Дело № 12-233/2024
УИД № 21RS0025-01-2024-002202-16
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу
об административном правонарушении
13 мая 2024 года г. Чебоксары
Судья Московского районного суда г. Чебоксары Курышев С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу и.о. министра И,О.О. на постановление № заместителя начальника Специализированного отделения судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии Главного Межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России – заместителя старшего судебного пристава А.Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
постановлением № заместителя начальника Специализированного отделения судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии Главного Межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России – заместителя старшего судебного пристава А.Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> (далее - Министерство) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, и.о. министра И,О.О. подала жалобу, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого постановления и прекращении производства по делу, указывая, что постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Министерства к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст.17.15 КоАП РФ, не вступило в законную силу, так как обжалуется в Московском районном суде г. Чебоксары (дело №). Указывает, что Министерством исполнено решение суда ДД.ММ.ГГГГ, о чем была направлена информация судебному приставу-исполнителю посредством электронной почты. <данные изъяты> извещение на составление протокола об административном правонарушении не получало. В повестке о вызове к судебному приставу-исполнителю для составления протокола об административном правонарушении от не указано по какой статье будет возбуждено дело. Кроме того, указывает, что нарушено право на защиту <данные изъяты>, так как извещение на рассмотрение дела об административном правонарушении ими получено за два дня до заседания, в повестке не указана статья, по которой привлекают <данные изъяты>. При вынесении постановления не были учтены смягчающие обстоятельства, предпринятые все необходимые меры, направленные на исполнение судебного акта, а также тот факт, что Т.Н.В. обеспечивается лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания согласно решению суда в полном объеме.
В судебном заседании представитель <данные изъяты> К.Н.Н., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, доводы жалобы поддержала. Кроме того, пояснила, что в настоящее время в Верховном Суде Чувашской Республики оспаривается решение судьи по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.
В судебное заседание представитель Специализированного отделения судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии Главного Межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России, ведущий судебный пристав-исполнитель Специализированного отделения судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии ГМУ ФССП России С.Е.Ю., извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, не явились, что не является препятствием для рассмотрения жалобы по существу.
Выслушав мнение участников производства, изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, судья приходит к следующему.
В соответствии со статьей 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан с доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, характеризуется противоправным бездействием, которое выражается в неисполнении должником после наложения административного штрафа требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительном документе, в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем.
Как следует из представленных материалов дела, на основании исполнительного листа ФС №, выданного Ленинским районным судом г. Чебоксары по делу № по решению суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, ведущим судебным приставом-исполнителем Межрайонного отделения судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств ФССП России по Чувашской Республике С.Е.О. в отношении <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: обязать <данные изъяты> обеспечить бесперебойно ребенка-инвалида Т.Н.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., лекарственными средствами, специализированными продуктами лечебного питания, изделиями медицинского назначения, а именно: L-аргинин, натрия бензоат, карглумовая кислота, глицерол финелбутират, специализированным продуктом лечебного питания Нутриген О, портативным аппаратом для измерения аммония в крови по жизненным показаниям в необходимом объеме вплоть до отмены лечащим врачом, в отношении должника: <данные изъяты>, ИНН №, КПП №, ОГРН №, адрес должника: <адрес>, в пользу взыскателя: Т.Н.В., адрес взыскателя: <адрес>.
В срок, установленный для добровольного исполнения требований исполнительного документа, Министерством не исполнены.
ДД.ММ.ГГГГ в рамках указанного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей (пятьдесят тысяч рублей).
ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника Специализированного отделения судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии Главного Межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России <данные изъяты> признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством здравоохранения Чувашской Республики вновь получено требование, в котором установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа - до ДД.ММ.ГГГГ, о чем до ДД.ММ.ГГГГ необходимо уведомить судебного пристава-исполнителя, однако к указанному сроку данное требование также не исполнено, сведений, подтверждающих исполнение, не представлено.
В этой связи ДД.ММ.ГГГГ в отношении <данные изъяты> составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Впоследствии, ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом УФССП в отношении <данные изъяты> вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В силу с ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
Исходя из части 1 статьи 6 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.
В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему названным Федеральным законом (статья 105 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
С оспариваемым постановлением согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Постановлением от 13 апреля 2023 г. № 17-П Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, прежде всего в единстве с положениями части 2 статьи 3, части 1 статьи 6 и статьи 105 Федерального закона "Об исполнительном производстве", она предполагает, что судебный пристав-исполнитель вправе после вынесения постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 либо части 2 статьи 17.15 данного Кодекса установить новый срок исполнения должником содержащегося в исполнительном документе требования неимущественного характера, не дожидаясь вступления в законную силу названного постановления, неисполнение которого в этот срок дает основание - при условии вступления в законную силу указанного постановления о привлечении к административной ответственности на момент возбуждения нового дела об административном правонарушении - для нового применения административной ответственности по части 2 статьи 17.15 названного Кодекса.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации в упомянутом постановлении указал на то, что объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в неисполнении должником (бездействие) содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения на должника административного штрафа на основании части 1 статьи 17.15 этого Кодекса за неисполнение им названных требований в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании с должника исполнительского сбора за предыдущий срок или после наложения на должника административного штрафа на основании самой части 2 статьи 17.15 названного Кодекса.
Также в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2023 года № 17-П сформулирован правовой подход, согласно которому наложение на должника административного штрафа на основании части 2 статьи 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение им требования неимущественного характера во вновь установленный срок может иметь место только после вступления в законную силу постановления о привлечении должника к административной ответственности на основании части 1 данной статьи.
Исходя из содержания оспариваемого постановления, должник привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, Министерством здравоохранения Чувашской Республики было обжаловано в Московский районный суд г.Чебоксары.
Как следует из материалов дела, жалоба Министерства на постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ рассмотрена Московским районным судом г. Чебоксары ДД.ММ.ГГГГ (дело №), постановление от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменений. В настоящее время решение судьи Московского районного суда г. Чебоксары не вступило в законную силу, так как обжалованию Министерством и дело находится на рассмотрении в суде апелляционной инстанции.
То есть, на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ – ДД.ММ.ГГГГ, постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, не вступило в законную силу.
В силу ч. 1, 3, 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к названной статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление должностного лица постановление от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты>, подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление № заместителя начальника Специализированного отделения судебных приставов по Чувашской Республике-Чувашии Главного Межрегионального Управления Федеральной службы судебных приставов России – заместителя старшего судебного пристава А.Т.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении <данные изъяты>, отменить.
Производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с требованиями пункта 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии, через Московский районный суд города Чебоксары.
Судья С.Г. Курышев