Дело № 2-3151/2023
УИД 16RS0046-01-2023-002860-45
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 апреля 2023 года Вахитовский районный суд города Казани в составе председательствующего судьи А.Р. Сафина, при секретаре судебного заседания А.Г. Габидуллиной, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Вахитовского районного суда города Казани гражданское дело по иску Ново-Савиновского районного отдела судебных приставов города Казани Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновский области о возложении обязанности по принятию нереализованного на торгах имущества,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Ново-Савиновского РОСП г.Казани ГУФССП по РТ обратился в суд с иском к МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновский области о возложении обязанности по принятию нереализованного на торгах имущества. В обоснование исковых требований указано следующее.
Судебным приставом исполнителем А.Г. Габидуллиной возбуждено исполнительное производство №...-ИП на основании исполнительного документа Постановление №... от ... года, выданного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани в отношении должника ООО "Стройтехэнергомонтаж" в пользу взыскателя Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани.
... года судебным приставом-исполнителем наложен арест на транспортное средство: ... ..., ... года выпуска, госномер ..., VIN ..., номер двигателя: ....
... года судебным приставом-исполнителем вынесена заявка на привлечение специалиста-оценщика для проведения оценки арестованного имущества.
... года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о назначении оценщика.
... года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о принятии результатов оценки, в соответствии с заключением оценщика стоимость арестованного имущества составляет 545000 руб.
... года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о передаче на реализацию на торгах.
... года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о снижении цены имущества, переданного на реализацию на сумму 463250 руб.
... года судебным приставом-исполнителем составлен акт возврата арестованного имущества с реализации, в связи с не реализацией транспортного средства.
... года судебным приставом-исполнителем вынесено предложение взыскателю о передаче имущества в счет долга.
О принятии нереализованного имущества взыскатель отказался.
Указывается, что согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008г. № 724, Постановлению Правительства РФ от 5 июня 2008г. № 432 функции по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено принимать решения об обращении взыскания на имущество, а также функции по реализации конфискованного имущества осуществляет Федеральное агентство по управлению имуществом (Росимущество).
Порядок взаимодействия Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, установлен Соглашением ФССП России № 0001/13, Росимущества № 01-12/65 от 30.04.2015г.
Типовым положением о территориальном органе (межрегиональном территориальном органе) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утв. приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 № 374 установлено, что территориальный орган самостоятельно осуществляет полномочия по приему в установленном порядке имущества, обращенного в собственность Российской Федерации.
Руководствуясь изложенным, истец просит суд обязать ответчика принять нереализованное на торгах имущество должника, а именно, транспортное средство:..., ... года выпуска, госномер ..., ..., номер двигателя: ....
В судебном заседании представитель Ново-Савиновского РОСП г.Казани ГУФССП по РТ, А.Г. Габидуллина исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МТУ Федерального агентства по управлению государственный имуществом в Республике Татарстан и Ульяновский области, М.С. Минвалеева с исковыми требования не согласилась, поддержав доводы, изложенным в возражении на исковое заявление.
Представитель третьего лица ООО "Стройтехэнергомонтаж" в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.
Представитель третьего лица ИФНС по Московскому району г. Казани в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Пунктами 1, 4, 5.8, 5.10 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 № 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом.
Росимущество является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации. Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и иными организациями.
В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации № 432 от 05.06.2008 г., Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Российской Федерации осуществляет функции организатора принудительной реализации арестованного имущества должников в рамках исполнительного производства, в том числе в лице территориальных органов и привлекаемых ими специализированных организаций.
Из материалов дела следует, что судебным приставом исполнителем А.Г. Габидуллиной возбуждено исполнительное производство №...-ИП на основании исполнительного документа Постановление №... от ... года, выданного Инспекцией Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани в отношении должника ООО "Стройтехэнергомонтаж" в пользу взыскателя Инспекции Федеральной налоговой службы по Московскому району г.Казани.
... года заместителем руководителя УФССП России по Республике Татарстан Е.Е. Варфоломеевой в адрес ответчика было направлено уведомление о готовности к реализации арестованного имущества №... от ... года, и приложенные к уведомлению документы (постановление о передаче арестованного имущества, сведения ГИБДД, отчет об оценке имущества, постановление о принятии результатов оценки, акт о наложении ареста).
На основании уведомления о готовности к реализации арестованного имущества № ... от ... года, постановления о передаче арестованного имущества на торги, ответчиком было вынесено поручение специализированной организацией ООО «Партнер» (государственный контракт № ... от ... года) на реализацию арестованного имущества № ... от ... года.
В соответствии с поручением МТУ Федерального агентства по управлению государственный имуществом в Республике Татарстан и Ульяновский области № ... от ... года ООО «Партнер» было необходимо произвести реализацию арестованного имущества должника ООО "Стройтехэнергомонтаж", а именно: транспортного средства: ... ..., ... года выпуска, госномер ..., ..., номер двигателя: .... Транспортное средство было принято ООО «Партнер» по акту приема -передачи от Ново-Савиновского отдела судебных приставов УФССП России по Республике Татарстан.
В соответствии со ст. 89, 90 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"(далее - Закон об исполнительном производстве),ст. ст. 448-449.1 ГК РФ принудительная реализация имущества должника осуществляется путем его продажи специализированными организациями путем проведения открытых торгов в форме аукциона, привлекаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации
Согласно ст. 79 Закона об исполнительном производстве обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по исполнительному документу - судебному акту, исполнительному листу, исполнительной надписи нотариуса.
