Дело №2-1583/2024
УИД 23RS0050-01-2024-001493-89
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 20 мая 2024 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Курбановой Е.Н.
при секретаре судебного заседания отдела обеспечения судопроизводства Темрюкского районного суда Краснодарского края Бабенко Т.В.
С участием прокурора Темрюкского района Швецова Р.П., помощника прокурора Темрюкского района Корниенко Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Темрюкского района в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФИО1 о прекращении права собственности на оружие, признании его бесхозяйным и обращении в собственность государства, с пользующей утилизацией,
УСТАНОВИЛ:
<адрес>, действуя в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Темрюкский районный суд с исковым заявлением к Матвееву В.В. о прекращении права собственности на оружие, признании его бесхозяйным и обращении в собственность государства, с пользующей утилизацией, ссылаясь на следующее:
<адрес>ной прокуратурой проведена проверка соблюдения
на поднадзорной территории требований Федерального закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон №150-ФЗ) и Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998г. № (далее - Правила).
Установлено, что гражданин Российской Федерации, Матвеев В.В. является владельцем оружия: охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-12 калибра 16;16.
В установленном законом порядке указанному гражданину выдавалось разрешение на хранение и ношение оружия: охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-12 калибра 16;16 серии № сроком действия до 03.06.2016г.
В связи с тем, что указанное оружие хранилось у ответчика в отсутствие действующего разрешения, оно изъято силами Отделения лицензионно-разрешительной работы (по <адрес> и <адрес>) Главного управления Росгвардии по <адрес>.
Однако, до настоящего времени изъятое оружие находится на хранении на складе ГУ Росгвардии по <адрес>, соответственно, фактически бремя его содержания на протяжении длительного времени возложено на органы исполнительной власти Российской Федерации.
Поскольку Матвеев В.В. самостоятельно не определил судьбу изъятого у него огнестрельного оружия, мер к утилизации или его продаже не принял, нарушения правил хранения, послужившие причиной изъятия оружия, не устранил, то в силу положений гражданского законодательства Российской Федерации право собственности на имущество, находящееся в ограниченном обороте, подлежит принудительному прекращению.
Вместе с тем, в соответствии с установленными Федеральным законом №150-ФЗ требованиями, Матвеевым В.В. истекший срок действия выданного ему разрешения на оружие не продлевал.
С учетом изложенного, право Матвеев В.В. с 09.08.2011г. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему оружием: охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-16 калибра 16;16 стало ограничено ввиду отсутствия обязательного разрешения на право хранения и ношения оружия.
С момента изъятия указанного движимого имущества ответчик
не подтвердил право на его законное использование, в связи с чем, истец обратился в суд с указанными требованиями.
Прокурор Темрюкского района Швецов Р.П., помощник прокурора Темрюкского района Корниенко Е.В. в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении, сославшись на те же обстоятельства.
Ответчик Матвеев В.В. в судебное заседание не явился, согласно отчету об отслеживании почтового отправления (№ - беседа) (л.д. 26-27) направленное ему заказное письмо с судебной повесткой было возвращено в суд в связи с тем, что ответчик за получением судебной повестки не явился, что суд расценивает, как отказ ее получить. Согласно отчету об отслеживании почтового отправления (ШПИ № (л.д. 38) направленное ему заказное письмо с судебной повесткой передано почтальону.
Согласно ч.1 ст. 117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о времени
и места судебного разбирательства или совершении отдельного процессуального действия.
Таким образом, суд считает ответчика извещенным о времени и месте судебного разбирательства, но не явившимся в судебное заседание, поэтому в силу п.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика.
Третье лицо, представители ГУ Росгвардии по <адрес>, а также Отделения лицензионно – разрешительной работы (по <адрес> и <адрес>) ГУ Росгвардии по <адрес> в судебное заседание не явились, были надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения дела, причина неявки суду неизвестна (л.д. 34-35, 36-37).
Суд, выслушав прокурора <адрес> и его помощника, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные доказательства, считает, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.
Согласно ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как установлено судом, <адрес>ной прокуратурой проведена проверка соблюдения на поднадзорной территории требований Федерального закона от 13.12.1996г. №150-ФЗ «Об оружии» (далее - Федеральный закон №150-ФЗ) и Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.1998г. № (далее - Правила).
Установлено, что гражданин Российской Федерации, Матвеев В.В. является владельцем оружия: охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-12 калибра 16;16.
Так, в установленном законом порядке указанному гражданину выдавалось разрешение на хранение и ношение оружия: охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-12 калибра 16;16 серии № сроком действия до 03.06.2016г.
Однако, в связи с тем, что указанное оружие хранилось у ответчика в отсутствие действующего разрешения, оно изъято силами Отделения лицензионно-разрешительной работы (по <адрес> и <адрес>) Главного управления Росгвардии по <адрес>.До настоящего времени изъятое оружие находится на хранении на складе ГУ Росгвардии по <адрес>, соответственно, фактически бремя его содержания на протяжении длительного времени возложено на органы исполнительной власти Российской Федерации.
Поскольку Матвеев В.В. самостоятельно не определил судьбу изъятого у него огнестрельного оружия, мер к утилизации или его продаже не принял, нарушения правил хранения, послужившие причиной изъятия оружия, не устранил, то в силу положений гражданского законодательства Российской Федерации право собственности на имущество, находящееся в ограниченном обороте, подлежит принудительному прекращению.
В соответствии с ч.3 ст.35 Конституции Российской Федерации никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
В силу ч.3 ст.55 Конституции Российской Федерации права
и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно ч.1 ст.235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества
и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
В соответствии со ст.238 ГК РФ, если по основаниям, допускаемым законом, в собственности лица оказалось имущество, которое в силу закона не может ему принадлежать, это имущество должно быть отчуждено собственником в течение года с момента возникновения права собственности на имущество, если законом не установлен иной срок. Принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда
по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу.
Огнестрельное оружие отнесено к объектам гражданских прав, которые
в силу ст.129 ГК РФ и ст.ст.6, 13 Федерального закона №150-ФЗ ограничены в гражданском обороте, то есть, могут находиться во владении, пользовании, распоряжении лица исключительно на основании разрешений, выдаваемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства.
Пунктами 1, 3, 4 и 5 статьи 22 Федерального закона №150-ФЗ предусмотрено, что хранение гражданского и служебного оружия и патронов
к нему разрешается юридическим лицам и гражданам, получившим разрешения на хранение или хранение и ношение оружия.
В соответствии с ч.14 ст.13 Федерального закона №150-ФЗ гражданину Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом по месту жительства при регистрации огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет на основании документа, подтверждающего законность приобретения соответствующего оружия. Продление срока действия разрешения осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона на основании заявления, подаваемого названным гражданином.
Вместе с тем, в соответствии с установленными Федеральным законом №150-ФЗ требованиями, Матвеев В.В. истекший срок действия выданного ему разрешения на оружие не продлевал.
С учетом изложенного, право Матвеев В.В. с 03.06.2016г. свободно владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему оружием: охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-12 калибр 16;16 стало ограничено ввиду отсутствия обязательного разрешения на право хранения и ношения оружия.
С момента изъятия указанного движимого имущества ответчик
не подтвердил право на его законное использование.
Согласно ст.28 Федерального закона №150-ФЗ контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный
в сфере оборота оружия, или его территориальный орган и органы.
В силу п.п.78,79 Правил, изъятие оружия и патронов к нему производится в случаях, установленных федеральным законодательством. Оружие и патроны изымаются Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации, ее территориальными органами, органами внутренних дел и другими уполномоченными на то федеральным законодательством органами.
В соответствии с пп.12, 27 ч.1 ст.9 Федерального закона от 03.07.2016г. №226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», войска национальной гвардии наделены полномочиями, в том числе
по осуществлению приема, хранения и уничтожения изъятого, добровольно сданного или найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ. Исполнению решения суда (судьи) о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов.
Хранение огнестрельного оружия с нарушением установленных требований нарушает права неопределенного круга лиц на безопасность общественного порядка и может привести к утере контроля за изъятым оружием.
Кроме этого, согласно ст.2 Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму», основным принципом противодействия терроризму является системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия.
В связи с тем, что хранение оружия осуществляется с нарушением установленных требований и может привести к утере контроля за изъятым оружием, создается реальная опасность использования данного оружия, в том числе в террористических целях, чем затрагиваются права неопределенного круга лиц.
Учитывая изложенное, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Прекратить право собственности ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на оружие: охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-12 калибра 16;16.
Признать бесхозяйным оружие: охотничье гладкоствольное ружье ИЖ- 12 калибра №;16, находящееся на хранении на складе Главного Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому Краю.
Обратить в собственность Российской Федерации оружие: охотничье гладкоствольное ружье ИЖ-12 калибра №;16 и возложить на Главное Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Краснодарскому Краю, обязанности по его утилизации.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Н.Курбанова
Мотивированное решение суда изготовлено 21.05.2024г.