Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-131/2024 ~ М-105/2024 от 06.06.2024

Дело № 2-131/2024

УИД 34RS0035-01-2024-000164-37

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Рудня                     02 июля 2024 года

Руднянский районный суд Волгоградской области в составе

председательствующего судьи Шапченко Е.В.,

при секретаре Глуховской Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц к <данные изъяты> о понуждении к устранению нарушений требований законодательства в сфере обращения с отходами I и II классов опасности,

УСТАНОВИЛ:

    Прокурор Руднянского района Волгоградской области обратился в защиту законных интересов неопределенного круга лиц в суд с иском к муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области (далее по тексту МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения), указав в обоснование своих требований, что проведённой прокуратурой Руднянского района проверкой соблюдения природоохранного законодательства и законодательства в сфере обращения с отходами I и II классов опасности в деятельности муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области в ходе которой выявлены нарушения.

Проверкой установлено, что в процессе хозяйственной деятельности МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения образуются отходы I и II классов опасности, а именно «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые, с электролитом» (код ), отнесённые в соответствии с Федеральным Классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ года № , к отходам 2 класса опасности (высоко опасным отходам) и применяемые, в частности на транспортных средствах, принадлежащих МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения (Шевроле Нива ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, г/н ; Лада Приора , ДД.ММ.ГГГГ года выпука г/н ; трактор Беларус – ДД.ММ.ГГГГ года выпуска г/н ; трактор Беларус – ДД.ММ.ГГГГ года выпуска г/н ). Вместе с тем, договор оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения с ФГУП «ФЭО» не заключен.

ДД.ММ.ГГГГ года по результатам проверки, прокурором Руднянского района в адрес МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения внесено представление от ДД.ММ.ГГГГ года № года. На сегодняшний день ранее выявленные нарушения МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения не устранены, договор оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором ФГУП «ФЭО» не заключен.

В связи с чем, прокурор Руднянского района Волгоградской области просит обязать МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области заключить с федеральным оператором ФГУП «ФЭО» договор оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, типовая форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2019 года № 1363, в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Прокурор Руднянского района в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела.

Представитель ответчика МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения в лице директора Дроботова Д.Е. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения дела, представил заявление о признании исковых требований, указав, что последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, ему разъяснены и понятны. Просил суд рассмотреть дело без их участия.

    Заинтересованное лицо - ФГУП «ФЭО» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения извещен надлежащим образом, представил письменные пояснения, в которых просит суд рассмотреть гражданское дело в отсутствии представителя заинтересованного лица. Кроме того в своём пояснении ФГУП «ФЭО» просит суд также принять во внимание, что при установлении срока передачи федеральному оператору отходов, указанный в заявке срок не может составлять менее 90 дней с момента согласования заявки федеральным оператором и оплаты заказчиком аванса в случае необходимости вывоза отходов из закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), а также для следующих видов отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов. В случае необходимости вывоза отходов из ЗАТО сроки увеличиваются на время, необходимое для получения разрешения на въезд.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее Закон № 89 ФЗ) юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

Вопросы обращения с отходами I-II классов опасности регламентированы Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" и принятыми во исполнение требований этого закона правовыми актами Правительства Российской Федерации, в частности постановлением Правительства Российской Федерации от 10 октября 2019 года N 1305 "Об утверждении Правил разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с отходами I и II классов опасности" и распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 года N 2684-р "Об определении федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности", которыми установлен специальный правовой режим обращения с отходами I и II классов опасности, согласно которому такое обращение осуществляется в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами.

Согласно Положению о ФГИС ОПВК, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 N 1346 "Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности", в случае самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности отходообразователи обязаны предоставлять во ФГИС ОПВК информацию о полном жизненном цикле отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки на конкретных мощностях.

Отходообразователи, у которых отсутствуют собственные мощности по переработке отходов I и II классов опасности, оформляют во ФГИС ОПВК заявку для заключения с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, при этом отказ от заключения такого договора не допускается (п. 3 ст. 14.4 Федерального закона N 89-ФЗ).

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Руднянского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения природоохранного законодательства и законодательства в сфере обращения с отходами I и II классов опасности в деятельности муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области.

ДД.ММ.ГГГГ года года по результатам проверки, прокурором Руднянского района в адрес МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения внесено представление № об устранении нарушений природоохранного законодательства и законодательства в сфере обращения с отходами I и II классов опасности (л.д. ).

Согласно ответа муниципального бюджетного учреждения «Благоустройство» Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ года № последние сообщают, что они прошли регистрацию в ФГИС ОПВК, направили документы для заключения договора в ФГУП «ФЭО» (л.д.).

Аналогичный ответ был дан ДД.ММ.ГГГГ года № (л.д.).

Статьёй 14.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности определяется Правительством Российской Федерации по предложению Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", согласованному с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Согласно которой федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов опасности самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с отходами I и II классов опасности на основании договоров оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности и в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Согласно ст. 4.1 Закона № 89 ФЗ предусмотрено, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;V класс - практически неопасные отходы.

Особенности обращения с отходами I и II классов опасности закреплены ст. 14.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которому индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Формы типовых договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанные договоры могут быть дополнены по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Договоры на оказание услуг между отходообразователями и федеральным оператором заключаются в виде электронного документа, сформированного в ФГИС ОПВК, и подписываются уполномоченными представителями сторон с применением УКЭП, которая в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 06.04.2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи» позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ.

Согласно письменного пояснения федерального государственного унитарного предприятия «Федеральный экологический оператор» (далее по тексту ФГУП «ФЭО» в рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» в составе национального проекта «Экология» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 14.11.2019 года № 2684-р федеральное государственной унитарное предприятие «Предприятие по обращению с радиоактивными отходами «РосРАО» (далее – ФГУП «РосРАО»), являющееся предприятием Госкорпорации «Росатом», определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории Российской Федерации.

В 2020 году ФГУП «РосРАО» переименовано в федеральное государственное унитарное предприятие «Федеральный экологический оператор» (ФГУП «ФЭО»).

С 01.03.2022 года ФГУП «ФЭО» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 6 ст. 14.3 Закона № 89-ФЗ в целях информационного обеспечения деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности создается федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности, которая содержит информацию об отходах I и II классов опасности, необходимую для корректировки федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, и иную предусмотренную законодательством Российской Федерации информацию.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, федеральный оператор, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твёрдыми коммунальными отходами обеспечивают представление полной, достоверной, актуальной информации и своевременность ее размещения в федеральной государственной информационной системе учёта и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности с учётом требований законодательных актов Российской Федерации в области информации, информационных технологий и защиты информации, персональных данных, государственной тайны.

Таким образом, субъекты в деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, обязаны зарегистрироваться в федеральной государственной информационной системе учёта и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее ФГИС ОПВК), обеспечить предоставление информации, предусмотренной п. 8 Положения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 года № 1346 о ФГИС ОПВК за обращением с отходами I и II классов опасности и заключить с федеральным оператором ФГУП «ФЭО» договор.

Как следует из материалов дела и установлено судом проверкой, проведённой Прокуратурой Руднянского района Волгоградской области установлено, что в процессе хозяйственной деятельности МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения образуются отходы I и II классов опасности, а именно «Аккумуляторы свинцовые отработанные неповреждённые, с электролитом» (код ), отнесённые в соответствии с Федеральным Классификационным каталогом отходов, утверждённым приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 года № 242, к отходам 2 класса опасности (высоко опасным отходам) и применяемые, в частности на транспортных средствах, принадлежащих МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения (Шевроле Нива ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, г/н ; Лада Приора , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска г/н ; трактор Беларус – ДД.ММ.ГГГГ года выпуска г/н ; трактор Беларус – ДД.ММ.ГГГГ года выпуска г/н ).

Вместе с тем, обязанность МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения по регистрации в ФГИС ОПВК и предоставлению для включения в данную систему информации, предусмотренной п. 8 Положения не исполнена, договор оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения с ФГУП «ФЭО» не заключен.

Обращение прокурора в суд с настоящим иском направлено на защиту прав неопределенного круга лиц, поскольку указанные нарушения идут вопреки приоритетам и целям государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также обуславливают вредное воздействие отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.

В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (ч. 4 ст. 198 ГПК РФ).

Так, от представителя ответчика МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения в лице директора Дроботова Д.Е., поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии ответчика и признание исковых требований прокурора в полном объёме.

На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Признание иска оформлено представителем ответчика МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения в лице директора Дроботова Д.Е. письменно, подписано им. Последствия признания иска, а также, положение ст. 220-221 ГПК РФ ему разъяснены и понятны, о чём также указано в письменном заявлении.

В случае поступления в суд письменного заявления об отказе от иска, признании иска или о мировом соглашении сторон с указанием на то, что лица, обратившиеся с такими заявлениями, знают о последствиях совершения данных процессуальных действий, обязанность, предусмотренная частью второй статьи 173 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, будет считаться судом исполненной даже при отсутствии сторон в судебном заседании, в котором будет решаться вопрос об удовлетворении соответствующего ходатайства.

Учитывая, что представитель ответчика исковые требования признал, данное признание иска не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые интересы третьих лиц, исковые требования основаны на законе суд принимает признание иска ответчиком и приходит к выводу, что имеются все основания для принятия признания иска представителем ответчика и частичном удовлетворения исковых требований.

При определении продолжительности указанного срока, суд исходит из принципа разумности и справедливости, конкретных обстоятельств дела.

Так, согласно письменным объяснениям представителя ФГУП «ФЭО» в он просит суд принять во внимание, что при установлении срока передачи федеральному оператору отходов, указанный в заявке срок не может составлять менее 90 дней с момента согласования заявки федеральным оператором и оплаты заказчиком аванса в случае необходимости вывоза отходов из закрытого административно-территориального образования (ЗАТО), а также для следующих видов отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов. В случае необходимости вывоза отходов из ЗАТО сроки увеличиваются на время, необходимое для получения разрешения на въезд.

В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает необходимым установить срок в течение, которого должно быть исполнено решение суда – 5 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Согласно пункту 8 части 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Согласно статье 333.36 Налогового Кодекса Российской Федерации истец освобожден от уплаты государственной пошлины. Оснований для освобождения ответчика от уплаты государственной пошлины у суда не имеется.

С учетом приведенной нормы закона, суд взыскивает с ответчика в доход бюджета Руднянского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 39, 173, 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Руднянского района Волгоградской области в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области о понуждении к устранению нарушений требований законодательства в сфере обращения с отходами I и II классов опасности– удовлетворить частично.

Обязать МБУ «Благоустройство» Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области заключить с федеральным оператором ФГУП «ФЭО» договор оказания услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, типовая форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2019 года № 1363, в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с муниципальному бюджетному учреждению «Благоустройство» Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района Волгоградской области государственную пошлину в доход бюджета Руднянского муниципального района Волгоградской области в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Волгоградский областной суд через Руднянский районный суд Волгоградской области.

Судья                          Е.В. Шапченко

2-131/2024 ~ М-105/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Руднянского района
Ответчики
МКУ "Благоустройство" Осичковского сельского поселения Руднянского муниципального района
Другие
ФГУП "Федеральный экологический операто"
Суд
Руднянский районный суд Волгоградской области
Судья
Шапченко Елена Владимировна
Дело на сайте суда
rudn--vol.sudrf.ru
06.06.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2024Передача материалов судье
07.06.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.06.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.07.2024Судебное заседание
02.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.07.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.08.2024Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее