Решение
Именем Российской Федерации
31 октября 2014 года город Москва
Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи Селезнёва К.Я., при секретаре судебного заседания Бородине В.С., с участием представителя заявителя ФИО3, рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № полковника запаса ФИО1 об оспаривании действий начальника 1 отдела федерального казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (далее по тексту начальника 1 отдела), связанных со снятием с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением,
установил:
ФИО6, через своего представителя ФИО3, обратился в суд с заявлением, в котором просит:
- признать незаконными решение начальника 1 отдела от 17 июля 2014 года № 1/ТС/418/О;
- обязать начальника 1 отдела восстановить его и его супругу с правом на дополнительную площадь на учете нуждающихся в обеспечении жилым помещением с 03 апреля 2009 года.
В судебном заседании представитель заявителя поддержала требования ФИО6 и пояснила, что ее доверитель в период военной службы был обеспечен служебным жилым помещением в населенном пункте, который в последующем был отнесен к категории закрытого военного городка. В 2009 году ФИО6 был принят на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением и уволен с военной службы. Заключенный в 2010 году договора социального найма на служебную квартиру является ничтожным. Кроме того, наличие жилого помещения в закрытом военном городке, согласно подпункта «г» пункта 10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации, является основанием для принятия на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением. Отвечая на вопросы суда представитель заявителя также пояснила, что в 2009 году ФИО6 был принят на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением с составом семьи 3 человека, но в последующем его дочь была обеспечена жилым помещением и по его заявлению была снята с учета нуждающихся.
ФИО6, начальник 1 отдела (его представитель), извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не прибыли.
Заслушав объяснения представителя заявителя, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из копии послужного списка ФИО6, заявитель проходил военную службу с 17 сентября 1981 года, уволен приказом министра обороны Российской Федерации от 18 марта 2009 года, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, в воинском звании полковник.
Согласно копии ордера от 12 сентября 1996 года № 43451 ФИО6 на состав семьи 3 человека (он, супруга ФИО4 и дочь ФИО5) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>.
Из копии справки начальника отдела военного комиссариата Московской области по городу Сергиев Посад и Сергиево-Посадскому району от 31 марта 2014 года № 2/126 усматривается, что календарная выслуга лет ФИО6 на момент увольнения составила более 29 лет.
Как усматривается из копии рапорта ФИО6 от 03 апреля 2009 года, заявитель просит принять его и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Согласно копии извещения от 29 мая 2014 года № 285941, ФИО6 на состав семьи 2 человека, с учетом права на дополнительную площадь, распределено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 73,9 кв.м. С распределением указанной квартиры заявитель согласился.
Из копии решения начальника 1 отдела от 17 июля 2014 года № 1/ТС/418/О усматривается, что ФИО6 отказано в предоставлении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, а также заявитель снят с учета нуждающихся. В обоснование принятого решения указано, что при рассмотрении комплекта документов, представленных ФИО6, в связи с представлением ему жилого помещения по договору социального найма, установлено, что в период прохождения военной службы в войсковой части 44026 заявитель был обеспечен жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, общей площадью 51,5 кв.м., которое было в 2010 году ему предоставлено по договору социального найма, в связи с чем им утрачены основания для обеспечения жилым помещением.
По смыслу статьи 59 и пункта «т» статьи 71 Конституции Российской Федерации, военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что определяет правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства.
Осуществляя свои полномочия в этой области правового регулирования, законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» установил специальный механизм реализации военнослужащими права на жилище, что согласуется с положениями статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 14 указанной статьи, обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Статьей 56 Жилищного кодекса РФ установлены основания для снятия граждан с учета нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями.
Согласно подпункту «г» пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства (далее по тексту Правила), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 06 сентября 1998 года № 1054, основанием признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий является наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках.
Согласно абзацу 2 пункта 14 статьи 15 Федерального закона, к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2000 года № 752-р, <адрес> включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России.
В судебном заседании установлено, что ФИО6 проходил военную службу с 1981 по 2009 год, уволен с военной службы, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, в воинском звании полковник. На основании ордера от 12 сентября 1996 года № 43451 заявителю на состав семьи 3 человека (он, супруга ФИО4 и дочь ФИО5) предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>. С 2000 года Сергиев Посад-6 Московской области включен в перечень закрытых военных городков. ФИО6 с составом семьи 2 человека состоял на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями с 03 апреля 2009 года. 29 мая 2014 года заявителю на указанный состав семьи распределено жилое помещение, по адресу: <адрес>, общей площадью 73,9 кв.м., с чем он согласился. Вместе с тем, решением начальника 1 отдела от 17 июля 2014 года № 1/ТС/418/О заявителю было отказано в предоставлении по договору социального найма указанного жилого помещения, также он был снят с учета нуждающихся.
Поскольку ФИО6 в период прохождения военной службы в 1996 году было предоставлено жилое помещение в населенному пункте, который с 2000 года по настоящее время отнесен к Перечню имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, а, следовательно, наличие такого жилья является самостоятельным основанием для принятия его и членов его семьи на учет нуждающихся в обеспечении жилым помещением по избранному после увольнения месту жительства, равно как и не может свидетельствовать об обеспеченности заявителя жилым помещением для постоянного проживания в настоящее время, то у начальника 1 отдела отсутствовали законные основания для снятия ФИО6 и его супруги с жилищного учета.
На основании изложенного, суд признает незаконным решение начальника 1 отдела от 17 июля 2014 года № 1/ТС/418/О, в части снятия ФИО6 с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Для восстановления нарушенных прав заявителя, с учетом его увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания в воинском звании «полковник», а также положений пункта 2 статьи 15.1 Федерального закона, суд полагает возможным обязать начальника 1 отдела отменить решение от 17 июля 2014 года № 1/ТС/418/О, в части снятия ФИО1 с супругой с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением и восстановить заявителя и его супругу на указанном учете с 03 апреля 2009 года с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения.
Приходя к указанному выводу, суд учитывает, что поскольку согласно части 3 статьи 258 ГПК РФ, в суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения, то возложения на начальника 1 отдела дополнительной обязанности по направлению ФИО6 решения о восстановлении его и его супруги на жилищном учете не требуется.
Кроме того, заключение в 2010 году между заявителем и филиалом 48 института договора социального найма жилого помещения, по адресу: <адрес>, <адрес>, не может свидетельствовать о приобретении ФИО6 бессрочного права пользования жилым помещением, поскольку прямо противоречит вышеприведенным нормам законодательства.
В соответствии со статьей 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Из чек-ордера Сбербанка России от 10 октября 2014 года усматривается, что ФИО6 при обращении в суд с заявлением уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей.
Поскольку заявление ФИО6 подлежит удовлетворению, то понесенные им судебные расходы, состоящие из государственной пошлины, подлежат возмещению в пользу заявителя, путем взыскания указанной суммы с 1 отдела.
Руководствуясь статьями 194-198, 199, 258 ГПК РФ, военный суд
решил:
заявление ФИО1, удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника 1 отдела федерального казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» от 17 июля 2014 года № 1/ТС/418/О, в части снятия ФИО1 с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением.
Обязать начальника 1 отдела федерального казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» отменить решение от 17 июля 2014 года № 1/ТС/418/О, в части снятия ФИО1 с супругой с учета нуждающихся в обеспечении жилым помещением и восстановить заявителя и его супругу на указанном учете с 03 апреля 2009 года с учетом права на дополнительную площадь жилого помещения.
Взыскать с 1 отдела федерального казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» в пользу ФИО1 судебные расходы в размере 200 (двести) рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий