Дело № 2-471/2023
Заочное
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«14» августа 2023 год город Палласовка
Волгоградская область
Палласовский районный суд Волгоградской области в составе:
председательствующего судьи Павлова М.В.,
при секретаре Ахмедовой М.М.,
с участием:
старшего помощника прокурора Палласовского района Волгоградской области Демидова А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Палласовского района Волгоградской области, поданное в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц к администрации городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить определённые действия,
установил:
прокурор Палласовского района Волгоградской области в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области о возложении обязанности совершить определённые действия, в обосновании которого указано, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Ф4 по вопросу ненадлежащего содержания пешеходной дорожки и проезжей части <адрес>, по результатам которой выявлены нарушения.
Автомобильная дорога по <адрес> имеет идентификационный № ОП МП – 054, относится к дорогам общего пользования местного значения городского поселения на основании распоряжения «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения г. Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области» от 09.10.2019 г. №-р.
Согласно п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м, покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 м.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3.
В период с 20.07.2022 г. по 26.08.2022 г. прокуратурой района проводилась проверка по обращению Ф4 по вопросу проведения ремонта пешеходной дорожки и проезжей части <адрес> в ходе которой установлено, что на асфальтированном участке дороги от <адрес> - перекрёсток на <адрес> напротив <адрес> имелось нарушение дорожного полотна в виде выбоин, а вдоль асфальтированного участка на противоположной стороне от <адрес> проходила дорожка для движения пешеходов ниже по отношению к проезжей части, имеет нарушения целостности полотна. На грунтовом участке автодороги по <адрес> от <адрес> до <адрес> имелись колейности дорожного покрытия.
В связи с выявленными нарушениями 18.08.2022 г. в адрес администрации городского поселения г. Палласовка вносилось преставление об устранение вышеуказанных нарушений.
22.05.2023 г. в прокуратуру района поступило повторное обращение Ф4 о не устранении администрацией городского поселения г. Палласовка ранее выявленных нарушений по содержанию пешеходной дорожки и проезжей части <адрес>.
16.06.2023 г. в ходе проведения повторной проверки установлено, что меры администраций городского поселения г. Палласовка по устранению вышеуказанных нарушений не приняты.
Указанная дорога имеет выбоины длинной от 0,6 м. до 1,3 м., шириной от 0,47 м. до 1,5 м. и глубиной от 8 см. и более 15 см., что является нарушением п. 5.2.4 ГОСТа Р 50597-2017.
На пересечение <адрес> и <адрес> в <адрес> находятся дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, которые в нарушении п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 на щитах не имеют световозвращающей флуоресцентной плёнки жёлто-зелёного цвета. Кроме того, по правой проезжей части указанной дороги вдоль <адрес> имеется занижение обочины более 15 см., что является нарушением п. 5.3.1 ГОСТа Р 50597-2017, а вдоль указанной улицы проходит пешеходная дорожка, которая имеет разрушения площадью более 0,2 м., что является нарушением п. 5.1.3 1 ГОСТа Р 50597-2017.
Таким образом, администрацией городского поселения г. Палласовка нарушаются требования законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, что в свою очередь несёт опасность для жизни и здоровья неопределённого круга лиц – участников дорожного движения. Нарушения стали возможны по причине не осуществления должного контроля со стороны должностных лиц администрации городского поселения <адрес>.
Просит суд обязать администрацию городского поселения г. Палласовка привести проезжую часть (дорогу) и обочину на <адрес> в соответствии с ГОСТом Р 50597-2017 в течение 6 месяцев после выступления решения суда в законную силу; обязать администрацию городского поселения <адрес> привести пешеходную дорожку на <адрес> в соответствии с ГОСТом Р 50597-2017 в течение 6 месяцев после выступления решения суда в законную силу; обязать администрацию городского поселения <адрес> привести дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 на пересечение <адрес> и <адрес> в <адрес> в соответствии с ГОСТом Р 52289-2019 в течение 6 месяцев после выступления решения суда в законную силу.
Старший помощник прокурора исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён.
Суд, выслушав старшего помощника прокурора, исследовав материалы дела приходит к следующему.
Согласно статьям 11-12 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд. Защита гражданских прав осуществляется путём, в том числе и, присуждением к исполнению обязанности в натуре.
К вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населённых пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 и 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
В силу ч. 8 ст. 6, п.п. 6, 10-11 ст. 13 и ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения, в том числе посредством системы контроля; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
К полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населённых пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог. (ч. 4 ст. 6, ст. 12 Федерального закона № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения»).
Согласно п. 5.1.3 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие тротуаров, пешеходных дорожек, посадочных площадок остановочных пунктов и наземные тактильные указатели по ГОСТ Р 52875 не должны иметь загрязнений (мусор, грязь) и отдельных разрушений площадью более 0,2 м., покрытие велосипедных дорожек - площадью более 0,06 м.
В соответствии с п. 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки, приведённые в таблице 5.3.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 ГПК РФ, исходя из принципов состязательности гражданского судопроизводства и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что к вопросам местного значения городского поселения г. Палласовка относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населённых пунктов городского поселения г. Палласовка (п. 5 ч. 1 ст. 6 копии Устава на л.д. 49-51).
Из ответа прокуратуры Палласовского района Волгоградской области от 18.08.2022 года (копия на л.д. 8) следует, что обращение Ф4 по вопросу проведения ремонтных работ пешеходной дорожки и проезжей части по <адрес> рассмотрено по существу, доводы Ф4 подтвердились, состояние дорожного покрытия и пешеходной дорожки по указанной улице неудовлетворительны и не соответствует требованиям действующего законодательства. <дата> в адрес главы администрации г. Палласовки вынесено представление.
<дата> Ф4 обратилась в прокуратуру Палласовского района Волгоградской области с заявлением с просьбой обратиться в суд с иском к администрации городского поселения город Палласовка об устранении выявленных нарушений, поскольку проезжая часть дороги и пешеходная дорожка по <адрес> не отремонтированы, их состояние только ухудшается (копия на л.д. 7).
<дата> прокуратурой Палласовского района в адрес администрации городского поселения город Палласовка направлен запрос об устранении нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения, указанные в представлении № от <дата> (копия на л.д. 9).
Из ответа администрации городского поселения город Палласовка от 09.06.2023 г. (копия на л.д. 10) следует, что мероприятия по устранению недостатков дорожного покрытия по <адрес> не проводились.
Актом проверки соблюдения законодательства в сфере соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения в деятельности администрации городского поселения г. Палласовка в рамках рассмотрения обращения Ф4 от <дата> и фототаблицей к нему, проведённой старшим помощником прокурора Палласовского района Ф5 в присутствии: секретаря территориальной административной комиссии городского поселения <адрес> Ф6 и старшего инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Палласовскому району Ф7 (копия на л.д. 11-15) установлено, что на пересечении <адрес> и <адрес> находятся дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, которые в нарушении п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 на щитах не имеют световозвращающей флуоресцентной плёнки жёлто-зелёного цвета; на асфальтированном участке дороги напротив <адрес> от <адрес> имеется нарушение дорожного полотна (асфальтированной дороги) в виде многочисленных выбоин: выбоины имеют размеры в ширине от 47 см. до 66 см., длиной от 67 см. до 1 м. и глубиной от 8 см. до 15 см.; по правой проезжей части указанной дороги напротив <адрес> имеется занижение обочины более 15 см.; слева вдоль указанного дорожного полотна напротив <адрес> (если стоять на <адрес> спиной к <адрес>) проходит дорожка для движения пешеходов, которая расположена на 15 см. ниже по отношению к указанному дорожному полотну, имеет деформацию в виде просадки и целостности полотна.
По <адрес> по направлению к дому № имеется выбоина асфальтного участка дороги размерами: длина 80 см., ширина 1,5 м., глубина 10 см.; по грунтовой автодороге от <адрес> дому № по указанной улице на протяжении всей дороги имеются колейности, около <адрес> по имеется просадка грунта размерами: длина 1,3 м., ширина 1,7 м., глубина более 15 см.
Исследовав доказательства, содержащиеся в материалах гражданского дела, суд находит каждое из них относимым и допустимым, а все собранные доказательства в совокупности – достаточными для рассмотрения и разрешения настоящего гражданского дела. Все материалы дела, исследованные судом, противоречий не содержат и согласуются между собой, не верить им, у суда нет оснований.
Доводы представителя ответчика о том, что в бюджете городского поселения г. Палласовка на 2023 г. средств на выполнение мероприятий указанных в иске не заложено, соответственно выполнение в срок решения суда не представится возможным, а так же о том, что прокурор в данном исковом заявлении просит о вмешательстве судебной власти в деятельность органа местного самоуправления, что является недопустимым в силу действия конституционного принципа разделения властей и принципа самостоятельности органов местного самоуправления не могут расцениваться как основания для отказа в исковых требованиях, поскольку Федеральным законом № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности отнесены, в том числе утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчёта размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а Федеральным законом № 196-ФЗ от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесены, в том числе осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчётным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населённых пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности. Доказательств исполнения требований указанных законов администрацией городского поселения город Палласовка представителем ответчика не представлено.
Кроме того, в силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе: надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления.
Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании, учитывая, что материалами настоящего гражданского дела установлено, что к вопросам местного значения городского поселения г. Палласовка относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населённых пунктов городского поселения <адрес>, а так же то, что администрацией городского поселения г. Палласовка нарушены требования законодательства в сфере безопасности дорожного движения, выразившиеся в том, что на пересечении <адрес> и <адрес> находятся дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2, которые в нарушении п. 5.1.17 ГОСТ Р 52289-2019 на щитах не имеют световозвращающей флуоресцентной плёнки жёлто-зелёного цвета; на асфальтированном участке дороги напротив <адрес> от <адрес> имеется нарушение дорожного полотна (асфальтированной дороги) в виде многочисленных выбоин: выбоины имеют размеры в ширине от 47 см. до 66 см., длиной от 67 см. до 1 м. и глубиной от 8 см. до 15 см.; по правой проезжей части указанной дороги напротив <адрес> имеется занижение обочины более 15 см.; слева вдоль указанного дорожного полотна напротив <адрес> (если стоять на <адрес> спиной к <адрес>) проходит дорожка для движения пешеходов, которая расположена на 15 см. ниже по отношению к указанному дорожному полотну, имеет деформацию в виде просадки и целостности полотна; по <адрес> по направлению к дому № имеется выбоина асфальтного участка дороги размерами: длина 80 см., ширина 1,5 м., глубина 10 см.; по грунтовой автодороге от <адрес> дому № по указанной улице на протяжении всей дороги имеются колейности, около <адрес> по имеется просадка грунта размерами: длина 1,3 м., ширина 1,7 м., глубина более 15 см., в целях функционирования автомобильной дороги, пешеходной дорожки по <адрес>, их использования, осуществления дорожной деятельности в интересах пользователей, и обеспечения сохранности и развития автомобильных дорог и пешеходных дорожек, улучшение их технического состояния, а так же соблюдения требований законодательства в области дорожного движения, приходит к выводу о необходимости обязать ответчика администрацию городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области привести проезжую часть (дорогу), обочину и пешеходную дорожку на <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 и привести дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 на пересечении <адрес> и <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019.
Принимая указанное решение, обязывающего ответчика совершить определённые действия по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения, необходимости, в силу положений ст. 206 ПК РФ, установить срок для исполнения ответчиком указанных требований – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства дела, учитывая при этом, что нарушение требований законодательства в области транспортной безопасности создаёт угрозу причинения вреда жизни и здоровью человека, поэтому установленный срок устранения допущенных нарушений законодательства о транспортной безопасности является разумным и не противоречит требованиям закона.
В случае неисполнения решения суда без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации меры, предусмотренные федеральным законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 206, 233-235, 237-238, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
обязать администрацию городского поселения город Палласовка Палласовского муниципального района Волгоградской области в течение 6-ти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: привести проезжую часть (дорогу), обочину и пешеходную дорожку на <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017; привести дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 на пересечении <адрес> и <адрес> в соответствии с ГОСТ Р 52289-2019.
Ответчик вправе подать в Палласовский районный суд Волгоградской области заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешён судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Решение принято в окончательной форме 15 августа 2023 года.
Судья: