Дело №2-776/2023
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
р.п. Любинский 15 августа 2023 года
Любинский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Акуловой О.В.,
при секретаре судебного заседания Климовой А.А.,
при подготовке и организации судебного процесса помощником судьи Ахтырских Ю.В.,
с участием помощника прокурора Любинского района Скобеевой А.А.,
представителя КУ «Центр финансово-экономического развития и ресурсного обеспечения учреждений культуры Любинского муниципального района Омской области» Представитель№1,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Любинского района Омской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Красноярскому Дому культуры БУ Любинского муниципального района «Центра культуры и искусства Любинского муниципального района», администрации Красноярского городского поселения о возложении обязанности обеспечить объект системой оповещения и эвакуацией,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Любинского района Омской области обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц несовершеннолетних с исковым заявлением к Красноярскому Дому культуры БУ Любинского муниципального района «Центра культуры и искусства Любинского муниципального района», администрации Красноярского городского поселения о возложении обязанности обеспечить объект системой оповещения и эвакуацией. Просит возложить обязанность на Красноярский Дом культуры БУ Любинского муниципального района «Центра культуры и искусства Любинского муниципального района», администрацию Красноярского городского поселения обеспечить объект системой оповещения и управления эвакуацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании помощник прокурора Скобеева А.А. заявленные исковые требования уточнила, а именно в связи с переименованием одного из ответчиков просила возложить обязанность на Красноярский Дом культуры КУ «Центр финансово-экономического развития и ресурсного обеспечения учреждений культуры Любинского муниципального района Омской области» вместо указанного в первоначальном исковом заявлении Красноярский Дом культуры БУ Любинского муниципального района «Центра культуры и искусства Любинского муниципального района». В остальном заявленные требования поддержала.
Представители ответчиков администрации Красноярского городского поселения, заведующий Красноярским Домом культуры КУ «Центр финансово-экономического развития и ресурсного обеспечения учреждений культуры Любинского муниципального района Омской области» в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений относительно заявленных требований не предоставили.
Представитель ответчика КУ «Центр финансово-экономического развития и ресурсного обеспечения учреждений культуры Любинского муниципального района Омской области» Представитель№1, действующий на основании доверенности, в судебном заседании относительно заявленных требований не возражал, с предложенным сроком для устранения нарушений согласился, полагал возможным их устранение. Однако в связи с тем, что собственниками зданий, где располагаются дома культуры Любинского муниципального района Омской области, являются администрации поселений, соответственно они первоначальные ответчики, на которые должна быть возложена обязанность, а дома культуры несут дополнительную ответственность.
Заслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритете защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; приоритете мер предупреждения терроризма.
Согласно пункту 4 статьи 3 названного закона противодействие терроризму – это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по:
а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма);
б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом);
в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма;
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 указанного закона антитеррористическая защищенность объекта (территории) – состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Пункт 2 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» гласит, что в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона № 35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей.
Согласно пунктам 23, 30 указанных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются:
а) системой видеонаблюдения;
б) системой оповещения и управления эвакуацией;
в) системой освещения.
Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее – Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры). Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).
Согласно пункту 5 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта осуществляется категорирование объектов (территорий).
Судом установлено, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения законодательства об обеспечении безопасности и антитеррористической защищенности объектов культуры Любинского района установлено, что паспорт безопасности Красноярского ДК утвержден ДД.ММ.ГГГГ и предусматривает наличие системы оповещения и управления эвакуацией. Срок выполнения всех мероприятий антитеррористической защищенности Красноярского ДК, согласно паспорту безопасности истек, в паспорте отсутствует дата срока его действия.
В нарушение вышеуказанных требований законодательства Красноярский ДК системой оповещения и управления эвакуацией не обеспечен.
Красноярский Дом Культуры является объектом социальной инфраструктуры для детей. Основным направлением деятельности которого - работа с несовершеннолетними.
Согласно ст.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей - система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги гражданам, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах:
законодательное обеспечение прав ребенка;
поддержка семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;
ответственность юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно ст. 14.1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности физкультурно-спортивных организаций, организаций культуры, организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.
Таким образом, права несовершеннолетних на безопасное пребывание в вышеуказанном культурном учреждении, защиту от всех форм физического и психического насилия, охрану жизни и здоровья, гарантированные государством, не обеспечиваются.
Несоблюдение вышеназванных требований законодательства свидетельствует о непринятии мер по повышению антитеррористической защищенности и усилению безопасности подведомственного администрации Красноярского городского поселения и учреждения культуры КУ «Центр финансово-экономического развития и ресурсного обеспечения учреждений культуры Любинского муниципального района Омской области», отрицательно сказываются на комплексной безопасности граждан Красноярского городского поселения, не позволяют обеспечить на должном уровне предупреждение террористических актов и экстремистских проявлений, что противоречит основным принципам противодействия терроризму и экстремистской деятельности, правовым и организационным основам их профилактики и борьбы с ними.
Недостаточность финансирования и отсутствия денежных средств не освобождает руководство дома культуры и орган местного самоуправления от исполнения обязательств, предусмотренных антитеррористическим законодательством.
Согласно пункту 3 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в сфере культуры ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций) в сфере культуры, являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников объектов (территорий).
Согласно статье 1 Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Согласно части 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельских поселений относится, среди прочего, вопросы, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 14 названного закона, а именно составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как следует из вышеприведенных норм, обязанность обеспечить соблюдение требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов культуры является общей обязанностью органов местного самоуправления и руководства объекта культуры.
Согласно договору безвозмездного пользования объектами муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ здание Дома культуры, земельный участок площадью 2677 кв.м. переданы в КУ «Центр финансово-экономического развития и ресурсного обеспечения учреждений культуры Любинского муниципального района Омской области».
По данному факту прокуратурой района вносилось представление об устранении нарушений требований законодательства, однако, необходимых и достаточных мер к реальному устранению допущенных нарушений до настоящего времени образовательной организацией не принято.
Принимая во внимание, что выявленные нарушения законодательства в деятельности исполнительного органа местного самоуправления - администрации Красноярского городского поселения и КУ «Центр финансово-экономического развития и ресурсного обеспечения учреждений культуры Любинского муниципального района Омской области», в части не исполнение законодательства в сфере антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей создает реальную угрозу для жизни и здоровья людей и нарушает права и законные интересы государства, поскольку невыполнение требований федеральных законов нарушает базовые основы конституционного строя Российской Федерации, суд полагает необходимым исковые требования прокурора Любинского района удовлетворить.
Исходя из характера выявленных нарушений, объема работ, необходимых для устранения нарушения, суд считает необходимым возложить на администрацию Красноярского городского поселения и Красноярский дом культуры КУ «Центр финансово-экономического развития и ресурсного обеспечения учреждений культуры Любинского муниципального района Омской области» обязанность обеспечить объект системой оповещения и управления эвакуацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчиков администрации Красноярского городского поселения и КУ «Центр финансово-экономического развития и ресурсного обеспечения учреждений культуры Любинского муниципального района Омской области» подлежит взысканию госпошлина в размере 6 000 рублей, однако с учетом сложного финансового положения учреждения, а также учитывая, что они являются бюджетными учреждениями, суд считает возможным снизить размер госпошлины до 100 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Любинского района Омской области удовлетворить.
Возложить на Администрацию Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, Красноярский Дом культуры КУ «Центр финансово-экономического развития и ресурсного обеспечения учреждений культуры Любинского муниципального района Омской области» обязанность обеспечить объект системой оповещения и управления эвакуацией в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Взыскать с Администрации Красноярского городского поселения Любинского муниципального района Омской области, Красноярского Дома культуры КУ «Центр финансово-экономического развития и ресурсного обеспечения учреждений культуры Любинского муниципального района Омской области» государственную пошлину в размере по 100 рублей с каждого в доход бюджета Любинского муниципального района Омской области.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Любинский районный суд Омской области в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья О.В. Акулова
Мотивированное решение изготовлено 22.08.2023 года.