Дело № 2-267/2022
УИД 86RS0018-01-2022-000282-28
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
п. Междуреченский 29 апреля 2022 года
Кондинский районный суд Ханты- Мансийского автономного округа -Югры в составе председательствующего судьи Косолаповой О.А.
при секретаре Загородниковой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению казенного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Междуреченский центр занятости населения» к Куревиной Л.А. о возмещении незаконно полученного пособия, процентов за пользование чужими денежными средствами,
У С Т А Н О В И Л:
казенное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Междуреченский центр занятости населения» (далее Учреждение) обратилось в суд с иском к Куревиной Л.А. о взыскании незаконно полученного пособия по безработице в сумме 80 610,53 руб. за период с 01 июня 2020 года по 05 ноября 2020 года, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01 июня 2020 года по 31 января 2022 года в сумме 7 281,30 руб.
В обоснование исковых требований указано, что 06 мая 2020 года Куревина Л.А. обратилась в центр занятости населения через портал Работа в России, заполнив заявление №628828. Для назначения размера выплаты пособия по безработице Центром занятости населения был сделан электронный запрос в территориальный орган Пенсионного фонда о предоставлении сведений о трудовой деятельности Куревиной Л.А., суммах дохода, на которую начислены страховые взносы. Согласно информации ПФР последнее место работы Куревиной Л.А. - ИП Сахарова Марина Владимировна, период работы у данного предпринимателя с 28.01.2019 по 13.03.2020г. со средней суммой дохода за октябрь, ноябрь, декабрь 2019г. - 16387,33 руб.
Руководствуясь Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - Закон о занятости населения), и отсутствием вариантов подходящей работы, Куревина Л.А. приказом от 08 мая 2020 года № 129Д95/2021 была признана безработной с 06 мая 2020 года с назначением пособия по безработице с 06.05.2020г. по 05.11.2020г. в фиксированном размере 18769,00 руб.
С 01.09.2020 приказом № 196П25/2021 от 14.07.2020 г. изменены размеры выплаты пособия по безработице: - с 01.09.2020 г. по 05.11.2021 г. - 9 832,40 руб.;
На основании Постановления Правительства Российской Федерации № 1372 от 08.09.2020 на сентябрь 2020 была сохранена доплата на детей в возрасте до 18 лет в размере 3000,00 руб.
Сведения о факте осуществления трудовой деятельности Куревиной Л.А. в июне 2020 г. были размещены ПФР 18.12.2020г.: 01.06.2020 года Куревина Л.А. была принята на работу в ООО «Притяжение света» менеджером по продажам и уволена 30.06.2020г.. Учитывая данную информацию, в назначенный день перерегистрации 28.12.2020г., в соответствие с пунктом 2 статьи 35 Закона о занятости населения Куревина Л.А. была снята с регистрационного учета с прекращением выплаты пособия по безработице, в связи с получением пособия по безработице обманным путем.
Сумма незаконно полученного пособия по безработице за период с 01.06.2020 по 05.11.2020 составила 80 610,53 рублей.
Уведомление об установлении КУ «Междуреченский центр занятости населения» факта незаконного получения пособия по безработице, требование о возврате и расчетными реквизитами для перечисления суммы незаконно полученного пособия направлено в адрес Куревиной Л.А. 30 декабря 2020г. заказным письмом. Данное уведомление Куревина Л.А. оставила без внимания, по состоянию на 03 февраля 2022 г. возврат незаконно полученного пособия по безработице не произведен.
Стороны надлежаще уведомлены о времени и месте разбирательства дела, в суд не явились, о причинах неявки не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствуют.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся истца и ответчика.
Исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 06 мая 2020 года Куревина Л.А. в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" обратилась в Учреждение с заявлением № 628828 о предоставлении гражданину государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2020 года № 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", прикрепив к заявлению электронные образы необходимых документов (л.д. 14-17).
На основании поданного Куревиной Л.А. заявления 24 апреля 2020 года приказом директора Учреждения № 129Д95/2021 от 08.05.2020 Куревина Л.А. была признана безработной, и ей назначено пособие по безработице с 06 мая 2020 года, а также установлены размеры и сроки выплаты пособия ( л.д. 22).
После получения сведений Куревиной Л.А. о её заработной плате приказами директора Учреждения от 20 мая 2020 года № 141П16/2021, от 14 июля 2020 года № 196П25/2021 Куревиной Л.А. были изменены размеры, периоды и сроки выплаты пособия:
- с 06.05.2020 по 31.08.2020 – 18 769,00 руб.;
- с 01.09.2020 по 05.11.2020 – 9 832,40,00 руб.; ( л.д. 23-24).
20.12.2020 на портале Работа в России были получены сведения о факте осуществления Куревиной Л.А. трудовой деятельности (работа) в июне 2020 года ( л.д. 25).
28 декабря 2020 года на основании приказов директора Учреждения № 363Д32/2021, № 363П33/2021 Куревина Л.А. снята с регистрационного учета с 31.05.2020, ей прекращена выплата пособия по безработице с 31.05.2020. Основанием снятия Куревиной Л.А. с учета и прекращения выплаты пособия послужило получение пособия по безработице обманным путем ( л.д. 28-29).
Факт выплаты ежемесячного пособия по безработице ответчику в июне 2020 года подтверждается представленными документами ( л.д. 31-57).
Судом установлено, что в период признания ответчика безработным и назначения и выплаты ей пособия по безработице Куревина Л.А. с 01.06.2020 по 30.06.2020 осуществляла трудовую деятельность в ООО «Притяжение света» (л.д.25-27).
Основанием исковых требований указано получение пособия Куревиной Л.А. обманным путем, за что установлена уголовная ответственность в соответствии с ч. 1 ст. 159.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Доказательств привлечения Куревиной Л.А. к уголовной ответственности за хищение денежных средств при получении пособия истцом суду не представлено.
Разрешая спор, суд принимает во внимание, что нормы, регулирующие обязательства вследствие неосновательного обогащения, установлены главой 60 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
При этом следует исходить из того, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение.
Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно: излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 26 февраля 2018 года № 10-П, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (часть 3 статьи 17); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться и за пределами гражданско-правовой сферы, в частности в рамках правоотношений, связанных с получением отдельными категориями граждан мер социальной поддержки в форме денежных выплат.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
В силу пункта 3 ст. 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 безработными не могут быть признаны граждане перечисленные в статье 2 настоящего Закона, в том числе являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ).
Как следует из материалов дела, настоящий спор возник в связи с тем, что в период признания Куревиной Л.А. безработной и выплаты пособия она осуществляла трудовую деятельность что, по мнению истца, свидетельствует о незаконности получения ею финансовой поддержки.
Излишне выплаченные ответчику суммы пособия в силу пункта 1 статьи 1102 и подпункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации должны быть возвращены получателем в случае установления недобросовестности с его стороны, в данном случае недобросовестности Куревиной Л.А. - лица, которому это пособие было назначено, или счетной ошибки.
Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом исковых требований и регулирующих спорные отношения норм материального права является установление недобросовестности в действиях Куревиной Л.А. при получении ею пособия по безработице.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае Куревиной Л.А.) по требованиям о взыскании сумм пособия предполагается (презюмируется), обязанность доказывания недобросовестности при получении пособия возлагается на истца Учреждение, требующего их возврата.
Между тем доказательств указанного обстоятельства суду не представлено.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации").
Пунктом 20 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2012 года № 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях, к подбору подходящей работы", установлено, что снятие с регистрационного учета безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения в следующих случаях: а) признание гражданина занятым по основаниям, предусмотренным статьей 2 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации"; д) попытка получения либо получение пособия по безработице обманным путем.
В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы постановлением Правительства Российской Федерации от 08 апреля 2020 года № 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (далее по тексту - Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных), которыми устанавливается порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее по тексту - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территориях субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 2 пункта 1 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее по тексту - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае получения органами службы занятости сведений о наличии фактов трудовой или иной деятельности, совпадающей с периодом получения гражданином пособия по безработице, осуществляется возврат указанным гражданином полученного пособия по безработице за соответствующий период трудовой или иной деятельности в добровольном или судебном порядке (абзац 2 пункта 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Обращаясь с иском в суд о взыскании с Куревиной Л.А. незаконно полученного пособия по безработице, Учреждение ссылалось в обоснование своих требований на то, что ответчик скрыла, что осуществляла трудовую деятельность в период назначения ей пособия по безработице.
В то же время Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных не определены порядок действий получателя пособия по безработице, форма, вид и способ уведомления органа службы занятости об осуществлении им трудовой деятельности.
Так, при принятии у Куревиной Л.А. документов для постановки на учет в качестве безработного и признании её безработной, специалисты Учреждения не разъяснили ей о том, что она не может осуществлять трудовую деятельность, в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истец не представил суду сведений о разъяснении Куревиной Л.А. указанного положения закона.
Таким образом, закон не возлагал на Куревину Л.А. обязанность информировать истца о выполнении трудовой деятельности. С учетом того, что ответчик не предупреждалась истцом о необходимости сообщить о факте своего трудоустройства в орган занятости, то Куревина Л.А. не могла умышленно скрывать данного факта, тем самым действуя недобросовестно при получении пособия.
С учетом изложенного в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ истцом надлежащим образом не доказан факт недобросовестности ответчика, получившего пособие по безработице в период с 01 июня 2020 года по 05 ноября 2020 года.
Суд приходит к выводу о недоказанности истцом недобросовестности ответчика при получении пособия. Оснований для удовлетворения исковых требований о взыскании выплаченного пособия по безработице, а также производного от него требования о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е ШИ Л :
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░- ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ –░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░, ░ 12 ░░░ 2022 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░