Дело №
УИД 92RS0№-55
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 июня 2024 года город Севастополь
Балаклавский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Селивёрстовой Е.Д.,
при секретаре судебного заседания – Шматко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гагаевой В. Н. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица: Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании распоряжения незаконным, обязании образовать земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась с иском в суд, в котором просит суд признать недействительными распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя (далее по тексту – Департамент) от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>, в районе <адрес>, площадью 7507 кв.м.»; образовать земельный участок расположенный по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, площадью 672 кв.м., с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (код 2.1), категория земель: земли населенных пунктов, согласно прилагаемых характерных точках координат.
Исковые требования мотивированы тем, что Гагаева В.Н., как «ребенок войны», имеет первоочередное право на приобретение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности в аренду без торгов.
Желая реализовать свое право, Гагаева В.Н. обратилась в Департамент с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, площадью 672 кв.м. Уведомлением № ГУ-исх-6434/23 от ДД.ММ.ГГГГ Департамент отказал в предоставлении государственной услуги.
Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ решение Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги № ГУ-исх-6434/23 от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гагаевой В.Н. вх. № ГУ-6071/23 от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Во исполнение решения Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №a-2145/2023 Департаментом повторно пересмотрено заявление Гагаевой В.Н. вх. № ГУ-6071/23 от ДД.ММ.ГГГГ. При повторном рассмотрении указанного заявления ответчиком было выявлено, что испрашиваемый земельный участок формируется с пересечением с земельным участком, в отношении которого Департаментом выдано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>, в районе <адрес>, площадью 7507 кв.м.
Истец указывает, что формирование земельного участка происходило в период судебного разбирательства о признании незаконным отказа Департамента, на момент обращения истца за предоставлением государственной услуги от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали какие-либо ограничения правами третьих лиц на спорный земельный участок. Истец полагает, что ее права нарушены, так как она лишена возможности реализовать свои права на испрашиваемый участок по ранее поданному в Департамент заявлению, в связи с чем, вынуждена обратиться с иском в суд.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, представителей не направили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.
С учётом положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, суд пришел к следующим выводам.
Частью 1 ст. 2 Закона города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории города Севастополя» определена сфера его действия. Так, указанный Закон распространяется на лиц, имеющих место жительства на территории города Севастополя: граждан Российской Федерации, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории города Севастополя на день принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, право которых на меры социальной защиты (поддержки) возникло на ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 4 ст. 18 Закона Севастополя №-ЗС, предусмотрены меры социальной поддержки граждан из числа лиц, которым на время окончания Второй мировой войны (ДД.ММ.ГГГГ) было менее 18 лет (дети войны), а именно первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
Учитывая, что Гагаева В.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживает и зарегистрирована на территории города Севастополя, то по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ее возраст составлял 5 лет (менее 18 лет), согласно норм Закона Севастополя №-ЗС истец отнесен к категории граждан детей войны, для которой предусмотрено первоочередное отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества.
Первоочередность, в свою очередь, предусматривает предоставление земельных участков в аренду без проведения торгов, вне конкурса и в установленный законом срок предоставления государственной услуги.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Гагаева В.Н. через представителя обратилась за предоставлением земельного участка на основании п.п.14 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), посредством подачи заявления в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя через Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>, в районе <адрес>, площадью 672 кв.м.
По результатам рассмотрения указанного заявления, Департаментом принято решение, изложенное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №ГУ-исх-6434/23, об отказе в предоставлении государственной услуги со ссылкой на пункт 16 статьи 11.10 и ч.4 ст.11.9 ЗК РФ, где основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных ст. 11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам, согласно которым не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможностям разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Также в оспариваемом решении указано, что в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя согласно Приказу Минкультуры от ДД.ММ.ГГГГ № с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый истцом земельный участок относится к зоне Р-3-3 уч. Л-29, в связи с чем, границы, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства, при выдаче градостроительного плана земельного участка не будут указаны, что в дальнейшем может привести к невозможности использования земельного участка в соответствии с его видом разрешенного использования.
Вышеуказанный отказ был обжалован в Балаклавском районном суде города Севастополя, по результатам рассмотрения было вынесено решение от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2145/2023 о признании отказа Департамента незаконным и обязании повторно рассмотреть заявление Гагаевой В.Н. от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ-6071/23.
При повторном рассмотрении ответчик предоставил письменный отказ от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором указал, что испрашиваемый земельный участок формируется с пересечением с земельным участком, в отношении которого Департаментом выдано распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>, в районе <адрес>, площадью 7507 кв.м.
В соответствии с частью 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу пункта 3 части 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду, который является основанием возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В соответствии с частью 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
В силу пункта 4 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7 статьи 39.15 ЗК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 39.15 ЗК РФ в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Из материалов дела следует, что истец Гагаева В.Н. реализовала право на обращение с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка ДД.ММ.ГГГГ. Заявление истца по существу было рассмотрено и ей было отказано в предоставлении государственной услуги ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из системного толкования пункта 4 статьи 39.15, пункта 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, следует, что при наличии нерассмотренного по существу заявления истца Гагаевой В.Н., а так же при наличии спора, разрешаемого в судебном порядке, относительно законности отказа Гагаевой В.Н. в предварительном согласовании предоставления земельного участка, ответчик Департамент должен был приостановить рассмотрение заявление Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя до принятия решения судом.
В настоящем случае, решением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по административному делу №а-2145/2023 решение Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги № ГУ-исх-6434/23 от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным, на Департамент возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Гагаевой В.Н. вх. № от ДД.ММ.ГГГГ о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Решение суда сторонами не оспаривалось и вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
Вступившее в законную силу решение Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-2145/2023 было получено Департаментом ДД.ММ.ГГГГ, однако исполнено оно было только ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует регистрация уведомления за исх. №, которое было направлено в адрес истца и в адрес суда, тогда как оспариваемое распоряжение было принято ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, заявление Гагаевой В.Н. по существу не было рассмотрено. Департаментом были нарушены требования пункта 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, то есть был нарушен порядок очередности рассмотрения заявлений, что повлекло нарушение прав истца на конкретный земельный участок.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что требования истца о признании недействительным распоряжения Департамента от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>, в районе <адрес>, площадью 7507 кв.м.» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требования истца об обязании ответчика образовать земельный участок с отнесением его к категории «земли населенных пунктов» с разрешенным использованием «ведение садоводства» в соответствии с прилагаемыми координатами удовлетворению не подлежат, поскольку суд не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, так как иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11 и 118 Конституции Российской Федерации). Принимая решение о возложении обязанности принять решение по конкретному вопросу, суд не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий.
Учитывая, что истец не ставит требований о взыскании судебных издержек по оплате государственной пошлины с ответчика, суд считает необходимым отнести судебные издержки на счет истца.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Гагаевой В. Н. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, третьи лица: Правительство Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании распоряжения незаконным, обязании образовать земельный участок - удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить распоряжение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ №-РДЗ «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного: <адрес>, в районе <адрес>, площадью 7507 кв.м.».
В остальной части исковых требований - отказать.
Судебные издержки по оплате государственной пошлины в размере 300,00 руб. отнести на счет истца.
Отменить обеспечительные меры по иску Гагаевой В. Н., принятые определением Балаклавского районного суда города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в рамках данного гражданского дела № по вступлению в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Балаклавский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья - (подпись)
Копия верна:
Судья Балаклавского районного суда
города Севастополя Е.Д.Селивёрстова
Решение суда не вступило в законную силу.
Оригинал постановления (решения, определения) находится в материалах дела № в Балаклавском районном суде города Севастополя.
Судья Балаклавского районного суда
города Севастополя Е.Д.Селивёрстова
Копия изготовлена ДД.ММ.ГГГГ.