Дело № 2-359/2023
УИД 61RS0020-01-2022-003653-37
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2023 г. г. Новошахтинск
Новошахтинский районныйсуд Ростовской области
в составе
председательствующего судьи Селицкой М.Ю.
при секретаре Сугейко Д.А.
с участием адвоката Шульга Е.С., действующей на основании ордера № от 24.01.2023,
представителя ответчика Администрации г. Новошахтинска Никулиной О.Н., действующей на основании доверенности № от 27.04.2022,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-359/2023 по иску Киреевой В.А., действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Киреева В.З. и Киреева А.З., Киреева А.М., Вернигоры О.Г., Потапова П.А. к Администрации города Новошахтинска Ростовской области об обязании заключить договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, третье лицо - Министерство энергетики Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Истцы обратились в суд с исковым заявлением к ответчику, в котором просят обязать Администрацию г. Новошахтинска Ростовской области заключить с ними, Киреевой В.А., Киреевым А.З., Киреевым В.З., Киреевым А.М., Вернигорой О.Г., Потаповым П.А., проживающими в доме № по <адрес>, договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности. В обоснование заявленных требований истцы указали, что Киреева В.А. является собственником доли в праве общей долевой собственности <адрес> на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию № от 31.03.2009 года, удостоверенное исполняющей обязанности нотариуса г. Новошахтинска Захаровой В.З. Галуновой В.П. зарегистрированное в реестре № от 31.03.2009 г.Право зарегистрировано в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 07.12.2018г.
С ней зарегистрированы и проживают два несовершеннолетних сына Киреев А.З. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Киреев В.З. ДД.ММ.ГГГГ год рождения, отец Киреев А.М., сестра Вернигора О.Г., Потапов П.А..
Они включены в дополнительный список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой им В.И. Ленина, непригодным для проживания по критериям безопасности, по адресу г. <адрес> данный список утвержден протоколом в 2016г.
Потапов П.А. включен в список на основании решения Новошахтинского районного суда от 19 мая 2022 года, дело №.
В настоящее время им положена социальная выплата на приобретение жилья площадью 108 кв.м., которую они желают направить на приобретение жилья на вторичном рынке, для переселения в благоустроенное жилье.
Они неоднократно обращались в Администрацию г. Новошахтинска, с просьбой заключить с ними договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья на вторичном рынке.
При письменном обращении в Администрацию г. Новошахтинска был дан письменный ответ от 07.07.2021г. №58/4536 о том, что в настоящее время сформированы и согласованы в Министерстве энергетики РФ два списка граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего не пригодным для проживания по критериям безопасности и расчета размера предоставляемой субсидии для приобретения жилья в соответствии с правилами предоставления субвенций на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости шахтерских городов и поселков, т.е. указанные списки сформированы из граждан в отношении которых вынесены решения суда об обязании Администрации города заключить с гражданами договоры о предоставлении социальной выплаты, а также с учетом случаев проживания граждан в доме, из которых переселена большая часть жителей. Было обещано вопрос о формировании списка расчета размера предоставляемых социальных выплат на оставшийся объем средств будет рассмотрен рабочей комиссией ориентировочно в июле текущего года. Они обратились письменно, на их заявление, был дан ответ от 16.10.2022 № о том, что право на получение гражданином социальной выплаты для приобретения и строительства жилья взамен сносимого ветхого жилья приобретается после включения такого гражданина в Список расчета размера предоставляемых субсидий, который формируется, исходя из предложений и решения рабочей комиссии. Было опять предложено ждать. Так как вопрос о формировании списка расчета размера предоставляемых социальных выплат на оставшийся объем средств будет рассмотрен рабочей комиссией ориентировочно в октябре текущего года, но уже декабрь 2022, устно опять предложили ждать. Считают данным ответом, ответчик отказал им, ссылаясь на отсутствие денежных средств, на переселение из ветхого жилья. В связи с таким ответом они вынуждены обратиться в суд.
Истцы в судебное заседание не явились, о дате и времени извещены надлежащим образом, что подтверждается материалами дела, согласно заявления просили дело рассмотреть в их отсутствие. Дело рассмотрено в отсутствие истцов в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Адвокат Шульга Е.С., действующая на основании ордера, в судебном заседании поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что Администрация города прав ответчиков не нарушала.
Представитель третьего лица Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился, о дате и времени извещён надлежащим образом, что подтверждается материалами дела. Дело рассмотрено отсутствие представителя третьего лица в соответствии со ст.167 ГПК РФ.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истцы проживают и зарегистрированы в <адрес> в <адрес>, который признан непригодным для проживания по критериям безопасности.
Истцы включены в дополнительный Список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ликвидированной шахтой им. В.И.Ленина ОАО «Ростовуголь» под № ТЭО 647. Данный список граждан утвержден протоколом АЯ-669пр от 15.09.2016.
Согласно Положению о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013, очередность переселения устанавливается органом местного самоуправления, очередность предоставления гражданам социальных выплат формируется исходя из случаев проживания граждан в домах, из которых переселена большая часть жителей.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, ст. 11 ЖК РФ защите в судебном порядке подлежат нарушенные (оспариваемые) права, в частности жилищные права.
По смыслу указанных норм защите подлежат лишь нарушенные или оспоренные права, при этом обязанность по доказыванию самого наличия такого права и его нарушения кем-либо, лежит на лице, обратившемся в суд.
Помимо указанного, суд считает необходимым отметить то, что избираемый гражданином способ защиты права, которые лицо считает нарушенным, должен соответствовать нарушенному или оспариваемому праву, а также отвечать требованиям закона.
Из материалов дела следует, что истцы неоднократно обращались в Администрацию города с заявлением о заключении договора о предоставлении соцвыплаты, в удовлетворении которого было отказано в связи с отсутствием денежных средств.
Суд не может согласиться с данной позицией по следующим основаниям.
Постановлением Правительства РФ от 24.12.2004 № 840 утвержден Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования, среди которых предусмотрены мероприятия по реализации программ местного развития, в частности, снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, и содействие гражданам в приобретении жилья взамен указанного сносимого ветхого жилья (пункт 8).
Постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005 утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.
Пунктом 5 названного Постановления предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются на финансирование, в том числе, на снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселения, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики Российской Федерации (пункт 8).
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.
Согласно п. 12 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, орган местного самоуправления шахтерского города (Администрация города) или поселка заключает с гражданами договор о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, по форме, устанавливаемой Министерством энергетики Российской Федерации.
В силу п. 13 постановления Правительства РФ от 13.07.2005 № 428, гражданин в пределах срока действия договора о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, имеет право приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе квартиру, комнату, индивидуальный жилой дом или его часть), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта (в том числе в сельской местности), выбранного для постоянного проживания, либо использовать социальную выплату на участие в долевом строительстве многоквартирного дома.
Из изложенного выше следует, что переселение из ветхого жилья осуществляется на основании договора о предоставлении социальной выплаты, от заключения которого с истцами ответчик уклоняется, ссылаясь на недостаток финансирования.
Согласно ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, ст.ст. 6, 179 БК РФ, ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" государство, издавая нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, приняло на себя публичные обязательства по финансированию данных мероприятий.
Учитывая, что п. 2 ст. 5 Федерального закона № 81-ФЗ, Постановление Правительства Российской Федерации от 13.07.2005 № 428 "О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков" и Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности являются действующими и их действие не приостановлено, финансовые обязательства федерального бюджета подлежат исполнению.
При этом отсутствие финансирования не может служить основанием и препятствием реализации имеющихся у граждан прав на получение социальных выплат.
Суд также полагает необходимым отметить, что, несмотря на огромное количество обращений и судебных споров, аналогичных рассматриваемому, ответчиком до настоящего времени не разработан комплекс мероприятий, направленных на установление порядка и сроков очередности переселения граждан в рамках программы реструктуризации предприятий угольной промышленности.
Более того, в судебном заседании установлено, что из 2 семей, проживавших в данном доме и включенных в Список…, 1 семья переселена, в связи с чем, суд полагает, что истцы имеют право на внеочередное переселение в соответствии с п. 1.5 Положения о порядке оказания содействия, переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, утвержденного решением Новошахтинской городской Думы № 403 от 05.02.2013. Однако, данному обстоятельству ответчиком не было дано оценки при решении вопроса об установлении очерёдности переселения граждан.
Учитывая изложенное выше, суд обращает внимание на то, что право истцов на получение социальных выплат, которое никем до настоящего времени не оспорено, не было реализовано по независящим от них обстоятельствам, в связи с чем, восстановить нарушенное право истцов суд полагает возможным путем возложения обязанности на ответчика по заключению с ними договора о предоставлении субсидии для приобретения жилья на вторичном рынке за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков гражданину, подлежащему переселению из ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодными для проживания по критериям безопасности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (<░░░░░>, 346900, ░░░ 6151005266, ░░░░ 1026102485034) ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 03.12.2009) ░ ░░░░░░░ ░.░. (░░░ №), ░░░░░░░░ ░.░. (░░░ №), ░░░░░░░░░░ ░.░. (░░░ №), ░░░░░░░░░ ░.░. (░░░░░ №), ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░, ░░ ░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 20.02.2023 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░.░░.107,108 ░░░ ░░.