Дело № 2-668/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 08.06.2022)
г. Кандалакша 01 июня 2022 года
Кандалакшский районный суд Мурманской области в составе:
судьи Лебедевой И.В.,
при секретаре Ком Е.А.,
с участием
истцов Масляковой М.И., Маслякова П.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Масляковой М.И, Маслякова П.Б. к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о признании бездействия незаконным, признании права и о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилья,
третье лицо: Масляков Д.П.,
установил:
Маслякова М.И, Масляков П.Б. обратились в суд с иском к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района (далее администрация гп Зеленоборский, администрация) о признании бездействия незаконным, признании права и о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилья. В обоснование заявленных требований указали, что являются нанимателями жилого помещения: двухкомнатной <адрес> в <адрес>, на основании договора социального найма от <дата>. Постановлением администрации гп. Зеленоборский № 115 от 21.04.2014 жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и не пригодным для проживания с расселением жильцов в квартиры по договору социального найма вне очереди до 31.12.2019. Ответчик не принимает никаких мер по переселению истцов из аварийного жилья с предоставлением квартиры взамен аварийной вне очереди. В квартире истцов местами провис потолок; из-за сгнивших лаг пол в комнатах опустился на 10-15 см; оконные рамы сгнили. Проживать в доме небезопасно из-за возможного обрушения дома. На обращения истцов в администрацию о предоставления им другого жилья взамен аварийного, ответчик отказывал им по причине, что квартира взамен аварийной может быть предоставлена только в новом доме, а такого жилья в <адрес> не имеется. Кроме того, Постановлением администрации гп Зеленоборский № 27/1 от 04.02.2022 «О внесении изменений в Постановление администрации гп Зеленоборский № 115 от 21.04.2014» перенесены сроки сноса <адрес> – до 31.12.2020, а затем до 31.12.2026 года. Просит признать бездействие администрации по обеспечению истцов Масляковой М.И и Маслякова П.Б. жилым помещением взамен аварийного и подлежащего сносу вне очереди, не законными; признать за истцами право на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма взамен аварийного и подлежащего сносу с 21.04.2014; обязать ответчика предоставить им во внеочередном порядке другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма взамен непригодного для проживания, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по общей площади, ранее занимаемому не менее 43,1 кв.м., состоящему из 2-х комнат.
В судебном заседании Маслякова М.И, Масляков П.Б. поддержали требования по основаниям, изложенным в иске.
Представитель администрации городского поселения Зеленоборский в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменные возражения по иску, в которых указал, что Постановлением администрации гп Зеленоборский от 21.04.2014 № 115 жилой <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением № 22/1 от 04.02.2022 изменен срок предоставления жилых помещений гражданам, зарегистрированным в указанном жилом доме, – до 01.09.2025, дом включен в программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы, утвержденную Постановлением Правительства Мурманской области от 01.04.2019 № 153-ПП. Семья истцов в настоящий момент состоит на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма во внеочередных списках с <дата> <номер>. Расселение граждан из аварийного <адрес> будет произведено в срок до <дата>. Жилищные права Масляковых будут реализованы в рамках исполнения вышеуказанной программы. На основании изложенного ответчик просит отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо Масляков Д.П. в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд считает исковое заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, находится в муниципальной собственности.
<дата> между Масляковой М.И и МУ ОЖКХ управления Зеленоборского ПТО заключен договор социального найма жилого помещения, согласно которому Масляковой М.И и членам ее семьи предоставлено жилое помещение: 2-х комнатная квартира, расположенная по вышеуказанному адресу.
Согласно справке формы <номер> от <дата> в жилом помещении зарегистрированы: Маслякова М.И с <дата>, Масляков П.Б. (муж) с <дата>, Масляков Д.П. (сын) с <дата>, Масляков О.Д. (внук) и Маслякова Д.Д. (внучка) с <дата>.
В соответствии со статьёй 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение данной правовой нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее – Положение).
В соответствии с пунктом 7 данного Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в названном Положении требованиям.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
На основании пункта 42 Положения комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно пункту 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В силу пункта 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Из заключения межведомственной комиссии <номер> от <дата> следует, что жилой 8-ми квартирный <адрес> в <адрес>, 1965 года постройки, признан аварийным. Установлены меры, необходимые для обеспечения безопасности проживающих: укрепление фундамента, замена верхней и нижней обвязки, частичная переборка стен с добавлением нового материала, заделка трещин в перекрытиях, замена мауэрлата, усиление сопряжений перекрытий, замена полов, ремонт переплетов окон.
Постановлением администрации городского поселения <адрес> <номер> от <дата> <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, на администрацию городского поселения Зеленоборский возложена обязанность в срок до <дата> предоставить семьям, пользующимся жилыми помещениями в квартирах указанного дома на основании договора социального найма, вне очереди, жилые помещения по договору социального найма.
Во изменение вышеуказанного постановления <дата> администрацией городского поселения Зеленоборский вынесено постановление о необходимости в срок до <дата> предоставить семьям, пользующимся жилыми помещениями в квартирах указанного дома, на основании договора социального найма вне очереди жилые помещения (в связи с технической ошибкой).
Постановлением администрации гп Зеленоборский <номер> от <дата> Маслякова М.И с составом семьи из 3-х человек поставлена на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередной список с <дата> (учетное дело <номер>).
В силу части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Государственной программой «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы, утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 01.04.2019 № 153-ПП, предусмотрено переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, в том числе, многоквартирного <адрес>.
На основании Программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Мурманской области» на 2019-2025 годы ответчиком внесены изменения в Постановление администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района № 115 от 21.04.2014, а именно: предоставить гражданам, зарегистрированным в вышеуказанном жилом доме, жилые помещения в соответствии с действующим законодательством в срок до 31.12.2026; МКУ «Отдел городского хозяйства» организовать снос дома в срок до 31.12.2026.
В силу пунктов 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации и Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Следовательно, законодатель даёт право органу, принявшему решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, устанавливать срок для реконструкции жилого помещения – проведения капитального ремонта.
В силу вышеприведённых норм права определение дальнейшего периода использования помещения, признанного непригодным для проживания, срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.
Таким образом, срок предоставления гражданам, зарегистрированным в <адрес> установлен до 01.09.2025 и на дату подачи иска не истек.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что у истцов не возникло право требовать иное жилое помещение по договору социального найма взамен признанного аварийным.
Доказательства, свидетельствующие об имеющейся угрозе жизни и здоровью истцам, в связи с чем предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям взамен непригодного для проживания может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока дальнейшего использования такого жилого помещения, отселения граждан, суду не представлены. В материалах дела также не имеется документов, свидетельствующих о том, что администрация муниципального образования городского поселения Зеленоборский обязана незамедлительно, ранее установленного соответствующим постановлением срока (01.09.2025) предоставить нанимателям другое жилое помещение взамен жилого помещения в признанном аварийным жилом доме.
Постановления администрации городского поселения Зеленоборский о переносе срока расселения многоквартирного дома не признавались недействительными.
При установленных обстоятельствах, у администрации не установлено незаконности в бездействии (действии), в связи с чем у суда не имеется оснований для признания бездействия администрации незаконным. Признания права за истцами на внеочередное предоставление жилого помещения взамен непригодного и возложения на орган местного самоуправления обязанности незамедлительно предоставить истцам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
При таких обстоятельствах, исковые требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Масляковой М.И, Маслякова П.Б. к администрации городского поселения Зеленоборский Кандалакшского района о признании бездействия незаконным, признании права и о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилья оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Мурманский областной суд подачей жалобы через Кандалакшский районный суд Мурманской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В. Лебедева