Дело №2-2051/2024
УИД 59RS0004-01-2024-001783-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29.05.2024 г. Пермь
Ленинский районный суд г. Перми в составе:
председательствующего судьи Сероваевой Т.Т.,
при секретаре судебного заседания Меновщиковой Ю.О.,
с участием представителя истца ФИО7, действующего на основании доверенности, представителя ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю – ФИО5, действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО3 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю о включении в состав наследства денежные средства пенсионных накоплений,
установил:
ФИО3 обратилась в суд к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <Адрес> о включении в состав наследства ФИО1 денежных средств пенсионных накоплений в сумме <данные изъяты>, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета (л.д. 69). Требования мотивированы тем, что истец является единственным наследником племянника ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ. После получения свидетельства о праве на наследство истец узнала, что за ФИО1 при жизни уплачивались страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии. Согласно выписке из специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица сумма остатка пенсионных накоплений, подлежащих выплате правопреемника умершего лица, составила <данные изъяты> Полагает, что ограничение правопреемства в целях получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица, наследниками по закону первой и второй очереди, противоречат нормам главы 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, в частности положениям статей 1110, 1141, 1144 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Истец в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена судом надлежащим образом, ранее представила заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель истца ФИО7 в судебном заседании исковые требования поддержал. Дал пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю – ФИО5 в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась. Дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в посменных возражениях относительно заявленных исковых требований (л.д. 32-35, 92, 109-112).
Третье лицо Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в судебное заседание представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом. Ранее представило отзыв относительно заявленных исковых требований (л.д. 25-26, 72, 77-78, 99, 113).
Третье лицо Нотариус ФИО2 в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, также представила копии материалов наследственного дела (л.д. 54, 55-67, 102).
Суд, выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчиков, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являлся племянником ФИО3
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону ФИО3 Является наследником к имуществу ФИО1, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами наследственного дела №, открытого к имуществу ФИО1 (л.д. 55-67).
Как следует из доводов отзыва третьего лица Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, при наступлении смерти застрахованного лица ФИО1, его правопреемники вправе были обратиться за выплатой средств пенсионных накоплений в Фонд в течение шести месяцев со дня его смерти, то есть по ДД.ММ.ГГГГ. В установленный срок никто из правопреемников ФИО1 за выплатой средств пенсионных накоплений не обращался.
Поскольку истец является наследником умершего ФИО1, то полагает, что средства пенсионных накоплений подлежат включению в наследственную массу.
Между тем требования истца основаны на неверном толковании норм материального права.
Право наследования, гарантированное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и подробно регламентированное гражданским законодательством, обеспечивает переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам) (определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 200-О, от ДД.ММ.ГГГГ N 224-О и N 228-О).
Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации при наследовании имущество умершего (наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, т.е. в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил данного Кодекса не следует иное (пункт 1 статьи 1110); в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (часть 1 статьи 1112).
Федеральным законом "О накопительной пенсии" за гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", признается - при наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом, - право на накопительную пенсию, которой является ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости, исчисленная исходя из суммы средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, по состоянию на день назначения накопительной пенсии (пункт 1 части 1 статьи 3 и часть 1 статьи 4).
В случае если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии или до корректировки ее размера с учетом дополнительных пенсионных накоплений в соответствии с частью 1 статьи 8 данного Федерального закона, средства пенсионных накоплений, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, выплачиваются правопреемникам умершего застрахованного лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 7 Федерального закона "О накопительной пенсии").
При этом застрахованному лицу права на средства пенсионных накоплений - под которыми понимается совокупность учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица средств, сформированных за счет поступивших страховых взносов на финансирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, взносов работодателя, уплаченных в пользу застрахованного лица, взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, а также результата от их инвестирования и средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, а также результата от их инвестирования, - указанным Федеральным законом не предоставлено, и, следовательно, данное право не может входить в состав наследства застрахованного лица как ему не принадлежащее.
В соответствии с ч. 7 ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №424-ФЗ «О накопительной пенсии» в случае, предусмотренном частью 6 настоящей статьи, правопреемникам умершего застрахованного лица из числа лиц, указанных в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица или на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица либо определенных в договоре об обязательном пенсионном страховании, осуществляется выплата этих средств. В случае отсутствия указанного заявления застрахованного лица либо определения правопреемников в договоре об обязательном пенсионном страховании выплата осуществляется правопреемникам умершего застрахованного лица из числа родственников, к которым относятся его дети, в том числе усыновленные, супруга (супруг), родители (усыновители), братья, сестры, дедушки, бабушки и внуки независимо от возраста и состояния трудоспособности, в следующей последовательности:
1) в первую очередь - детям, в том числе усыновленным, супруге (супругу) и родителям (усыновителям);
2) во вторую очередь - братьям, сестрам, дедушкам, бабушкам и внукам.
В соответствии с абз. 4 п. 2 Правил выплаты Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуальных лицевых счетов, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеперечисленные родственники умершего застрахованного лица относятся к категории «правопреемники по закону».
Учитывая, что истец является тетей ФИО1, она не относится к кругу правопреемников, который определен частью 7 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №424-ФЗ «О накопительной пенсии», то суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 173, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО3 к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Пермскому краю о включении в состав наследства ФИО1 денежные средства пенсионных накоплений в сумме <данные изъяты>, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись Т.Т. Сероваева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>