Дело № 2-676/2016
поступило в суд 03 ноября 2016 года
Решение изготовлено в окончательной форме 28 декабря 2016 года.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 декабря 2016 года город Чулым
Чулымский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Решетниковой М.В.
с участием прокурора Власова Е.А.
при секретаре Скультецкой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чулымского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Ужанихинская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности оборудовать вход в помещение учреждения пандусом,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чулымского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Ужанихинская средняя общеобразовательная школа о возложении обязанности оборудовать вход в помещение учреждения пандусом, указав, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения МКОУ Ужанихинская СОШ Чулымского района законодательства о социальной защите инвалидов.
В соответствии с требованиями ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов, устанавливаются государственные гарантии социальной защиты.
В силу ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Создание доступной для инвалидов и других маломобильных групп населения среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, практические результаты которой должны обеспечить инвалидам и другим гражданам с ограниченными возможностями равные с другими гражданами возможности во всех сферах деятельности.
Среда жизнедеятельности, доступная для инвалидов и других маломобильных групп населения, - обычная среда, оборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с маломобильностью, и позволяющая этой категории граждан вести независимый образ жизни.
ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью, которой является обеспечение инвалидам условий преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и создание им равных с другими гражданами возможностей реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. В целях обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры в ст. 15 указанного Федерального закона предусмотрена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от их организационно-правовых форм создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
К объектам социальной инфраструктуры отнесены и учреждения образования.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297, государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшения социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014-2019 годы», утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 31.07.2013 № 322-п.
В ходе проведения проверки установлено, что МКОУ Ужанихинская СОШ расположено по <адрес>.
Целями деятельности, для которых создано учреждение, в соответствии с п. 2.1- 2.2 Устава МКОУ Ужанихинская СОШ, является реализация полномочий органов местного самоуправления в сфере общего образования, в целях представления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам. Видами деятельности Учреждения являются: организация мероприятий по охране и укреплению психического и физического здоровья обучающихся, создание секций, групп по образовательным программам физкультурной направленности и др.
Вход в здание учреждения не оборудован пандусом, что лишает возможности доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в образовательное учреждение и нарушает права на общедоступность образования, гарантированные ст. 5, 79 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Статьей 12 Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрены требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 №73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам также предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъемов; в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для МГН.
В соответствии с п. 1.2 Устава МКОУ Ужанихинская СОШ Чулымского района, учредителем и собственником имущества учреждения является Чулымский район. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет администрация Чулымского района.
Согласно требованиям ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является понуждение к исполнению обязанности в натуре.
При размещении в здании по <адрес> МКОУ Ужанихинская СОШ и последующей деятельности данного образовательного учреждения никаких действий по оборудованию пандуса, либо иных специальных приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов к данному учреждению предпринято не было. Применение иной меры к устранению нарушения требований закона, чем присуждение исполнения обязанности в натуре невозможно.
Просит обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ужанихинская средняя общеобразовательная школа Чулымского района оборудовать вход в помещение общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> элементами благоустройства для передвижения инвалидов, в том числе на креслах-колясках, а именно – пандусом, в соответствии с требованиями безопасности, установленными ст. 12, 30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и п.п. 3.27-3.33 СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73 в срок до 01 сентября 2017 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Чулымского района Новосибирской области Власов Е.А. исковые требования подержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика МКОУ Ужанихинская СОШ ФИО4 с исковыми требованиями прокурора согласна, пояснила, что учредителем и собственником имущества МКОУ Ужанихинская СОШ Чулымского района является Чулымский район, школа расположена в здании по ул. Гриценко, 4 в с. Ужаниха Чулымского района, учреждение является общеобразовательной организацией. Вход в помещение, в котором расположено МКОУ Ужанихинская СОШ, пандусом не оборудовано, так как отсутствовало финансирование на эти цели.
Представитель администрации Чулымского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен ( л.д. 55)
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В соответствии с ч.2 ст. 19 Конституции Российской Федерации, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
В силу ст. 2 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст.15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
К объектам социальной инфраструктуры отнесены и учреждения образования.
Статьей 12 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрены требования доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Санитарные нормы и правила 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденные постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73, в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам предусматривают, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Пунктами 3.27 – 3.33 СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" предусмотрены требования к лестницам и пандусам.
Из акта проверки от 20.10.2016 года следует, что в нарушение требований ст. 7, ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, положений ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст. 12, 30 ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.п. 3.27-3.33 СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», вход в помещение общеобразовательного учреждения – МКОУ Ужанихинская СОШ, элементами благоустройства для передвижения инвалидов, в том числе на креслах-колясках, а именно – пандусом, не оборудован. (л.д.8, 9- 11 ).
