Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-773/2022 ~ М-362/2022 от 10.02.2022

Дело № 2-773/2022 64RS0004-01-2022-000845-19

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18.05.2022 года город Балаково Саратовской области

Балаковский районный суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Евдокименковой Е.Ю.,

при секретаре судебного заседания Романовой Е.А.,

с участием

представителя истца Дергачева А.Г. Ермолаева И.В.,

представителя ответчика общества с ограниченной ответственностью «Редут» Беляевой В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дергачева А. Г. к обществу с ограниченной ответственностью «РедуТ» об обязании предоставлять своевременно лечебно-профилактическое питание, обязании произвести расчёт и предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска наряду с основным, рассчитанный за период с 01.09.2017 по настоящее время, взыскании задолженности по индексации заработной платы, компенсации за отсутствие индексации, компенсации морального вреда, признании незаконными действий за неполучение своевременно лечебно-профилактического питания, об обязании произвести расчет и выплату компенсации за неполученное лечебно-профилактическое питание,

установил:

истец Дергачев А.Г обратился в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью «РедуТ» об обязании предоставлять своевременно лечебно-профилактическое питание, обязании произвести расчёт и предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска наряду с основным, рассчитанный за период с 01.09.2017 по настоящее время, взыскании задолженности по индексации заработной платы, компенсации за отсутствие индексации, компенсации морального вреда, признании незаконными действий за неполучение своевременно лечебно-профилактического питания, об обязании произвести расчет и выплату компенсации за неполученное лечебно-профилактическое питание.

В обоснование исковых требований указано, что с 01.09.2017 по настоящее время между (Работником) Дергачевым А. Г. и (Работодателем) ООО "РЕДУТ" в лице директора ОП в г.Балаково Приймач А. Н. заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ (далее - трудовой договор) в порядке перевода с АО "Апатит" Основание: договор № 462-БФ АП.201.01-У от 27.06.2017, заключенный между ООО "РедуТ" и АО "Апатит" (Балаковский филиал).

Согласно трудовому договору, работник принимается Работодателем в ООО "РедуТ" для выполнения трудовой функции аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции 4-го разряда. Работа в организации является для Работника основной.

Местом работы работника является - обособленное подразделение ООО "РедутТ" в г. Балаково (Саратовская обл., с. Быков отрог, проезд Химиков, д. 1), территория Балаковского филиала АО "Апатит", участок ЦМС.

Трудовой договор заключается на определенный срок. Основание: договор № 462-БФ АП.201.01-У от 27.06.2017, заключенный между ООО "РедуТ" и АО "Апатит" (Балаковский филиал).

Согласно трудовой книжке ВТ , Дергачев А. Г. запись № 26, ООО "РЕДУТ" принят 01.09.2017 в обособленное подразделение в г. Балаково аппаратчиком подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции 4-го разряда (приказ от 01.09.2017 № 156).

Согласно договору № 462/БФ АП.201.01-У от 27.06.2017 (далее - договор перевода), заключённому между ООО "РЕДУТ" и АО "Апатит" (Балаковский филиал), ЦМС передали в распоряжение на обслуживания с АО "Апатит" (Балаковский филиал) в Обособленное Подразделение ООО « РедуТ» в г. Балаково с последующим переводом всего коллектива работающего в АО "Апатит" (Балаковский филиал) переводом в Обособленное Подразделение ООО « Редут» в г. Балаково на тех же, должностях и с выполнением тех же, функций.

До перевода всего коллектива участка ЦМС согласно договору перевода из АО "Апатит" (Балаковский филиал) в Обособленное Подразделение ООО «РедуТ» в г. Балаково, в основном технологическом персонале должность аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции относилась к позиции 1080Б000 - 17541 Списка № 1, Утвержденному Постановлением Кабинета Министров СССР № 10 от 26.01.1991 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» и АО "Апатит" (Балаковский филиал) предоставляло отчёт и отчисления в ПФ РФ по Списку № 1.

В соответствии с Гарантийным письмом от 26.07.2017 № 030-Б ООО «РедуТ» обязалось принять работников в строгом соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации с сохранением льгот и компенсаций предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, работников работавших в цехе ЦМС в составе завода АО «Апатит» в качестве аппаратчика подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции, выполняли ту же работу, что и сейчас, но ранее работа была отнесена работодателем к Списку № 1, а при передачи ЦМС под управления ООО "РедуТ", куда приняли на работу в порядке перевода, работника при принятии.

Ни место работы, ни трудовые обязанности у работников, трудившихся ранее на должности истца, не изменились. Выполняемая работа относится, к производству химических удобрений, за каждым истцом закреплено определенное рабочее место и оборудование. Закрепление за сотрудниками рабочих мест и оборудования не означает, что каждый работник выполняет только определенный вид работ. Все они по очередности учувствуют в разных видах работ в зависимости от количества производимой продукции за смену, количества вышедших в смену работников. За несколько смен работники проходят «круг». Все они взаимозаменяемы, работают в одном цехе во вредных условиях, все контактируют непосредственно с удобрением и подвергаются воздействию выделяемых вредных веществ виде аэрозолей, учувствуют в производстве химических удобрений, работа относится к производству химических удобрений, поскольку поступающей в отделение дообработки из производственного корпуса продукт не является готовым удобрением, к которому предъявляются определенные требования по свертываемости, слежению и т.д..

20.11.2020 Балаковский районный суд Саратовской области вынес решение по объединенному делу № 2-2-1058/2020 по исковому заявлению истца и др. к ООО "РЕДУТ" о признании незаконными действия по отнесению выполняемой, работы к Списку № 2, возложении обязанности к позиции 1080Б000-17541 Списка № 1, обязании произвести корректировку индивидуальных сведений застрахованного лица, обязании предоставить пенсионный фонд индивидуальные сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам и произвести соответствующие отчисления на работающего, установлении факта трудовых отношений, обязании внести в трудовую книжку запись о приеме на работу и признании трудовых отношений бессрочными.

Основание обращения в Балаковский районный суд Саратовской области по делу № 2-2-1058/2020 послужило то, что в начале 2017 года АО "Апатит" в городе Балаково по договору аренды передал цех минеральных солей с технологическим регламентом производства кормовых добавок в ООО «РедуТ» (место производства и нахождения цеха по адресу: 413810, г. Балаково, Саратовская область, село Быков Отрог, проезд Химиков, д.1. Работники в тот период заключили трудовые договоры в порядке перевода с АО "Апатит" перешли в ООО «РедуТ» (Основание: Договор № 462-БФ АП.201.01-У от 27.06.2017, заключенный между ООО "РедуТ" и АО "Апатит" (Балаковский филиал)).

В АО "Апатит" вышеперечисленные работники выполняли в том же цехе минеральных солей (далее — ЦМС) работы согласно Списку № 1 раздела 8 позиции 1080Б000-17541 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" Рабочие и мастера предприятий других отраслей промышленности и народного хозяйства, занятые полный рабочий день в технологическом процессе производства продукции: неорганической химии, удобрений, полимеров, пластических масс (включая ….,химических реактивов, высокочистых веществ в отдельных цехах, отделениях, на участках и установках при наличии в воздухе рабочей зоны вредных веществ 1 или 2 класса опасности, а также канцерогенов. Рабочие и мастера, занятые на ремонте и обслуживании технологического оборудования и электрооборудования в перечисленных производствах.

Ответчиком не были представлены в Пенсионный фонд индивидуальные сведения в отношении истица за отработанный период времени с 01.01.2021 по настоящее время о периодах работы учитываемых для целей досрочного назначения страховой пенсии по старости, страховые взносы также не перечислялись, что подтверждается также сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Между АО «Апатит», именуемым «Заказчик» и ООО «РедуТ», именуемым «Исполнитель», заключен договор, согласно которому Заказчик поручил, а Исполнитель принял на себя обязательства по выполнению работ Заказчика. Виды работ, выполняемых Исполнителем, отражены в приложении к договору, к которым, относятся: стадии аминирования, работа и обслуживание всего оборудования.

Также до перехода из АО «Апатит» в ООО «РедуТ» по требованию вышеперечисленных работников выдавались справки, уточняющие льготный характер работы или условий труда по Списку № 1 цеха минеральных солей.

Постоянным технологическим регламентом производства фосфатов обесфторенных кормовых (ФОК) цеха минеральных солей (технологическая система № 1, 2) состав производства входят компоненты:

- кадмий класс опасности - 1

- ртуть класс опасности - 1

- фосфор класс опасности - 1

- фтор класс опасности - 2

- мышьяк класс опасности - 2 (канцероген СанПиН 1.2.2353-08)

- свинец (оксид, растворимые соли свинца) класс опасности —2, 1

- соляная кислота класс опасности - 3

- марганец класс опасности - 3

- железо класс опасности - 3

- алюминий класс опасности - 3

- ионы водорода фосфорной кислоты класс опасности - 2

- зола класс опасности — 4

- кадмий (канцероген СанПиН 1.2.2353-08), что соответствует Списку № 1 раздела 8 позиции 1080Б000-17541 Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.

При требовании вышеперечисленными работниками справок, уточняющих льготный характер работы или условий труда по Списку № 1 цеха минеральных солей от ООО «РедуТ», были предоставлены справки по Списку № 2.

Справки по Списку № 2 основаны на документах представленных ООО «РедуТ» и замерах произведенных специалистами ООО «ЭНВИ» оценки рабочих мест утвержденной 31.05.2018 г., что все исследуемые соединения отнесены к 4 классу опасности, вывод ООО «ЭНВИ», что не относится к Списку № 1 работы сотрудников цеха минеральных солей ООО «РедуТ».

Однако данный вывод противоречил технологическим регламентам производства фосфатов обесфторенных кормовых (ФОК) цеха минеральных солей (технологическая система № 1, 2), согласно которых при производстве кормовых добавок присутствуют компоненты класса опасности 1, 2, 3 и канцерогены.

20.11.2020 Балаковский районный суд Саратовской области вынес решение по объединенному делу № 2-2-1058/2020 и учёл вышеперечисленные доводы, а ООО «Редут» добровольно признало исковые требования, однако замеры специалистами ООО «ЭНВИ» указанные в оценки рабочих мест утвержденной 31.05.2018, новые не произвёл с учётом решения суда.

Вместе с тем, в замерах произведенных специалистами ООО «ЭНВИ» оценки рабочих мест утвержденной 31.05.2018, не проведены замеры химические и биологические фактор производственной среды, а также эффективность СИЗ, что влияет на итоговый класс (подкласс) условий труда и полагаю, что результаты замеров оценки рабочих мест могут быть не ниже, чем 3.2. подкласса вредных условий.

Также в вышеперечисленное дело не представлены протоколы комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 настоящего Федерального закона (при наличии такого решения) согласно пп 6 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ (ред. от 30.12.2020) "О специальной оценке условий труда".

Работники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, имеют право на дополнительный оплачиваемый отпуск наряду с основным. Это следует из статьи 116 ТК РФ. При этом опасность условий труда устанавливается по результатам спецоценки или аттестации рабочих мест, проведённой в особом порядке (ст. 117 ТК РФ).

Истец полагает, что занят на работах с вредными условиями труда не ниже, чем 3.2. подкласса вредных условий, имеет право на дополнительный оплачиваемый отпуск.

Однако истцу ООО «Редут» не рассчитывает и не предоставляет право воспользоваться дополнительным оплачиваемым отпуском.

При переводе с АО «Апатит» в ООО «Редут» по началу предоставляли питание несколько месяцев, а впоследствии оплачивали компенсацию.

Согласно инструкции № И 08-17-Р для аппаратчиков подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции участка минеральных солей (далее - инструкция № И 08-17-Р) п. 3.5. и 3.6. описание технологического процесса производства фосфатов обесфторенных кормовых на технологических системах 1 и 2. Также п.3.5.1. - 3.5.6. инструкцией № И 08-17-Р предусмотрено:

прием сырья;

нейтрализация кислоты;

сушка готового продукта;

охлаждение и дробление продукта;

очистка отходящих газов и пыли;

фасовка и отгрузка готового продукта.

п. 3.6.-3.6.7. инструкцией № И 08-17-Р предусмотрено:

прием и подача мела;

прием и подача фосфорной кислоты;

нейтрализация, сушка и грануляция;

подача топочных газов;

очистка отходящих газов;

фасовка и отгрузка готовой продукции.

Вышеперечисленные работы соответствуют профессиям рабочих указанных в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, выпуск 24, раздел "Общие профессии химических производств", утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31.10.2002 года № 787 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 44, ст.4399): аппаратчики, занятые на работе в цехе обесфторенных фосфатов.

По вине работодателя с февраля - марта 2019 года бесплатное получение лечебно-профилактического питания от ООО «Редут» не предоставляется и таким образом нарушаются вышеперечисленные нормы и мои права на получение бесплатного лечебно-профилактического питания.

Стоимость питания 800,00 рублей за одну смену на сегодняшний день.

В среднем в месяц истец работает по 15 смен, т. е. расчётным способом 800 Х 15=12000,00 рублей в среднем за месяц положена компенсация и за период с февраля 2019 г. по сегодняшний день июль 2021 г. (28 месяцев х 12000,00 рублей = 336 000 рублей).

Согласно выданным справкам 2 - НДФЛ ООО «Редут»:

Расчет: (-6.3 %) + 2,9 % + 2 % + 0,7 % = - 0,7 %, с учётом премиальных и иных выплат.

Расчет индексации истцом выполнен арифметически:

Согласно п. 4.1. трудового договора 58,50 рублей в час. Х 11 часов смена Х 15 смен в месяц = 9 652,50 рублей в месяц.

9 652,50 руб. Х 12 месяцев = 115 830,00 руб. в год.

С 2017 г. по 2021 г. индексация тарифа не менялась, а значит, индексация с уровнем инфляции не производилась и согласно расчету:

115 830,00 Х уровень инфляция в 2017 г. 2.52 % = 2 918,91 руб.

115 830,00 Х уровень инфляция в 2018 г. 4.27 % = 4 945,94 руб.

115 830,00 Х уровень инфляция в 2019 г. 3.05 % = 3 532,81 руб.

115 830,00 Х уровень инфляция в 2020 г. 4.91 % = 5 687.25 руб.

115 830,00 Х уровень инфляция в 2021 г. 8.39 % = 9 718,12 руб.

по данным с сайта https://rosstat.gov.ru/price Росстат.

Итого: 26 803,03 руб. задолженность по индексации заработной платы за период с января 2018 года по декабрь 2021 года подлежит взысканию.

Истец с учётом уточнений, просит суд обязать общество с ограниченной ответственностью «РедуТ»:

предоставлять своевременно лечебно-профилактическое питание Дергачеву Алексею Геннадьевичу, в течение месяца после вступление решения суда в силу, при нахождении на работе в рабочую смену;

- произвести расчет и предоставить дополнительный оплачиваемый отпуск, наряду с основным, рассчитанный за период работ с 01.09.2017 по настоящее время по Списку № 1 Дергачеву Алексею Геннадьевичу.

Взыскать с ООО «Редут» в пользу Дергачева Алексея Геннадьевича:

- задолженность по индексации заработной платы за период с января 2018 года по декабрь 2021 года в размере 74 232,00 руб.;

- компенсацию за период с 01.01.2018 по 19.04.2022 в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ за отсутствие индексации в размере 19 413,02 руб.;

- компенсацию морального вреда в размере 20 000,00 руб.;

- за отправку исковых заявлений «Почтой России» в размере 411,20 руб.

Признать незаконными действия ООО «Редут» за неполучение своевременно лечебно-профилактическое питания по вине работодателя за период с февраля 2019 г. по сегодняшний день и обязать ООО «Редут» произвести расчет и выплату компенсации Дергачеву Алексею Геннадьевичу за неполучение своевременно лечебно-профилактическое питания по вине работодателя за период с февраля 2019 г. по сегодняшний день.

