УИД 0
Дело № 11-6/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 мая 2019 года п. Дубровка
Суд апелляционной инстанции Дубровского районного суда Брянской области в составе
председательствующего судьи Дивеевой С.Ю.,
при секретаре Антошиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Макаренкова Владимира Семеновича на решение мирового судьи судебного участка №50 Дубровского судебного района Брянской области от 6 марта 2019 года по гражданскому делу по иску Макаренкова Владимира Семеновича к ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района», ГУ «Брянское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» о возмещении расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно,
у с т а н о в и л:
Макаренков В.С. обратился к мировому судье с данным иском, указав, что ему, как участнику ликвидации аварии на ЧАЭС, инвалиду 2 группы, ГБУ «Клинико-диагностический центр» ему была выдана санаторно-курортная путевка в санаторий «Русь» КМВ <адрес> с 21 апреля по 11 мая 2014 года. Проезд на железнодорожном транспорте до санатория и обратно был оплачен истцом за собственные денежные средства в размере 8625 руб. 09 коп. 28.01.2016г. при обращении в ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» по вопросу выплаты затраченных на проезд денежных средств истцу было отказано в выплате в связи с тем, что в пакете документов отсутствует талон №2. В связи с отказом в производстве выплаты за проезд к месту отдыха, истец просил суд истребовать из ГБУ «Клинико-диагностический центр» документы, подтверждающие выдачу истцу санаторно-курортной путевки и причины невыдачи талона №2, взыскать с ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» расходы на оплату проезда к месту лечения и обратно в сумме 8625 руб. 09 коп.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Макаренков В.С. уточнил исковые требования по основаниям, изложенным в иске, отказался от заявленных исковых требований к ГБУ «Клинико-диагностический центр», просил суд взыскать с ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» расходы на оплату проезда к месту лечения и обратно в сумме 8625 руб. 09 коп., указав, что срок исковой давности им не пропущен, поскольку он начал течь с 02.02.2016г., т.е. с даты, когда ему было отказано в выплате компенсации.
Представитель соответчика ГУ «Брянское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» Захарова Т.В. просила отказать в удовлетворении иска, применив к заявленным требованиям последствия пропуска срока исковой давности.
Представитель соответчика ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» в суд не явился, в своем заявлении доверил суду рассмотреть дело в его отсутствие, поддержав ранее представленный отзыв на исковое заявление.
Решением мирового судьи судебного участка №50 Дубровского судебного района Брянской области от 6 марта 2019 года в удовлетворении иска Макаренкова Владимира Семеновича к ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района», ГУ «Брянское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» о возмещении расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно отказано.
В апелляционной жалобе Макаренков В.С. просит решение мирового судьи отменить, вынести по делу новое решение, которым обязать ГУ «Брянское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» возместить расходы по оплате стоимости проезда к месту лечения и обратно в сумме 8625 руб. 90 коп. В обоснование доводов указал, что 28 января 2014 года и 12 сентября 2016 года он обращался в ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» о возмещении компенсации за самостоятельно приобретенные билеты к месту лечения и обратно. Компенсация за автобусный билет в размере 727,20 руб. ему была выплачена, что свидетельствует о признании соответчиком долга и прерывании течения срока исковой давности. В связи с чем, отказ в возмещении ему расходов на проезд к месту отдыха и обратно считает незаконным, как и вынесенное решение мирового судьи, так как применение срока исковой давности к его требованиям был применен неверно, ввиду того что он должен распространяться не на исковые требования, а на выплату компенсации ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района».
В судебное заседание апелляционной инстанции истец Макаренков В.С. не явился, о времени и месте рассмотрения его жалобы извещен надлежащим образом, письменно доверил суду рассмотреть дело в его отсутствие, поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель соответчика – ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, письменно доверил суду рассмотреть дело в его отсутствие, настаивая на доводах, изложенных в отзыве.
ГУ «Брянское региональное отделение Фонда социального страхования РФ» возражало против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители третьих лиц: ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр», Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области, УФК по Брянской области в суд не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, письменно доверили суду рассмотреть дело в их отсутствие.
Суд, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст.327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019г.) «О государственной социальной помощи».
В соответствии с п.8 ст.6.1 указанного Федерального закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе инвалиды.
Пунктом 2 части 1 статьи 6.2 Федерального закона предусмотрено, что в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 этого Федерального закона, набора социальных услуг включается, в частности бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Порядок направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения в федеральные медицинские центры утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 05.10.2005 № 617. Согласно п. 5 Порядка органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения гражданину выделяется направление на лечение и Талон №2 установленной формы.
Талон № 2 предоставляется гражданином в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации, где ему выдаются социальные талоны или именные направления на право бесплатного получения проездных документов.
На период осуществления санаторно-курортного лечения Макаренкова В.С., т.е. в период с 21.04.по 11 мая 2014 года действовал порядок оказания государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатный проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденный Постановлением Правительства Брянской области от 24.02.2014 № 54-п «О мерах по реализации Соглашения между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Брянской области о передаче Правительству Брянской области осуществления части полномочий Российской Федерации».
Пунктами 4.3, 4.9 Порядка установлено, что предоставление бесплатного проезда осуществляется, в том числе путем возмещения расходов на самостоятельно приобретенные билеты на проезд. При проезде граждан за счет собственных средств к месту лечения и обратно, в том числе санаторно-курортного, им выплачивается компенсация, для получения которой заявителю необходимо обратиться в соответствующее учреждение с заявлением.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Макаренков В.С. является инвалидом второй группы вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с аварией на Чернобыльской АЭС.
ГАУЗ «Брянский клинико-диагностический центр» предоставил Макаренкову В.С. санаторно-курортную путевку в санаторий «Русь» <адрес> с 21 апреля по 11 мая 2014 года.
К месту лечения и обратно за счет собственных денежных средств Макаренковым В.С. были приобретены железнодорожные билеты общей стоимостью 8625,90 руб., а также билеты на автобус стоимостью 727,20 руб.
28 января 2016 года, т.е спустя 1год и 6 месяцев, Макаренков В.С. обратился в ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» с заявлением о выплате компенсации стоимости проезда к месту лечения и обратно в 2014 году, при этом предоставив пакет документов в виде трех железнодорожных билетов на общую сумму 8625,90 руб. и один автобусный билет на сумму 727,20 руб.
Письмом от 02 февраля 2016 года ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» разъяснило Макаренкову В.С., что для получения компенсации за проезд необходимо представить пакет документов, в том числе и талон №2.
12 сентября 2016 года Макаренков В.С. вновь обратился в ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» с заявлением о компенсации стоимости самостоятельно приобретенных билетов для проезда к месту лечения и обратно за 2016 год, предоставив талон №2 для компенсации проезда за 2014 год. При этом, предъявил лишь только автобусный билет на сумму 727,20 руб., который был ему возмещен.
В соответствии с письмом Минтруда РФ от 11.05.2018г. №13-3/10/П-3162, Приказом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области с 01.01.2019г. полномочия по предоставлению услуги по компенсации проезда к месту лечения и обратно с 01.01.2019г. переданы Брянскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, определяющие порядок финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению набора социальных услуг, в том числе на бесплатный проезд к месту лечения и обратно.
Согласно п.4 указанных Правил финансовое обеспечение расходов Фонду социального страхования Российской Федерации на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.
Подпунктом «б» п. 11 Правил предусмотрено, что средства на предоставление гражданам путевок на санаторно-курортное лечение и проезд на междугородном транспорте к месту лечения и обратно направляются в том числе, на оплату транспортным организациям расходов по предоставлению проезда граждан к месту лечения и обратно (в том числе к месту санаторно-курортного лечения в рамках предоставления социальных услуг, а также к месту лечения при наличии медицинских показаний по направлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения в порядке, установленном Министерством здравоохранения Российской Федерации) следующими видами междугородного транспорта:
железнодорожный транспорт (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности); водный транспорт третьей категории; автомобильный транспорт общего пользования;
авиационный транспорт (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего подпункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга. При использовании авиационного транспорта для проезда граждан к месту лечения и (или) обратно проездные документы (билеты) оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту лечения либо, если оформление (приобретение) проездных документов (билетов) на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту лечения и (или) обратно.
Согласно п. 22 Правил Фонд социального страхования РФ или его территориальные органы осуществляют финансовое обеспечение расходов по оплате проезда граждан на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в соответствии с договорами с открытым акционерным обществом "Российские железные дороги" и другими транспортными организациями. Порядок представления Фондом государственной услуги по обеспечению бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно определен Административным регламентом, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития РФ от 27.03.2012 N 271н. Согласно пункту 11.2 Административного регламента выдача заявителю специальных талонов для проезда к месту лечения и обратно осуществляется не позднее 5 рабочих дней с момента предоставления заявителем в территориальный орган Фонда необходимых документов (направления на лечение и талона № 2).
Из приведенного правового регулирования следует, что оплата расходов на проезд к месту лечения и обратно производится непосредственно транспортным организациям, обеспечивающим перевозку. Выплата компенсации за самостоятельно приобретенные гражданином - получателем набора социальных услуг (его представителем) проездные документы нормативными актами, регламентирующими предоставление Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, не предусмотрена.
Судом также установлено, что за получением специальных талонов для проезда к месту лечения и обратно в региональное отделение Фонда Макаренков В.С. не обращался. Талон № 2 на проезд поездом в региональное отделение Фонда предъявлен не был.
Частью 2 ст.199 ГК РФ определено, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Соответчиком по делу ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» при рассмотрении дела мировым судьей было заявлено о пропуске срока исковой давности.
Согласно ст.196 ГК РФ, общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу ч.1 ст.200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Согласно ч.2 ст.6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019г.) «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Таким образом, мировым судьей правильно установлено, что Макаренкову В.С. необходимо было воспользоваться своим правом и обратиться в ГКУ Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дубровского района» за компенсацией за самостоятельно приобретенные билеты до 31 декабря 2014 года.
Учитывая, что срок исковой давности начал течь с 01.01.2015г., то к моменту предъявления Макаренковым В.С. иска в суд, срок исковой давности уже истек 01.01.2018г., что и явилось основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Разрешая дело, мировой судья обоснованно исходил из установленных по делу обстоятельств, и правомерно руководствовался вышеуказанными действующими нормами материального права. Вывод мирового судьи об отказе в иске суд апелляционной инстанции находит обоснованным, так как он соответствует материалам дела и основан на правильном применении норм материального права.
Юридически значимые обстоятельства мировым судьей установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену данного решения не имеется. Установленные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться в пределах действия статей 328-330 ГПК РФ основаниями к его отмене, апелляционная жалоба не содержит и удовлетворению не подлежит.
Предусмотренных ч.4 ст.330 ГПК РФ безусловных оснований к отмене решения мирового судьи не установлено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
о п р е д е л и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №50 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 6 ░░░░░ 2019 ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░