Из письменного объяснения директора МКОУ Ужанихинская СОШ ФИО4 следует, что по состоянию на 20.10.2016 года вход в общеобразовательное учреждение не оборудован пандусом в связи с отсутствием денежных средств. Учредителем и собственником имущества учреждения является Чулымский район. Денежные средства на установку в МКОУ Ужанихинская СОШ пандуса, учредителем не выделялись. (л.д. 12-13)
Согласно Устава муниципального казенного общеобразовательного учреждения Ужанихинская средняя общеобразовательная школа Чулымского района, учреждение создано для оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Чулымского района в сфере общего образования, в целях предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам ( п. 2.1). Учреждение является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс ( п. 1.6). Учреждение может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности ( п. 1.7). Учредителем и собственником имущества Учреждения является Чулымский район ( п. 1.2). Учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность, осуществлять платные образовательные услуги ( п. 2.6). Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися Учреждения, так и в отдельных классах, группах ( п. 3.12). Учреждение обязано соблюдать права и свободы обучающихся, родителей ( законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников Учреждения ( п. 5.4) (л.д. 20 - 45).
Таким образом, судом установлено, что муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ужанихинская средняя общеобразовательная школа Чулымского района, является организацией, осуществляющей образовательную деятельность, учреждение создано для оказания муниципальных услуг и исполнения муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления Чулымского района в сфере общего образования, в целях предоставления бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, которое должно быть общедоступным. Учреждение обязано соблюдать права и свободы обучающихся, родителей ( законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников Учреждения, организовать образование обучающихся с ограниченными возможностями наравне с другими обучающимися Учреждения, обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности в сфере образования.
В соответствии с ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" под инклюзивным образованием следует понимать обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Год постройки и ввода в эксплуатацию образовательного учреждения, а также отсутствие в указанной школе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья не влияет на необходимость оборудования входа в школу, как в объект социальной инфраструктуры, пандусом или иным приспособлением, обеспечивающим беспрепятственный вход инвалидам в здание образовательного учреждения. Данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от исполнения требований закона по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. Установленная ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения не ставится в зависимость от времени введения в эксплуатацию зданий и сооружений.
В соответствии со ст. 2 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу; обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
Судом установлено, что здание школы является объектом социальной инфраструктуры, следовательно, необходимо обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов в здание школы и оборудовать вход в здание специальными приспособлениями.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проведенной прокуратурой Чулымского района проверки исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МКОУ Ужанихинская СОШ установлено, что в нарушение норм действующего законодательства вход в здание образовательного учреждения не оборудован пандусом или иными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ в учреждение инвалидов.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются ответчиком.
МКОУ Ужанихинская СОШ является объектом социальной инфраструктуры, в нарушение требований действующего законодательства не созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов в здание школы, обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание общеобразовательного учреждения и оборудованию входа в здание специальными приспособлениями должна быть возложена на МКОУ Ужанихинская СОШ.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд;
В силу п. 1 ст. 296 ГК РФ, учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно п 1.5 Устава МКОУ Ужанихинская СОШ, учреждение является юридическим лицом.
В соответствии с п. 1.2 Устава, учредителем и собственником имущества данного образовательного учреждения является Чулымский район
В соответствии с п. 7.1 Устава, имущество Учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.
В силу вышеприведенных норм, обязанность по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в здание образовательного учреждения и оборудования входа в здание специальными приспособлениями возлагается, в том числе и на МКОУ Ужанихинская СОШ - как учреждение, у которого здание школы находится на праве оперативного управления.
Ответчиком при рассмотрении дела в суде не было представлено доказательств невозможности приспособления действующего объекта социальной инфраструктуры для нужд инвалидов.
Поскольку по делу достоверно установлено, что вход в здание МКОУ Ужанихинская СОШ не оборудован специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ инвалидов в здание образовательного учреждения, то в соответствии с выше приведенными нормами права, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Срок исполнения обязанности следует установить до 01 сентября 2017 года с учетом объема, характера, сложности предстоящих работ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Чулымского района Новосибирской области - удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ужанихинская средняя общеобразовательная школа Чулымского района до 01 сентября 2017 года оборудовать вход в помещение общеобразовательного учреждения, расположенного по адресу: <адрес> элементами благоустройства для передвижения инвалидов, в том числе на креслах-колясках, а именно – пандусом, в соответствии с требованиями безопасности, установленными ст. 12, 30 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и п.п. 3.27-3.33 СНиП 35-01-2001 «Доступность здания и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденными постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 16.07.2001 № 73,
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: подпись
Копия верна:
Судья Чулымского районного суда: М.В.Решетникова