2021 по 30.09.2021 и с 01.11.2021 по 31.12.2021 подлежат включению в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Ввиду наличия у истца необходимых календарного стажа работы в районах Крайнего Севера (более 15 лет) и страхового стажа (более 25 лет), на момент обращения (16.02.2023) за перерасчетом размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 8 ст. 18, п. 4 ст. 17 Закона № 400-ФЗ, у истца возникло право на перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по указанным основаниям с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, т.е. с 1 марта 2023 года.
Таким образом, уточненные исковые требования истца подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования Ивойлова В.В. к Отделению Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возложении обязанности произвести перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости удовлетворить.
Обязать Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования Российской Федерации по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ИНН ...) произвести Ивойлову В.В. (паспорт ...) перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на основании ч. 8 ст. 18, п. 4 ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» с 01 марта 2023 года.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения суда путем подачи жалобы через Устьянский районный суд.
Председательствующий Н.М. Ручьев
Мотивированное решение принято судом 6 июля 2023 г. (1 и 2 июля 2023 г. – выходные дни).