Порядок проведения публичных торгов в ходе исполнительного производства заложенного имущества установлен ст. 57 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее - Закон об ипотеке), в частности п. 3 указанной статьи установлено, что организатор публичных торгов извещает о предстоящих публичных торгах не позднее чем за 10 дней, но не ранее чем за 30 дней до их проведения в периодическом издании, являющемся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, по месту нахождения недвижимого имущества, а также направляет соответствующую информацию для размещения в сети "Интернет" в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В извещении указываются дата, время и место проведения публичных торгов, характер продаваемого имущества и его начальная продажная цена.
Извещением №... (открытый аукцион, лот №...), на сайте torgi.gov.ru организатором торгов ООО «ПАРТНЕР» были назначены торги на ... года. Извещение о проведении торгов так же опубликовано в периодическом издании - в газете «Республика Татарстан» являющимся официальным информационным органом органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Торги, назначенные на ... года, признаны несостоявшимися, в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе.
В соответствии с п. 10, п. 11 ст. 87 Закона об исполнительном производстве, в случае если имущество должника, за исключением переданного для реализации на торгах, не было реализовано в течение одного месяца со дня передачи на реализацию, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление о снижении цены на пятнадцать процентов, если же имущество должника не было реализовано в течение одного месяца после снижения цены, то судебный пристав-исполнитель направляет взыскателю предложение об оставлении имущества за собой.
... года Постановлением судебного пристава - исполнителя цена продаваемого имущества была снижена на 15% и составила 463 250,00 руб.
Вторичные торги вышеуказанного арестованного имущества были назначены на ... года, однако на день окончания указанного в извещении о проведении торгов срока подачи заявок, поступила одна заявка, в связи с чем, торги признаны не состоявшимися.
Как установлено ч. 12 ст. 87 Закона об исполнительном производстве нереализованное имущество должника передается взыскателю по цене на двадцать пять процентов ниже его стоимости, указанной в постановлении судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника. Если эта цена превышает сумму, подлежащую выплате взыскателю по исполнительному документу, то взыскатель вправе оставить нереализованное имущество за собой при условии одновременной выплаты (перечисления) соответствующей разницы на депозитный счет подразделения судебных приставов.
Взыскатель в течение пяти дней со дня получения указанного предложения обязан уведомить в письменной форме судебного пристава-исполнителя о решении оставить нереализованное имущество за собой.
Согласно п. 2 ст. 87 Закона об исполнительном производстве имущество, арестованное или изъятое при исполнении судебного акта о конфискации, передается государственным органам или организациям для обращения в государственную собственность в соответствии с их компетенцией, устанавливаемой Правительством Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.
Если взыскатель отказался от получения вещи, указанной в исполнительном документе, то судебный пристав-исполнитель составляет об этом акт, возвращает указанную вещь должнику и обращается в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в отношении этой вещи (ч. 2 ст. 88 Закона об исполнительном производстве).
Между тем, ст. 88 Закона об исполнительном производстве, не охватывает случаи обращения имущества в государственную собственность, поскольку это производится в рамках конфискации имущества, порядок исполнения исполнительных документов, который определен в ст. 104 комментируемого Закона), т.е. определяет порядок применения такой меры принудительного исполнения, указанной в п. 4 ч. 3 ст. 68 Закона об исполнительном производстве, как изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю.
Таким образом, окончание исполнительного производства и возврат исполнительного документа взыскателю по той причине, что взыскатель отказался оставить за собой имущество, оставшееся не реализованным в процессе исполнительного производства, не влекут каких-либо необратимых последствий в виде невозможности дальнейшего принудительного взыскания долга взыскателем.
А также не влечет прекращения обязательства должника перед кредитором (взыскателем), поскольку такое основание прекращения обязательств действующим гражданским законодательством не предусмотрено.
МТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновский области, действующее на основании положения, утвержденного приказом Росимущества от 19.12.2016 N 458 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом"(вместе с "Положением о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Татарстан и Ульяновской области"), принимает в установленном порядке выморочное имущество, а также осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам, относящимся к его компетенции (п.4.1.4).
Так, п.5.3. приказа Федерального агентства по управлению государственным имуществом № 458 от 19.12.2016 года Межрегиональному территориальному управлению Росимущества по Республике Татарстан и Ульяновской области делегировано право на обращение в суды с исками о признании движимого имущества бесхозяйным с последующим оборотом в доход государства.
В соответствии с пунктом 3 статьи 218 ГКРФ в случаях и в порядке, предусмотренных ГУ РФ, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Между тем, как следует из материалов дела, имущество ООО "Стройтехэнергомонтаж" в виде транспортного средстване является выморочным, а также нет оснований для признания транспортного средства бесхозяйным и подлежащим обращению в федеральную собственность.
Таким образом, не имеется оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Ново-Савиновского районного отдела судебных приставов города Казани Главного Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Татарстан к Межрегиональному Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственный имуществом в Республике Татарстан и Ульяновский области о возложении обязанности по принятию нереализованного на торгах имущества оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Вахитовский районный суд города Казани.
Судья А.Р. Сафин