Дело №2-521/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 марта 2019 года город Елец Липецкой области
Елецкий городской суд Липецкой области в составе:
председательствующего судьи Фроловой О.С.,
при секретаре Востриковой Е.Ю.,
с участием:
прокурора Горшковой А.В.,
представителя ответчика Татарниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-521/2019 по иску прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №29 города Ельца» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму, -
у с т а н о в и л:
Прокурор города Ельца обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму. Требования мотивированы тем, что прокуратурой города Ельца Липецкой области была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях всех уровней образования. В ходе проверки было установлено, что в соответствии с уставом МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с паспортом безопасности образовательного учреждения, утвержденным 09.07.2018, учебные корпуса №1 и №2 МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца», расположенные по адресу: г. Елец, ул. Гагарина, д. 20 и г. Елец, ул. Гагарина, д. 22, относятся к объектам 2 категории опасности. Вышеуказанной проверкой также было установлено, что в учебных корпусах МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» отсутствует система видеонаблюдения. Просил обязать МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» установить систему видеонаблюдения в учебных корпусах, расположенных по адресу: г. Елец, ул. Гагарина, д. 20 и г. Елец, ул. Гагарина, д. 22.
В судебном заседании старший помощник прокурора города Ельца Горшкова А.В. поддержала заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
В судебном заседании представитель ответчика заведующий МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» Татарникова Н.В. исковые требования прокурора признала в полном объеме. Объяснила, что в 2019 году из регионального и местного бюджетов выделена субсидия на установку систем видеонаблюдения в дошкольных образовательных учреждениях города. Просила установить срок для исполнения решения суда до 01.01.2020.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд находит заявленные прокурором города Ельца Липецкой области требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка указано, что государства - участники конвенции обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Согласно пунктам 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся, в том числе, материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (пункт 2 части 6 статьи 28).
В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 2, статьи 3, пункта 3 статьи 5 Федерального закона от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности, приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 22 Постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 года N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории опасности осуществляются следующие мероприятия: а) разработка планов эвакуации работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта; б) назначение должностных лиц, ответственных за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации; в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием; г) проведение с работниками объектов (территорий) инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта; д) оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны и поддержание их в исправном состоянии, оснащение бесперебойной и устойчивой связью объектов (территорий); е) периодический обход и осмотр объектов (территорий), их помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок транспорта, а также периодическая проверка складских помещений; ж) проведение учений и тренировок по реализации планов обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий); з) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории); и) организация взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму; к) осуществление мероприятий информационной безопасности, обеспечивающих защиту от несанкционированного доступа к информационным ресурсам объектов (территорий); л) оборудование объектов (территорий) системами экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации; м) размещение на объектах (территориях) наглядных пособий, содержащих информацию о порядке действий работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), поступлении информации об угрозе совершения или о совершении террористических актов на объектах (территориях), а также схему эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций, номера телефонов аварийно-спасательных служб, территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 23 Постановления Правительства РФ от 7 октября 2017 года N 1235 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)" в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются в частности мероприятия по оборудованию объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны (системой видеонаблюдения, контроля и управления доступом, охранной сигнализацией).
В соответствии с пунктом 4 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Приказом Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.09.2008 № 1126 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования» установлен перечень антитеррористических мероприятий, к которым отнесены установка, в том числе инженерно-технических средств охраны (ОПС, тревожной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля).
В силу п.п. «б» пункта 13 Концепции противодействия терроризму в РФ, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, предупреждение терроризма осуществляется путем принятия мер правового, организационного, оперативного, административного, режимного, военного и технического характера, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.Из материалов дела следует, что прокуратурой города Ельца Липецкой области была проведена проверка соблюдения законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях всех уровней образования. Одновременно в ходе проверки установлено, что в учебных корпусах №1 и №2 МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» отсутствует система видеонаблюдения.
В соответствии с уставом МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» (далее – «Учреждение») учредителем и собственником имущества Учреждения является муниципальное образование городской округ город Елец Липецкой области Российской Федерации. Функции и полномочия учредителя и собственника имущества Учреждения от имени муниципального образования осуществляет администрация городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации (п. 1.8). Учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе открывать лицевые счета в территориальных органах Федерального казначейства, финансовом комитете администрации городского округа город Елец, может иметь круглую печать и штамп со своим наименованием, другие реквизиты, а также может иметь фирменную символику. Учреждение вправе от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п.1.11 Устава). Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс (п.1.13 Устава). Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за Учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за Учреждением Учредителем или приобретенного Учреждением за счет выделенных собственником имущества Учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества Учреждения не несет ответственности по обязательствам Учреждения (п.1.10 Устава).
Из сообщения заведующего МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» № 12 от 29.01.2019, следует, что категория объекта МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца»: 1 корпус вторая категория, 2 корпус вторая категория. Физическая охрана, охрана сотрудниками частных охранных организаций и подразделений на объекте и территории ДОУ не осуществляется. Категорирование образовательной организации проведено. ДОУ присвоена вторая категория опасности. В ДОУ имеются 2 паспорта безопасности на 1 и 2 корпуса. Системы видеонаблюдений в ДОУ не имеется. Объекты (территории) МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» системой экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации не оборудованы. Система освещения: 1 корпус- 6 светильников на территории; 2 корпус- 6 светильников на территории. Объекты (территории) ДОУ оснащены инженерно-техническими средствами и системами охраны: в ДОУ (1 и 2 корпуса) имеется пожарная сигнализация «Гранит-8»; в ДОУ (2 корпус) установлена домофонная система пропуска в здание для родителей, посетителей и сотрудников городских служб. В ДОУ (1 и 2 корпуса) установлены кнопки тревожной сигнализации РСПИ «Дельта». При поступлении сигнала «Тревога» по средствам телефонной связи с пульта централизованного наблюдения МЧС ОВО по г. Ельцу- филиал ФГКУ «УВО УМВД России по Липецкой области» осуществляет экстренный выезд наряда полиции для пресечения противоправных действий. Все инженерно-технические средства находятся в исправном состоянии. В 1 и 2 корпусах имеется бесперебойная и устойчивая связь. Периметры территорий детского сада: 1 корпус и 2 корпус оборудованы заборами: 1 корпус- бетонные столбы металлический штакетник, 2 корпус- кирпичный. Общая протяженность: 1 корпус- 298,79 кв.м., 2 корпус- 306,1 кв.м. Пропускной режим обеспечивается сотрудниками ДОУ. Утвержден график дежурства. Планы эвакуации работников, дошкольников и иных лиц, находящихся на объекте, в случае получения информации об угрозе совершения или о совершении террористического акта разработаны. В ДОУ имеются 2 стенда «Терроризм- угроза обществу!» (1 и 2 корпуса), где размещены наглядные пособия, информация о порядке действий при обнаружении подозрительных лиц или предметов на объектах (территориях), номера телефонов аварийно спасательных служб, правоохранительных органов и органов безопасности. Системы эвакуации в случае возникновения пожара размещены на каждом этаже в 2 корпусах. Контроль за выполнением требований по антитеррористической защищенности осуществляется. В 1 корпусе планируется установка камеры видеонаблюдения с хранением данных в течении 30 дней и домофонов на входные двери. Во 2 корпусе планируется установка камеры с хранением данных в течении 30 дней. МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» заключены договора: №1с МБУК «Городской дворец культуры» на безвозмездное предоставление помещения в случае возникновения (угрозы возникновения) ЧС (пожар, взрыв, теракт, чрезвычайное положение; №29 от 01.01.2018 «О предупреждении пресечения правонарушений и преступлений экстренным вызовом наряда Госгвардии». Назначены должностные лица, ответственные за проведение мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) и организацию взаимодействия с территориальными органами безопасности, территориальными органами МВД РФ и территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии РФ: заместитель заведующего, заведующая хозяйством. С сотрудниками проводятся инструктажи и практические занятия по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта. Последний инструктаж от 19.10.2018, практическое занятие проведено 24.10.2018. заведующий хозяйством периодически проводит обход и осмотр ДОУ, территории, помещений. Бесконтрольного пребывания посторонних лиц и нахождение транспортных средств нет. Ремонтные работы на данный момент не осуществляют. Строительные материалы не складируют. Оценка достаточности принимаемых администрацией ДОУ мер по антитеррористической защищенности при посещении дошкольниками образовательного учреждения- удовлетворительная (планируют выполнить ряд мер и повысить оценку достаточности). В учреждении имеется пожарная сигнализация «Гранит-8», проверка исправности от 20.10.2018 (1 и 2 корпуса); извещатели пожарные «ИПК-8» (1 и 2 корпуса) в исправном состоянии. Обеспечен свободный доступ к путям эвакуации, пути эвакуации свободны. В первом корпусе в наличии огнетушители порошковые ОП-4- 8 шт., углекислотные ОУ-3- 3 шт. Во втором корпусе в наличии огнетушители порошковые ОП-4- 8 шт., углекислотные ОУ-3- 3 шт. В ДОУ отсутствует пожарный гидрант. Противопожарный режим соблюдается в соответствии с приказами.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что осуществление деятельности МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» при отсутствии систем видеонаблюдения, не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.
Приоритет мер предупреждения терроризма выражается в заблаговременном принятии профилактических мер и мероприятий, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.
Наличие нарушений требований антитеррористической безопасности отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, из которых большинство дети, не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения.
Представитель ответчика заведующий МБДОУ «Детский сад №29 г. Ельца» Татарникова Н.В. в судебном заседании признала исковые требования прокурора города Ельца Липецкой области в полном объеме.
В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно статье 173 Гражданского процессуального кодекса РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Суд считает возможным принять признание иска, поскольку признание иска не противоречат закону, не нарушает прав и законных интересов других лиц.
На основании изложенного, суд находит исковые требования прокурора города Ельца Липецкой области законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом мнения прокурора, представителя ответчика, характера спора, а также действий, которые следует совершить ответчику в целях устранения в полном объеме допущенных нарушений прав и свобод неопределенного круга лиц, временных затрат, суд полагает возможным определить данный срок до 01 января 2020 года, полагая такой срок разумным и обоснованным.
Выполнение возложенной судом обязанности направлено на пресечение действий, нарушающих право лиц, пребывающих в образовательном учреждении на антитеррористическую безопасность, и как следствие, на охрану их жизни и здоровья в период их нахождения в данном учреждении.
Прокурор при подаче иска согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации был освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Суд считает возможным не взыскивать с ответчика судебные расходы, поскольку ответчик является муниципальным образовательным учреждением, деятельность которого финансируется за счет средств муниципального бюджета г. Ельца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора города Ельца в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному общеобразовательному учреждению «Детский сад №29 города Ельца» о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму удовлетворить.
Возложить на Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад №29 города Ельца» обязанность в срок до 01 января 2020 года установить систему видеонаблюдения в учебных корпусах, расположенных по адресу: г.Елец, ул. Гагарина, д. 20 и г. Елец, ул. Гагарина, д. 22.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Елецкий городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: О.С. Фролова
Решение суда в окончательной форме составлено 02 апреля 2019 года.