В судебном заседании 10.03.2022 представитель истца Ермолаев И.В. представил заявление об отказе от исковых требований в связи с добровольным удовлетворением к обществу с ограниченной ответственностью «Редут» в части обязать ответчика произвести корректировку индивидуальных сведений застрахованного лица Дергачева Алексея Геннадьевича за период с 01.01.2021 по настоящее время с указанием кода особых условий труда 27-1 на основании Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение»; предоставить в ГУ – УПФ РФ в г. Череповец Вологодской области индивидуальные сведения по начисленным и уплаченным страховым взносам и произвести соответствующие отчисления на работающего в ООО «Редут» в должности аппаратчика подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции 4 разряда, страховые взносы на формирование страховой и накопительной пенсии Дергачева Алексея Геннадьевича за период с 01.01.2021 по настоящее время с указанием кода особых условий труда 27-1 на основании Постановления Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 «Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение» (абзацы 1, 2 пункта 1 просительной части искового заявления). Заявление об отказе от иска в части приобщено к материалам дела. Также представитель истца Ермолаев И.В. указал, что просит суд исключить из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, Государственное учреждение Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области, Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области.

Определением Балаковского районного суда Саратовской области от 10.03.2022 производство по делу прекращено в части в связи с отказом истца от исковых требований в указанной части. Также данным определением суда исключены из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет иска, Государственное учреждение Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Саратовской области, Государственное учреждение Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Череповце и Череповецком районе Вологодской области.

Истец Дергачев А.Г., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении не ходатайствовал.

Представитель истца Дергачева А.Г. Ермолаев И.В. в судебном заседании уточнённые поддержал исковые требования, дал пояснения, аналогичные изложенному в иске, просил требования истца удовлетворить.

Представитель ответчика Беляева В.В., исковые требования истцов не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, указанным в возражениях на иск (том № 1, л.д. 42-44).

Представитель третьего лица АО «Апатит», извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении не ходатайствовал.

Руководствуясь статьей 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд пришёл к следующему.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации к основам конституционного строя относится обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Государственная, в том числе судебная, защита прав и свобод человека и гражданина гарантируется статьей 45 частью 1, статьей 46 частями 1, 2 Конституции Российской Федерации.

Согласно статьям 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений, если иное не установлено федеральным законом.

Пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Согласно статье 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствии со статьёй 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются в том числе: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Частью 1 статьи 8 ТК РФ определено, что работодатели, за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В соответствии с частью 4 статьи 8 ТК РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьёй 372 настоящего Кодекса порядка учёта мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.

Частью 3 статьи 11 ТК РФ предусмотрено, что все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

В соответствии со статьей 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом. В случаях и порядке, которые установлены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, или уставом (положением) организации, трудовые отношения возникают на основании трудового договора в результате назначения на должность или утверждения в должности.

В соответствии с абзацем десятым части 2 статьи 22 ТК РФ работодатель обязан знакомить работников под роспись с принимаемыми локальными нормативными актами, непосредственно связанными с их трудовой деятельностью.

В соответствии со статьей 56 ТК РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.

Согласно статье 61 ТК РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определённого трудовым договором.

Если в трудовом договоре не определён день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.

В систему основных государственных гарантий по оплате труда работников статьей 130 ТК РФ, в том числе включены меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы, а также ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

В силу статьи 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 6 статьи 135 ТК РФ).

Согласно частям 1 и 3 статьи 222 ТК РФ Работникам, занятым на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным договором и (или) трудовым договором. Перечень вредных производственных факторов на указанных рабочих местах устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, лечебно-профилактического питания, порядок осуществления компенсационной выплаты, предусмотренной частью первой настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В соответствии с частью 3 статьи 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников (в редакции Федерального закона от 28.12.2013 № 421-ФЗ).

Судом установлено и следует из материалов дела, что ООО «РедуТ» является действующим юридическим лицом, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, действует на основании Устава.

Между истцом Дергачевым А.Г. и ООО «РедуТ» был заключен трудовой договор № 2017/156 от 01.09.2017 (том № 1, л.д. 168-169) и дополнительное соглашение (том № 1, л.д. 170), для выполнения трудовой функции аппаратчика подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции четвертого разряда, в порядке перевода с АО «Апатит». Работа является для работников основной в обособленном подразделение ООО «РедуТ» в городе Балаково на территории Балаковского филиала АО «Апатит», участок ЦМС. Условия труда на рабочем месте вредные, соответствуют 3 классу 1 подклассу. Работнику устанавливается сменный график работы по 12 часов и ежегодно предоставляется отпуск продолжительностью 28 календарных дней.

На основании договора № 462/БФ АП.201.01-У от 2.06.2017 (том № 1, л.д. 116-136), заключенного между ООО «РедутТ» и АО «Апатит» (Балаковский филиал), ЦМС передали в распоряжение на обслуживания с АО «Апатит» (Балаковский филиал) в обособленное подразделение ООО «РедуТ».

Согласно Положению об оплате и стимулировании труда персонала ООО «РедуТ» (том № 1, л.д. 137-139), премиальные выплаты начисляются за выполнение соответствующих производственных показателей; выплаты материальной помощи; надбавки, иные поощрительные надбавки и доплаты компенсационного характера. Входят в систему оплаты труда, зависит от производственных показателей, наличия либо отсутствия дисциплинарных взысканий, продолжительности непрерывного стажа и других субъективных факторов.

Из пункта 3.5 данного Положения указанные в настоящем положении премии начисляются на основании текущей работы и признаны стимулировать работников ООО «РедуТ», задействованных на работах в цехе, выполнять свои обязанности эффективнее и производительнее.

В пункте 4.3. Положения об оплате труда и премировании рабочих указано, что размер снижения премии зависит от степени вины работника, размера ущерба причиненного здоровью физических лиц, размера ущерба причиненного имуществу работодателя.

Таким образом, Положением об оплате труда и премирования рабочих участка отгрузки и фасовки ЦМС обособленного подразделения ООО «РедуТ» установлено, что ежемесячно работник получает основную премию, предусмотренную пунктом 3.1.2 Положения.

В Положении об обособленном подразделении ООО «РедуТ» в городе Балаково Саратовской области (том № 1, л.д. 166-167) указано, что целью деятельности подразделения является выполнение подрядных работ на Балаковском филиале АО «Апатит» по погрузочно-разгрузочной деятельности, зачистке вагонов после грузовой операции, подготовки вагонов под грузовую операцию и ремонту вагонов.

В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

20.11.2020 Балаковским районным судом Саратовской области было вынесено решение по гражданскому делу № 2-2-1058/2020. Указанное решение вступило в законную силу 29.12.2020.

24.12.2021 Балаковским районным судом Саратовской области вынесено решение по гражданскому делу № 2-2659/2021 по исковому заявлению исковому заявлению Сидорова А. В., Юркина Е. А. к обществу с ограниченной ответственностью «РедуТ» о взыскании задолженности по индексации заработной платы, компенсации за отсутствие индексации, компенсации морального вреда, признании незаконными действия за неполучение своевременно лечебно-профилактическое питание, об обязании произвести расчет и выплату компенсации за неполученное лечебно-профилактическое питание, предоставить лечебно-профилактическое питание, произвести расчет и предоставить дополнительного оплачиваемого отпуска, о признании незаконным и отмене приказа о наложении дисциплинарного взыскания, и взыскании премии. Указанное решение частично изменено апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 28.04.2022.

Из объяснений представителя ответчика Беляевой В.В. следует, что между ООО «РедуТ» и работниками общества коллективный договор не заключался. Ни трудовыми договорами, ни Положением об оплате труда и премировании рабочих, ни иными локальными нормативными актами работодателя не предусмотрен механизм индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. С целью соблюдения баланса интересов работника и работодателя, для исчисления индексации необходимо применить индекс потребительских цен, поскольку ООО «РедуТ» не относится к бюджетной сфере и не финансируется из бюджета.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 ТК РФ) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 ТК РФ должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Предусмотренное статьёй 134 ТК РФ правовое регулирование не позволяет работодателю, не относящемуся к бюджетной сфере, лишить работников предусмотренной законом гарантии и уклониться от установления индексации, поскольку предполагает, что ее механизм определяется при заключении коллективного договора или трудового договора либо в локальном нормативном акте, принятом с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2010 № 913-О-О, от 17.07.2014 № 1707-О, от 19.11.2015 № 2618-О).

Согласно позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации № 1-П от 12.01.2021, впредь до внесения в действующее правовое регулирование изменений, вытекающих из настоящего Постановления, судам в целях реализации статьи 208 ГПК Российской Федерации (в случаях, когда условия и размер индексации присужденных денежных сумм не установлены договором) надлежит использовать в качестве критерия осуществления предусмотренной ею индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики (Росстатом) индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране и публикуемой на официальном сайте Росстата в сети Интернет (разделы I и II Официальной статистической методологии организации статистического наблюдения за потребительскими ценами на товары и услуги и расчета индексов потребительских цен, утвержденной приказом Росстата от 30 декабря 2014 года № 734).

Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что статьей 134 ТК РФ установлена императивная обязанность работодателей, в том числе не относящихся к бюджетной сфере, осуществлять индексацию заработной платы работников в целях повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности.

При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учёт особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. ТК РФ не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

Таким образом, право работника на индексацию заработной платы не зависит от усмотрения работодателя, то есть от того, исполнена ли им обязанность по включению соответствующих положений об индексации в локальные нормативные акты организации. Работодатель не вправе лишать работников предусмотренной законом гарантии повышения уровня реального содержания заработной платы и уклоняться от установления порядка индексации.

Индексация – это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы; обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий.

В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров (часть 1 статьи 9 ТК РФ).

Частью 4 статьи 57 ТК РФ определено, что в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия, не ухудшающие положение работника по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Согласно части 1 статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 ТК РФ).

Доводы представителя ответчика о пропуске истцами установленного срока на обращение в суд за защитой нарушенных трудовых прав, суд считает не состоятельным, поскольку судом установлено, что истцы обратилась в суд с требованием о взыскании индексации заработной платы, когда после консультации с представителем в июле 2021 года узнали о нарушении своих прав на выплату заработной платы с учётом индексации.

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 ТК РФ.

Согласно статьи 392 ТК РФ работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении - в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки или со дня предоставления работнику в связи с его увольнением сведений о трудовой деятельности (статья 66.1 настоящего Кодекса) у работодателя по последнему месту работы.

