Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3468/2019 ~ М-1127/2019 от 22.02.2019

УИД: 78RS0014-01-2019-001490-66

Дело №2-3468/2019    02 сентября 2019 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Московский районный суд Санкт-Петербурга в составе

председательствующего судьи Лемеховой Т.Л.

при секретаре Копейкине В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Новикова А.В. к ООО «Жилкомсервис №1 Московского района» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Истец Новиков А.В. обратился в суд с иском к 000 «Жилкомсервис №1
Московского района», указывая на то, что 10.12.2013г. установил в своей
квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>,
индивидуальные приборы учёта тепловой энергии ТЕСНЕМ data III в
количестве трех штук. 21.01.2019г. истец обратился к ответчику с заявлением о
приёмке в эксплуатацию данных приборов учёта и о переходе к осуществлению расчетов размера оплаты отопления по их показаниям, однако указанные действия ответчиком произведены не были, истцом был получен отказ в приемке индивидуальных приборов учета тепловой энергии. С учётом изменений, которые были внесены в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановлением Правительства РФ №1708 от 28.12.2018г., Новиков А.В. просил обязать 000 «Жилкомсервис №1 Московского района» ввести в эксплуатацию приборы учёта тепловой
энергии ТЕСНЕМ FНКV data III, установленные в квартире истца по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в количестве трех штук, и
обязать ответчика произвести перерасчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в квартире истца индивидуальных приборов учета тепловой энергии исходя из требований указанных истцом Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации, а именно: оплата индивидуального потребления тепловой энергии по показаниям индивидуальных приборов учета, без учета площади квартиры (показания индивидуальных приборов учета умножаются на тариф и оплата расходов, связанных с содержанием общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с п.2 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации №46-П от 20.12.2018г.

Впоследствии истец уточнил исковые требования и в окончательном варианте просит обязать ООО «Жилкомсервис №1 Московского района»:

- ввести в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии ТЕСНЕМ FНКV data III, установленные в квартире истца по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в количестве трех штук,

- осуществлять расчет платы за тепловую энергию с учетом показаний установленных в квартир истца индивидуальных приборов учета тепловой энергии, начиная с даты начала отопительного сезона 2019-2020 годов в соответствии с действующим законодательством,

- взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

Представитель истца Новикова А.В. и третьего лица Кузнецовой (ранее – Новиковой) О.В. по доверенности Богдарь Д.С. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал.

Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис №1 Московского района» по доверенности Жуков С.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения исковых требований возражал.

Третье лицо Государственная жилищная инспекция Санкт-Петербурга в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, о причине неявки суду не сообщила, доказательств уважительности причины неявки не представила, просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.

Выслушав объяснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует, что <адрес> в Санкт-Петербурге принадлежит на праве общей долевой собственности истцу Новикову А.В. (1/2 доля) и третьему лицу Кузнецовой (ранее – Новиковой) О.В. (1/2 доля), что подтверждается ответом Управления Росреестра по Санкт-Петербургу на запрос суда.

<адрес> в Санкт-Петербурге находится в управлении ООО «Жилкомсервис №1 Московского района», что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.

10.12.2013г. в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, были установлены индивидуальные приборы учёта тепловой энергии ТЕСНЕМ FНКV data III в количестве трех штук (л.д.31).

При этом, вопреки доводам ответчика, указанные устройства являются
приборами учёта тепловой энергии, а не распределителями, что подтверждается описанием типа средств измерений Приложения к свидетельству об утверждении типа средств измерений №63458, поскольку они вычисляют и отображают количество потреблённой тепловой энергии в киловатт-часах.

Данные приборы учёта в полной мере соответствуют требованиям
законодательства, что подтверждается указанным свидетельством №63458 о
внесении данных устройств в реестр средств измерения и описанием типа
средства.

Также судом установлено, что 21.01.2019г. истец обратилась к ответчику с заявлением о приёмке в эксплуатацию данных приборов учёта.

До настоящего времени приборы учёта, установленные в квартире по
адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в эксплуатацию
ответчиком не приняты, что не оспаривается последним.

Согласно частям 2 и 4 ст.154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение и
коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме
включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в
баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение
сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги
рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг
определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из
нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов
накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органам
государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета
используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или
товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом договоров с
ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч.4 ст.154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной
власти субъектов РФ в порядке, установленном федеральным законом. Органы
местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными
полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей
частью, в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и
пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
утвержденные постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011г. «О
предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям
помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых
домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями
коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок
заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, иные вопросы, связанные с предоставлением коммунальных услуг.

Раздел VI Правил определяет порядок расчета и внесения платы за
коммунальные услуги.

Согласно абз.3 п.42(1) Правил, в многоквартирном доме, который
оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении
определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения №2 к названным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно абз.4 п.42(1) Правил, в многоквартирном доме, который
оборудован коллективным (обшедомовым) прибором учета тепловой энергии ив котором все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3(3) и 3(4) приложения № 2 к данным Правилам исходя из показаний индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета тепловой энергии и показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.

Согласно п.80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг,
предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении,
осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных),
комнатных приборов учета.

К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и
прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета.

Порядок допуска (ввода) в эксплуатацию индивидуальных приборов учета, установленных в помещениях многоквартирного дома, урегулирован разделом VII Правил №354.

Согласно абз.2 п.81 Правил, ввод установленного прибора учета в
эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве
прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем коммунальной услуги.

При этом оформление каких-либо дополнительных актов, в том числе
между владельцем индивидуального прибора учета и иными организациями, в том числе застройщиком, либо ресурсоснабжающей организацией, по смыслу вышеприведенных положений законодательства не требуется.

Согласно пп. «ж», «т», «у» п. 31 Правил, исполнитель коммунальной услуги обязан принимать от потребителей показания индивидуальных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, з
который были сняты показания; не создавать препятствий потребителю
реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объем и
(количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно п
времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериях
отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом; осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего(квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству РФ об обеспечении единства измерений, даже если такой
индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета,
которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Согласно Постановлению Конституционного суда РФ №30-П от
10.07.2018г., оплату коммунальной услуги надлежит производить по модели,
установленной абз.4 п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов, принимая в расчет для тех помещений, в которых индивидуальные
приборы учета отсутствуют, вместо их показаний величину, производную от
норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.

Из толкования, данного Конституционным Судом РФ, следует, что оплата энергии должна производиться за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, вне зависимости от общего числа приборов, введенных в эксплуатацию.

Согласно ч.2 ст.13 Федерального закона №261-ФЗ от 23.l1.2009r. «Об
энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
расчетные способы определения количества энергетических ресурсов должны
определять его так, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета.

Таким образом, действующее правовое регулирование придает
приоритетное значение данным приборов учета энергетических" ресурсов по
сравнению с расчетными способами исчисления их количества при определении размера платы за поставленные энергетические ресурсы.

Многоквартирный дои, будучи объектом капитального строительства,
представляет собой, как следует из п.6 ч.2 ст.2 Федерального закона №384-ФЗ
от 30.12.2009г. «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»,
объемную строительную систему, имеющую надземную и подземную части,
включающую в себя помещения (квартиры, нежилые помещения и помещения
общего пользования), сети и системы инженерно-технического обеспечения и
предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, а потому его
эксплуатация предполагает расходование поступающих энергетических ресурсов не только на удовлетворение индивидуальных нужд собственников и
пользователей отдельных жилых и нежилых помещений, но и на общедомовые
нужды, то есть на поддержание общего имущества в таком доме в состоянии,
соответствующем нормативно установленным требованиям.

    Поскольку     определение     количества     энергетического ресурса, потребленного собственником или пользователем отдельного помещения в
многоквартирном доме и подлежащего обязательной оплате в составе платы за
жилое помещение и коммунальные услуги, в силу объективных причин не может осуществляться исключительно на основании данных индивидуального прибора учета, ч.1 ст.157 ЖК РФ во взаимосвязи с приведенными положениями
Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической
эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации» и Гражданского кодекса РФ допускает использование
при определении объема потребленных в отдельном помещении коммунальных
услуг наряду с показаниями индивидуальных приборов учета иных, в том числе
полученных расчетным способом, показателей, а также данных коллективного
(общедомового) прибора учета, если расчет платы за коммунальную услугу
производится совокупно – без разделения на плату за потребление услуги в
отдельном помещении и плату за ее потребление в целях содержания общего
имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, Конституционным Судом РФ указано на недопустимость ограничения имущественных прав потребителей коммунальных услуг, а также на приоритетное использование индивидуальный приборов учёта в целях охраны частной собственности потребителей коммунальной услуги по отоплению, а также сохранения природы и окружающей среды.

Ответчиком не представлено доказательств того, что в квартире истца
установлены приборы учёта не утвержденного типа, либо данные приборы не
соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что у ответчика
отсутствовали препятствия для непринятия и неввода в эксплуатацию приборов
учёта тепловой энергии, установленных в квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Доказательств, указывающих на какие-либо препятствия для их ввода в эксплуатацию, ответчиком не представлено.

Постановлением №46-П от 20.12.2018г. Конституционный Суд РФ дал
оценку конституционности а6з.2 п.40 Правил предоставления коммунальных
услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и
жилых домов.

Оспоренное положение являлось предметом рассмотрения постольку,
поскольку на его основании разрешается вопрос о плате за коммунальную услугу по отоплению, подлежащей внесению собственниками и пользователями
расположенных в многоквартирном доме, подключенном к централизованным
сетям теплоснабжения, жилых помещений, переведенных на отопление
посредством индивидуальных квартирных источников тепловой энергии с
соблюдением порядка переустройства системы внутриквартирного отопления,
который был предусмотрен нормативными требованиями, действующими на
момент проведения такого переустройства.

Конституционный Суд РФ признал оспоренное положение не
соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой оно, не допуская
возможность раздельного внесения платы за потребление коммунальной услуги по отоплению в жилом или нежилом помещении и платы за ее потребление в
целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, обязывает
указанных потребителей, обеспечивающих в помещениях, где используются
индивидуальные квартирные источники тепловой энергии, отвечающий
нормативным требованиям температурный режим, вносить плату за фактически
не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию,
поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям
теплоснабжения.

Конституционный Суд РФ также указал, что основанные на оспоренном
положении судебные решения, вынесенные в отношении лиц, не являвшихся
участниками конституционного производства по настоящему делу, как неисполненные, так и исполненные частично – также не подлежат дальнейшему исполнению и должны быть пересмотрены с использованием закрепленных законодательством материально-правовых оснований и процессуальных институтов.

При этом такой пересмотр не может производиться без надлежащего
волеизъявления заинтересованных субъектов и учета требований отраслевого
законодательства, а наличие материальных и процессуальных предпосылок, равно как и возможных препятствий для пересмотра судебных решений, подлежит установлению по заявлению гражданина тем судом, к компетенции которого отнесен такой пересмотр, при соблюдении общих правил судопроизводства.

Одновременно Правительству РФ было предписано
незамедлительно внести необходимые изменения в действующее правовое
регулирование, в том числе предусмотреть порядок определения платы за
коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах, отдельные
жилые помещения в которых были переведены на индивидуальные квартирные
источники тепловой энергии, имея в виду обоснованность возложения на
собственников и пользователей таких жилых помещений - при условии, что
нормативные требования к порядку переустройства системы внутриквартирного отопления, действующие на момент его проведения, были соблюдены, лишь расходов, связанных с потреблением тепловой энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Постановлением Правительства РФ №1708 от 28.l2.2018r., вступившим в
силу с 01.01.2019г. в Правила предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых
домов были внесены изменения, касающиеся предоставления коммунальной
услуги по отоплению в многоквартирном доме, в частности в соответствующих
формулах приложения №2 к указанным Правилам показатель объема
(количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии,
приходящийся на отдельное помещение (жилое или нежилое) в многоквартирном доме, был приравнен к нулю, в том числе в случае, если в данном помещении согласно схеме теплоснабжения, утвержденной в соответствии с Федеральным законом №190-ФЗ от 27.07.2010r. «О теплоснабжении», осуществляется использование индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

При таких обстоятельствах суд полагает возможным обязать ООО «Жилкомсервис №1 Московского района» ввести в эксплуатацию
приборы учёта тепловой энергии ТЕСНЕМ FНКV data III, установленные в
квартире по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в
количестве трех штук, и осуществлять расчёт платы за отопление в отношении
указанной квартиры с даты начала отопительного сезона 2019-2020 года исходя из показаний приборов учёта тепловой энергии, установленных в данной квартире.

Одновременно, в соответствии со ст.206 ГПК РФ, суд считает необходимым установить ответчику срок для принятия индивидуальных приборов учета истца в эксплуатацию – 10 календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку данный срок с учетом характера действий, которые должен произвести ответчик, а также длительности нарушения прав истца, по мнению суда, является достаточным.

Поскольку истцом при подаче настоящего иска была уплачена государственная пошлина в размере 300 руб., данные расходы подлежат взысканию с ответчика в пользу истца, так как это прямо предусмотрено ст.98 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Новикова А.В. – удовлетворить.

Обязать ООО «Жилкомсервис №1 Московского района» в течение 10 (десяти) календарных дней со дня вступления решения суда в законную силу принять в эксплуатацию устройства электронные для вычисления тепловой энергии TECHEM FHKV dataIII, установленный в <адрес> в Санкт-Петербурге в количестве трех штук.

Обязать ООО «Жилкомсервис №1 Московского района» осуществлять расчет платы за тепловую энергию с учетом показаний указанных выше индивидуальных приборов учета тепловой энергии, начиная с даты начала отопительного сезона 2019-2020 годов, в соответствии с действующим законодательством.

Взыскать с ООО «Жилкомсервис №1 Московского района» в пользу Новикова А.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Санкт-Петербургский городской суд через Московский районный суд Санкт-Петербурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Т.Л. Лемехова

2-3468/2019 ~ М-1127/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Новиков Андрей Валерьевич
Ответчики
ООО "Жилкомсервис №1 Московского района"
Другие
Кузнецова (Новикова) Ольга Валерьевна
Государственная жилищная инспекция
Суд
Московский районный суд города Санкт-Петербурга
Судья
Лемехова Татьяна Львовна
Дело на сайте суда
msk--spb.sudrf.ru
22.02.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.02.2019Передача материалов судье
26.02.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.02.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
06.05.2019Предварительное судебное заседание
11.06.2019Судебное заседание
02.09.2019Судебное заседание
06.09.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2021Дело оформлено
23.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее