Дело № 2-492/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 мая 2015 года г. Константиновск

Усть-Донецкий районный суд Ростовской области в составе:

судьи Никулева И.Г.,

при секретаре Макаровой Н.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Вольвака Е.В. к МУ ОСЗН <адрес>, третье лицо Министерство труда и социального развития <адрес> о признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, выплатить компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг,

УСТАНОВИЛ:

Вольвака Е.В. обратилась в суд с иском к МУ ОСЗН администрации <адрес>, третье лицо Министерство труда и социального развития <адрес>, о признании незаконными действий по расчету и выплате компенсации по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., и об обязании произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, с учетом которого выплатить компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г., ссылаясь на то, что она, является воспитателем <данные изъяты>» и проживает в сельской местности. С ДД.ММ.ГГГГ она, получает ежемесячно денежные выплаты на оплату коммунальных услуг с учетом зарегистрированных лиц в домовладении.

Ответчик в нарушение положений Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1"Об образовании" и Областного закона от 17.01.2005 г. № 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности" не предоставляет ей, в полном объеме меры социальной поддержки, как педагогическому работнику. Расчет выплат до 01.07.2013 г. производился из расчета количества лиц, зарегистрированных и совместно проживающих с ней, членов её семьи.

Считает, что действия МУ ОСЗН администрации <адрес> по расчету и выплате льгот по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника, незаконны, противоречат федеральному законодательству, и нарушают ее права, на стопроцентное возмещение понесенных расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Просил признать действия МУ ОСЗН администрации <адрес> по расчету и выплате компенсации по оплате жилья и коммунальных услуг только на долю педагогического работника, незаконными. Обязать МУ ОСЗН администрации <адрес> произвести перерасчет размера указанных льгот, с учетом которого выплатить, компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

Истец Вольвака Е.В. , в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Представитель ответчика МУ ОСЗН <адрес> П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебном заседании просила в иске отказать, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление. Кроме того, к заявленным требования просила применить последствия пропуска срока исковой давности.

Представитель третьего лица Министерства труда и социального развития <адрес> в настоящее судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Дело рассмотрено в порядке ст.167 ГПК РФ.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к выводу, что требования о признании действия Управления социальной защиты населения администрации <адрес> по расчету и выплате компенсации Вольвака Е.В. по оплате коммунальных услуг только на долю педагогического работника, с ДД.ММ.ГГГГ. незаконными - удовлетворению не подлежат.

Так, данный спор по своей природе является имущественным. Право Вольвака Е.В. на получение мер социальной поддержки ответчиком не отрицается, сторонами оспаривается только объем, размер, состав и содержание таких мер, предметом спора является недоплата компенсационных выплат, относящихся к мерам социальной поддержки. Наличие нарушение имущественных прав является тем обстоятельством, которое подлежит доказыванию и установлению судом. При установлении таких нарушений, суд восстанавливает имущественные права истца путем взыскания недоплаты. В данном случае, требования иска, относительно законности (незаконности) действий органов социальной защиты и их должностных лиц, входит в предмет доказывания и самостоятельными требованиями не являются. В связи с изложенным, оснований для признания таких действий незаконными не имеется.

Рассматривая требования об обязании ответчика произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг и выплате компенсации понесенных Вольвака Е.В. расходов, суд принимает во внимание следующее.

В соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11 января 2011 г., педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Указанные нормы, как следует из их содержания, не предполагали какого-либо ограничения права на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, в том числе, размером приходящейся на долю занимаемой самим педагогическим работником общей площади жилого помещения.

Не привело к утрате названного права педагогических работников и изложение указанной нормы в новой редакции на основании Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ. В действующей редакции абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" закрепляет право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Изменение формы предоставления (с натуральной на компенсационную) соответствующих мер социальной поддержки не изменяет существа таких мер и не ограничивает гарантированное федеральным законодателем право педагогических работников на их получение.

Это подтверждает и ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

Наделение органов государственной власти субъектов РФ правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Так, в силу ранее действующих статей 1 и 2 Областного Закона Ростовской области от 17 января 2005 г. N 274-ЗС "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области", педагогические работники государственных областных и муниципальных учреждений образования и пенсионеры из их числа имеют право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100% платы за жилое помещение и коммунальные услуги, рассчитываемой по установленным администрацией Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных и коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

Названный Областной закон не устанавливает никаких ограничений размера компенсации, выплачиваемой указанной категории граждан, долей общей площади жилого помещения, приходящейся на самого педагогического работника (пенсионера).

В силу ч. 2 ст. 2 Областного закона Ростовской области от 17.01.2005 N 274-ЗС (ред. от 14.11.2013) "О социальной поддержке отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в Ростовской области" (принят ЗС РО 14.01.2005), компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам, указанным в пунктах 2 и 7 части 1 статьи 1 настоящего Областного закона, производится в размере 100 процентов фактически произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг независимо от регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения.

В соответствии со ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.

Из материалов дела следует, что Вольвака Е.В. , является педагогическим работником воспитателем <данные изъяты> проживает в сельской местности, а именно по адресу: <адрес>, в жилом доме общей площадью <данные изъяты> кв.м., и получает меры социальной поддержки на услуги ЖКУ. Совместно с ней по указанному адресу зарегистрированы и проживают члены её семьи В., В., В., В., Р., Р., Р., Р., что подтверждается выпиской <номер скрыт> из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ

В соответствии с действующим законодательством педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг указанной категории граждан, производится в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 100 процентов платы за жилое помещение и коммунальные услуги.

Как усматривается из материалов дела начисления выплат Вольвака Е.В. , производились из расчета всех зарегистрированных совместно проживающих с ней членов семьи.

В нарушение вышеуказанных норм, ОСЗН администрации <адрес> расчет выплат Вольвака Е.В. , являющейся педагогическим работником, производился из расчета 5 зарегистрированных совместно проживающих с Вольвака Е.В. , членов семьи.

При этом ответчик в обоснование своих доводов, ссылается на нормы Жилищного Кодекса РФ, в соответствии с которыми граждане, зарегистрированные по месту проживания, несут равную солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, в том числе по оплате ЖКУ. В связи с чем, расчет компенсации производился исходя из всех членов семьи Вольвака Е.В. , проживающих в домовладении общей площадью 45 кв.м. Соответственно для каждого члена семьи расчетная площадь для оплаты ЖКУ составляет 9 кв.м. жилого помещения. Считает, расчет компенсации Вольвака Е.В. , произведен правильно, в соответствии с нормами действующего законодательства.

Однако с такими доводами ответчика, суд согласиться не может по следующим основаниям.

В соответствии с законодательством, до 2011 года при определении размера вышеназванных выплат учитывалась доля жилого помещения, занимаемая гражданином, что регламентировалось Положением о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения, утвержденным постановлением администрации Ростовской области от 31.12.2004 N 534.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2011 г. по делу N 41-Г11-24 указанная норма в части слов "на долю занимаемой гражданином общей площади жилого помещения" в отношении педагогических работников государственных и муниципальных учреждений образований и пенсионеров из числа указанных выше педагогических работников, проработавших в сельской местности не менее 10 лет, признана недействующей с момента вступления настоящего решения в законную силу как противоречащая п. 5 ст. 55 Закона РФ "Об образовании", ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ и статьям 1 и 2 Закона Ростовской области N 274-ЗС от 17 января 2005 г.

Постановлением Правительства Ростовской области от 15 декабря 2011 г. N 232 постановление администрации Ростовской области от 31 декабря 2004 г. N 534 признано утратившим силу, а утвержденное этим же Постановлением Положение о расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений, распространяющееся на ту категорию граждан, к которой относится Ромашова В.И., не устанавливает ограничений компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в виде ежемесячных денежных выплат (ЕДВ) долей общей площади, приходящейся на самого педагогического работника.

В частности, пункт 6.7.2 названного Положения закрепляет лишь то, что гражданам, указанным в частях 1 и 2 статьи 1 Областного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 274-ЗС (далее - сельские специалисты), меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг устанавливаются и предоставляются органами социальной защиты населения муниципальных районов на основании списков граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки.

Таким образом, ежемесячная денежная компенсация расходов на оплату жилья и коммунальных услуг должна предоставляться Вольвака Е.В. , с учетом всех совместно проживающих с ней членов её семьи.

То обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ выплата компенсации произведенных расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг Вольвака Е.В. , осуществляется на основании документов, подтверждающих фактические расходы, не свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения требований заявленного иска, поскольку в данном случае спорным является период до внесения изменений в законодательство, регулирующим социальную поддержку педагогическим работникам. Таким образом, Вольвака Е.В. , имеет право на получение мер социальной поддержки в виде компенсации оплаты за жилое помещение, в котором она проживает, и коммунальные услуги, без каких-либо ограничений размера такой компенсации.

Вместе с тем, разрешая требования об обязании ответчика произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, с учетом которого Вольвака Е.В. необходимо выплатить компенсацию данных расходов за период с ДД.ММ.ГГГГ., суд исходит из того, что поскольку ответной стороной заявлено о применении последствий пропуска срока исковой давности, оснований для взыскания таких расходов до ДД.ММ.ГГГГ (дата обращения в суд – ДД.ММ.ГГГГ г.) не имеется, так как по смыслу положений ст. 199 ГК РФ истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.

С учетом изложенного требования Вольвака Е.В. об обязать ОСЗН администрации <адрес> произвести перерасчет по оплате коммунальных услуг, с учетом которого выплатить ей компенсацию расходов на оплату коммунальных услуг подлежат удовлетворению в части периода с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.

Руководствуясь ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░ ░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 26 ░░░ 2015 ░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-492/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Вольвака Е.В.
Ответчики
ОСЗН Администрации Константиновского района
Другие
Министерство труда и социального развития Ростовской области
Суд
Усть-Донецкий районный суд Ростовской области
Дело на сайте суда
ustdonetsky.ros.sudrf.ru
17.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.04.2015Передача материалов судье
20.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.05.2015Подготовка дела (собеседование)
07.05.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.05.2015Судебное заседание
26.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.05.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее