УИД: 88RS0003-01-2023-000029-93
Производство № 2-42/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2023 г. Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в с. Ванавара, Эвенкийского района, Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Кирпиченко Е.П.,
с участием и.о. заместителя прокурора Эвенкийского района (дислокация с. Ванавара) Сватковой А.А.,
при секретаре судебного заседания Мациюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Тунгусско-Чунского районного суда Красноярского края с помощью видеоконференц-связи с Илимпийским районным судом Красноярского края гражданское дело УИД: 88RS0003-01-2023-000029-93, производство № 2-42/2023 по исковому заявлению прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ванаварская энергетическая компания» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований законодательства в области безопасной эксплуатации опасных производственных объектов,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Эвенкийского района обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Ванаварская энергетическая компания» (далее – ООО «ВанавараЭнергоком») о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований законодательства в области безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, мотивируя исковые требования тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в области безопасной эксплуатации опасных производственных объектов в деятельности ООО «ВанавараЭнергоком».
В ходе прокурорской проверки установлено, что ООО «ВанавараЭнергоком» осуществляет деятельность по хранению нефтепродуктов на складе нефти и нефтепродуктов, расположенном по адресу <данные изъяты> на основании договора аренды неделимого комплекса нефтепродуктов от 03.04.2017 № 93, договора аренды земельного участка № 136 от 31.05.2019.
Указанный объект зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов 07.05.2018 как опасный производственный объект общества «Склад нефти и нефтепродуктов» per. № А66-04341 -000124.
Эксплуатация склада нефти и нефтепродуктов связана с деятельностью по использованию воспламеняющихся, окисляющихся, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов третьего класса опасности.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте.
Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушении вышеуказанных требований Закона, к работе на опасном производственном объекте допущены лица, не отвечающие соответствующим квалификационным требованиям, пять операторов ГСМ не прошли обучение на рабочую специальность «Оператор товарный». У лица, ответственного за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте - заместителя генерального директора по общим вопросам ФИО8 стаж работы на опасном производственном объекте отрасли менее трёх лет, отсутствует дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности, что является нарушением вышеуказанных требований Закона и пункта 11 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 (далее - Правил).
В нарушении вышеуказанных требований ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 2 Положения о подготовке и аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365, отсутствует аттестация в установленном порядке у ФИО9 ответственного за осуществление производственного контроля, по блокам: А1, Б 1.7, Б1.11 и ФИО10 - заведующего складом по блокам: А1, Б 1.7, Б 1.11.
Не разработано вновь в связи с изменением требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля, положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденное генеральным директором ООО «Ванавараэнергоком» от 15.01.2020, что является нарушением положения ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 5 Правил.
В нарушении ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и 13 Правил в должностной инструкции заместителя генерального директора по общим вопросам, утвержденной генеральным директором общества 14.09.2018, как лица ответственного за осуществление производственного контроля, не определены права и обязанности по осуществлению производственного контроля.
Перечень газоопасных работ, проводимых на складе ГСМ общества, не пересматривался в течение трех лет с 2019 года, что является нарушением ст. ст. 9, 11 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и п. 16 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528. В том числе, в нарушении п, 15 указанных федеральных норм и правил перечень газоопасных работ, проводимых на складе ГСМ общества не согласован с профессиональной аварийно-спасательной службой.
ООО «ВанавараЭнергоком» в нарушении ст. ст. 9, 13 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункта 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420, пункта 261 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, пункта 198 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.12.2021№ 444, допущена эксплуатация сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществлений технологических процессов, по истечению сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы, а именно: трубопровод подачи топлива с причала на склад; резервуар вертикальный стальной сварной цилиндрический РВС-400, техн. №№ 6, 7, 9, 10; трубопровод отпуска дизельного топлива; резервуар вертикальный стальной сварной цилиндрический РВС-700, техн. № № 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 21; резервуар вертикальный стальной сварной цилиндрический РВС-200, техн. № 12; резервуар вертикальный стальной сварной цилиндрический РВС-1000, техн. № 20; трубопровод приема дизельного топлива; трубопровод отпуска нефти; трубопровод отпуска бензина; трубопровод приема нефти; трубопровод приема бензина.
Допущена эксплуатация сооружений, не соответствующих установленным требованиям промышленной безопасности, а именно без выполнения соответствующих мероприятий по устранению дефектов отмеченных в заключениях экспертиз промышленной безопасности 66-ЗС-11665-2018, 66-3013027-2019, 66- 3011657-2018, что является нарушением ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктов 242, 261, 265 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529.
В нарушении ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 210 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529 не предусмотрены проектном и отсутствует по факту технические средства, обеспечивающие оповещение об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефти и нефтепродуктов.
Не предусмотрен проектном и отсутствует по факту прибор, определяющий направление и скорость ветра, что является нарушением ст.9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункт 271 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529.
В нарушении ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 99 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529 не предусмотрено проектном и отсутствует по факту документирование всех случаев обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров.
Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов оснащены приборами контроля уровня в отсутствие проектной документации, что является нарушением ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529.
В нарушении ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 48 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529, не предусмотрены проектом и отсутствуют по факту на пункте налива нефтепродуктов в автоцистерны блокировки по прекращению операций налива при превышении концентрации паров нефтепродуктов более 20% объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени, сигнализация оповещающая о запрете запуска двигателя.
Не предусмотрено проектом и отсутствуют по факту оснащение в установленном порядке ограничителями налива, позволяющими автоматически прекращать налив в автоцистерны при достижении заданного значения, что является нарушением ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктов 39 и 41 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529.
В нарушении ст. 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529 не предусмотрено проектом и по факту не оснащен в установленном порядке установка автоматизированного налива с управлением из пункта управления, а также по месту пост налива в автоцистерны.
He подтверждено соответствие технических устройств планируемых для применения на объекте, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности насос КМ-100- 80-170-Е, зав. № 0232, насос КМ-100-80-170-Е, зав. № 0077, фильтр газоотделитель, зав. № 1/2GПBT6, входящий в состав комплекса ТЗК 100 Н7 080, зав. № 07/26, что является нарушением ст. ст. 7, 9 ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункт 262 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529
Таким образом, как считает прокурор, ООО «Ванавараэнергоком» допущены нарушения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, что влечет вероятность неблагоприятных последствий, в виде взрывов, пожаров, несчастных случаев, и как следствие, угрозу причинения вреда жизни и здоровью, граждан, находящихся в районе расположения опасного производственного, объекта, не выполнение вышеуказанных требований закона, препятствует реализации таких принципов как защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны окружающей среды, экологической безопасности, пожарной безопасности и охраны труда, закрепленных в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
По результатам проведенной проверки прокуратурой района 14.10.2022 в адрес генерального директора ООО «ВанавараЭнергоком» внесено представление, по результатам рассмотрения которого нарушения требований законодательства устранены частично.
В рамках контроля за устранением нарушений 24.11.2022 прокуратурой района запрошена дополнительная информация, из сведений предоставленных ООО «ВанавараЭнергоком» следует, что заключение договора ожидается в весенний период, что свидетельствует о том, что меры по устранению нарушений принимаются не эффективно.
При указанных нарушениях последствия воздействия хозяйственной и иной деятельность на объекте непредсказуемы для окружающей среды.
По мнению истца, бездействие ООО «ВанавараЭнергоком» нарушает права неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций и их последствий, санитарно-эпидемиологическое благополучие, охрану окружающей среды, экологическую безопасность, пожарную безопасность и охрану труда, определенных в Федеральном законе от 21.07.1997 № 116-ФЗ, как принципы безопасной работы опасных производственных объектов. Бездействием ответчика, нарушаются права граждан, предусмотренные ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 21 Трудового кодекса РФ (право работника на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда).
В связи с чем, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", прокурор Эвенкийского района просит суд:
Признать незаконным бездействие ООО «Ванаварская энергетическая компания» выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168, Положения о подготовке и аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № t365, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420, пункта 261 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, пункта 198 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.12.2021 № 444 на складе нефти и нефтепродуктов расположенном по адресу с. Ванавара ул. Собинский причал 2а.
Обязать ООО «Ванаварская энергетическая компания» в течении года с даты вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения:
-обеспечить у лица, ответственного за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте наличие дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 11 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168;
- обеспечить наличие аттестаций в установленном порядке у лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, по блокам: А1, Б 1.7, Б1.11 и по блокам: А1, Б1.7, Б1.11 в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 2 Положения о подготовке и аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365;
- согласовать с профессиональной аварийно-спасательной службой перечень газоопасных работ, проводимых на складе ГСМ в соответствии со ст. ст. 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и п. 15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528;
- провести экспертизу трубопровода подачи топлива с причала на склад, резервуара вертикального стального сварного цилиндрического РВС-400, техн. №№ 6, 7, 9, 10, трубопровода отпуска дизельного топлива, резервуара вертикального стального сварного цилиндрического РВС-700, техн. № № 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 21, резервуара вертикального стального сварного цилиндрического РВС-200, техн. № 12, резервуара вертикального стального сварного цилиндрического РВС-1000, техн. № 20, трубопровода приема дизельного топлива, трубопровода отпуска нефти, трубопровода отпуска бензина, трубопровод приема нефти, трубопровода приема бензина в соответствии со ст. ст. 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пункт 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения Экспертизы промышленной безопасности^ утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420, пункта 261 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, пункта 198 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.12.2021 № 444;
- устранить дефекты, отмеченные в заключениям экспертиз промышленной безопасности 66-ЗС-11665-2018, 66-ЗС-13027-2019, 66-ЗС-11657-2018, устранив нарушения ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов” и пунктов 242, 261, 265 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529;
- предусмотреть проектом и обеспечить по факту технические средства, обеспечивающие оповещение об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 210 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
- предусмотреть проектом и обеспечить по факту прибор, определяющий направление и скорость ветра в соответствии со ст.9 Федерального закона от N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункт 271 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 №529;
- предусмотреть проектом и обеспечить по факту документирование всех случаев обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров, в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 99 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 №529;
- предусмотреть в проектной документации наличие данных об оснащении резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов приборами контроля уровня в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
- предусмотреть проектом и обеспечить по факту на пункте налива нефтепродуктов в автоцистерны блокировки по прекращению операций налива при превышении концентрации паров нефтепродуктов более 20% объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени, сигнализации оповещающая о запрете запуска двигателя в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 48 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
- предусмотреть проектом и обеспечить по факту оснащение в установленном порядке ограничителями налива, позволяющими автоматически прекращать налив в автоцистерны при достижении заданного значения в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов” и пунктов 39 и 41 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
- предусмотреть проектом и обеспечить по факту установку автоматизированного налива с управлением из пункта управления, а также по месту пост налива в автоцистерны в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пункта 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
- подтвердить соответствие технических устройств планируемых для применения на объекте, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности насос КМ-100- 80-170-Е, зав. № 0232, насос КМ-100-80-170-Е, зав. № 0077, фильтр газоотделитель, зав. № 1,входящий в состав комплекса ТЗК 100 Н7 080, зав. № 07/26 в соответствии со ст. ст. 7, 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 262 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529.
В судебном заседании и.о. заместителя прокурора Эвенкийского района (дислокация с. Ванавара) Сваткова А.А. исковое заявление прокурора района поддержала в полном объеме по изложенным выше доводам, просила иск удовлетворить.
Ответчик ООО «ВанавараЭнергоком» уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания надлежащим образом. В суд представителя не направил, но представителем ответчика Анучиным М.А., действующим на основании доверенности от 14.02.2023 г. ко дню судебного разбирательства представлено возражение. Согласно доводов представителя ответчика следует, что в архиве суда есть судебные акты, в частности, по делу № 2-93/2019, где прокурором ставились практически такие же вопросы, обязывающие ответчика устранить нарушения, действовавшего законодательства в сфере экологической безопасности. Иск был удовлетворен, в настоящее время находиться на исполнении у ответчика. Ответчик полагает, что указываемые нарушения, о которых идет речь в иске, либо устранены, либо находятся в стадии устранения. Задержка в сроках устранения отдельных недостатков и упущений вызвана объективными причинами, которые неоднократно были предметом рассмотрения, как в рамках прокурорских и иных проверок, так и в рамках судебных разбирательств, в том числе и по применению к ответчику мер административного воздействия.
В настоящее время, истец ставит практически такие же вопросы и ссылается на
требования ст. 45 ГПК РФ, предполагающее право прокурора обратиться в суд с
заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга
лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации,
муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию
здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может
сам обратиться в суд. Анализ п. 1 ст. 45 ГПК РФ свидетельствует о том, что для обеспечения права
граждан на благоприятную окружающую среду прокурор может обратиться при
конкретном обращении к нему граждан или органа местного самоуправления или власти. Из искового заявления прокурора, где он ссылается на положения ст. 45 ГПК РФ не усматривается, что кто-либо из жителей поселка обратился с жалобой. По данным ответчика, должностные лица органов местного самоуправления или законодательных или исполнительных органов власти также по вопросу экологической безопасности к истцу не обращались. В связи с указанными доводами ответчик просит суд производство по иску прекратить.
Учитывая указанные выше обстоятельства, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что возможно рассмотреть дело по существу при имеющейся явке, в отсутствие ответчика, который был заблаговременно и надлежащим образом уведомлен, представил свои возражения, обозначив свою позицию в споре.
Выслушав и.о. заместителя прокурора Эвенкийского района Сваткову А.А., исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Эвенкийского района к ООО «ВанавараЭнергоком» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований законодательства в области безопасной эксплуатации опасных производственных объектов обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме. К такому выводу суд приходит на основании следующего.
В соответствии со статьей 28 ГПК РФ иски к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации, в связи с чем, иск подлежит рассмотрению Тунгусско - Чунским районным судом Красноярского края.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящий иск заявлен прокурором Эвенкийского района в интересах неопределенного круга лиц.
Неопределенный круг лиц - это такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
По настоящему делу определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются в результате неисполнения ООО «ВанавараЭнергоком» законодательства в области безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и привлечь их в качестве истцов не представляется возможным.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" закреплено право прокурора, в соответствии с процессуальным законодательством РФ, обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества.
Требованиями ч. 4 ст. 27 ФЗ РФ "О прокуратуре Российской Федерации" также предусмотрено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
В связи с указанными выше положениями федерального законодательства, суд приходит к выводу, что прокурор в рамках своих полномочий вправе был обратиться в суд с настоящим иском в защиту интересов неопределенного круга лиц, при этом поводом для обращения послужили результаты проверки, и длительное непринятие ответчиком мер по устранению выявленных в ходе проверки нарушений. Для обращения в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, инициирования обращений к прокурору граждан или органов государственной или муниципальной власти не требуется, в связи с чем, суд считает несостоятельной позицию ответчика, высказанную в возражении о ненадлежащем обращении в суд прокурора.
Также суд не нашел оснований для прекращения дела, поскольку обозрев в судебном заседании материалы гражданского дела УИД: 88К80003-01-2019-000126-29, производство №2-93/2019, не установил, что по настоящему делу и ранее рассмотренному делу имеются одни и те же предмет и основание иска. По делу УИД: 88К80003-01-2019-000126-29, производство №2-93/2019 суд установил бездействия ООО «ВанавараЭнергоком» в непринятии мер по устранению нарушений п.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных и объектов» и не получении лицензии на эксплуатацию
взрывопожароопасного и химически опасного производственного объекта 3 класса опасности, обязал получить указанную лицензию в течение года с даты вступления решения суда в законную силу.
По настоящему делу, в ходе прокурорской проверки установлены другие многочисленные нарушения, которые ответчиком не устранены.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (п.1). Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле (п.3).
Несмотря на то, что в возражении на исковое заявление представитель ответчика указал, что ряд нарушений ООО «ВанавараЭнергоком» либо устранены, либо находятся в стадии устранения, в суд доказательств выполнения требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов не представил. Следовательно, не доказал, что им предприняты все меры к соблюдению Федерального закона от 21.07.1997г. №116 «О промышленной безопасности опасных производственных и объектов» и иных подзаконных актов в указанной области хозяйственной деятельности.
Частью 2 ст. 15 Конституции РФ предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.Статьей 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплены принципы осуществления хозяйственной и иной деятельности в виде соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, в том числе: презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия.
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" установлены требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, в том числе обязанность организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, соблюдать положения названного Закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности.
В силу статьи 1 Федерального закона № 116-ФЗ промышленной безопасностью опасных производственных объектов признается состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ опасными производственными объектами в соответствии с данным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к данному закону.
Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 116-ФЗ).
В пункте 1 статьи 3 Федерального закона № 116-ФЗ определено, что требованиями промышленной безопасности являются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в данном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Такие требования установлены, в частности, в статьях 9, 11 Федерального закона № 116-ФЗ.
В силу положений ч.1 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона);
обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации;
уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации";
обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона;
обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями;
обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа;
предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц;
обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ;
разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями;
приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность;
осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии;
принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий;
анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов;
своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте;
принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте;
вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте;
представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ предусмотрено, что работники опасного производственного объекта обязаны:
соблюдать положения нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте и порядок действий в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности;
незамедлительно ставить в известность своего непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц об аварии или инциденте на опасном производственном объекте;
в установленном порядке приостанавливать работу в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;
в установленном порядке участвовать в проведении работ по локализации аварии на опасном производственном объекте.
Как установлено в судебном заседании, фактически ООО «ВанавараЭнергоком» были допущены нарушения требований промышленной безопасности, перечисленные в ст. 9 Федерального закона № 116-ФЗ и нормативных правовых актов, устанавливающих требования промышленной безопасности, а именно:
- к работе на опасном производственном объекте допущены лица, не отвечающие соответствующим квалификационным требованиям, пять операторов ГСМ не прошли обучение на рабочую специальность «Оператор товарный»;
-у лица, ответственного за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте – заместителя генерального директора по общим вопросам Губарева В.Е стаж работы на опасном производственном объекте отрасли менее трёх лет, отсутствует дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности (нарушение п.11«Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168);
- отсутствует аттестация в установленном порядке у ФИО12 ответственного за осуществление производственного контроля, по блокам: А1, Б1.7, Б1.11 и ФИО11 заведующего складом по блокам: А1, Б1.7, Б1.11 (нарушение п. 2 Положения о подготовке и аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365);
- в связи с изменением требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля не разработано вновь положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, утвержденное генеральным директором ООО «Ванавараэнергоком» от 15.01.2020 (нарушение п. 5 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168 (далее – Правила));
-в должностной инструкции заместителя генерального директора по общим вопросам, утвержденной генеральным директором общества 14.09.2018, как лица ответственного за осуществление производственного контроля, не определены права и обязанности по осуществлению производственного контроля (нарушение п.13 Правил);
- перечень газоопасных работ, проводимых на складе ГСМ общества не пересматривался в течение трех лет с 2019 года, перечень газоопасных работ, проводимых на складе ГСМ общества не согласован с профессиональной аварийно-спасательной службой (нарушения ст. 9, 11 Закона и п. 15, 16 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528);
-допущена эксплуатация сооружений на опасном производственном объекте, предназначенных для осуществления технологических процессов, по истечению сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы, а именно: трубопровод подачи топлива с причала на склад; резервуар вертикальный стальной сварной цилиндрический РВС-400, техн. №№ 6, 7, 9, 10; трубопровод отпуска дизельного топлива; резервуар вертикальный стальной сварной цилиндрический РВС-700, техн. № № 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 21; резервуар вертикальный стальной сварной цилиндрический РВС-200, техн. № 12; резервуар вертикальный стальной сварной цилиндрический РВС-1000, техн. № 20; трубопровод приема дизельного топлива; трубопровод отпуска нефти; трубопровод отпуска бензина; трубопровод приема нефти; трубопровод приема бензина (нарушение ст. ст. 9, 13 Закона, пункт 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420, пункта 261 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, пункта 198 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.12.2021 № 444);
- допущена эксплуатация сооружений, не соответствующих установленным требованиям промышленной безопасности, а именно без выполнения соответствующих мероприятий. Наличие дефектов отмечено в заключениях экспертиз промышленной безопасности 66-ЗС-11665-2018, 66-ЗС-13027-2019, 66-ЗС-11657-2018 (нарушение ст. 9 Закона и пунктов 242, 261, 265 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529);
- не предусмотрены проектном и отсутствует по факту технические средства, обеспечивающие оповещение об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефти и нефтепродуктов (нарушение п. 210 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529);
- не предусмотрен проектном и отсутствует по факту прибор, определяющий направление и скорость ветра (нарушение п. 271 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529);
- не предусмотрено проектном и отсутствует по факту документирование всех случаев обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров (нарушение п. 99 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529);
- резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов оснащены приборами контроля уровня в отсутствие проектной документации (нарушение п. 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529);
-не предусмотрены проектом и отсутствуют по факту на пункте налива нефтепродуктов в автоцистерны блокировки по прекращению операций налива при превышении концентрации паров нефтепродуктов более 20% объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени, сигнализация оповещающая о запрете запуска двигателя (нарушение п. 48 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529);
- не предусмотрено проектом и отсутствуют по факту оснащение в установленном порядке ограничителями налива, позволяющими автоматически прекращать налив в автоцистерны при достижении заданного значения (нарушение пунктов 39 и 41 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529);
- не предусмотрено проектом и по факту не оснащен в установленном порядке установки автоматизированного налива с управлением из пункта управления, а также по месту пост налива в автоцистерны (нарушение п. 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529);
- не подтверждено соответствие технических устройств планируемых для применения на объекте, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности насос КМ-100-80-170-Е, зав. № 0232, насос КМ-100-80-170-Е, зав. № 0077, фильтр газоотделитель, зав. № 1/2GIIВТ6 входящий в состав комплекса ТЗК 100 Н7 080, зав. № 07/26 (нарушение п. 262 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529);
- не заключен договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями; истек срок действия свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ № 02092 выданное ООО ПАСФ «Сибспас» (нарушение статей 9 и 10 Федерального закона № 116-ФЗ).
Все нарушение перечислены в Справен о проверке соблюдения требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте от 11.10.2022 (л.д.24-30).
В соответствии с внесенным Представлением от 14.10.2022 конкретные и исчерпывающие меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению федерального законодательства ООО «ВанавараЭнергоком» не приняты (л.д.13-15).
Невыполнение со стороны ООО «ВанавараЭнергоком» перечисленных выше требований закона несет угрозу безопасности неопределенному кругу лиц, проживающих в с. Ванавара.
Из статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем исполнения обязанности в натуре, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, иными способами, предусмотренными законом.
С учетом установленного, суд удовлетворяет иск прокурора Эвенкийского района в полном объеме.
Руководствуясь положениями части 2 статьи 206 ГПК РФ, предусматривающей право суда установить в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, суд считает разумным и достаточным для возложенной на ответчика обязанности указанный прокурором в исковом заявлении срок - в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации прокуроры по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований освобождены от уплаты государственной пошлины.
Следовательно, с ответчика ООО «ВанавараЭнеркгоком» подлежит взысканию в доход бюджета Эвенкийского района сумма государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление прокурора Эвенкийского района Красноярского края в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Ванаварская энергетическая компания» о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения требований законодательства в области безопасной эксплуатации опасных производственных объектов - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Общества с ограниченной ответственностью «Ванаварская энергетическая компания», выразившееся в непринятии мер по устранению нарушений Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168, Положения о подготовке и аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 №1365, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420, пункта 261 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, пункта 198 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.12.2021 № 444 на складе нефти и нефтепродуктов, расположенном по адресу: с. Ванавара ул. Собинский причал 2а.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ванаварская энергетическая компания» (ОГРН 1127747015791, дата регистрации в ЕГРЮЛ 04.10.2012, ИНН/КПП 7701972840/2470010001, адрес (место нахождения): 648490, край Красноярский, район Эвенкийский, село Ванавара, улица Нефтеразведочная дом 14) в течение одного года с даты вступления решения суда в законную силу устранить следующие нарушения:
обеспечить у лица, ответственного за осуществление производственного контроля на опасном производственном объекте наличие дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 11 «Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.2020 № 2168;
обеспечить наличие аттестаций в установленном порядке у лиц, ответственных за осуществление производственного контроля, по блокам: А1, Б 1.7, Б1.11 и по блокам: А1, Б1.7, Б1.11 в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пункта 2 Положения о подготовке и аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства РФ от 25.10.2019 № 1365;
согласовать с профессиональной аварийно-спасательной службой перечень газоопасных работ, проводимых на складе ГСМ в соответствии со статьями 9, 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 15 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасного ведения газоопасных, огневых и ремонтных работ» утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 528;
- провести экспертизу трубопровода подачи топлива с причала на склад, резервуара вертикального стального сварного цилиндрического РВС-400, технический №№ 6, 7, 9, 10, трубопровода отпуска дизельного топлива, резервуара вертикального стального сварного цилиндрического РВС-700, технический № № 1, 2, 3, 4, 5, 16, 17, 18, 21, резервуара вертикального стального сварного цилиндрического РВС-200, технический № 12, резервуара вертикального стального сварного цилиндрического РВС-1000, технический № 20, трубопровода приема дизельного топлива, трубопровода отпуска нефти, трубопровода отпуска бензина, трубопровод приема нефти, трубопровода приема бензина в соответствии со статьями 9, 13 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", пунктом 4 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения Экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20.10.2020 № 420, пунктом 261 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 529, пунктом 198 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасной эксплуатации технологических трубопроводов», утвержденных приказом Ростехнадзора от 21.12.2021 № 444;
- устранить дефекты, отмеченные в заключениях экспертиз промышленной безопасности 66-ЗС-11665-2018, 66-ЗС-13027-2019, 66-ЗС-11657-2018, устранив нарушения статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пунктов 242, 261, 265 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 № 529;
предусмотреть проектом и обеспечить по факту технические средства, обеспечивающие оповещение об обнаружении аварийных выбросов горючих паров или разливов нефти и нефтепродуктов в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 210 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
предусмотреть проектом и обеспечить по факту прибор, определяющий направление и скорость ветра в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 271 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
предусмотреть проектом и обеспечить по факту документирование всех случаев обнаружения утечек нефтепродуктов и (или) их паров в обваловании резервуаров, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 99 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
предусмотреть в проектной документации наличие данных об оснащении резервуаров для хранения нефти и нефтепродуктов приборами контроля уровня в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 94 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
предусмотреть проектом и обеспечить по факту на пункте налива нефтепродуктов в автоцистерны блокировки по прекращению операций налива при превышении концентрации паров нефтепродуктов более 20% объемных от нижнего концентрационного предела распространения пламени, сигнализации оповещающая о запрете запуска двигателя в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116 - ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 48 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
предусмотреть проектом и обеспечить по факту оснащение в установленном порядке ограничителями налива, позволяющими автоматически прекращать налив в автоцистерны при достижении заданного значения в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пунктами 39 и 41 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
предусмотреть проектом и обеспечить по факту установку автоматизированного налива с управлением из пункта управления, а также по месту пост налива в автоцистерны в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и пунктом 36 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529;
подтвердить соответствие технических устройств, планируемых для применения на объекте, обязательным требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности насос КМ-100- 80-170-Е, заводской № 0232, насос КМ-100-80-170-Е, заводской № 0077, фильтр газоотделитель, заводской № 1, входящий в состав комплекса ТЗК 100 Н7 080, заводской № 07/26 в соответствии со статьями 7, 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и пунктом 262 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности складов нефти и нефтепродуктов» от 15.12.2020 № 529.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Ванаварская энергетическая компания» (ОГРН 1127747015791, дата регистрации в ЕГРЮЛ 04.10.2012, ИНН/КПП 7701972840/2470010001, адрес (место нахождения): 648490, край Красноярский, район Эвенкийский, село Ванавара, улица Нефтеразведочная дом 14) в доход местного бюджета сумму государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционных жалобы, представления в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Тунгусско-Чунский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Судья Е.П. Кирпиченко
Мотивированное решение суда в окончательной форме изготовлено и подписано 13.03.2023 г.