дело № 12-137/202325MS0079-01-2023-001822-07 |
Р Е Ш Е Н И Е
22 сентября 2023 года с. Вольно-Надеждинское
Судья Надеждинского районного суда Приморского края Прыткова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Рачёва ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, проживающего и зарегистрированного по адресу: <адрес>, на постановление начальника Владивостокского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биоресурсов и среды их обитания Федерального агентства по рыболовству Приморского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 8.48 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника Владивостокского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биоресурсов и среды их обитания Федерального агентства по рыболовству Приморского территориального управления Росрыболовства от ДД.ММ.ГГГГ № Рачёв П.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.48 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
С данным постановлением не согласен Рачёв П.С., им подана жалоба, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В судебном заседании Рачёв П.С. и его представитель Березина Т.О. настаивали на прекращении дела об административном правонарушении, ссылаясь на доводы, изложенные в жалобе.
Представитель Владивостокского межрайонного отдела по контролю, надзору, охране водных биоресурсов и среды их обитания Федерального агентства по рыболовству Приморского территориального управления Росрыболовства извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы не явился, препятствий для проведения судебного разбирательства в его отсутствие, не имеется.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 8.48 КоАП РФ административным правонарушением является территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительств, внедрение новых-технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Как усматривается из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ в адрес ВОНР (<адрес>) поступило поручение от 15.905.2023 № руководителя Управления с приложением служебной записки начальника ОСПН от ДД.ММ.ГГГГ № о возможном нарушении законодательства о сохранении водных биологических ресурсов, а именно: на территории Надеждинского муниципального района в месте впадения <адрес> в Амурский залив (Тавричанский лиман), установлено незаконное Формирование и оформление 51 земельного участка, на которых осуществлены земельные и иные работы (строительство зданий и сооружений). В период формирования, утверждения и оформления документов на вышеуказанные земельные участки и производство работ по настоящее время уполномоченные органы исполнительной власти Приморского края и органы местного самоуправления, собственники (арендаторы) за согласованием вышеуказанных работ в Федеральное агентство Росрыболовства и Управление не обращались.
Согласно Решению Приморского краевого Совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ № устьевая часть <адрес> (Тавричанский лиман) признан памятником природы, на котором устанавливаются определенные ограничения и запреты, в том числе любая деятельность, вызывающая нарушение естественного состояния водных объектов (п. 4 Решения). Разрешенными видами деятельности являются научно-исследовательская работа и мероприятия для обеспечения лучшей сохранности растительного и животного мира (п. 6 Решения).
Часть 2 статьи 8.48 КоАП РФ предусматривает ответственность за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В соответствии с частью 1 ст. 50 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции. капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, утверждённом Правительством РФ (часть, 2 статьи 50 Федерального закона № 166-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ, от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания (далее - Правила согласования).
На основании подпункта «б» пункта 3 Правил согласования внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности на территории одного субъекта РФ подлежит согласованию с территориальными органами Федерального агентства по рыболовству.
Пунктами 4.5 Правил согласования предусмотрено, что для согласования внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности юридические и Физические липа представляют в Федерал агентство по рыболовству (его территориальное органы) заявку о согласовании, к которой прилагаются копия проектной документации или программы планируемых работ, обосновывающей внедрение новых технологических процессов и осуществление иной деятельности, а также документ, содержащий сведения о планируемых мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.
При обследовании ДД.ММ.ГГГГ береговой полосы устьевой части <адрес> (Тавричанский лиман было установлено, что на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном в водоохранной зоне водного объекта, размещено капитальные строения (3- этажные лодочные гаражи) и осуществляется деятельность по их эксплуатации: к гаражным боксам имеется грунтовая подъездная дорога, со стороны лимана гаражные боксы оборудованы площадкой для причаливания маломерного судна. Поверхностный сток не организован, ливневые сточные воды самотеком попадают в водный объект. Эксплуатация соответствующего земельного участка и расположенного на нем капитального строения - лодочного гаража подразумевают проезд к указанному сооружению и размещение на нем транспортных средств, что предполагает появление связанных с ними загрязняющих веществ (нефтепродуктов и т.п.) и необходимость принятия мер по предотвращению их попадания в водный объект.
Согласно выписке из ЕГРН, полученной в рамках предварительной проверки, установлено, что лицом, в пользу которого установлены ограничения прав и обременение объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 25:10:011903:238 является Рачёв П.С. Также согласно выписке ЕГРН в пределах указанного земельного участка расположен объект недвижимости (индивидуальный гараж) с кадастровым номером №, арендатором которого является Рачёв П.С.
по факту осуществления хозяйственной и иной деятельности в водоохранной зоне водного объекта в Тихоокеанский филиал ФГБНУ «ВНИРО» (ТИНРО) направлены материалы для расчета возможного ущерба, причиненного ВБР и среде их обитания.
Дело рассмотрено с участием Рачёва П.С., который с правонарушением не согласился, указал на отсутствие состава административного правонарушения в его действиях.
По мнению должностного лица, в представленных на рассмотрение материалах и документах содержатся сведения о нарушении гр. Рачевым П.С.
норм права, установленных ч. 2 ст. 8.48 КоАП РФ выразившееся в несоблюдении требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, а именно: осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
В результате действий Рачёва П.С. водным биологическим ресурсам возможно причинён ущерб материалы для расчета ущерба и степени негативного воздействия направлены в Тихоокеанский филиал ФГБУ «ВНИРО».
Должностным лицом действия Рачёва П.С. квалифицированы как нарушение как нарушение иных нормативных правовых актов: п. 13 ч. 3 ст. 49; ч.1 ст. 50 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ.
Административная ответственность за данное правонарушение предусмотрена ч. 2 статьи 8.48 КоАП РФ - несоблюдение требований к сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания (осуществление деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на ВБР и среду их обитания, без согласования с органом исполнительной власти в области рыболовства).
Должностным лицом обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность не установлены.
Однако с выводами должностного лица согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющим значение для правильного разрешения дела.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Указанные требования законодательства учтены должностным лицом не в полном объеме, а выводы о виновности Поликарповой Н.И. в совершении вменяемого ей административного правонарушения сделаны без надлежащего исследования и проверки доказательств, имеющих значение для разрешения дела, и без устранения имеющихся в данных доказательствах противоречий.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии с диспозицией ч.2 ст. 8.48 КоАП РФ ответственность за за территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства, внедрение новых технологических процессов или осуществление иной деятельности, оказывающей неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.
Из изложенного следует, что обязательным признаком состава данного административного правонарушения является оказание неблагоприятного воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания в результате осуществления указанной в ч.2 ст. 8.48 КоАП РФ деятельности, без согласования с Федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства, что должно быть установлено и подтверждено соответствующим доказательствами.
Недоказанность наличия данных обязательных признаков состава административного правонарушения исключает ответственность по ч.2 ст.8.48 КоАП РФ.
Между тем, в постановлении по делу об административном правонарушении не указано в чем именно выражается неблагоприятное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания и какими доказательствами подтверждается данное обстоятельство. Нет об этом сведений и в представленных должностным лицом материалах дела. В материалах дела указано о предполагаемом ущербе.
Кроме того, Правила согласования Федеральным агентством по рыболовству строительства и реконструкции объектов капитального строительства, внедрения новых технологических процессов и осуществления иной деятельности, оказывающей воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания, на которые ссылается должностное лицо, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Между тем, из материалов дела следует, что Рачев П.С. является собственником 3-этажного гаража с кадастровым номером № с ДД.ММ.ГГГГ, и арендатором земельного участка с кадастровым номером № до 2058 года. При этом в договоре аренды, а также в распоряжении администрации Надеждинского муниципального района указано об отсутствии ограничений в использовании данного земельного участка. Также установлено, что гараж возведен в 2009 году.
Таким образом, в период возведения гаража и оформления права собственности на него, заключения договора аренды на земельный участок, на котором он расположен, указанные Правила не имели действия.
В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, ст. 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При изложенных обстоятельствах постановление должностного лица от ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с прекращением производства по делу на основании п.2 ст. 24.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░ ░░░░░░ ░░░9, ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░. 8.48 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 30.2 -30.8 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░