Дело № 5-114 /2023 | |
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е о назначении административного наказания | |
город Онега |
13 декабря 2023 года |
Судья Онежского городского суда Архангельской области Виноградов В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Онежского городского суда по адресу: пр. Кирова, д. 132, г. Онега Архангельской области материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.3 ч. 1 КоАП РФ, в отношении Шаповалова ..., <Дата> года рождения, уроженца <Адрес>, гражданина РФ, паспорт серии ..., зарегистрированного по адресу: <Адрес>, отбывающего наказания в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области, адрес: ...,
установил:
осужденный Шаповалов ..., <Дата> г.р. отбывающий наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области, находясь <Дата> около 06 часов 03 минут в коридоре отряда ... ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области расположенном по адресу: ..., публично демонстрировал символику, сходную с нацисткой символикой до степени смешения, а именно: графическое изображение свастики, размещенное на его теле - плече левой руки в виде татуировки.
Таким образом, Шаповалов Е.В. осуществил публичное демонстрирование нацистской символики, демонстрирование которой запрещено статьей 6 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 80-ФЗ "Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
Шаповалов Е.В. о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, на судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.
На основании положений части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие Шаповалова Е.В.
Исследовав и оценив материалы дела, прихожу к выводу о наличии в действиях Шаповалова Е.В. состава административного правонарушения.
Запрет использования в Российской Федерации в любой форме нацистской символики, при котором имеются признаки пропаганды или оправдания нацизма, как оскорбляющей многонациональный народ и память о понесенных в Великой Отечественной войне жертвах установлен частью второй статьи 6 Федерального закона от 19.05.1995 № 80-ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» (далее по тексту - Закон № 80-ФЗ, здесь и далее положения правовых норм приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении).
В силу статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее по тексту – Закон № 114-ФЗ) к экстремистской деятельности (экстремизму) отнесены пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций.
Само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23.10.2014 № 2480-О).
Под нацистской символикой понимаются знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли, представляющие собой воспроизведение в любой форме соответствующей символики, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии и фашисткой партией Италии: свастики и других отличительных знаков государственных, военных и других структур, признанных преступными Нюрнбергским международным трибуналом, фасций, приветственных жестов и т.д., а также всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую).
Под демонстрацией нацистской атрибутики (символики) понимается ее публичное выставление, показ, ношение, вывешивание, изображение, воспроизведение на страницах печатных изданий или в фото-кино - и видео материалах, тиражирование и другие действия, делающие ее восприятие доступным.
Публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены федеральными законами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 3 Федерального закона №114-ФЗ, одним из направлений противодействия экстремистской деятельности является принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности.
Событие административного правонарушения и вина Шаповалова Е.В. в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении <Адрес> от <Дата>, рапортом начальника оперативного отдела ФКУ ИК-16 УФСИН России по Архангельской области ФИО3 от <Дата>, объяснениями Шаповалова Е.В. от <Дата>, не оспаривающего факт совершения административного правонарушения, фототаблицей изображения татуировок, объяснениями ФИО4 и ФИО5 от <Дата>.
Указанные доказательства получены в установленном законом порядке, отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении составлен правильно в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ и с участием Шаповалова Е.В. Процессуальные права лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные ст. 25.1 КоАП РФ, а также положения ст. 51 Конституции РФ Шаповалову Е.В. разъяснены, с протоколом Шаповалов Е.В. согласился, о чем в протоколе имеется соответствующая запись.Суд находит не состоятельным довод Шаповалова Е.В. о том, что у него имеется татуировка «Коловрат» которая не является запрещенной.
Запрет на использование указанной символики представляет собой меру, направленную на противодействие нацизму, экстремизму, фашизму и другим действиям, оскорбляющим память о жертвах, понесенных в Великой Отечественной войне, и ассоциирующимся с идеологией, запрещенной в силу статьи 13 (часть 5) Конституции Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в определении от 23.10.2014 N 2480-О, само по себе использование нацистской атрибутики (символики), равно как и атрибутики (символики), сходной с нацистской атрибутикой (символикой) до степени смешения, - безотносительно к ее генезису - может причинить страдания людям, чьи родственники погибли во время Великой Отечественной войны, что также предполагает право законодателя принимать меры в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Запрет на использование нацистской символики в любой форме, направлен, в том числе, на защиту прав и свобод других лиц.
Размещенная Шаповаловым Е.В. свастика под прикрытием символов "Коловрат" напоминает нацистскую (фашистскую), соответствует символике, использовавшейся Национал-социалистической рабочей партией Германии, признанной преступной Нюрнбергским международным трибуналом. Демонстрирование символики, напоминающей нацистскую (фашистскую), не является каким-либо научным исследованием или художественным творчеством, осуждающим нацизм либо излагающем исторические события.
При таких обстоятельствах факт публичного демонстрирования Шаповаловым Е.В. нацистской атрибутики (символики), сомнений не вызывает, как подтвержденный совокупностью перечисленных выше и иных имеющихся в деле доказательств.
Действия Шаповалова Е.В. подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ, как публичное демонстрирование нацистской атрибутики (символики), либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, публичное демонстрирование которых запрещено федеральными законами.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
Оснований для прекращения производства по делу, в том числе в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не установлено.
При назначении административного наказания в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ учитываю характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, влияющие на административную ответственность.
Смягчающим административную ответственность обстоятельствами, в соответствии со ст.4.2 КоАП РФ, признаю признание вины.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность Шаповалова Е.В., не установлено.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, роли правонарушителя, тяжести наступивших последствий, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным не усматриваю. Совершение указанного правонарушения создает существенную угрозу охраняемым законом интересам.
Учитывая характер совершенного Шаповаловым Е.В. административного правонарушения, его личность и имущественное положение, обстоятельства, влияющие на административную ответственность, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в пределах санкции части 1 статьи 20.3 КоАП РФ, полагая, что данный вид наказания способен достичь целей, установленных ст.3.1 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей.
В данном случае предметом административного правонарушения является нацистская символика, размещенная в виде татуировки на плече левой руки Шаповалова Е.В., в связи чем предмет административного правонарушения изъять (конфисковать) невозможно.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать Шаповалова ... виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 (одна тысяча) рублей.
Реквизиты для оплаты административного штрафа: получатель – ....
Административный штраф в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
В случае неуплаты штрафа в установленные ст. 32.2 КоАП РФ сроки, лицо, не уплатившее штраф, может быть подвергнуто административному наказанию по ст. 20.25 КоАП РФ в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение 10 суток со дня его получения или вручения через Онежский городской суд Архангельской области, либо непосредственно в суд, уполномоченный рассматривать жалобу.
Судья В.В. Виноградов