За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Согласно статьи 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Согласно разъяснениям, содержащимся в абзаце 3 пункта 55 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» начисление процентов в связи с несвоевременной выплатой заработной платы, не исключает права работника на индексацию сумм задержанной заработной платы в связи с их обесцениванием вследствие инфляционных процессов, поскольку такая индексация является не самостоятельной мерой ответственности работодателя, а механизмом восстановления покупательной способности денег, своевременно не полученных работником.

Индексация в данном случае не является мерой ответственности, не ставится в зависимость от вины должника, а представляет собой, механизм, предназначенный для реализации принципа полного возмещения убытков, а именно восстановления покупательской способности невыплаченных в срок сумм.

Доводы представителя истца о том, что истец не пропустил срок обращения с исковыми требованиями, суд признает правильным, поскольку соответствует выводам, установленным в судебном заседании.

Суд счёл, что задолженность по индексации заработной платы с января 2018 года по декабрь 2021 года составляет в размере 10 563 рубля 70 копеек, а компенсация за отсутствие индексации за период с 01.01.2018 по 19.04.2022 составляет в размере 974 рубля 30 копеек, данные суммы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования истца о взыскании задолженности по индексации заработной платы подлежат частичному удовлетворению, компенсации за отсутствие индексации подлежат удовлетворению.

В соответствии с действующим законодательством, результаты СОУТ используются также для применения дополнительного тарифа страховых взносов в ПФР с учётом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.

Статьей 209 ТК РФ определено, что охрана труда – это система сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (часть 1 названной статьи).

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (часть 5 статьи 209 ТК РФ).

Согласно статье 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.

Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда (статьи 22, 212 ТК РФ).

Так, в силу абзаца одиннадцатого части 2 статьи 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон № 426-ФЗ).

Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).

По результатам проведения специальной оценки условий труда устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (часть 2 статьи 3 Федерального закона № 426-ФЗ).

Результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться, в том числе, для: разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников; информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях; обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты; осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах; организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников; установления работникам предусмотренных ТК РФ гарантий и компенсаций; установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте (статья 7 Федерального закона № 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя.

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 названного федерального закона, привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора (часть 2 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 19 Федерального закона № 426-ФЗ организация, проводящая специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям: указание в уставных документах организации в качестве основного вида деятельности или одного из видов её деятельности проведения специальной оценки условий труда; наличие в организации не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей - общая гигиена, гигиена труда, санитарно-гигиенические лабораторные исследования; наличие в качестве структурного подразделения испытательной лаборатории (центра), которая аккредитована национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, предусмотренных пунктами 1 - 11 и 15 - 23 части 3 статьи 13 названного федерального закона.

Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть 3 статьи 8 Федерального закона № 426-ФЗ).

Из приведенных нормативных положений следует, что специальная оценка условий труда, обязанность по организации и финансированию проведения которой возложена законом на работодателя, проводится в целях создания безопасных условий труда, сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Она представляет собой единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. При этом непосредственное проведение специальной оценки условий труда на основании гражданско-правового договора, заключаемого работодателем, осуществляется специальной организацией, основным или одним из видов деятельности которой является проведение специальной оценки условий труда, а также отвечающей иным требованиям, указанным в статье 19 Федерального закона № 426-ФЗ.

По степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (часть 1 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ): оптимальные - 1 класс; допустимые - 2 класс; вредные - 3 класс; опасные - 4 класс.

Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены) (часть 3 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ).

Вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда (часть 4 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ).

При этом, в соответствии с вышеуказанной правовой нормой, вредные условия труда делятся на подклассы 3.1, 3.2, 3.3, 3.4.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (часть 5 статьи 14 Федерального закона № 426-ФЗ).

В соответствии со статьей 117 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда, на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

В силу статьи 118 ТК РФ, отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск.

Перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления определяются Правительством Российской Федерации.

Как установлено решением Балаковского районного суда Саратовской области от 24.12.2021 по гражданскому делу № 2-2659/2021, заключением эксперта № 375 ООО «Энви» проведена СОУТ, протоколами №№ 49/4, 50/4, 51/4, 58/4 измерения и оценки уровней шума, №№ 49/7, 50/14, 51/7, 58/7 измерения и оценки вибрации общей, №№ 49/14, 50/14, 51/7, 58/14 измерения и оценки условий труда по показателям тяжести трудового процесса, №№ 58/4, 51/14 измерения и оценки уровней шума (том 5, листы дела 26, 27, 28, 35-37, 41, 42, 43, 44, 49, 50, 51-52); протоколами лабораторных исследований воздуха рабочей зоны № ВРЗ 127-70 от 25 декабря 2017 года, № ВРЗ 127-72 от 25 декабря 2017 года, № ВРЗ 127-79 от 25 декабря 2017 года; картой № 50, 51, 58 СОУТ.

Согласно карте № 49 СОУТ, в соответствии с которыми аппаратчик подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции ЦМС/ТС-1, определен итоговый класс (подкласс) условий труда 3.1, который в установленном законом порядке недействительными не признан.

На основании договора № КП.01-09/1/32-28/2017 заключенного ООО «РедуТ» и обществом с ограниченной ответственностью «Корпоративное питание» было организованно потребление лечебно-профилактического питания по рациону № 2 в помещении столовой, на территории Балаковского филиала АО «Апатит».

Приложением № 1 к договору № 462/БФ АП.201.01-У от 27.06.2017 установлены виды работ выполняемых исполнителем в ЦМС.

Согласно пункту 1.14 инструкции по охране труда для водителя автопогрузчика № ИОТ 24-17Р на водителя автопогрузчика могут воздействовать опасные и вредные производственные факторы.

31.10.2017 утверждён постоянный технологическим регламентам производства фосфатов обесфторенных кормовых (ФОК) цеха минеральных солей (технологическая система № 1, 2), согласно которых при производстве кормовых добавок присутствуют компоненты класса опасности 1, 2, 3 и канцерогены.

В пунктах 3.5. и 3.6. инструкции № И 08-17-Р для аппаратчиков подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и продукции участка минеральных солей имеется описание технологического процесса производства фосфатов обесфторенных кормовых на технологических системах 1 и 2.

В силу части 1 статьи 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной.

В соответствии с частью 3 статьи 216.1 ТК РФ государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки: качества проведения специальной оценки условий труда; правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; фактических условий труда работников. Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации (часть 4 статьи 216.1 ТК РФ). Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны: составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений (часть 6 статьи 216.1 ТК РФ).

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н утверждены Методика проведения специальной оценки условий труда, Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов, форма отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкция по ее заполнению.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 августа 2014 года № 549н утвержден Порядок проведения государственной экспертизы условий труда, который устанавливает правила проведения государственной экспертизы условий труда, осуществляемой Федеральной службой по труду и занятости и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда.

Лица, осуществляющие государственную экспертизу условий труда, обязаны: составлять по результатам экспертизы заключения о соответствии (несоответствии) условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и направлять указанные заключения в суд, органы исполнительной власти, работодателям, в объединения работодателей, работникам, в профессиональные союзы, их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы, органы Фонда социального страхования Российской Федерации; обеспечивать объективность и обоснованность выводов, изложенных в заключениях; обеспечивать сохранность документов и других материалов, полученных для осуществления экспертизы, и конфиденциальность содержащихся в них сведений (часть 6 статьи 216.1 ТК РФ).

При разрешения спора по делу была назначена и проведена судебная государственная экспертиза условий труда, производство которой было поручено Министерству труда и социальной защиты Саратовской области.

Из заключения № 30 государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда от 30.11.2021 следует, что выявленные нарушения не влияют на класс условий труда, установленный по результатам СОУТ. В соответствии с пунктом 3 Правил бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н, лечебно-профилактическое питание выдается бесплатно только тем работникам, для которых это питание предусмотрено Перечнем, приведенным в приложении № 1 к Приказу 46н. Таким образом, Правилами не предусмотрены ни назначение, ни отмена выдачи лечебно-профилактического питания по результатам проведения СОУТ. Положения Приказа 46н применяются независимо от результатов проведения СОУТ.

Из заключения № 31 государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда от 30.11.2001 следует, что по результатам СОУТ на рабочих местах № 49, № 50, № 51, № 58 аппаратчиков подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и готовой продукции цеха минеральных солей обособленного подразделения ООО «РедуТ» в городе Балакове в соответствии с пунктами 19 и 93 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24 января 2014 года № 33н, установлен класс 3.1 (вредные условия труда 1 степени).

    В соответствии с установленным классом условий труда на рабочих местах № 49, № 50, № 51, № 58 аппаратчиков подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и готовой продукции цеха минеральных солей обособленного подразделения ООО «РедуТ» в городе Балакове по результатам СОУТ гарантии и компенсации: ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени не предусмотрены, что отражено в строке 040 карт СОУТ № 49, № 50, № 51, № 58. Таким образом, данные гарантии и компенсации на рабочих местах № 49, № 50, № 51, № 58 аппаратчиков подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и готовой продукции цеха минеральных солей обособленного подразделения ООО «РедуТ» в городе Балакове не установлены обоснованно.

В графе 5 пункта 4 таблицы строки 040 карт СОУТ № 49, № 50, № 51, № 58 аппаратчиков подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и готовой продукции цеха минеральных солей обособленного подразделения ООО «РедуТ» в городе Балакове не указан номер пункта приложения № 3 к приказу Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 45н. Таким образом, сделать вывод об обоснованности либо необоснованности установления на рабочих № 49, № 50, № 51, № 58 аппаратчиков подготовки сырья полуфабрикатов и готовой продукции цеха минеральных солей обособленного подразделения ООО «РедуТ» в городе Балакове по результатам СОУТ выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов не представляется возможным.

В соответствии с установленным классом условий труда на рабочих местах № 49, № 50, № 51, № 58 аппаратчиков подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и готовой продукции цеха минеральных солей обособленного подразделения ООО «РедуТ» в городе Балакове по результатам специальной оценки условий труда гарантии и компенсации: повышенная оплата труда работника (работников), проведение медицинских осмотров установлены обоснованно.

    В графе 5 пункта 6 таблицы строки 040 карт СОУТ № 49, № 50, № 51, № 58 аппаратчиков подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и готовой продукции цеха минеральных солей обособленного подразделения ООО «РедуТ» в городе Балакове неверно указан номер позиции «А. Рабочие, руководители и специалисты предприятий химической и нефтехимической отрасли промышленности...» (вместо номера 1080А000-17541, фигурирующего в Списке № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденном постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, в картах указан номер 1080А010-17541). Таким образом, право на досрочное назначение страховой пенсии по указанному в картах номеру позиции Списка № 1 установлено необоснованно.

