Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-439/2023 ~ М-354/2023 от 04.08.2023

Гр. дело № 2-439/2023

УИД 22RS0061-01-2023-000487-11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Целинное      04 октября 2023 года

Целинный районный суд Алтайского края в составе судьи Сидоровой Н.А.,

при секретаре Пастуховой М.В.

c участием процессуального истца пом. прокурора Целинного района Алтайского края Зарва М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Целинного района Алтайского края, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Целинного района Алтайского края обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к ответчику о признании бездействия Муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик» (далее - МУП «Коммунальщик»), выразившегося в непринятии мер по организации исполнения программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, не разработке и не утверждении проектов зон санитарной охраны в населенных пунктах с. Шалап, с. Верх-Яминское, неполучении заключений центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также осуществлении недропользования без принятого решения Минприроды об установлении зон санитарной охраны незаконными, а также понуждении ответчика в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры: по организации исполнения программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны в населенных пунктах с. Шалап, с. Верх-Яминское, получению заключений центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, к получению решения Минприроды об установлении зон санитарной охраны.

В обоснование заявленных требований истец сослался на то, что прокуратурой Целинного района проведена проверка соблюдения требований законодательства о водоснабжении и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в деятельности МУП «Коммунальщик».

Установлено, что холодное водоснабжение на территории Шалапского сельсовета Целинного района Алтайского края осуществляет ресурсоснабжающая организация МУП «Коммунальщик», которая оказывает услуги холодного водоснабжения жителям с. Шалап, с. Верх-Яминское и является гарантирующей ресурсоснабжающей организацией Целинного района.

В соответствии с ч.ч. 1, 3, 4 и ч. 6 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и соглашением о передаче части полномочий Шалапскому сельсовету Целинного района по решению вопросов местного значения от <дата> районом передано поселению осуществление полномочий, в том числе по организации в границах поселения электро-газо – водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Объем межбюджетных трансфертов из бюджета района на исполнение вышеуказанных переданных полномочий составляет 298 000 рублей.

Также установлено, что объекты холодного водоснабжения - сети холодного водоснабжения состоят в реестре объектов муниципальной собственности администрации Шалапского сельсовета и для обеспечения деятельности МУП «Коммунальщик», которое оказывает услуги по обеспечению водоснабжения, переданы ответчику администрацией Шалапского сельсовета на праве оперативного управления на основании договора от <дата><номер>

На основании ст. 29 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ), организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям

Органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

На основании ст. 25 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, включает в себя отбор проб воды, проведение лабораторных исследований и испытаний на соответствие воды установленным требованиям и контроль за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе водоснабжения. Производственный контроль качества питьевой воды, горячей воды осуществляется организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение. Порядок осуществления производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации. Программа производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды разрабатывается организацией, осуществляющей соответственно холодное водоснабжение или горячее водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Согласно ст. 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", производственный контроль, в том числе, проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг, а также условиями труда осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг.

При осуществлении производственного контроля могут использоваться результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных испытательной лабораторией (центром), аккредитованной в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения указанного производственного контроля.

На основании п.п. 2.6 - 2.8 гл. 2, гл. 3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 13.07.2001 N 18 "О введении в действие Санитарных правил - СП 1.1.1058-01" (вместе с "СП 1.1.1058-01. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением Санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Санитарные правила", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 10.07.2001) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 30.10.2001 N 3000) программа (план) производственного контроля составляется юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем до начала осуществления деятельности, а для осуществляющих деятельность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей - не позднее трех месяцев со дня введения в действие настоящих санитарных правил без ограничения срока действия. Необходимые изменения, дополнения в программу (план) производственного контроля вносятся при изменении вида деятельности, технологии производства, других существенных изменениях деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя, влияющих на санитарно-эпидемиологическую обстановку и (либо) создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Разработанная программа (план) производственного контроля утверждается руководителем организации, индивидуальным предпринимателем либо уполномоченными в установленном порядке лицами.

Мероприятия по проведению производственного контроля осуществляются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Ответственность за своевременность организации, полноту и достоверность осуществляемого производственного контроля несут юридические лица, индивидуальные предприниматели.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели представляют информацию о результатах производственного контроля по запросам органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

МУП «Коммунальщик» <дата> утверждена и согласована программа производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Программой предусмотрены мероприятия по улучшению санитарно-технического состояния водозабора. Однако, в нарушение указанных статей закона, мероприятия, предусмотренные указанной программой, МУП «Коммунальщик» в установленные сроки не выполнены.

Кроме того, установлено, что МУП «Коммунальщик» на основании лицензии <номер> от <дата> предоставлено право пользования недрами в целях разведки и добычи вод в селах Шалап и Верх-Яминское Целинного района Алтайского края.

В соответствии с лицензией недропользователь обязан обустроить и эксплуатировать зоны санитарной охраны в соответствии с санитарными нормами и правилами.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений. Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны (далее – ЗСО) в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В ЗСО источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.

В п. 1.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» закреплено, что ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

Согласно п. 1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включается: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО.

Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п. 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»).

В соответствии с ч. 5 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении ЗСО источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов и установления границ и режима зон охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения регламентирован постановлением администрации Алтайского края от 31.05.2010 № 233 (далее – Порядок).

Согласно п. 1.3 Порядка Минприроды принимает решение об установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны или отказывает в установлении, изменении, прекращении существования зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения.

В силу пп. 5 п.2.1.1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Алтайского края, утвержденного указом губернатора Алтайского края № 152 от 05.12.2016, министерство принимает решение об установлении, изменении, прекращении существования зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

В ходе проверки установлено, что МУП «Коммунальщик» в нарушение требований действующего законодательства осуществляет на территории с. Шалап и с. Верх-Яминское недропользование без принятого решения об установлении ЗСО, проекты зон санитарной охраны в населенных пунктах с. Шалап и с. Верх-Яминское не разработаны, заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора не имеется.

Ранее в адрес ответчика вносилось представление, по результатам рассмотрения которого нарушения не устранены.

Отсутствие утвержденных проектов ЗСО источников хозяйственно-питьевого водоснабжения, решения Минприроды об их установлении не позволяет в полной мере проводить мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО, учитывать установленные санитарно-эпидемиологическим законодательством ограничения деятельности в пределах каждого пояса ЗСО, и, следовательно, достичь основную цель создания и обеспечения режима ЗСО – охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены.

Выявленные нарушения возникли ввиду ненадлежащего исполнения работниками МУП «Коммунальщик» своих обязанностей, а также ввиду отсутствия должного контроля со стороны руководства, являются недопустимыми и подлежат обязательному устранению, поскольку отсутствие данного решения не позволяет в полной мере проводить мероприятия по улучшению санитарного состояния территории ЗСО, учитывать установленные санитарно-эпидемиологическим законодательством ограничения деятельности в пределах каждого пояса ЗСО, достичь основной цели создания и обеспечения режима ЗСО – охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, территорий, на которых они расположены.

Обращаясь в суд с заявлением в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов, прокурор действует в порядке ст. 45 ГПК РФ в рамках предоставленных ему законом полномочий, для предупреждения причинения вреда неопределенному кругу лиц.

В судебном заседании истец пом. прокурора Целинного района Алтайского края Зарва М.А. настаивал на заявленных требованиях, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика – МУП «Коммунальщик», надлежаще извещенный о месте, дате и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, директор МУП «Коммунальщик» Жданов В.П. просит рассмотреть дело в его отсутствие, представил заявление о признании исковых требований в полном объеме, указав, что последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

Учитывая характер спорных правоотношений, суд считает возможным рассмотреть дело по существу при данной явке на основании положений ст. 167 ГПК РФ.

Изучив материалы дела, выслушав пом. прокурора Целинного района Зарва М.А., суд приходит к следующему.

Согласно ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск.

Последствия этого действия представителю ответчика разъяснены и понятны: в случае признания иска ответчиком суд выносит решение об удовлетворении заявленных требований и решение это может исполняться принудительно.

Суд принимает признание иска представителя ответчик, поскольку оно не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.

Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования в полном объеме.

Согласно части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. При подаче рассматриваемого иска, истцом должна была быть уплачена госпошлина согласно подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ в сумме 300 рублей. Поскольку прокурор освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, с ответчика МУП «Коммунальщик» подлежит взысканию вышеуказанная сумма государственной пошлины с зачислением в местный бюджет.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Целинного района Алтайского края, обратившегося в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальщик» удовлетворить.

Признать бездействие Муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик», выразившееся в непринятии мер по организации исполнения программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, не разработке и не утверждении проектов зон санитарной охраны в населенных пунктах с. Шалап, с. Верх-Яминское, неполучении заключений центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, а также осуществление недропользования без принятого решения Минприроды об установлении зон санитарной охраны незаконными.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальщик» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры: по организации исполнения программы производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, разработке и утверждению проектов зон санитарной охраны в населенных пунктах с. Шалап, с. Верх-Яминское, получению заключений центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, к получению решения Минприроды об установлении зон санитарной охраны.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Коммунальщик» (ОГРН 1192225023572, ИНН 2287006735) в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Целинный районный суд Алтайского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 11 октября 2023 года.

Судья      подпись

2-439/2023 ~ М-354/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
МУП "Коммунальщик"
Суд
Целинный районный суд Алтайского края
Судья
Сидорова Н.А.
Дело на сайте суда
celinniy--alt.sudrf.ru
04.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.08.2023Передача материалов судье
07.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.08.2023Подготовка дела (собеседование)
29.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
11.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.10.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.05.2024Дело оформлено
02.08.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее