Дело № 2-331/2023
УИД 61RS0031-01-2023-000294-41
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июля 2023 года ст. Егорлыкская
Егорлыкский районный суд Ростовской области
в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Н.А.
при секретаре Григоровой А.Н.
с участием представителя истца по доверенности Кравец Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Марченко Галины Андреевны, в лице представителя по доверенности Кравец Елены Викторовны к Сергеевой Светлане Сергеевне, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Семенюкова Раиса Евгеньевна о признании фактически принявшей наследство, определении доли в наследственном имуществе,
УСТАНОВИЛ:
Марченко Галина Андреевна, в лице представителя по доверенности Кравец Елены Викторовны обратилась в суд с иском к Сергеевой Светлане Сергеевне об оспаривании факта принятия ответчиком наследства, о признании истца наследником фактически принявшим наследство, указывая на то, что истец является дочерью С.В.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ. При жизни С.В.А. в собственности имела жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>
В силу преклонного возраста С.В.А. проживала до момента смерти с истцом по адресу: <адрес>.
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией и тяжелым материальным положением, истец обратилась к нотариусу для оформления наследства лишь в 2022 году, полагая, что документы на домовладение, а также все личные вещи С.В.А. приняла в наследство сразу после смерти матери, так как умершая проживала с ней.
Нотариус пояснил, что необходимо подтвердить факт родства и факт проживания на момент смерти истца с умершей матерью. Документы, подтверждающие факт родства истец собрала, а факт совместного проживания подтвердить не смогла, так как истец зарегистрирована по адресу: <адрес>, а наследодатель была зарегистрирована по адресу:
<адрес>.
На тот момент шестимесячный срок для обращения к нотариусу за принятием наследства уже истек. Но истец в течение шести месяцев со дня смерти матери фактически приняла наследство путем распоряжения имуществом, оставшимся после смерти С.В.А., а именно обратив в свою собственность часть наследственного имущества.
Истец является дочкой С.В.А., наследником первой очереди, фактически принявшей наследство в течении шести месяцев, а Сергеева Светлана Сергеевна, подавшая заявление нотариусу о принятии наследства, наследником последующей очереди, следовательно, имущество не может перейти к ней в порядке наследования.
На основании вышеизложенного истец, в лице представителя по доверенности Кравец Е.В., изначально просила суд: признать Сергееву Светлану Сергеевну не принявшей наследство, после умершей ДД.ММ.ГГГГ С.В.А.; признать Марченко Галину Андреевну фактически принявшей наследство, после умершей 24 ДД.ММ.ГГГГ С.В.А..
В ходе судебного разбирательства истец, в лице представителя по доверенности Кравец Е.В., в порядке, предусмотренном ст. 39 ГПК РФ уточнила исковые требования, просит суд: признать Марченко Галину Андреевну фактически принявшей наследство после смерти С.В.А., умершей ДД.ММ.ГГГГ, определить долю в наследственном имуществе в размере ? доли в праве.
Определением от 20 июня 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Семенюкова Раиса Евгеньевна.
Истец Марченко Г.А. о времени и месте судебного разбирательства извещена в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, что подтверждено почтовым уведомлением (л.д.100), в назначенное судом время не явилась, направила в судебное заседание своего представителя по доверенности.
Представитель истца Кравец Е.В., действующая по доверенности от 11 апреля 2023 года, в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.
Ответчик Сергеева С.С. о времени и месте рассмотрения дела извещена в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие (л.д.96).
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Семенюкова Р.Е. о времени и месте рассмотрения дела подлежала извещению в порядке, предусмотренном ст. 113 ГПК РФ, посредством направления по месту регистрации судебной повестки, которая согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 34766083008797 возвращена в связи с «истечением срока хранения» (л.д.101), в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляла.
В соответствии со ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Согласно ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Закон предоставляет равный объем процессуальных прав как истцу, так и ответчику, запрещая допускать злоупотребление правом в любой форме.
В соответствии со ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывают гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие сторон и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В силу ст. 195 ГПК РФ суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, оценивая все доказательства, представленные суду в совокупности.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, выслушав представителя истца, допросив свидетелей, судом установлено следующее.
Согласно ч. 2 ст. 218 ГК РФ, в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с законом или завещанием.
В силу п. 1 ст. 1114 ГК РФ днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Как следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ умерла С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти № №, что подтверждено свидетельством о смерти серии <данные изъяты>, выданным ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС администрации Егорлыкского района Ростовской области (л.д.12).
В соответствии с ч. 1 ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной ст.ст. 1142-1145 и 1148 ГК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления (пункт 2).
Истец, Марченко Галина Андреевна, является дочерью наследодателя, что подтверждается свидетельством о рождении серии I-ШК № 109978 от 24 августа 1960 года, свидетельством о заключении брака серии II-АН № 395123 от 22 января 1980 года (л.д.14-16).
В судебном заседании установлено, что Сергеева Светлана Сергеевна и Семенекова Раиса Евгеньевна являются детьми дочери наследователя – С.А.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено: свидетельством о рождении П.А.А.. серии I-ШК № 313257 от 10 декабря 1962 года, справкой о заключении брака между У.С.И.. и П.А.А. № А-00698 от 12 августа 2020 года, справкой о заключении брака между С.Е.В.. и У.А.А.. № А-00695 от 12 августа 2020 года, свидетельством о рождении У.С.С. серии III-РК № 361575 от 07 декабря 1982 года, свидетельством о заключении брака между С.Е.В. и У.С.С. серии I-АН № 535271 от 02 ноября 2001 года, записями актов гражданского состояния от 24 мая 2023 года № 228, записями актов гражданского состояния от 27 июня 2023 года № 023-96100010-И00142 (л.д.36-38,65-67,98-99).
Таким образом, после смерти С.В.А. наследниками первой очереди по закону являются дочь наследодателя - Марченко Галина Андреевна и внуки наследодателя - Сергеева Светлана Сергеевна и Семенекова Раиса Евгеньевна, последние по праву представления.
В силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
В силу ст. 1152 ГК РФ и ст. 1153 ГК РФ принятие наследства возможно двумя способами: либо путем подачи нотариусу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства, либо путем фактического принятия наследства, о котором свидетельствовало бы совершение наследником определенных действий, указанных в п. 2 ст. 1153 ГК РФ.
Согласно сведениям, представленным нотариусом Егорлыкского нотариального округа Ростовской области Каргальсковой Т.Ю. после смерти С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, наследственное дело не заводилось (л.д.71).
Из ответа нотариуса Егорлыкского нотариального округа Ростовской области Бабиной О.Н. по запросу суда следует, что наследственное дело № 28914991-136/2020, после смерти С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершей 24 мая 2020 года, заведено по заявлению Сергеевой Светланы Сергеевны. Иные наследники с заявлением о принятии наследства не обращались. Свидетельства о праве на наследство по закону наследником не получены (л.д.33-64).
Согласно ч. 2 ст.1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 36 постановления от 29 мая 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных п. 2 ст. 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу. В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежащее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом.
Обращаясь в суд с настоящим исковым заявлением, истец указывает на то, что фактически приняла наследство, поскольку осуществила похороны матери за свой счет, обрабатывает земельный участок от сорной растительности, принадлежащий на праве собственности наследодателю, распорядилась вещами умершей по своему усмотрению, часть взяла себе.
В подтверждение данного обстоятельства в судебном заседании по ходатайству истца были допрошены свидетели В.В.А., Ш.Л.А. и Г.Н.Н., которые показали, что умершая С.В.А. является матерью истца. С.В.А. перед смертью очень сильно болела, в связи с чем, истец забрала её к себе, примерно полтора года они вместе проживали по адресу: <адрес>, ухаживала за ней. После смерти С.В.А. истец за свой счет осуществила похороны, а также из жилого дома наследодателя, забрала себе часть её вещей. Кроме того, как при жизни наследодателя, так и после смерти истец вместе со своими детьми и внуками ухаживает за земельным участком, принадлежащим наследодателю на праве собственности, осуществляет покос сорной растительности, жилой дом поддерживает в пригодном для эксплуатации состоянии.
Показания свидетелей подтверждаются объяснениями ответчика, которая в предыдущем судебном заседании не отрицала того обстоятельства, что бабушка до смерти проживала с истцом, истец осуществляла организацию похорон своей матери, в жилом доме, принадлежащем на день смерти наследодателю, никто не живет, ключи от дома есть только у истца.
Оценив собранные по делу доказательства по правилам, установленным статьей 67 ГПК РФ, суд пришел к выводу о том, что истцом были представлены достаточные и убедительные доказательства факта принятия наследства.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что истец Марченко Г.А. фактически приняла наследство после смерти матери С.В.А. наряду с ответчиком Сергеевой С.С., принявшей наследство путем обращения к нотариусу с заявлением, третье лицо, Семенюкова Р.Е. в наследство после смерти бабушки не вступала, претензий относительно наследственного имущества к сторонам не имеет.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пунктах 7, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мал 2012 года N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника, а наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследстве вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента.
Наследники одной очереди наследуют в равных долях (пункт 2 статьи 1141 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, истец Марченко Г.А. и ответчик Сергеева С.С. приняли наследство после смерти С.В.А. в равных долях, то есть каждый по ? доли в праве общей долевой собственности на наследственное имущество.
Согласно ст. ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Всесторонне исследовав представленные сторонами доказательства в их совокупности, проверив и оценив их, суд пришёл к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Марченко Галины Андреевны к Сергеевой Светлане Сергеевне, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Семенюкова Раиса Евгеньевна о признании фактически принявшей наследство, определении доли в наследственном имуществе, удовлетворить.
Признать Марченко Галину Андреевну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженку <адрес>, принявшей наследство после смерти С.В.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Определить долю Марченко Галины Андреевны, ДД.ММ.ГГГГ рождения, уроженки <адрес> в праве общей долевой собственности на наследственное имущество после смерти С.В.А. равной ? доли в праве.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Егорлыкский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Н.А. Пивоварова
Мотивированное решение составлено – 10 июля 2023 года.