Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 года ...
Прионежский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи И.С. Леккеревой,
при помощнике судьи Т.В.Ивановой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Критенко Михаила Сергеевича к Критенко Светлане Петровне об установлении границ земельного участка,
установил:
истец обратился в суд с иском к Критенко С.П. об установлении местоположения границ земельного участка, указав, что он является собственником 3/4 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... Собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанное имущество является Критенко С.П. – тетя истца. По сведениям ГКН границы земельного участка не уточнены. Спора по границам земельного участка со смежными собственниками не имеется. С целью приведения границ земельного участка в соответствие с действующим законодательством и уточнения местоположения его границ, истец обратился к кадастровому инженеру для изготовления межевого плана земельного участка. Уведомлением Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия действия по осуществлению кадастра учета были приостановлены, причиной чего послужило обращение в орган не всех собственников. Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения требований, истец просил суд установить местоположение границ указанного земельного участка с кадастровым номером согласно каталогу координат, приведенному в межевом плане, изготовленном кадастровым инженером Дерябиной А.И.
Истец в судебное заседание не явился, его представитель адвокат Белянчикова Е.В., действующая на основании удостоверения и ордера, исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик, другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Суд, заслушав, представителя истца, изучив письменные материалы дела, приходит к следующему.
В силу ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
В соответствии со ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу части 6 данной статьи закона государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 2 статьи 15 указанного Федерального закона при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Судом установлено, что истец является собственником 3/4 долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: ... площадь участка 2500 кв.м. Собственником 1/4 доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанное имущество является ответчик Критенко С.П.
Сведения о спорном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 14.12.2005, граница земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлена.
С целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка, истец обратился к кадастровому инженеру для выполнения необходимых кадастровых работ.
При проведении кадастровых работ по уточнению местоположения границ и площади земельного участка выявлено, что фактическая площадь спорного земельного участка составляет 240 кв.м. Согласно заключению кадастрового инженера, имеющемуся в представленном материалы дела межевом плане, границы участка определены по фактическому использованию, существуют на местности более 15 лет, границы определены с учетом плана участка, имеющегося в приложении к свидетельству на право собственности №, выданного 07.02.1996 на имя Критенко П.П. (предыдущего собственника участка).
Как указывает истец, он письменно обращался к ответчику с целью совершения совместных действий по осуществлению кадастрового учета земельного участка с уточненными границами, ответа на которые со стороны второго собственника Критенко С.П. не получил.
Истец обратился в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Карелия с заявлением о проведении кадастрового учета изменений земельного участка.
Однако, 20.01.2020 Управлением федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по РК действия по осуществлению кадастрового учета были приостановлены, причиной чего послужило обращение в орган не всех собственников.
Истец обосновывает свои требования, ст. 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Истец указывает на то, что сложившаяся между сособственниками земельного участка ситуация приводит к невозможности кадастрового учета изменения объекта в связи с уточнением его индивидуальных характеристик из-за отсутствия совместного заявления всех сособственников на подачу такого заявления, что создает реальное препятствие другим сособственникам земельного участка в реализации принадлежащего им права собственности.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, среди прочего, межевой план
Согласно ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 8 вышеуказанного закона, в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально - определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В кадастр недвижимости, в том числе, вносится в качестве основных сведений об объекте недвижимости, описание местоположения объекта недвижимости (п. 4 ст. 8 указанного закона).
Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в числе прочих, межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
По правилам статьи 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании ст. 40 Федерального закона «О кадастровой деятельности» результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме с их обоснованием, местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись. К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного настоящим Федеральным законом порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана.
Представленный в материалы дела межевой план, в соответствии с которым истец просит установить границы участка в связи с уточнением площади и местоположения границ земельного участка не содержит данных о том, что истец согласовывал местоположение границ участка с ответчиком, учитывая, что в результате проведения кадастровых работ произошло существенное уменьшение площади земельного участка. Также отсутствует согласование границ с СНТ «Ветеран-3» как смежным землепользователем. Из межевого плана не усматривается, на чем основан вывод кадастрового инженера в его заключении о том, что границы участка в определенном им виде сложились на местности на протяжении более чем 15 лет. Фактическое существование границ земельного участка в заявленном виде не подтверждено.
Кроме того, доказательств того, что ответчик категорически отказывается от подачи заявления в регистрирующий орган, а также от согласования границ участка не представлено. Соответственно, по мнению суда, достаточных оснований, считать, что права истца нарушены ответчиком, не имеется. По мнению суда, вопрос об установлении границ участка может быть разрешен в случае, когда не имеется согласия между заинтересованными лицами о местоположении границ. При отсутствии данных о том, что истцом были приняты предусмотренные законом меры к согласованию границ участка со всеми заинтересованными лицами, по мнению суда, оснований для установления границ участка в судебном порядке не имеется. Указанными выше законами установлена определенная процедура кадастрового учета изменений характеристик земельных участков, которую суд не должен подменять своим решением.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Прионежский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья И.С. Леккерева
Мотивированное решение составлено 17 августа 2020 года. �