УИД<номер>
Решение
Именем Российской федерации
<дата> года <адрес>
ФИО4 городской суд <адрес>
в составе: председательствующего судьи ФИО5
при помощнике судьи ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело <номер> по исковому заявлению ФИО6 по выплате по <адрес> и <адрес> к ФИО1 о взыскании незаконно полученной страховой пенсии,-
Установил:
Истец Центр СФР по выплате по <адрес> и <адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании незаконно полученной страховой пенсии за период с <дата> по <дата> в размере <номер> руб..
В обоснование заявленных исковых требований указано, что ФИО1 являлся получателем страховой пенсии по старости (далее - пенсия) с <дата> согласно его заявлению о назначении пенсии в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата> № <номер>-ФЗ «О страховых пенсиях». В заявлении о назначении пенсии ответчик указал, что получателем пенсии в
соответствие с Законом РФ от <дата> <номер> «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборе наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей» не является.
Таким образом, на момент назначения страховой пенсии по старости ответчиком был скрыт факт получения пенсии по линии иного ведомства с <дата>.В соответствие с ч. 1 ст. 28 Федерального закона от <дата> № <номер>-ФЗ страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон № 400-ФЗ) физически юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии). Ч. 2 того же Федерального закона гласит: в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 настоящего Федерального закона, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплата страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Социальному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством России Федерации. Согласно ч. 5 ст. 28 Федерального закона <номер>ФЗ излишне выплаченные пенсионеру суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) в случаях, предусмотренных частями 2-4 настоящей статьи, определяются за период, в течение которого выплата указанных сумм производилась пенсионеру неправомерно, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере пенсионного обеспечения. При назначении пенсии ответчик был предупрежден о необходимости безотлагательно извещать территориальный орган СФР о наступлении обстоятельств, влекущих изменений или прекращение выплаты. Согласно справке от <дата> <номер> из ГУ МВД России по <адрес> Центра пенсионного обслуживания ФИО1 <дата> г.р. является получателем пенсии по линии силового ведомства за выслугу лет с <дата> пожизненно. Таким образом, ФИО1 была переплачена страховая пенсия по старости за период с <дата> по <дата> в <номер> коп. В адрес ответчика было направлено информационное письмо от <номер>. <номер> о том, что пенсия им получена незаконно. Так же предложено в добровольном порядке возместить излишне выплаченную сумму пенсии на территориального органа СФР по указанным реквизитам. До настоящего времени сумма незаконно полученной пенсии в <номер>. <номер> коп. в добровольном порядке не погашена.
Истец Центр СФР по выплате по <адрес> и <адрес> представитель в судебное заседание не явился, извещен, в материалах дела содержится ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителя (л.д.<номер>
Ответчик ФИО1 в судебном заседании поддержал письменные возражения, приобщенные к материалам дела (л.д. 26-29), в удовлетворении требований просил отказать, пояснил, что в ноябре <дата> обратился в клиентскую службу ПФР <номер> по <адрес> и <адрес> по вопросу назначения досрочной страховой пенсии по старости, работникам были представлены все необходимые документы и сведения, в том <дата> он повторно обратился с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Третье лицо Филиал <номер> ОСФР по <адрес> и <адрес> представитель в судебное заседание не явился, извещен, мнение по иску не представлено.
Суд, выслушав ответчика, проверив и изучив материалы дела приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 данного кодекса.
Не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки (пункт 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которое лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке. По смыслу положений пункта 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не считаются неосновательным обогащением и не подлежат возврату в качестве такового денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средств к существованию, в частности заработная плата, приравненные к ней платежи, пенсии, пособия и т.п., то есть суммы, которые предназначены для удовлетворения его необходимых потребностей, и возвращение этих сумм поставило бы гражданина в трудное материальное положение. Вместе с тем закон устанавливает и исключения из этого правила, а именно излишне выплаченные суммы должны быть получателем возвращены, если их выплата явилась результатом недобросовестности с его стороны или счетной ошибки. При этом добросовестность гражданина (получателя спорных денежных средств) презюмируется, следовательно, бремя доказывания недобросовестности гражданина, получившего названные в данной норме виды выплат, лежит на стороне, требующей возврата излишне выплаченных сумм.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от <дата> N <номер>, содержащееся в главе 60 Гражданского кодекса Российской Федерации правовое регулирование обязательств вследствие неосновательного обогащения представляет собой, по существу, конкретизированное нормативное выражение лежащих в основе российского конституционного правопорядка общеправовых принципов равенства и справедливости в их взаимосвязи с получившим закрепление в Конституции Российской Федерации требованием о недопустимости осуществления прав и свобод человека и гражданина с нарушением прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3); соответственно, данное правовое регулирование, как оно осуществлено федеральным законодателем, не исключает использование института неосновательного обогащения за пределами гражданско-правовой сферы и обеспечение с его помощью баланса публичных и частных интересов, отвечающего конституционным требованиям.
Таким образом, эти нормы Гражданского кодекса Российской Федерации о неосновательном обогащении и недопустимости возврата определенных денежных сумм могут применяться, в частности, в рамках правоотношений, связанных с реализацией прав граждан на пенсионное обеспечение.
Судом установлено, что ФИО1 являлся получателем страховой пенсии по старости с <дата> согласно его заявлению о назначении пенсии в соответствии с п. 1 ст. 8 Федерального закона от <дата><номер>-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - ФЗ «О страховых пенсиях») (л.д.<номер>
Согласно справке от <дата> № Б<номер> из ГУ МВД России по <адрес> Центра пенсионного обслуживания ФИО1 <дата> г.р. является получателем пенсии по линии силового ведомства выслугу лет с <дата> по пожизненно (л.д.<номер>
Решением ГУ-ГУ Пенсионного фонда РФ <номер> по <адрес> и <адрес> от <дата> <номер> выявлена ошибка и отменено решение о назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 (л.д.<номер>
Протоколом о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм пенсии от <дата> выявлен факт излишней выплаты ФИО1 страховой пенсии по старости, размер которой за период с <дата> по <дата> составил <номер>).
На требование от <дата> возместить полученную переплату страховой пенсии по старости ФИО1 не отреагировал, денежные средства не возместил.
На основании подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона <номер> <номер> лет.
В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за <номер> <номер> такой работы женщинам.
В соответствии с п. 2 статьи 28.1 Федерального закона от <дата> N <номер>-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1 - 10 и 16 - 18 пункта 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона от <дата> N <номер>ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от <дата> N <номер>ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Иные необходимые документы (сведения, содержащиеся в них) запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями в электронной форме, за исключением случаев, если соответствующие документы могут быть представлены на бумажных носителях. Заявитель может представить необходимые для назначения, перерасчета размера и выплаты трудовой пенсии документы в полном объеме по собственной инициативе.
В Федеральном законе от <дата> N <номер>ФЗ "О страховых пенсиях", вступившем в силу с <дата>, закреплены аналогичные положения, определяющие порядок истребования у обратившегося за назначением пенсии гражданина документов для назначения страховой пенсии, а также устанавливающие обязанность пенсионера предоставлять достоверные сведения при обращении с заявлением о назначении страховой пенсии и сообщать о наступлении обстоятельств, влекущих изменение размера страховой пенсии и прекращение выплаты страховой пенсии по причине утраты пенсионером права на назначенную ему страховую пенсию (пункт 3 части 1 статьи 25, часть 7 статьи 21, часть 5 статьи 26 названного закона).
Таким образом, назначение и выплата трудовой (страховой) пенсии по старости осуществляется территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации, который разъясняет гражданам законодательство Российской Федерации по вопросам, отнесенным к его компетенции, принимает заявление о назначении пенсии по старости со всеми документами и дает оценку правильности их оформления, запрашивает необходимые документы у соответствующих органов и юридических лиц, проверяет в необходимых случаях обоснованность выдачи представленных документов, принимает решения о назначении пенсии по старости или об отказе в ее назначении на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех представленных гражданами и полученных самим пенсионным органом документов. При этом на гражданина, обратившегося в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, возлагается обязанность представлять достоверные сведения в подтверждение права на указанную пенсию пенсионному органу, а после принятия пенсионным органом решения о назначении гражданину пенсии - безотлагательно извещать пенсионный орган о наступлении обстоятельств, влекущих за собой изменение размера трудовой пенсии или прекращение ее выплаты.
Основанием для прекращения выплаты трудовой (страховой) пенсии является, в том числе, утрата пенсионером права на назначенную ему трудовую (страховую) пенсию по старости вследствие обнаружения обстоятельств или документов, опровергающих достоверность сведений, представленных в подтверждение права на указанную пенсию.
В случае установления недобросовестных действий гражданина, направленных на получение пенсии по старости без установленных законом оснований, с него как с лица, получавшего и пользовавшегося пенсией по старости в отсутствие предусмотренных законом оснований, неосновательно полученные суммы пенсии подлежат взысканию по правилам статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации как неосновательное обогащение.
Следовательно, по данному делу юридически значимым с учетом заявленных исковых требований, возражений ответчика относительно иска и регулирующих спорные отношения норм материального права являлось установление недобросовестности в действиях ответчика при получении им сумм пенсии.
Поскольку добросовестность гражданина (в данном случае ответчика ФИО1) по требованиям о взыскании сумм пенсии презюмируется, бремя доказывания его недобросовестности при получении сумм пенсии возлагается на пенсионный орган, требующий их возврата, то есть на истца.
Ответчик ФИО1 в ходе судебного разбирательства указывал на то, что при обращении с заявлением о назначении ему страховой пенсии по старости факт того, что он является получателем пенсии по линии МВД Российской Федерации не скрывал, представил все запрошенные у него документы, его вины в переплате не имеется. Сотрудником пенсионного органа дополнительно информация, в том числе, о получении ответчиком пенсии по линии МВД Российской Федерации, не проверена.
Как указывает ответчик и подтверждается материалами дела, заявление о назначении пенсии ФИО1 сам не заполнял, в связи с чем, в данном случае пенсионный орган в силу установленных законом полномочий, должен был разъяснить ответчику его права на пенсионное обеспечение с учетом норм действующего пенсионного законодательства, проверить предоставленные документы, оценить пенсионные права Ш. и только при отсутствии сомнений в правильности и достаточности представленных и составленных документов, назначить и производить ему выплату пенсии.
Следует отметить, что с учетом возложенных на пенсионный орган функций по контролю за правильным и рациональным расходованием его бюджета в виде запросов в соответствующих органах и организациях (в частности, в пенсионном отделе МВД) сведений, позволяющих проверить достоверность представленных сведений и имеющейся у пенсионного органа информации, истец должен был проверить правильность и обоснованность назначения пенсии, при том, что ответчик не обязан знать особенности назначения разных видов пенсий и вправе при обращении в пенсионный орган получить разъяснения по данному вопросу.
Кроме того, в заявлении о назначении пенсии, работник клиентской службы сделал отметку о не согласии ФИО1 с принятием решения о назначении пенсии по имеющимся в распоряжении пенсионного органа сведений индивидуального (персонифицированного) учета без предоставления дополнительных сведений (л.д. <номер>).
Таким образом, с учетом данной отметки пенсионный орган был обязан истребовать дополнительные документы у заявителя для проверки достоверности и полноты представленных сведений.
Также в материалах дела имеются сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица от <дата>, предоставленные истцом ответчику, из которых следует, что ответчик проходил службу в органах МВД (л.д. <номер>) что в совокупности свидетельствует о том, что у сотрудника пенсионного органа, обладающего специальными познаниями в области пенсионного права, должны были возникнуть сомнения и обоснованная необходимость для направления соответствующих запросов.
При таких обстоятельствах, поскольку пенсионным органом ненадлежащим образом проверены обстоятельства, дающие право ФИО1 на получение досрочной страховой пенсии по старости, при наличии у пенсионного органа возможности своевременно установить данные обстоятельства, исходя из совокупности представленных в материалы дела доказательств, с учетом позиции ответчика ФИО1 о том, что им сотруднику пенсионной службы представлены все необходимые документы, собственноручно заявление ответчик не заполнял, полагал, что имеет право на получении двух пенсий одновременно, факт недобросовестности со стороны ответчика не установлен, предоставляемые ответчику ФИО1 выплаты в спорный период осуществлялись истцом при отсутствии явной недобросовестности со стороны последнего, факт наличия счетной ошибки, повлекшей переплату также не установлен, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Центра СФР по выплате по <адрес> и <адрес> к ФИО1, <дата> года рождения (СНИЛС <номер>) о взыскании незаконно полученной страховой пенсии за период с <дата> по <дата> в размере <номер> руб.– отказать.
Решение может быть обжаловано в <адрес> суд через ФИО7 городской суд <адрес>, путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья ФИО9ФИО8
Решение суда в окончательной форме составлено <дата>