УИД 32RS0017-01-2022-000293-40
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Комаричи Брянской области Дело № 2-18/2023 (№2-289/2022)
22 мая 2023 года
Комаричский районный суд Брянской области в составе:
председательствующего судьи- Рузановой О.В.,
при секретаре- Лизуновой Ю.В.,
с участием истца- помощника прокурора Комаричского района Брянской области Шевцовой Е.И.,
ответчика- представителей администрации Комаричского муниципального района Брянской области Мишаковой Л.В., действующей на основании доверенности №-и от 09.01.2023, Демкина А.С., действующего на основании доверенности №-и от 09.01.2023,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Комаричского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении в принятии мер по оборудованию тротуара по ул.Незымаева п. Комаричи Брянской области,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Комаричского района Брянской области, в порядке статьи 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении в принятии мер по оборудованию тротуара по ул.Незымаева п.Комаричи Брянской области.
В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по исполнению требований законодательства о безопасности дорожного движения, было установлено, что на улице Незымаева п.Комаричи Брянской области не оборудован тротуар.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор Комаричского района Брянской области, просит суд обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области в течение 12 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда оборудовать тротуар по улице Незымаева п.Комаричи Брянской области, в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Определением суда от 02.08.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «Брянскэлектро».
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Шевцова Е.И. поддержала исковые требования по основаниям указанным в заявлении.
Представители ответчика Мишакова Л.Е. и Демкин А.С. в судебном заседании каждый в отдельности исковые требования не признали. Возражая против заявленных требований, Демкин А.С. ссылался, что оборудование тротуара является затратным и дорогостоящим, в течение 12 месяцев исполнить такое обязательство будет невозможно, поскольку бюджет Комаричского района составляет 20000000 рублей. Считает необходимым предоставить добровольный срок для исполнения решения суда в течение 36 месяцев. Представитель ответчика Мишакова Л.Е. указала, что предложенный экспертом вариант оборудования тротуара является нецелесообразным, поскольку на левой стороне ул.Незымаева стоят ЛЭП, а на другой стороне улицы тротуар оборудовать не представляется возможным в виду наличия заборов частных домовладений.
Третьи лица- представители ОГИБДД МО МВД России «Севский», ООО «Брянскэлектро» в судебное заседание не явились, уведомлены о дате, времени и месте его проведения надлежащим образом.
Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил, рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Выслушав помощника прокурора, представителей ответчика, допросив эксперта, исследовав представленные материалы, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения (ст.ст. 2,3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").
Пунктом 5 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" элементами обустройства автомобильных дорог являются пешеходные дорожки и тротуары.
Статьей 5 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определено, что обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе осуществления деятельности по организации дорожного движения.
На основании ч.4 ст.6 указанного Федерального закона полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.1 ст. 17 Федерального закона Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов.
В силу ст. 21 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог.
Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе документации по организации дорожного движения, разработанной в соответствии с Федеральным законом "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ дано определение о дорожной деятельности, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в марте 2022 года прокуратурой Комаричского района Брянской области совместно с представителем ОГИБДД МО МВД России «Севский» установлено, что на ул.Незымаева п.Комаричи Брянской области, в нарушение требований Законов № 131-ФЗ, № 257-ФЗ, № 196-ФЗ не оборудован тротуар, в соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007.
Согласно ответам МУП «Комаричский районный водоканал», АО «Газпром газораспределение Брянск» по ул. Незымаева п. Комаричи Брянской области проложены водопроводная и канализационная сети, а также газовые сети высокого и низкого давления. Отсутствуют договоры аренды в отношении линии электропередач, расположенных вдоль дороги.
Учитывая данные обстоятельства, в ходе рассмотрения дела по ходатайству представителя ответчика была назначена строительно-техническая экспертиза проведение которой поручено экспертам ООО «РиК» с постановкой перед ними вопросов: 1)Возможно ли обустройство тротуара в соответствии с требованиями «ГОСТ Р 52766-2007. Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» по ул.Незымаева от дома № 16 до дома № 44 в п.Комаричи Брянской области с учетом расположенных водопроводных, канализационных, электрических сетей, а также опор линии электропередач? 2)Если возможно- указать варианты обустройства данного тротуара ?
Согласно выводам эксперта отраженным в заключении № от 11.04.2023, устройство тротуара по ул. Незымаева в п.Комаричи Брянской области выполнить возможно, при условии разработки проектно-сметной документации на капитальный ремонт в специализированной проектной организации, обладающей допуском СРО на выполнение проектных работ; выполнения всех необходимых согласований с балансодержателями инженерных сетей и коммуникаций, а также предоставил один из возможных вариантов устройства тротуара.
Доказательств, опровергающих заключение экспертизы, или позволяющих усомниться в правильности или обоснованности данного заключения, некомпетентности эксперта ее проводившего, сторонами не предоставлено.
Допрошенный в судебном заседании эксперт ООО «РиК» К.С.А. пояснил, что экспертное заключение он составлял на основе представленной ответчиком топографической съемки, выезд на место не осуществлял. Дополнительно указал, что бустройство любого тротуара требует проектной документации, которая может включать в себя технические условия на вынос электросетей, иных коммуникаций, разработку специальных технических решений для защиты коммуникаций. В так называемых «стесненных» условиях, когда перенос сетей и коммуникаций не возможен, проводят иные работы с учетом предварительного согласования с балансодержателями сетей. Тротуар, возможно, оборудовать с любой стороны улицы. Предложенный экспертным заключением вариант оборудования тротуара располагается со стороны линии электропередач.
С учетом того, что отсутствие тротуара могут повлечь дорожно-транспортные происшествия, увеличивает вероятность возникновения аварийных ситуаций, создают постоянную угрозу для жизни и здоровья жителей района и других граждан, приведенных норм и установленных обстоятельств, суд приходит выводу об удовлетворении исковых требований ввиду наличия у администрации Комаричского муниципального района Брянской области обязанности совершить необходимые действия по оборудованию тротуара на ул. Незымаева п. Комаричи Брянской области.
Доводы представителей ответчика об отсутствии денежных средств, а также о наличии обязанности по исполнению иных вопросов местного значения, предусмотренных законом, относящихся к компетенции администрации, также не должны влиять на права граждан.
Согласно ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из содержания вышеприведённой нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.
Учитывая объем работ, суд считает возможным предоставить администрации Комаричского муниципального района Брянской области срок для исполнения решения -18 месяцев со дня его вступления в законную силу.
В силу ст.204 ГПК РФ в случае, если суд устанавливает определенные порядок и срок исполнения решения суда, обращает решение суда к немедленному исполнению или принимает меры по обеспечению его исполнения, на это указывается в резолютивной части решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 204 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Комаричского района Брянской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Комаричского муниципального района Брянской области о понуждении в принятии мер по оборудованию тротуара по ул.Незымаева п.Комаричи Брянской области - удовлетворить.
Обязать администрацию Комаричского муниципального района Брянской области в течение 18(восемнадцати) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать тротуар по улице Незымаева п.Комаричи Брянской области, в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья О.В. Рузанова
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2023 года.
Мотивированное решение составлено 30 мая 2023 года.