УИД 37RS0010-01-2023-001399-88
Дело № 2-1556/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июня 2023 года город Иваново
Ленинский районный суд г.Иваново в составе
председательствующего судьи Шолоховой Е.В.,
секретаря Никифоровой К.Р.,
с участием представителя истца старшего помощника прокурора Ленинского района г. Иваново Уставщиковой Д.А.,
представителя ответчика Управления образования Администрации города Иванова Мироновой Е.Г.,
представителя ответчика МБОУ «Средняя школа № 20» Горюновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 20», Управлению образования Администрации города Иванова о возложении обязанностей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ленинского района г. Иваново, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Управлению образования Администрации города Иванова, МБОУ «Средняя школа № 20» о возложении обязанности оборудовать помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой, мотивировав его следующим.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в общеобразовательных организациях. В ходе проверки установлено, что в образовательном учреждении МБОУ «Средняя школа №20» помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано. Допущенные нарушения требований действующего законодательства недопустимы в связи с тем, что подрывают конституционные принципы обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
На основании изложенного истец просил суд обязать Управление образования Администрации города Иванова обеспечить финансирование Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя школа №20» в целях оборудования помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 20» в течение трех месяцев со дня получения финансирования обеспечить оборудование помещения, предназначенного для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой).
В ходе рассмотрения дела исковые требования были изменены: истец просит суд обязать МБОУ «Средняя школа № 20» ввести в эксплуатацию звукоусиливающее оборудование со встроенными индукционными петлями.
Представитель истца старший помощник прокурора Ленинского района г. Иваново Уставщикова Д.А. исковые требования в измененной редакции поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представители ответчиков Горюнова Е.А., Миронова Е.Г. исковые требования не оспаривали, признали возможность их исполнения в указанный прокурором срок, поскольку спорное оборудование в школу уже поставлено, что подтверждается представленным муниципальным контрактом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г. Иваново была проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите прав инвалидов, прав несовершеннолетних в общеобразовательных организациях, в рамках которой установлено, что в образовательном учреждении МБОУ «Средняя школа №20» помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой (индукционной системой) не оборудовано, что является нарушением закона и прав детей-инвалидов.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в том числе, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Статья 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» устанавливает, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана на следующих принципах: законодательное обеспечение прав ребенка; ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Пунктами 2, 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» указано, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
Разделом 6 «Дополнительная информация» в паспорте национального проекта «Образование», утвержденного президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (Протокол от 24.12.2018 № 16), в 2019 - 2024 гг. в рамках федерального проекта определён к реализации комплекс мероприятий, в том числе, направленных на развитие инклюзивного образования и создание равных условий гражданам, в том числе молодым людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в социализации и реализации творческого потенциала.
Подпунктом «г» п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309, руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, обеспечивается создание инвалидам следующих условий доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами: наличие в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры.
Как следует из объяснений ответчиков и представленных ими документов, МБОУ «СШ № 20» по результатам проведения электронного аукциона был заключен контракт с ООО «Ресерч Лаб» № МК 11-20/20 от 21.07.2020 на поставку товара: оборудования для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях.
В состав поставленного по данному контракту оборудования входит интерактивный комплекс с вычислительным блоком и мобильным креплением Nextouch (2 шт.), содержащий встроенную звуковую индукционную систему для трансляции звуковых сигналов со специализированного интерактивного устройства.
Индукционная система представляет собой специальное оборудование, преобразующее звуковой сигнал в электромагнитный, и предназначена для применения в общественных местах людьми, страдающими от проблем со слухом.
На запрос прокуратуры Ленинского района г. Иваново от 25.04.2023 № 02-19-23 о наличии в одном из помещений, предназначенных для проведения массовых мероприятий, индукционных петель и звукоусиливающей аппаратуры, учреждением дан ответ о том, что помещение, предназначенное для проведения массовых мероприятий, индукционными петлями и звукоусиливающей аппаратурой не оборудовано, так как в контингенте школы детей с таким диагнозом нет и необходимости в таком оборудовании не возникало.
Однако впоследствии, по результатам изучения технических характеристик интерактивного комплекса, исходя из информационного письма производителя поставленного оборудования ООО «НЕКС-Т», было обнаружено, что данное оборудование имеет соответствующие функции, которые при необходимости могут быть активированы и использованы при проведении массовых мероприятий, в связи с чем требования прокурора были изменены.
Таким образом, учитывая правомерность заявленных исковых требований и признание иска ответчиками, иск прокурора подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ленинского района г. Иваново, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Средняя школа № 20» удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа № 20» ввести в эксплуатацию поставленное по Контракту № МК 11-20/20 от 21.07.2020 звукоусиливающее оборудование со встроенными индукционными петлями.
Исковые требования, предъявленные к Управлению образования Администрации города Иванова, оставить без рассмотрения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд г.Иваново путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Шолохова Е.В.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 04.07.2023