Дело № 2-177/2024
УИД 24RS0038-01-2024-000158-49
Решение
Именем Российской Федерации
2 мая 2024 г. п. Нижний Ингаш
Нижнеингашский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Смольской Т.С.,
при секретаре Парчевской О.В.,
с участием: представителя истца - помощника прокурора Нижнеингашского района Паскотиной А.И., представителя ответчика - главы администрации Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края Жиганова Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеингашского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края о возложении обязанностей,
установил:
прокурор в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с иском к ответчику, просит обязать администрацию Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края в течение года с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать следующие котельные резервными источниками электропитания: котельную, расположенную по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, с. Стретенка, ул. Школьная, д.2; котельную, расположенную по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Новорождественка, ул. Молодежная, д.2; обязать администрацию Стретенского сельсовета, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу осуществить перевод котельных на соответствующие категории надежности электроснабжения: котельную, расположенная по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, с. Стретенка, ул. Школьная, д.2 - с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения; котельную, расположенную по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Новорождественка, ул. Молодежная, д.2 - с третьей на вторую категорию надежности электроснабжения.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о теплоснабжении администрацией Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края. Проверкой установлено, что в собственности муниципального образования Стретенский сельсовет находятся: котельная, площадью 71,4 кв.м., расположенная по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, с. Стретенка, ул. Школьная, д.2; котельная, площадью 33,8 кв.м., расположенная по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Новорождественка, ул. Молодежная, д.2. Указанные котельные не обеспечены автономными резервными источниками питания, из-за чего в случае наступления аварийной ситуации могут быть нарушены права неопределённого круга лиц, создана угроза жизни людей, их здоровью, имуществу, причинён значительный материальный ущерб. Электроприемники котельных относятся не менее чем ко второй категории надежности электроснабжения. В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что муниципальные котельные, расположенные в с. Стретенка и д. Новорождественка, эксплуатируются администрацией Стретенского сельсовета. На обслуживание индивидуальным предпринимателям или юридическим лицам не переданы. ПАО «Красноярскэнергосбыт» является гарантирующим поставщиком на территории Красноярского края, осуществляет бесперебойное энергоснабжение потребителей, в том числе администрацию Стретенского сельсовета. Указанные котельные генерируют тепловую энергию на нужды отопления жилых домов, образовательных учреждений, учреждений культуры, государственных и муниципальных органов. Электроснабжение является необходимым элементом технологического процесса для обеспечения социальных объектов и населения услугой отопления. Ограничение поставки тепловой энергии в отсутствие независимого резервного источника энергоснабжения может привести к угрозе для безопасности жизни и здоровья граждан, причинить значительный материальный ущерб. В нарушение указанных требований действующего законодательства администрация Стретенского сельсовета Нижнеингашского района, являющаяся владельцем указанных котельных, не приняла мер к их обеспечению вторым независимым резервным источником энергоснабжения. Надлежащая подготовка котельных к эксплуатации в зимних условиях и качественное оказание жилищно-коммунальных услуг могут быть достигнуты только при условии выполнения всех требований законодательства, регулирующего порядок технической эксплуатации котельных. Кроме того, в соответствии с требованиями п. 14 (1) Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 № 861, котельные не соответствуют категории надежности электроснабжения, поскольку котельная, расположенная по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, с. Стретенка, ул. Школьная, д.2 и котельная, расположенная по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Новорождественка, ул. Молодежная, д.2, должны относиться ко второй категории надежности электроснабжения. Обращение прокурора в суд с настоящим иском связано с обеспечением защиты интересов неопределенного круга лиц - граждан потребителей коммунальных услуг по теплоснабжению жилых домов, расположенных на территории Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, поскольку из-за отсутствия резервных источников питания на котельных могут быть нарушены права неопределенного круга лиц, в том числе права несовершеннолетних детей, посещающих школы, детские сады и нуждающихся в особых условиях содержания. Может быть создана угроза жизни, здоровью, имуществу, причинен значительный материальный ущерб, нарушено функционирование особо важных элементов коммунального хозяйства, государственных органов, учреждений здравоохранения и социальных объектов.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Паскотина А.И. заявленные требования поддержала в полном объеме по мотивам, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика – глава администрации Стретенского сельсовета Жиганов Е.В. в судебном заседании с заявленными исковыми требованиями прокурора не согласен, суду пояснил, что в виду отсутствия средств администрация Стретенского сельсовета не имеет возможности приобрести и установить резервные источники электропитания на котельные, в связи с чем 16.01.2024 года с администрацией Нижнеингашского района было заключено соглашение о предоставлении автономного резервного источника электроснабжения в случае необходимости до устранения чрезвычайной ситуации. Так же не согласен с требованиями о переводе котельных с третьей категории надежности электроснабжения на вторую, поскольку считает, что в этом нет необходимости.
Заслушав стороны, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Конституцией РФ, имеющей высшую юридическую силу на территории Российской Федерации, права и свободы гражданина провозглашены высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства (ст.2 Конституции РФ).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, иных нормативно-правовых актов каждый гражданин имеет право на благоприятные условия жизни.
В соответствии с п. п. 3, 4, 8 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закона № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, является одним из принципов и основой государственной политики в указанной сфере.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с п. 7 ст. 38 Федерального закона № 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков. Указанный порядок в числе прочего определяет категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Согласно п. 47 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 442 при введении ограничения режима потребления либо возникновения не регламентных отключений (повреждение линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений) для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони (в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии) задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
Согласно Правилам технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. № 115 котельная - комплекс технологически связанных тепловых энергоустановок, расположенных в обособленных производственных зданиях, встроенных, пристроенных или надстроенных помещениях с котлами, водонагревателями (в т.ч. установками нетрадиционного способа получения тепловой энергии) и котельновспомогательным оборудованием, предназначенный для выработки теплоты.
В силу п. 1.3 данных Правил электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок и эксплуатироваться в соответствии с правилами технической эксплуатации и правилами безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей.
Приказом Министерства энергетики РФ от 8 июля 2002 г. № 204 утверждены Правила устройства электроустановок (далее - Правила № 204).
В соответствии с пунктом 1.2.7 Правил № 204 приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.
Согласно пункту 1.2.18 Правил № 204 в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.
Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.
Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.
Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.
Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
В силу п. п. 1.2.19, 1.2.20, 1.2.21 Правил № 204 электроприемники первой и второй категории в нормальных режимах должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.
Для электроприемников третьей категории электроснабжение может выполняться от одного источника питания при условии, что перерывы электроснабжения, необходимые для ремонта или замены поврежденного элемента системы электроснабжения, не превышают 1 суток.
В соответствии с п. 1.12, 14.2 «СНиП П-35-76. Строительные нормы и правила. Котельные установки», утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 31 декабря 1976 № 229 (в редакции от 11 сентября 1997 г.), котельные по надежности отпуска тепла потребителям относятся: к первой категории - котельные, являющиеся единственным источником тепла системы теплоснабжения и обеспечивающие потребителей первой категории, не имеющих индивидуальных резервных источников тепла; ко второй категории - остальные котельные.
Электроприемники котельных по надежности электроснабжения относятся к первой или второй категориям, определяемым в соответствии с ПУЭ и п. 1.12 настоящих норм и правил.
Данные положения своей силы не утратили.
В настоящее время действует «СП 89.133330.2016. Свод правил. Котельные установки. Актуализированная редакция СНиП П-35-76», из п. 4.9 которых следует, что котельные по надежности отпуска тепловой энергии потребителям подразделяются на котельные первой и второй категории.
В данном СП отсутствуют положения, касающиеся надежности электроснабжения электропримеников котельных.
Однако, в силу разъяснений, содержащихся в письме Минрегиона РФ от 15 августа 2011 г. № 18529-08/ИП-ОГ «О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов», актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил.
В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что в собственности муниципального образования Стретенский сельсовет Нижнеингашского района Красноярского края находятся: котельная, площадью 71,4 кв.м., расположенная по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, с. Стретенка, ул. Школьная, д.2; а также котельная, площадью 33,8 кв.м., расположенная по адресу: Россия, Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Новорождественка, ул. Молодежная, д.2.
Из схемы теплоснабжения администрации Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края на период с 2023 по 2033 г.г. следует, что котельная № 1 в с. Стретенка отапливает два здания школы, клуб, администрацию сельсовета, почту и размещенные в непосредственной близости котельной 4 жилые дома; котельная № 2 в д. Новорождественка отапливает клуб и магазин. Категория потребителей тепла по надежности теплоснабжения и отпуску тепла – вторая (л.д. 27-49).
Между ПАО «Красноярскэнергосбыт» и администрацией Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края заключен 17 января 2024 г. договор энергоснабжения № 3280, согласно которого, гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путем заключения договоров с третьими лицами, оказывать услуги по передаче электрической энергии и услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, а потребитель обязуется оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
25.03.2024 года и.о. прокурора Нижнеингашского района Красноярского края было принято решение о проведении проверки исполнения администрацией Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края требований законодательства в сфере теплоснабжения (л.д. 12).
Согласно акта проверки от 28.03.2024 было установлено, что согласно схемы теплоснабжения Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края на период с 2023 по 2033 годы, утвержденной постановлением администрации Стретенского сельсовета от 23.05.2023 № 16, котельная, расположенная по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, с. Стретенка, ул. Школьная, д.2 – обеспечивает подачу тепловой энергии в МБОУ «Стретенская СОШ», Стретенский дом культуры, администрацию Стретенского сельсовета, «Почту России», ООО «Весна», два жилых дома; котельная, площадью 33,8 кв.м., расположенная по адресу: Красноярский край, Нижнеингашский район, д. Новорождественка, ул. Молодежная, д.2 – обеспечивает подачу тепловой энергии в филиал № 1 Новорождественского СДК. Указанные котельные не обеспечены автономными резервными источниками питания, кроме того, они относятся к третьей категории надежности электроснабжения.
Согласно сообщения главы администрации Стретенского сельсовета Жиганова Е.В. от 29.12.2023 прокурору района, две котельные, находящиеся на территории Стретенского сельсовета не обеспечены резервными источниками питания в ввиду отсутствия собственных денежных средств. Заключен договор с администрацией Нижнеингашского района о предоставлении автономного резервного источника электроснабжения.
Ранее 31.03.2023 года в адрес главы Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края по результатам проведенной проверки, внесено представление об устранении нарушений требований законодательства при эксплуатации системы «ГИС ЖКХ», а также законодательства в сфере теплоснабжения (л.д. 74-81).
28.04.2023 года администрацией Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края в адрес прокурора Нижнеингашского района дан ответ о том, что представление рассмотрено с участием представителя прокуратуры Нижнеингашского района; резервный источник питания в бюджет на 2023 г. средства не заложены, планируется денежные средства заложить на 2024 г. (л.д. 82).
Из положений вышеуказанных правовых норм следует, что спорные электроустановки котельных по надежности электроснабжения относятся не ниже чем ко второй категории, а, значит, в силу п. п. 1.2.19, 1.2.20 Правил № 204 такие котельные должны быть обеспечены независимым резервным источником снабжения электрической энергией.
Таким образом, в судебном заседании с достоверностью установлено, что спорные котельные не соответствуют категории надежности электроснабжения и должны относиться ко второй категории надежности электроснабжения.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в силу приведенных выше положений закона у уполномоченного органа, которым является администрация Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, возникла обязанность оборудовать указанные котельные резервными источниками электропитания и осуществить перевод котельных на соответствующие категории надежности электроснабжения.
Вместе с тем, доказательств исполнения ответчиком возложенной на него законом обязанности оборудовать указанные котельные резервными источниками электропитания, суду не представлено. Данное обстоятельство представителем ответчика не оспаривалось.
Указанные котельные генерируют тепловую энергию на нужды отопления жилых домов, образовательных учреждений, учреждений культуры, государственный и муниципальных органов. Электроснабжение является необходимым элементом технологического процесса для обеспечения социальных объектов и населения услугой отопления. Ограничение поставки тепловой энергии в отсутствие независимого резервного источника энергоснабжения может привести к угрозе для безопасности жизни и здоровья граждан, причинить значительный материальный ущерб.
Отсутствие финансового обеспечения соответствующих мероприятий не является уважительной причиной для несоблюдения требований закона, поскольку соблюдение права человека на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека не может ставиться в зависимость от финансовой обеспеченности властно-публичного образования.
Учитывая, что администрация Стретенского сельсовета Нижнеингашского района Красноярского края, являющаяся владельцем указанных котельных, не приняла мер к их обеспечению вторым независимым резервным источником энергоснабжения, то в целях восстановления нарушенных прав неопределенного круга лиц требование прокурора, суд полагает, подлежащим удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд,
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░.2;
- ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, № ░.2.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░:
- ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░, ░.2 - ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░;
- ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░, № ░.2 - ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 13 ░░░ 2024 ░░░░.