    В соответствии с пунктом 3 Правил бесплатной выдачи лечебно- профилактического питания, утверждённых приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н, лечебно-профилактическое питание выдается бесплатно только тем работникам, для которых это питание предусмотрено Перечнем, приведенным в приложении № 1 к Приказу 46н. Таким образом, Правилами не предусмотрены ни назначение, ни отмена выдачи лечебно- профилактического питания по результатам проведения СОУТ. Положения Приказа 46н применяются независимо от результатов проведения СОУТ. Следовательно, необходимости в установлении по результатам проведения СОУТ выдачи лечебно-профилактического питания нет, основание выдачи лечебно-профилактического питания по результатам проведения СОУТ отсутствует, что отражено в строке 040 карт специальной оценки условий труда № 49, № 50, № 51, № 58 аппаратчиков подготовки сырья и отпуска полуфабрикатов и готовой продукции цеха минеральных солей обособленного подразделения ООО «РедуТ» в городе Балакове.

Оснований не доверять заключению государственной экспертизы условий труда в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда у суда не имеется, оно составлено компетентным лицом, референтом отдела организации охраны труда Министерства труда и социальной защиты Саратовской области, имеющего соответствующие полномочия для проведения соответствующих видам экспертиз, стаж работы, предупрежденного об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, содержит подробное описание исследований, примененных методов и стандартов оценки. Изложенные в экспертном заключении результаты исследования и выводы согласуются с иными доказательствами по делу.

Суд, оценив данное экспертное заключение по правилам статьи 67 ГПК РФ, признает его относимым и допустимым доказательством, отвечающим требованиям гражданского процессуального законодательства, предъявляемым к такого рода доказательствам, принимает в качестве подтверждения юридически значимых обстоятельств по делу.

Представленные в материалах дела доказательства, соответствуют относимости, допустимости и достоверности каждого доказательства в отдельности.

При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что нарушений права работников при проведении СОУТ рабочего места истцов со стороны работодателя судом установлено не было.

Данные обстоятельства установлены решением Балаковского районного суда Саратовской области о 24.12.2021 по гражданскому делу № 2-2659/2021. Данное решение вступило в законную силу 28.04.2022.

С учётом изложенного, требования истца о предоставлении своевременно лечебно-профилактического питания, об обязании произвести расчёт и предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска наряду с основным, рассчитанным за период с 01.09.2017 по настоящее время по Списку 1, об обязании произвести расчёт и выплату компенсации за неполученное лечебно-профилактическое питание по вине работодателя за период с февраля 2019 по сегодняшний день, удовлетворению не подлежит.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту; обеспечение права на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров (статья 2 ТК РФ).

Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 ТК РФ.

В абзаце пятом пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).

Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 17 марта 2004 года № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (пункт 63), в случае нарушения трудовых прав работников суд в силу статей 21 (абзац 14 части 1) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы). Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со статьей 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 – 1101 ГК РФ) и статьей 151 ГК РФ.

При этом характер нравственных страданий должен оцениваться судом исходя из фактических обстоятельств, при которых был причинён моральный вред. Поскольку при рассмотрении дела судом установлены неправомерные действия ответчика, нарушившие трудовые права истца, подлежат удовлетворению и их требования о взыскании компенсации морального вреда. Определяя размер компенсации, суд исходит из конкретных обстоятельств настоящего дела, объема и характера причиненных истцу нравственных страданий, степень вины работодателя, требования разумности и справедливости. Совокупность названных факторов позволяет сделать вывод о том, что приемлемым размером компенсации морального вреда в данном случае является сумма в размере 5 000 рублей.

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В соответствии с пунктом 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственная пошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, подлежит зачислению в бюджет муниципальных районов.

Исходя из размера удовлетворенных судом исковых требований, с ответчика ООО «РедуТ» следует взыскать государственную пошлину в размере 751 рубль 08 копеек в бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

частично удовлетворить исковые требования Дергачева А. Г..

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РедуТ» в пользу Дергачева А. Г. задолженность по индексации заработной платы за период с января 2018 года по 31 декабря 2021 года в размере 10 563 рубля 70 копеек; компенсацию за отсутствие индексации за период с 01.01.2018 по 19.04.2022 в размере 713 рублей 30 копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РедуТ» в пользу Сидорова А. В. компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований Дергачева А. Г. отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РедуТ» в бюджет Балаковского муниципального района Саратовской области государственную пошлину в размере 751 рубль 08 копеек.

В течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме на решение может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Балаковский районный суд Саратовской области.

Судья Е.Ю. Евдокименкова

Решение в окончательной форме изготовлено 25.05.2022.

Судья Е.Ю. Евдокименкова

2-773/2022 ~ М-362/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Дергачев Алексей Геннадьевич
Ответчики
ООО "Редут"
Другие
АО "Апатит"
ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Балаковском районе
ГУ УПФ РФ в г.Череповце Вологодской области
Пенсионный фонд Российской Федерации
Ермолаев Игорь Вячеславович
Суд
Балаковский районный суд Саратовской области
Судья
Евдокименкова Елена Юрьевна
Дело на странице суда
balakovsky--sar.sudrf.ru
10.02.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.02.2022Передача материалов судье
16.02.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.02.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.03.2022Судебное заседание
07.04.2022Производство по делу возобновлено
19.04.2022Судебное заседание
18.05.2022Судебное заседание
25.05.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее