Дело № 2-173/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Большерецк Камчатский край 3 августа 2022 года
Усть-Большерецкий районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Архиповича А.А., при секретаре Гусаковой Л.Л.,
с участием с участием представителя истца Енаке Е.В.,
представителя ответчика – главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения Петришина Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ермоловой А. В. к администрации Усть-Большерецкого сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края о признании незаконным и отмене распоряжения, компенсации морального вреда
У С Т А Н О В И Л:
Ермолова А.В. обратилась в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на то, что распоряжением главы Усть-Большерецкого сельского поселения от 09.01.2020 №-к она назначена на должность заместителя главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения. Её должностные обязанности были определены соответствующей должностной инструкцией, с которой она ознакомлена 09.01.2020. 17.02.2022 распоряжением №-к главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения Петришина Е.А. утверждена новая должностная инструкция заместителя главы администрации, с которой она также была ознакомлена. В соответствии с п. 2 указанного распоряжения должностная инструкция от 09.01.2020 признана недействительной. 26.05.2022 главой администрации ей было дано письменное указание о предоставлении объяснения по поводу не размещения информации о доходах и расходах на сайте администрации Усть-Большерецкого сельского поселения. Этой же датой она предоставила главе администрации Петришину Е.А. объяснительную о том, что в её должностные обязанности не входит обязанность выполнения вышеуказанного мероприятия. 15.06.2022 глава администрации предоставил ей для ознакомления распоряжение №-К от 15.06.2022 «О наложении дисциплинарного взыскания», согласно которому ей объявлено дисциплинарное взыскание – выговор за нарушение пункта 2.10 части 2, пунктов 4.4, 4.5 части 4 должностной инструкции о якобы несвоевременном размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте администрации Усть-Большерецкого сельского поселения сведений о доходах муниципальных служащих, руководителей муниципального учреждения, а равно за совершении дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на нее трудовых обязанностей. Основанием для вынесения дисциплинарного взыскания – выговора явилось представление прокуратуры Усть-Большерецкого района об устранении нарушений требований федерального законодательства в сфере противодействия коррупции. Между тем, она не могла нарушить требования, изложенные в должностной инструкции, поскольку никаких поручений главы администрации о размещении требуемой информации в её адрес не поступало, с представлением прокуратуры её не ознакамливали, выполнение мероприятий по размещению информации о доходах и расходах на сайте администрации не относится к её трудовым обязанностям. Перед объявлением выговора внутреннее расследование не проводилось и акт о нарушении должностных обязанностей, подтверждающих факт нарушения трудовой дисциплины, не составлялся. В связи с чем, просила признать незаконным распоряжения главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения №-К от 15.06.2022 «О наложении дисциплинарного взыскания», возложить на администрацию Усть-Большерецкого сельского поселения обязанность отменить дисциплинарное взыскание – выговор с истца - заместителя главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения Ермоловой А.В., объявленного распоряжением главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения №-К от 15.06.2022 «О наложении дисциплинарного взыскания», взыскать компенсацию морального вреда в размере 30000 рублей.
Истец Ермолова А.В. при надлежащем извещении о времени и месте судебного разбирательства в суд не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без своего участия, с участием представителя Енаке Е.В.
В судебном заседании представитель истца Енаке Е.В. заявленные требования поддержала, указав, что оспариваемое распоряжение вынесено в отношении Ермоловой А.В. с грубым нарушением трудового законодательства, без достаточным к тому оснований и основано фактически лишь на личных неприязненных отношениях главы администрации Петришина Е.А.. При этом также сообщила, что Ермолова А.В. в настоящее время освобождена от замещаемой должности по собственному желанию и в администрации поселения уже не работает. В день вынесения оспариваемого распоряжения, испытывая переживания по поводу несправедливого отношения со стороны руководства, Ермолова А.В. испытала морально нравственные страдания, к вечеру у неё разболелась голова, в связи с чем, она была вынуждена обратиться на скорую помощь. То есть истец из-за неправомерных действий работодателя вправе требовать компенсацию морального вреда в денежном выражении.
В судебном заседании представитель ответчика глава администрации Усть-Большерецкого сельского поселения Петришин Е.А. исковые требования не признал, пояснив, что он давал устное поручение Ермоловой о необходимости размещения на сайте администрации сведений о доходах. Должностная инструкция заместителя главы содержит пункт на основании которого она должна исполнять устные и письменные распоряжения главы. Причиненный моральный вред не доказан, поскольку рабочий день у них оканчивается в 17.30, а согласно справке, Ермолова обратилась в больницу только в 20.05.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дела рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона РФ "О муниципальной службе в РФ" за совершение дисциплинарного проступка - неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальным служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей - представитель нанимателя (работодатель) имеет право применить дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, увольнение с муниципальной службы по соответствующим основаниям.
Порядок применения и снятия дисциплинарных взысканий определяется трудовым законодательством, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу ст. 189 Трудового кодекса РФ дисциплина труда - обязательное для всех работников подчинение правилам поведения, определенным в соответствии с настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Работодатель обязан в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором создавать условия, необходимые для соблюдения работниками дисциплины труда.
Согласно ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания, в том числе в виде выговора.
Дисциплинарным проступком является виновное, противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей, в том числе нарушение должностных инструкций, положений, приказов работодателя.
Статьей 193 Трудового кодекса РФ, регламентирующей порядок применения дисциплинарных взысканий, предусмотрено, что до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Не предоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет представительного органа работников. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Согласно разъяснениям п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" работодателю необходимо представить доказательства, свидетельствующие не только о том, что работник совершил дисциплинарный проступок, но и о том, что при наложении взыскания учитывались тяжесть этого проступка и обстоятельства, при которых он был совершен (ч. 5 ст. 192 ТК РФ), а также предшествующее поведение работника, его отношение к труду.
Согласно Уставу Усть-Большерецкого сельского поселения администрацией Усть-Большерецкого сельского поселения руководит глава Усть-Большерецкого сельского поселения на принципах единоначалия (ст. 36); заместитель главы администрации назначается на должность главой Усть-Большерецкого сельского поселения (ст. 37) (л.д. 56-79).
Исходя из положений ст. 43 Устава, муниципальный служащий обязан исполнять должностные обязанности в соответствии с должностной инструкцией.
В судебном заседании установлено, что Ермолова А.В. с 9 января 2020 года по 11 июля 2022 года замещала должность муниципальной службы - заместителя главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения, что подтверждено копией трудовой книжки (л.д. 80-92), дополнительным соглашением от 09.01.2020 № (л.д. 12), а так же пояснениями Главы Усть-Большерецкого сельского поселения в судебном заседании.
Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от 09 февраля 2009 года N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 10 Федерального Закона N 8-ФЗ Государственные органы, органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. В случае, если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети "Интернет", указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района. Информация о деятельности органов местного самоуправления внутригородских районов может размещаться на официальном сайте городского округа с внутригородским делением.
Перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления (ч. 7 ст. 14 Закона N 8-ФЗ).
Размещение в сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления сведений о доходах предусмотрено Федеральным законом от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ).
Согласно части 6 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 данной статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка РФ.
Указом Президента РФ от 08.07.2013 N 613 "Вопросы противодействия коррупции" установлен Порядок размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов РФ и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования (далее - Порядок размещения сведений).
Пунктом 4 Порядка размещения сведений определено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, указанные в пункте 2 настоящего порядка, за весь период замещения служащим (работником) должностей, замещение которых влечет за собой размещение его сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей находятся на официальном сайте того органа или той организации, в котором (которой) служащий (работник) замещает должность, и ежегодно обновляются в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой Усть-Большерецкого района соблюдения органами местного самоуправления района законодательства в сфере противодействия коррупции установлено, что администрацией Усть-Большерецкого сельского поселения нарушены требования указанного законодательства, в частности в нарушение п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 08.07.2013 № «Вопросы противодействия коррупции» по состоянию на 26.05.2022 на официальном сайте администрации Усть-Большерецкого сельского поселения не размещены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, руководителей муниципальных учреждений. В связи с чем, 26.05.2022 в адрес главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения прокуратурой района направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, в том числе требовалось принять конкретные меры к недопущению впредь выявленных нарушений федерального законодательства, а также причин и условий, им способствующих (л.д. 42-45).
26.05.2022 главой администрации Усть-Большерецкого сельского поселения Петришиным Е.А. письменно предложено Ермоловой А.В. представить объяснения по поводу не размещения информации о доходах и расходах на сайте администрации муниципального образования (л.д. 19). В тот же день, Ермоловой А.В. представлена объяснительная, согласно которой в её должностные обязанности не входит обязанность исполнения данных мероприятий (л.д. 20).
15.06.2022 главой администрации Усть-Большерецкого сельского поселения вынесено распоряжение №-К «О наложении дисциплинарного взыскания», согласно которому заместителю главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края А.В. Ермоловой объявлен выговор. В тот же день Ермолова А.В. ознакомлена с данным распоряжением под роспись (л.д. 18).
Основанием к наложению дисциплинарного взыскания явилось нарушение пункта 2.10 части 2, пунктов 4.4, 4.5 части 4 должностной инструкции заместителя главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения, утвержденной распоряжением главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения от 17.02.2022 №-к, выразившегося в невыполнении указания главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения о своевременном размещении в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на официальном сайте администрации Усть-Большерецкого сельского поселения сведений о доходах муниципальных служащих, руководителей муниципального учреждения, а равно за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение работников по его вине, возложенных на него трудовых обязанностей, в соответствии со ст. 192 Трудового кодекса РФ (л.д. 48).
Согласно должностной инструкции заместителя главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения, утвержденной распоряжением главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения от 17.02.2022 №-к в должностные обязанности заместителя главы администрации входит выполнение отдельных поручений главы Усть-Большерецкого сельского поселения (пункт 2.10 части 2), заместитель главы администрации: за нарушение нормативно-правовых актов может быть привлечен к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности, в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка (п. 4.4. ч. 4); несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей в пределах, определенных трудовым законодательством РФ (п. 4.5 ч. 4) (л.д. 13, 14-17).
Таким образом, суд приходит к выводу, что в должностные обязанности заместителя главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения, в том числе определённые пунктом 2.10 части 2, пунктами 4.4, 4.5 части 4 не входит размещение сведений о доходах муниципальных служащих и руководителей муниципальных учреждений. Судом не установлено каких-либо правовых актов, распоряжений возлагающих обязанность на публикацию таких сведений на заместителя главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения.
Доказательств того, что главой Усть-Большерецкого сельского поселения заместителю главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения Ермоловой А.В. выдавалось отдельное поручение о размещении вышеуказанных сведений на официальном сайте администрации Усть-Большерецкого сельского поселения, суду не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что вины Ермоловой А.В. в том, что по состоянию на 26.05.2022, сведения о доходах муниципальных служащих, руководителей муниципального учреждения не размещены на официальном сайте администрации, не имеется, поскольку это не относится к ее должностным обязанностям, следовательно, данное распоряжение не может быть признанно законным, поскольку не отвечает требованиям ст. 27 ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
Исходя из существа требований о компенсации морального вреда, вытекающих из трудовых правоотношений, причинение морального вреда подтверждается самим фактом нарушения трудовых прав работника неправомерными действиями работодателя.
С учетом изложенного, суд, установив факт нарушения трудовых прав Ермоловой А.В., выразившихся в его незаконном привлечении к дисциплинарной ответственности, принимая во внимание все обстоятельства дела, в том числе обращение истца на скорую помощь в ГБУЗ КК Усть-Большерецкая РБ 15.06.2022 в 20:07 (день вынесенного распоряжения) с головной болью (л.д. 21), а также требования разумности и справедливости, находит возможным взыскать с ответчика в пользу истца денежную компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
Стороны от уплаты госпошлины освобождены.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Ермоловой А. В. к администрации Усть-Большерецкого сельского поселения Усть-Большерецкого муниципального района Камчатского края о признании незаконным и отмене распоряжения, компенсации морального вреда - удовлетворить.
Признать незаконным распоряжения главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения №-К от 15.06.2022 «О наложении дисциплинарного взыскания».
Возложить на администрацию Усть-Большерецкого сельского поселения обязанность отменить дисциплинарное взыскание – выговор заместителю главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения Ермоловой А.В., объявленный распоряжением главы администрации Усть-Большерецкого сельского поселения №-К от 15.06.2022 «О наложении дисциплинарного взыскания».
Взыскать с администрации Усть-Большерецкого сельского поселения в пользу Ермоловой А. В. компенсацию морального вреда в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Усть-Большерецкий районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья А.А. Архипович