Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1422/2023 (2-5142/2022;) ~ М-4847/2022 от 02.12.2022

Дело № 2-1422/2023

УИД 91RS0024-01-2022-006707-98

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Ялта                                17 ноября 2023 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кулешовой О.И., при ведении протокола помощником Васюк А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Администрации города Ялта Республики Крым к Давыдову Сергею Юрьевичу о сносе самовольной постройки,

при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым,

установил:

Администрация города Ялта Республики Крым обратилась в суд с иском к Давыдову С.Ю. о сносе пятиэтажного строения, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>. В случае неисполнения Давыдовым С.Ю. решения суда в сроки, установленные для добровольного исполнения, Администрация <адрес> Республики Крым просит предоставить ей право самостоятельно снести указанное самовольное строение с последующим взысканием расходов с ответчика, а также взыскать судебную неустойку в размере 1000 рублей за каждый день просрочки исполнения решения суда.

В обоснование заявленных требований указано, что Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в период с 8 по <дата> проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований, в ходе которого установлено, что на принадлежащем ответчику земельном участке в отсутствие разрешительных документов выстроен пятиэтажный объект, который имеет признаки, позволяющие считать его самовольным строением, поскольку превышено максимально допустимое количество этажей (не более чем три), что является нарушением вида разрешенного использования земельного участка. При таких обстоятельствах ответчиком допущено самовольное строительство, что, в свою очередь, влечет наступление правовых последствий в виде сноса самовольной постройки.

Представителем Администрации <адрес> Республики Крым по доверенности Коротковым Д.К. направлено в суд ходатайство о рассмотрении дела без его участия, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик в судебное заседание не явился, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте его проведения, от его представителя по доверенности Кулий В.А. поступило заявление о рассмотрении дела без его участия, в удовлетворении иска просит суд отказать с учетом представленных письменных возражений.

Третьим лицом Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым при надлежащем извещении явка представителя в судебное заседание не обеспечена.

В силу положений статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд определил возможным рассмотрение дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.

Изучив заявленные требования, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Давыдову С.Ю. на основании двух нотариально удостоверенных договоров купли-продажи от <дата>, решения об объединении земельных участков от <дата> и решения о разделе земельного участка от <дата> на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №<номер> площадью 500+/-8 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства (т. 1 л.д. 27-41, 48, 142-157, 161, 162-165, 166-169). Государственная регистрация права собственности Давыдова С.Ю. произведена <дата>

По результатам проведения наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении застройщика Давыдова С.Ю. на территории земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, должностным лицом Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым без взаимодействия с контролируемым лицом был составлен Акт от <дата> №<номер>. При этом установлено, что застройщиком на земельном участке, расположенном в территориальной зоне «Зона индивидуальной жилой застройки: ТЗ-01/2-46» при возведении объекта капитального строительства (неоконченного строительством) допущено нарушение обязательных предельных параметров разрешенного строительства, установленных Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, а именно, превышено максимально допустимое количество надземных этажей (возведено 5 этажей, при максимально допустимом количестве не более чем 3, включая мансардный этаж (т. 1 л.д. 8-9, 10).

<дата> №<номер> Министерством жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым в адрес Администрации <адрес> Республики Крым направлено уведомление о выявлении самовольной постройки для принятия решений, предусмотренных частью 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т. 1 л.д. 7).

Администрация <адрес> Республики Крым, ссылаясь на результаты наблюдения Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым, на нарушение вида разрешенного использования земельного участка, отсутствие разрешения на строительство, обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно пункту 1, абзацу 4 пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведённые или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешённое использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведённые или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешённое использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Самовольная постройка подлежит сносу или приведению в соответствие с параметрами, установленными правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательными требованиями к параметрам постройки, предусмотренными законом (далее - установленные требования), осуществившим её лицом либо за его счёт, а при отсутствии сведений о нем лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором возведена или создана самовольная постройка, или лицом, которому такой земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен во временное владение и пользование, либо за счёт соответствующего лица, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, и случаев, если снос самовольной постройки или её приведение в соответствие с установленными требованиями осуществляется в соответствии с законом органом местного самоуправления.

Решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или её приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории) (пункт 3.1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из взаимосвязанных положений приведённых выше норм права и разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, изложенных в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от <дата> №<номер> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности других вещных прав», следует, что для правильного разрешения спора следует установить следующие юридически значимые обстоятельства: допущены ли при возведении спорного объекта недвижимого имущества существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил; создаёт ли такой объект угрозу жизни и здоровью граждан; возведено ли спорное строение на отведённом для этих целей земельном участке; получены ли при его возведении необходимые в силу закона согласования (разрешения).

В соответствии с пунктом 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект индивидуального жилищного строительства - отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Согласно части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

В силу пункта 1.1 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от <дата> N 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган власти уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 7 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений по результатам рассмотрения уведомление о планируемом строительстве направляет застройщику уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке (далее - Уведомление о соответствии).

Частью 13 статьи 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что получение уведомления о соответствии считается согласованием соответствующими органами строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства и дает право застройщику осуществлять строительство или реконструкцию объекта индивидуального жилищного строительства.

Судом установлено, что Давыдовым С.Ю. получено уведомление о соответствии №<номер>.1-18/449 от <дата>, выданное Департаментом архитектуры и градостроительства администрации <адрес> Республики Крым, в отношении объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером №<номер>, расположенным по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 95-96).

Из материалов дела также следует, что в соответствии с договором № Р-21 на выполнение проектных работ от <дата> специализированной проектной организацией - ООО «СПЕЦПРОЕКТ-ЮБК», имеющей необходимый допуск СРО, выданный Союз «ПроЭк» (per. номер СРО-П-185-16052013), для Давыдова С.Ю. была разработана проектная документация стадии Р (рабочая документация) по Объекту (далее - Проектная документация) с учетом норм СП 54.13330.2022. В соответствии с указанной проектной документацией, количество подземных этажей - 2, количество надземных этажей - 3 (т. 1 л.д. 97-109, 110-131).

В настоящее время спорный объект находится в стадии незавершенного строительства, что подтверждается приложенными к Акту наблюдения фотографиями.

По мнению ответчика, два подземных этажа спорного объекта были ошибочно идентифицированы специалистом отдела регионального государственного строительного надзора Министерства как надземные. Тогда как на данном этапе строительства определить этажность объекта на основании одного только его визуального обследования не представляется возможным.

С целью установления обстоятельств возможного допущения ответчиком при возведении спорного объекта капитального строительства существенных нарушений градостроительных, строительных противопожарных и санитарных норм и правил, препятствующих использовать такую постройку, наличия угрозы жизни и здоровью граждан, судом по делу была назначена комплексная судебная строительно-техническая и землеустроительная экспертиза, проведение которой поручено экспертам Федерального бюджетного учреждения «Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации».

Согласно выводам заключения эксперта от <дата> №<номер> строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, имеет этажность - 3 этажа (состоит из трех надземных этажей, одного подвального этажа и одного подземного этажа), площадь - 424,1 кв. м, строительная готовность строения составляет 34,39 %.

Объект исследования - строение, расположенное на земельном участке с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>, соответствует действующим градостроительным нормам, а именно требованиям Правил землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, на момент проведения осмотра соответствует строительным нормам и правилам, а именно СП №<номер> «Строительство в сейсмических районах. Актуализированная редакция СНиП П-7-81* (с Изменением N 1)», СП №<номер>2018 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. СНиП №<номер> (с Изменением N 1)».

Строение соответствует требованиям строительных, противопожарных норм и правил, предусмотренных СП №<номер> «Дома жилые одноквартирные», СП №<номер> «Системы противопожарной защиты ограничение распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям», СП №<номер> «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», Федеральным законом №<номер>-Ф3 от <дата> «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

Также строение соответствует градостроительным нормам, а именно п. 7.1 СП №<номер> «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП <дата>-89*», - в части соблюдения отступа от границ участка.

С технической точки зрения исследуемое строение угрозу жизни и здоровью граждан не создает, расположено в границах земельного участка с кадастровым номером №<номер> по адресу: <адрес>, пгт. Гаспра, ул. <адрес>.

Поскольку целевое назначение объекта исследования не установлено, то определить - соответствует ли размещение объекта виду разрешённого использования земельного участка, не представляется возможным (т. 2 л.д. 3-39).

Оценивая заключение эксперта, суд приходит к выводу, что оно является допустимым, относимым и достоверным доказательством, поскольку соответствует положениям гражданского процессуального законодательства, требованиям Федерального закона от <дата> № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации». Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, заключение дано в пределах соответствующей специальности, мотивированно, содержит подробное описание проведенного исследования, выводы и ответы на поставленные вопросы, основывается на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из того, что Администрацией <адрес> Республики Крым в нарушение требований статьи 56 ГПК РФ не представлено каких-либо доказательств, подтверждающих наличие юридически значимых обстоятельств для вывода о необходимости сноса спорного объекта капитального строительства.

При этом суд учитывает, что ответчик обеспечил получение необходимых документов, позволяющих осуществлять строительство на принадлежащем ему земельном участке, законодательно установленная процедура получения разрешительных документов на строительство была им соблюдена.

Заключением судебной эксперты, которое является надлежащим и допустимым доказательством по данному делу, опровергаются доводы истца о нарушении ответчиком предельно допустимых параметров застройки земельного участка в части превышения количества возведенных этажей, а иных нарушений стороной истца в части несоответствия Правилам землепользования и застройки муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденных решением 85-ой сессии Ялтинского городского совета 1-го созыва от <дата> №<номер>, не заявлено.

С учетом изложенного, принимая во внимание установленные обстоятельства, подтверждающие наличие у ответчика права собственности на земельный участок, отсутствие нарушения градостроительных, строительных, санитарных и противопожарных норм и правил при возведении спорного объекта капитального строительства, а также отсутствие угрозы жизни и здоровью граждан, суд приходит к выводу, что исковые требования Администрации <адрес> Республики Крым не подлежат удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда. Однако судья или суд одновременно с принятием решения суда или после его принятия может вынести определение суда об отмене мер по обеспечению иска.

С учетом вышеуказанных положений закона принятые меры по обеспечению иска подлежат отмене.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 2 ░░░░░░░ 2022 ░., ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №<░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░                                          ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 24 ░░░░░░ 2023 ░.

2-1422/2023 (2-5142/2022;) ~ М-4847/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация города Ялта Республики Крым
Ответчики
Давыдов Сергей Юрьевич
Другие
Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Кулешова Оксана Игоревна
Дело на сайте суда
yalta--krm.sudrf.ru
02.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2022Передача материалов судье
02.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2022Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
09.02.2023Предварительное судебное заседание
03.08.2023Производство по делу возобновлено
03.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.10.2023Предварительное судебное заседание
17.11.2023Судебное заседание
24.11.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее