Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-67/2023 ~ М-33/2023 от 30.01.2023

№ 2-67/2023

УИД 14RS0007-01-2023-000051-16

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

село Верхневилюйск           09 февраля 2023 года

Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Кириллина В.А., при секретаре судебного заседания Поповой А.А., с участием старшего помощника прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Макаровой И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия), муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Оросунская СОШ» МР «Верхневилюйский улус (район)» РС (Я) о возложении обязанности по укомплектованию медицинского блока (кабинета),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Верхневилюйского района обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой района во исполнение указания прокуратуры республики проведена проверка исполнения образовательными организациями законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, по результатам которой установлено, что в нарушение Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказа Минздрава России от 05 ноября 2013 № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях», медицинский блок (кабинет) МБОУ «Оросунская СОШ» не укомплектован следующими медицинскими изделиями, мебелью и оргтехникой: тонометром с возрастными манжетами – 2 шт.; оториноскопом с набором воронок - 1 шт.; анализатором окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) – 1 шт.; аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма – 1 шт.; холодильником – 1 шт.; шприцами на 1 мл, 2 мл, 3 мл, 5 мл, 10 мл – 7 шт.; комплектом воздуховодов для искусственного дыхания – 1 шт.; аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу – 1 шт.; грелкой медицинской – 2 шт.; носилками – 1 шт.; зондами желудочными разных размеров – 4 шт.; термоконтейнером для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов – 1 шт.; спиртом этиловым – 0,5 мл на инъекцию; салфетками спиртовыми – 1 шт.; посиндромной укладкой медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.; ведром с педальной крышкой – 2 шт.; емкостью для дезинфекции средств – количество по требованию; емкостью – непрокалываемым контейнером с крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин – количество по требованию; стульями – 6 шт.; кушеткой – 2 шт.; ширмой медицинской – 2 шт.; шкафом медицинским для хранения лекарств – 1 шт.; шкафом для хранения медицинской документации – 1 шт.; столом медицинским – 1 шт.; столиком инструментальным – 1 шт.; столиком манипуляционным – 1 шт.; лампой настольной – 1 шт.; биксом большим – 2 шт.; биксом малым – 2 шт.; пинцетом – 2 шт.; корцангом – 4 шт. Выявленные нарушения не позволяют обеспечить надлежащую медицинскую помощь в случае возникновения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории и в здании образовательных учреждений, что способствует возникновению негативных последствий, создает угрозу жизни и здоровью, как учащихся, работников, так и иных лиц, посещающих образовательное учреждение, не позволяет им оказать первичную помощь при возникновении внезапных острых заболеваний, обострении хронических заболеваний. Указанное нарушает права обучающихся образовательной организации, круг лиц которых определить не представляется возможным, на охрану здоровья. Обязанность по финансированию оснащения медицинского блока (кабинета) образовательной организации возложена на администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)», как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения. Указывая изложенное, прокурор просит обязать МБОУ «Оросунская СОШ», администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать медицинский блок (кабинет) МБОУ «Оросунская СОШ» медицинскими изделиями, мебелью и оргтехникой в соответствии с приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Минздрава России от 05 ноября 2013 года № 822н.

Ответчики, будучи надлежаще извещенными о времени и месте судебного заседания не явились, ходатайством просят рассмотреть дело без их участия.

При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь ч. 5 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.

В судебном заседании старший помощник прокурора Верхневилюйского района Макарова И.М. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Ответчик администрация МР «Верхневилюйский улус (район)» в отзыве на исковое заявление выразила свое несогласие с иском, мотивируя это тем, что на основании протокола заседания Совета по экономике и финансам от 24 января 2023 года № 1/2023, распоряжением первого заместителя главы администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» № 41-р от 25 января 2023 года «О внесении уточнений в бюджетную роспись администрации МР «Верхневилюйский улус (район) на 2023 год» Управлению финансов администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» поручено перенаправить средство по бюджетной заявке МКУ «Управление образования» 6461403 рубля на оснащение медицинский кабинетов в образовательных организациях. В связи с исправлением ситуации, выделением МКУ «Управление образования» необходимой суммы на оснащение медицинских кабинетов (блоков) образовательных учреждений района медицинскими изделиями, мебелью и оргтехникой, просит признать администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)» ненадлежащим ответчиком и произвести замену ответчика надлежащим ответчиком - МКУ «Управление образования».

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Закон об образовании) охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с ч. 3 ст. 41 Закона об образовании организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.

Согласно ст. ст. 1, 28 Закона об образовании, образовательное учреждение обязано создать в сфере своей деятельности необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства.

Согласно п. 2.9.1 санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 года № 28, медицинская помощь в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Медицинская деятельность в хозяйствующих субъектах осуществляется самостоятельно (при наличии санитарно-эпидемиологического заключения) или медицинской организацией.

В соответствии со ст. 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» приказом Минздрава России от 05 ноября 2013 года № 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях (далее по тексту – Порядок).

Порядок устанавливает правила оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях. Распространяется на образовательные организации и организации, осуществляющие обучение.

В соответствии с пунктом 4 Порядка организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации, осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.Пунктом 5 Порядка установлено, что первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях (далее - отделения медицинской помощи обучающимся).

Согласно пункту 7 Порядка в структуре отделения медицинской помощи обучающимся предусматривается медицинский блок, который размещается в помещениях образовательной организации.

Медицинский блок отделения медицинской помощи обучающимся состоит из кабинета врача-педиатра (фельдшера) и процедурного кабинета (пункт 8 Порядка).

Помещения, предоставляемые образовательной организацией, должны соответствовать установленным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам и установленным требованиям для осуществления медицинской деятельности (пункт 9 Порядка).

Пунктом 11 Порядка установлено, что помещения медицинского блока оснащаются образовательной организацией мебелью, оргтехникой и медицинскими изделиями согласно стандарту оснащения (приложение № 3 к Порядку).

В судебном заседании установлено, что прокуратурой Верхневилюйского района во исполнение указания прокуратуры республики проведена проверка исполнения образовательными организациями законодательства об охране здоровья несовершеннолетних, по результатам которой установлено, что медицинский блок (кабинет) МБОУ «Оросунская СОШ» не укомплектован следующими медицинскими изделиями, мебелью и оргтехникой: тонометром с возрастными манжетами – 2 шт.; оториноскопом с набором воронок - 1 шт.; анализатором окиси углерода выдыхаемого воздуха с определением карбоксигемоглобина (смокелайзер) – 1 шт.; аппаратно-программным комплексом для скрининг-оценки уровня психофизиологического и соматического здоровья, функциональных и адаптивных резервов организма – 1 шт.; холодильником – 1 шт.; шприцами на 1 мл, 2 мл, 3 мл, 5 мл, 10 мл – 7 шт.; комплектом воздуховодов для искусственного дыхания – 1 шт.; аппаратом искусственной вентиляции легких Амбу – 1 шт.; грелкой медицинской – 2 шт.; носилками – 1 шт.; зондами желудочными разных размеров – 4 шт.; термоконтейнером для транспортировки медицинских иммунобиологических препаратов – 1 шт.; спиртом этиловым – 0,5 мл на инъекцию; салфетками спиртовыми – 1 шт.; посиндромной укладкой медикаментов и перевязочных материалов для оказания неотложной медицинской помощи – 1 шт.; ведром с педальной крышкой – 2 шт.; емкостью для дезинфекции средств – количество по требованию; емкостью – непрокалываемым контейнером с крышкой для дезинфекции отработанных шприцев, тампонов, использованных вакцин – количество по требованию; стульями – 6 шт.; кушеткой – 2 шт.; ширмой медицинской – 2 шт.; шкафом медицинским для хранения лекарств – 1 шт.; шкафом для хранения медицинской документации – 1 шт.; столом медицинским – 1 шт.; столиком инструментальным – 1 шт.; столиком манипуляционным – 1 шт.; лампой настольной – 1 шт.; биксом большим – 2 шт.; биксом малым – 2 шт.; пинцетом – 2 шт.; корцангом – 4 шт.

Выявленные нарушения не позволяют обеспечить надлежащую медицинскую помощь в случае возникновения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории и в здании образовательных учреждений, что способствует возникновению негативных последствий, создает угрозу жизни и здоровью, как учащихся, работников, так и иных лиц, посещающих образовательное учреждение, не позволяет им оказать первичную помощь при возникновении внезапных острых заболеваний, обострении хронических заболеваний. Указанное нарушает права обучающихся образовательной организации, круг лиц которых определить не представляется возможным, на охрану здоровья.

Кроме того, обязанность по финансированию оснащения медицинского блока (кабинета) образовательной организации возложена на администрацию МР «Верхневилюйский улус (район)», как на орган, отвечающий за финансирование соответствующей деятельности образовательного учреждения.

Так, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 15 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ учредителем ответчика МБОУ «Оросунская СОШ» является администрация МР «Верхневилюйский улус (район)».

При вышеуказанных обстоятельствах, доводы представителя ответчика - администрации МР «Верхневилюйский улус (район)» о том, что администрация МР «Верхневилюйский улус (район)» является ненадлежащим ответчиком по делу, не основаны на нормах закона, поскольку МКУ «Управления образования» не является органом местного самоуправления и не несет обязанностей, установленных законом обязанности по финансированию муниципальных образовательных учреждений.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление прокурора Верхневилюйского района подлежит удовлетворению.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд считает установление срока для исполнения решения в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу правильным, данный срок с учетом объема и характера мероприятий, которые необходимо провести ответчикам является разумным и достаточным исполнения решения суда. Предоставление ответчикам более длительного срока исполнения решения суда отдалит его исполнение, что приведет к нарушению прав воспитанников образовательного учреждения на получение качественной и своевременной медицинской помощи и создает угрозу безопасности их жизни и здоровья при нахождении их в образовательном учреждении, приводит к несоблюдению условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

При этом суд отмечает, что при наличии соответствующих обстоятельств, а также достаточных и достоверных доказательств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения с момента его вступления в законную силу, ответчики не лишены возможности обратиться в суд с заявлением об отсрочке его исполнения в порядке ч. 1 ст. 203 ГПК РФ.

При подаче искового заявления в суд прокурор в силу пп. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины освобождаются также органы местного самоуправления, выступающие в качестве истцов и ответчиков.

При подаче искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины составляет 300 рублей (под. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ). Таким образом, с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, МБОУ «Оросунская СОШ» подлежит к взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Верхневилюйского района Республики Саха (Якутия) Слепцова П.Н. – удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Оросунская СОШ» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) и администрацию муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в течение 03 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу укомплектовать медицинский блок (кабинет) МБОУ «Оросунская СОШ» медицинскими изделиями, мебелью и оргтехникой в соответствии с приложением № 3 к Порядку оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, утвержденному приказом Минздрава России от 05 ноября 2013 года № 822н.

Взыскать с Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Оросунская СОШ» муниципального района «Верхневилюйский улус (район)» Республики Саха (Якутия) в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия) в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья:               В.А. Кириллин

2-67/2023 ~ М-33/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
П.Н. Слепцов
Ответчики
МБОУ "Оросунская СОШ"
Администрация МР "Верхневилюйский улус (район)"
Суд
Верхневилюйский районный суд Республики Саха (Якутия)
Судья
Кириллин Василий Александрович
Дело на странице суда
vvilyui--jak.sudrf.ru
30.01.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.01.2023Передача материалов судье
01.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.02.2023Судебное заседание
09.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2023Дело оформлено
31.05.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее