Судья Злотников В.Я. Дело № 21-117/2023
РЕШЕНИЕ
г. Симферополь 01 марта 2023 года
Судья Верховного Суда Республики Крым Агин В.В., с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Аппазова С.М., представителя заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудаковой А.П. – Аблаевой Т.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 на решение судьи Центрального районного суда города Симферополя от 22 декабря 2022 года по делу № 12-933/2022 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении директора (контрактного управляющего) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ароматновская средняя школа» Белогорского района Республики Крым (далее МБОУ «Ароматновская СШ») ФИО2,
установил:
постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудаковой А.П. от ДД.ММ.ГГГГ № директор (контрактный управляющий) МБОУ «Ароматновская СШ» Аппазов С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15000 руб.
В порядке пересмотра дела по жалобе должностного лица Аппазова С.М. на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судьей Центрального районного суда города Симферополя 22 декабря 2022 года постановлено решение, которым постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудаковой А.П. от ДД.ММ.ГГГГ № по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении директора (контрактного управляющего) МБОУ «Ароматновская СШ» Аппазов С.М., отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании ст.2.9 КоАП РФ, то есть в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
Не согласившись с решением судьи районного суда, заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудакова А.П. подала в Верховный Суд Республики Крым жалобу, в которой просила решение судьи районного суда как незаконное отменить. В обоснование указанно, что судья при вынесении оспариваемого решения нарушил нормы материального и процессуального права и неправильно оценил установленные обстоятельства.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте его рассмотрения извещены надлежащим образом.
Выслушав представителя заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудаковой А.П. – Аблаеву Т.Д., поддержавшую жалобу, Аппазова С.М., возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив доводы, изложенные в жалобу, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно п.8 ч.2 ст.30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Основанием для привлечения должностного лица - директора (контрактного управляющего) МБОУ «Ароматновская СШ» Аппазова С.М. к административной ответственности по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ послужило то, что прокуратурой Белогорского района Республики Крым проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе) для обеспечения муниципальных нужд в деятельности МБОУ «Ароматновская СШ».
Данной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) МБОУ «Ароматновская СШ» размещен отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2021 год (далее Отчет).
Как полагает административный орган и прокуратура Белогорского района Республики Крым, Отчет за 2021 года надлежало разместить не позднее ДД.ММ.ГГГГ, однако в нарушение ч.4 ст.30 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» данный документ за 2021 год размещен только лишь ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно приказа директора МБОУ «Ароматновская СШ» от ДД.ММ.ГГГГ № Аппазов С.М. назначен на должность контрактного управляющего.
В соответствии с п.3.1.5 раздела 3 Положения о роботе контрактного управляющего МБОУ «Ароматновская СШ» в основные функции контрактного управляющего входит выполнение полномочий, определенных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ прокурором Белогорского района Республики Крым Поповым П.И. вынесено постановление о возбуждении в отношении должностного лица - директора (контрактного управляющего) МБОУ «Ароматновская СШ» Аппазова С.М. дела об административном правонарушении по признакам ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
По указанным выше фактам ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудаковой А.П. вынесено постановление №, которым должностное лицо - директор (контрактный управляющий) МБОУ «Ароматновская СШ» Аппазов С.М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 15 000 руб.
При рассмотрении жалобы Аппазова С.М. на постановление уполномоченного лица административного органа судья районного суда с выводами, содержащимися в постановлении, в части виновности Аппазова С.М. в совершенном правонарушении, согласился, но пришёл к выводу о наличия оснований для признания совершенного Аппазовым С.М. правонарушения малозначительным, и применил положения ст.2.9 КоАП РФ, отменив постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю Рудаковой А.П. от ДД.ММ.ГГГГ №.
Признавая совершенное директором (контрактным управляющим) МБОУ «Ароматновская СШ» Аппазовым С.М. правонарушение малозначительным суд первой инстанции исходил из того, что Аппазов С.М. был назначен директором МБОУ «Ароматновская СШ» и контрактным управляющим незадолго до совершения правонарушения, и что административным органом не предоставлены доказательства, подтверждающие причинение имущественного вреда либо вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Диспозицией ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи.
Согласно ч.4 ст.30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» по итогам года заказчик (за исключением заказчика, включенного в перечень, предусмотренный пунктом 5 части 11 статьи 24 настоящего Федерального закона) обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
В соответствии с ч.4.1 названной статьи Закона о контрактной системе порядок подготовки отчета, указанного в части 4 настоящей статьи, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2015 года № 238 утверждены правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе.
П.4 Правил предусмотрено, что отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный ч.4 ст.30 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Датой составления отчета является дата размещения отчета в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте.
Ст.2.4 КоАП РФ предусмотрено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
При этом из примечания к этой статье следует, что лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 указанного Кодекса, несут административную ответственность как должностные лица.
С учетом установленных по делу обстоятельств действия директора (контрактного управляющего) МБОУ «Ароматновская СШ» Аппазова С.М. правильно квалифицированы по ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ.
Вывод судьи районного суда о наличии оснований для признания административного правонарушения за нарушение антимонопольного законодательства малозначительным является обоснованным и сделан с учетом фактических обстоятельств дела.
Так, в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно п.21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Состав правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления каких-либо негативных последствий.
Установленные в ходе производства по делу об административном правонарушении обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что директор (контрактный управляющий) МБОУ «Ароматновская СШ» Аппазов С.М. разместил Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2021 год в единой информационной системе с незначительным пропуском установленного законом срока.
Законодательство Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд охраняет данные общественные отношения, имеет цель обеспечения добросовестности, открытости, добросовестной конкуренции и объективности при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Вместе с тем, размещение Отчета с незначительным пропуском установленного законом срока не ограничивают конкуренцию и не повлияют на результат определения поставщика.
С учетом изложенного, прихожу к выводу, что судья районного суда обоснованно прекратил производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении директора (контрактного управляющего) МБОУ «Ароматновская СШ» Аппазова С.М., поскольку малозначительность может быть применена ко всем составам административного правонарушения, в том числе носящим формальный характер, независимо от санкции статьи КоАП РФ, по которой привлекается лицо, в отношении которого ведётся производство по делу.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств и доказательств.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления в ходе производства по настоящему делу допущено не было.
Таким образом, жалоба уполномоченного лица административного органа не подлежит удовлетворению, а судебный акт отмене.
Руководствуясь ст.30.6, 30.7, Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
жалобу заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю ФИО1 оставить без удовлетворения.
Решение судьи Центрального районного суда города Симферополя от 22 декабря 2022 года по делу № об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора (контрактного управляющего) муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ароматновская средняя школа» Белогорского района Республики Крым ФИО2, оставить без изменения.
Судья подпись В.В. Агин
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>