Дело № 2-71/2024
Поступило в суд 11.09.2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2024 года р.п. Ордынское
Ордынский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Грушко Е.Г.,
при секретаре судебного заседания Шабаршиной К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камерзановой Е. К. к администрации Ордынского района Новосибирской области о признании незаконным начисление арендных платежей за земельный участок,
у с т а н о в и л:
Камерзанова Е.К. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Ордынского района Новосибирской области о признании незаконным начисление арендных платежей за земельный участок, указывая, что ДД.ММ.ГГГГ Казерманова Е.К., Камерзанов Г.И. заключили с администрацией Ордынского района договор аренды земельного участка № в отношении земельного участка с №, сроком на 10 лет. Расчет арендной платы произведен, исходя из кадастровой стоимости земельного участка. Пунктом 3.4 договора установлена возможность изменения размера арендной платы один раз в год на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления. Изменение арендной платы возможно со дня, с которого в соответствии с нормативным правовым актом предусмотрено такое изменение арендной платы. В марте 2023 истцом от администрации Ордынского района было получено уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности по арендной плате в размере 78668 руб. в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что перерачсет арендной платы был произведен на основании п. 9 постановления Правительства Новосибирской области № 219-п от ДД.ММ.ГГГГ, исходя из увеличившейся кадастровой стоимости земельного участка. Однако согласно сведениям ЕГРН датой определения новой кадастровой стоимости земельного участка в размере 133634, 71 руб. является ДД.ММ.ГГГГ и в соответствии с п. 9 постановления Правительства Новосибирской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ перерасчет арендной платы может быть произведен только с ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истцом была направлена претензия о разъяснении расчета арендной платы, в ответе администрация Ордынского района указала на применение срока исковой давности, предусмотренного ГК РФ, не указав причину, по которой было распространено действие нормативно-правового акта на отношения, возникшие до его принятия. Также ответчик изменил условие договора, не уведомив истца. Истец своевременно осуществлял платежи по аренде, получал акты сверки арендных платежей, свидетельствующих об отсутствии задолженности. Истец обжалует доначисления полугодовых арендных платежей в размере 13111 руб. 33 коп., исчисленных как разница между оспариваемой и действительной стоимостями арендных платежей (13363,47 руб. – 252, 14 руб. = 13111, 33 руб.). Начисление арендных платежей за 2020-2022 в размере 78668 руб. противоречит ст.ст. 424, 614 ГК РФ, ст.ст. 39.7, 65 ЗК РФ, п.п.2, 10 Порядка №-п, исходя из того, что администрацией неправильно определен период, с которого надлежит произвести увеличение размера арендных платежей за земельный участок с № Истец просит признать незаконным начисление администрацией Ордынского района арендных платежей за земельный участок с № в размере 78668 руб. 98 коп., обязать администрацию Ордынского района отменить начисление арендных платежей за земельный участок с № в размере 78668 руб. 98 коп., взыскать с администрации Ордынского района государственную пошлину в размере 2560 руб. 70 коп.
Истец Камерзанова Е.К. в судебное заседание не явилась, судебная повестка возвращена по истечении срока хранения. Представитель истца Васильев С.В. заявленные требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что исковым заявлением оспаривается размер доначислений арендной платы за земельный участок за 2020-2022 годы. Земельный участок не использовался в целях предпринимательской деятельности, находится в аренде Камерзановой Е.К. и Камерзанова Г.И., как физических лиц в целях благоустройства на прибрежной территории. Земельный участок с № предоставлялся в аренду 25.07.20214 на 10 лет. В марте 2023 Камерзанова Е.К. получила уведомление об оплате задолженности по арендным платежам за 2020-2022 в размере 78668,98 руб. Однако за 2022 в акте сверки задолженности по арендным платежам не было. Доначисление арендных платежей было произведено в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка. Однако кадастровая стоимость земельного участка согласно сведениям ЕГРН была изменена ДД.ММ.ГГГГ, о чем были внесены сведения ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем размер арендных платежей в силу п. 9 постановления Правительства Новосибирской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ может быть изменен только с ДД.ММ.ГГГГ. Камерзановой Е.К. доначислены платежи за 2020-2022 78668,98 руб. (2 платежа в год по 13363,47 руб.), то есть за период, предшествующий дате изменения кадастровой стоимости земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ Камерзанова Е.К. оплатила 80000 руб., однако данная сумма внесена в качестве аванса в счет предстоящих арендных платежей, рассчитанных в соответствии с действующим законодательством. Для расчета задолженности за предшествующий период не применяется правила исчисления срока исковой давности.
Представитель ответчика - администрации Ордынского района Соколова Е.С. с исковыми требованиями не согласна. Пояснила, что администрация Ордынского района произвела перерасчет арендных платежей за земельный участок с № за 2020-2022 в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка на основании представления прокурора. Земельный участок не использовался истцом для предпринимательской деятельности, договор аренды заключен с физическими лицами для благоустройства, а именно для поддержания чистоты на участке. Кадастровая стоимость земельного участка была изменена до 133634,71 руб., в связи с чем арендная плата стала составлять 13363,47 руб. за полугодие. Кадастровая стоимость изменена ДД.ММ.ГГГГ, сведения об изменении внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, на момент расчета об ином размере кадастровой стоимости администрации не было известно, в связи с чем по общим нормам срока исковой давности ГК РФ применили за предшествующих года 2020-2022 известную администрации кадастровую стоимость земельного участка 133634,71 руб. ДД.ММ.ГГГГ Камерзанова Е.К. оплатила 80000 руб. Однако ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были произведены новые начисления арендной платы, в связи с чем в настоящее время за Камерзановой Е.К. числиться задолженность по арендным платежам в размере 25394,95 руб. В отзыве указала, что ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Новосибирской области внесено представление прокурора, в котором был установлен факт наличия нарушений п. 13 Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 26.05.2014 № 213-п при осуществлении платежей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пунктом 9 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 № 219п и п.3.4 договора аренды земельного участка администрация произвела перерасчет размера арендной платы за земельный участок с кадастровым номером №, уведомив арендатора путем направления уведомления от ДД.ММ.ГГГГ. Перерасчет арендной платы осуществлен в соответствии с пунктом 1 статьи 196 ГК РФ, с учетом Приказа департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 23.11.2020 № 3554 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Новосибирской области, и среднего уровня кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по муниципальным районам (городским округам) Новосибирской области», Приказа департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 20.10.2022 № 3017 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков на территории Новосибирской области и среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальным районам и городским округам Новосибирской области». Отсутствие уведомления от арендодателя об изменении регулируемой арендной платы, которое арендодатель должен направить в соответствии с условиями договора, не освобождает арендатора от обязанности заплатить за аренду в размере, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, но при этом в силу положений статьи 406 ГК РФ позволяет ему оспаривать правомерность начисления арендодателем неустойки за нарушение сроков внесения этой платы. Так как договор аренды публичного земельного участка заключен с Камерзановой Е.К. после введения в действие ЗК РФ не по результатам торгов, арендная плата по нему является регулируемой и подлежит расчету на основании нормативных правовых актов, которые в спорный период устанавливали порядок определения размера арендной платы за землю в Новосибирской области. Стороны и в договоре аренды предусмотрели порядок исчисления арендной платы на основании таких нормативных правовых актов, а также право арендодателя пересчитывать арендную плату в связи с изменением действующего законодательства и указанных нормативных правовых актов.
Представитель третьего лица - ДИЗО по НСО в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства. В отзыве указал, что между администрацией района (арендодатель) и Камерзановой Е.К. (арендатор) заключен договор аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, в отношении земельного участка с кадастровым номером №, для благоустройства, общей площадью 1055,0 кв.м. Порядок начисления и размер арендной платы определен пунктом 3 договора, из которого следует, что размер арендной платы определен по формуле с применением кадастровой стоимости земельного участка на основании постановления Правительства Новосибирской области от 26.05.2014 № 213-п. В подпункте 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) установлен принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Согласно статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Пунктом 1 статьи 614 ГК РФ предусмотрено, что арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом (арендную плату). Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В случае, когда договором они не определены, считается, что установлены порядок, условия и сроки, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Подписав договор, стороны добровольно приняли на себя обязательства по исполнению его условий (ст. 421 ГК РФ). В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. Таким образом, после подписания договора аренды, у арендатора возникла обязанность внесения арендной платы на согласованных сторонами условиях. В соответствии с п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, порядок определения размера арендной платы устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации. На территории Новосибирской области такой порядок утвержден постановлением Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 № 219-п, арендная плата подлежит начислению в соответствии с названным порядком. При этом, в силу пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса, пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015) и статьи 39.7 Земельного кодекса (в действующей редакции), разъяснений пункта 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды" плата за пользование спорным публичным участком относится к категории регулируемых цен, поэтому арендодатель вправе требовать внесения арендной платы в размере, установленном на соответствующий период регулирующим органом. При этом дополнительного изменения договора аренды не требуется (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2022 N 303-ЭС22-1406 по делу NA51-9981/2020). Стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной (муниципальной) собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы, независимо от воли на то сторон договора аренды и внесения в текст договора соответствующих изменений (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11). Таким образом, арендная плата подлежит расчету и оплате в соответствии с вышеуказанным нормативно-правовым регулированием и разъяснений применения норм права. Положениями ст.62 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) определены правила распределения неналоговых доходов в том числе, поступающих от передачи в аренду земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в бюджеты муниципальных образований. Ст.160.1 определены полномочия администратора такого дохода. Администратор доходов бюджета - орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, казенное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом (абзац 42 пункт 2 статья 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Таким образом, департамент полагает о наличии права администрации на осуществление перерасчета размера арендной платы, с учетом вышеуказанного нормативно - правового регулирования и наличии обязанности арендатора своевременно и в соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием вносить арендную плату за использование земельного участка. При наличии просрочки исполнения обязательства по внесению арендной платы, в соответствии с вышеуказанными положениями законодательства у администрации района имеются законные основания и полномочия для требования взыскания задолженности и неустойки.
Третье лицо – Камерзанов Г.И. в судебное заседание не явился, судебная повестка возвращена по истечении срока хранения.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статей 606, 611, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендодатель обязан предоставить арендатору имущество во временное владение и пользование (во временное владение), а арендатор - вносить плату за пользование имуществом (арендную плату).
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) за пользование землей взимается плата, в том числе арендная плата.
В силу пункта 3 статьи 65 ЗК РФ (действовавшего до 1 марта 2015 г.) порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующего до 20.02.2023) размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующего до 20.02.2023) арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды.
В случае уточнения предусмотренных пунктами 3, 5 и 6 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение указанных условий. В этом случае предусмотренное абзацем первым настоящего пункта положение об изменении арендодателем в одностороннем порядке арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не применяется.
Согласно п.13 постановления Правительства Новосибирской области от 26.05.2014 N 213-п "Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена" пересмотр размера арендной платы в одностороннем порядке по требованию арендодателя осуществляется по следующим основаниям: в связи с переоценкой кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно ст. 39.7 ч.1 ЗК РФ размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" размер арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и расположенных на территории Российской Федерации (далее - земельные участки), в расчете на год (далее - арендная плата) определяется федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в отношении таких земельных участков полномочия собственника (далее - федеральные органы исполнительной власти), если иное не установлено федеральными законами, одним из следующих способов на основании кадастровой стоимости земельных участков.
Согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" арендная плата ежегодно, но не ранее чем через год после заключения договора аренды земельного участка, изменяется в одностороннем порядке арендодателем на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, который применяется ежегодно по состоянию на начало очередного финансового года, начиная с года, следующего за годом, в котором заключен указанный договор аренды. В случае уточнения предусмотренных пунктами 3 и 5 настоящих Правил условий, в соответствии с которыми определяется размер арендной платы за земельный участок, арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение указанных условий. В этом случае предусмотренное абзацем первым настоящего пункта положение об изменении арендодателем в одностороннем порядке арендной платы на размер уровня инфляции, установленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, не применяется.
Согласно п. 9 Постановления Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 N 219-п "Об установлении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области" при заключении договора аренды земельного участка, в соответствии с которым арендная плата рассчитана на основании кадастровой стоимости земельного участка, арендодатель предусматривает в таком договоре возможность изменения арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка в случаях, предусмотренных федеральным законодательством. При этом арендная плата подлежит перерасчету по состоянию на 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости. В этом случае индексация арендной платы с учетом размера уровня инфляции, указанного в пункте 8 настоящего Порядка, не проводится.
Согласно договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ Камерзанова Е.К., Камерзанов Г.И. получили в аренду земельный участок, площадью 1055 кв.м., из земель сельскохозяйственного назначения, по адресу: НСО, Ордынский район, Вагайцевский с/с, с №, для благоустройства на срок – ДД.ММ.ГГГГ (п.1). Размер арендной платы составляет 504 руб. 27 коп. за первый год действия договора (п.3.1). Арендная плата за использование земельного участка сельскохозяйственного назначения вносится арендатором 2 раза в год равными частями не позднее 15 сентября и 15 декабря текущего года (п.3.2). Расчет размера арендной платы является приложением к договору (п.3.3). Прилагаемый расчет произведен, исходя из кадастровой стоимости земельного участка, а также от вида разрешенного использования «прочие» с применением коэффициента – 10 %. Размер арендной платы изменяется на основании нормативного правового акта органа местного самоуправления не чаще одного раза в год. В указанных случаях договор аренды изменяется арендодателем в одностороннем порядке. Исчисление арендной платы в ином размере начинается со дня, с которого в соответствии с нормативным правовым актом предусмотрено такое изменение размера арендной платы (п. 3.4).
Согласно кадастровому паспорту на земельный участок с № от ДД.ММ.ГГГГ, кадастровая стоимость участка на дату составляла 2521 руб. 34 коп.
Согласно расчету задолженности от ДД.ММ.ГГГГ Камерзановой Е.И. начислена задолженность по состоянию на декабрь 2022 в размере 667,15 руб. При этом суд отмечает, что размер арендной платы был установлен за следующие периоды начислений: ДД.ММ.ГГГГ-252,14 руб. за 1 полугодие 2020, ДД.ММ.ГГГГ-252,13 руб. за 2 полугодие 2020, ДД.ММ.ГГГГ- 252,14 руб. за 1 полугодие 2021, ДД.ММ.ГГГГ- 252,13 руб. за 2 полугодие 2021, ДД.ММ.ГГГГ- 252,14 руб. за 1 полугодие 2022, ДД.ММ.ГГГГ- 252,13 руб. за 2 полугодие 2022.
Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с № на ДД.ММ.ГГГГ составляла 2711 руб. 35 коп., дата начала применения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ кадастровая стоимость земельного участка с № на ДД.ММ.ГГГГ составляла 133634 руб. 71 коп., дата начала применения кадастровой стоимости – ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно расчету задолженности от ДД.ММ.ГГГГ Камерзановой Е.И. начислена задолженность по арендной плате за период 2020-2022 в размере 78668, 01 руб. При этом суд отмечает, что размер арендной платы изменен за следующие периоды начислений: ДД.ММ.ГГГГ-13363,47 руб. за 1 полугодие 2020, ДД.ММ.ГГГГ-13363,47 руб. за 2 полугодие 2020, ДД.ММ.ГГГГ-13363,47 руб. за 1 полугодие 2021, ДД.ММ.ГГГГ-13363,47 руб. за 2 полугодие 2021, ДД.ММ.ГГГГ-13363,47 руб. за 1 полугодие 2022, ДД.ММ.ГГГГ-13363,47 руб. за 2 полугодие 2022. С учетом поступивших платежей ДД.ММ.ГГГГ – 1123,31, ДД.ММ.ГГГГ – 667,15 руб., ДД.ММ.ГГГГ – 1224,19 (пеня), задолженность определена в размере 78668 руб. 01 коп.
ДД.ММ.ГГГГ Камерзанова Е.К. обратилась в администрацию с требованием о несогласии с расчетом задолженности по арендной плате за 2020-2022, ДД.ММ.ГГГГ в данном требовании администрацией Ордынского района было отказано в связи с применением срока исковой давности.
Таким образом, суд приходит к выводу, что при первоначальном расчете арендной платы за земельный участок с № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ за периоды 2020-2022 администрацией Ордынского района начисления производились, исходя из кадастровой стоимости земельного участка в размере 2521 руб. 34 коп., определенной по состоянию на 2014 год с применением коэффициента 10 %, определенного договором аренды (2521 руб. 34 коп. Х 10 %= 252,34 руб. за полугодие). При сверке платежей задолженность была установлена в размере 667,15 руб.
В последующем администрацией Ордынского района ДД.ММ.ГГГГ был произведен перерасчет арендных платежей в сторону увеличения за периоды 2020-2022, исходя из кадастровой стоимости земельного участка с № 133634 руб. 71 коп. (133634 руб. 71 Х 10 % = 13363,47 руб. за полугодие).
Оценивая довод представителя истца об отсутствии уведомления об изменении арендных платежей, суд исходит из следующего.
Согласно подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК РФ и п. 1 ст. 65 ЗК РФ любое использование земли осуществляется за плату, за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
В силу п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 3 ст. 65 ЗК РФ (в редакции до 1 марта 2015 г.) и ст. 39.7 ЗК РФ (в действующей редакции) плата за пользование спорным публичным участком относится к категории регулируемых цен.
В соответствии с абзацем третьим п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 г.), распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно п. 3 ст. 39.7 ЗК РФ, вступившей в законную силу с 1 марта 2015 г., если иное не установлено данным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положениями ст. 10.1 ЗК РФ, введенной в действие с 9 января 2015 г., предусмотрено, что полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные данным кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Исходя из приведенных законодательных норм, а также зависимости размера арендной платы от кадастровой стоимости и с учетом заключенного договора аренды, суд приходит к выводу, что арендная плата является регулируемой, а не фиксированной и подлежит расчету на основании нормативных правовых актов. Отсутствие направления арендатору уведомления об изменении арендной платы не освобождают арендатора от обязательства заплатить за аренду в размере, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, поскольку договором предусмотрена обязанность арендатора оплачивать арендную плату своевременно и регулируемых характер арендной платы.
Довод представителя администрации о применении срока исковой давности, и определении размера задолженности за последние три года, исходя из известной кадастровой стоимости участка в настоящее время, суд отвергает по следующим основаниям.
Кадастровая стоимость земельного участка была изменена 01.01.2022 (133634 руб. 71 коп.), и датой начала применения кадастровой стоимости является 01.01.2023, что прямо указано в выписке ЕГРН, возможность получение которой администрацией Ордынского района не исключалась, а также данная дата начала применения кадастровой стоимости 01.01.2023, указанная в выписке ЕГРН соответствует положениям, как ранее действовавшего Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", так и действующих в настоящее время Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" и п. 9 Постановления Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 N 219-п "Об установлении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области".
При таких обстоятельствах, администрация Ордынского района произвела перерасчет арендных платежей, исходя из измененного размера кадастровой стоимости земельного участка за периоды, предшествующие такому изменению кадастровой стоимости, по сути применив обратную силу закона (ст. 4 ГК РФ), при этом действующим законодательством не предусмотрено распространение действия закона на отношения, возникшие до введения его в действие, наоборот, п. 9 Постановления Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 N 219-п "Об установлении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области" предусмотрено применение измененной кадастровой стоимости земельного участка с 1 января года, следующего за годом, в котором произошло изменение кадастровой стоимости.
При таких обстоятельствах расчет арендной платы за период с 2020-2022, исходя из кадастровой стоимости участка 133634 руб. 71 коп. является незаконным. Правила исчисления исковой давности к данным правоотношениям не применяется, так как законодательством определен иной порядок исчисления размера арендных платежей.
Разрешая требование истца об отмене начисления арендных платежей в размере 78668, 98 коп., суд исходит из того, что при установлении нарушения порядка начисления арендных платежей на администрацию возлагается обязанность по перерасчету арендных платежей в соответствии с законодательством, поскольку истцом не предъявлено требование об установлении размера задолженности по арендной плате, суд не подменяет полномочия органа местного самоуправления, дело рассматривается, исходя из заявленных требований (ст. 196 ч.3 ГПК РФ). Оснований для полного освобождения арендных платежей суду не названо. Разрешение вопроса о перерасчете арендных платежей не выходит за пределы заявленного требования об отмене начислений арендных платежей, данный вопрос был поставлен на обсуждение сторон и по юридическим последствиям не превышает заявленные требования.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно чеку-ордеру от ДД.ММ.ГГГГ истец оплатил государственную пошлину в сумме 2561 рублей, из которых истец просит взыскать 2560,70 руб., что является его правом, суд относит их к судебных расходам, подлежащим взысканию с ответчика.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным начисление администрацией Ордынского района Новосибирской области арендных платежей по договору аренды земельного участка № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с Камерзановой Е. К., Камерзановым Г. И. в отношении земельного участка с № за период 2020-2022 годы, исходя из кадастровой стоимости земельного участка 133634 руб. 71 коп.
Решение суда, вступившее в законную силу, является основанием для перерасчета администрацией Ордынского района Новосибирской области арендных платежей за 2020-2022 годы в соответствии с п. 9 Постановления Правительства Новосибирской области от 10.06.2015 N 219-п "Об установлении Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и предоставленные в аренду без торгов, расположенные на территории Новосибирской области".
Взыскать с администрации Ордынского района в пользу Камерзановой Е. К. государственную пошлину в размере 2560 руб. 70 коп.
В остальной части отказать в удовлетворении исковых требований.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда через Ордынский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья- Грушко Е.Г.
Мотивированное решение составлено 26.01.2024