Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-44/2022 от 17.06.2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

с. Кырен                                     06 июля 2022 года

Судья Тункинского районного суда Республики Бурятия Харханова М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Одаренко И.С. на постановление заместителя директора ФГБУ Национальный парк «Тункинский» Ц. от 16.05.2022 года о привлечении Одаренко Ивана Станиславовича по ст. 8.39 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя директора ФГБУ Национальный парк «Тункинский» Ц от 16.05.2022 года Одаренко И.С. привлечен к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 3000 рублей.

На данное постановление Одаренко И.С. подана жалоба, в которой он, выражая несогласие с постановлением, ставит вопрос об его отмене. Жалоба мотивирована тем, что нарушения он не допускал; оплатил разрешение на посещение ФГБУ Национальный парк «Тункинский»; копия протокола ему на руки не выдавалась; не был извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела по существу.

На судебное заседание Одаренко И.С. не явился. Судом предпринята попытка вызова заявителя по указанному как в жалобе, так и в обжалуемом постановлении <адрес>. Согласно отчету об отслеживании портала «Почта России» судебная корреспонденция не вручена: «неудачная попытка вручения». Ни жалоба, ни истребованные из ФГБУ «национальный парк «Тункинский» материалы по делу об административном правонарушении не содержат сведений о других адресах, телефонах Одаренко И.С.. Таким образом, судом выполнены все действия, к надлежащему уведомлению заявителя о дате, времени и месте судебного заседания. Одаренко И.С. к рассмотрению не явился, без уважительной причины, не ходатайствовал об отложении рассмотрения жалобы.

На основании ч. 2 ст. 25.1. КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда от 24.03.2005г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» в целях соблюдения установленных ст. 29.6 КоАП РФ сроков рассмотрения дел об административных правонарушениях судье необходимо принимать меры для быстрого извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения дела. Поскольку КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, оно в зависимости о конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных приказом ФГУП "Почта России" от 31 августа 2005 года N 343.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым рассмотреть дело в отсутствие неявившегося надлежащим образом уведомленного заявителя Одаренко И.С..

Представитель ФГБУ Национальный парк «Тункинский» Дымшеева К.В. в судебное заседание не явилась, поступило заявление о рассмотрении жалобы Одаренко в ее отсутствие.

Суд, изучив доводы жалобы и представленные материалы, мнение должностного лица, вынесшего постановление, приходит к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 30.16 КоАП РФ судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.

В соответствии со ст. 29.1 КоАП РФ должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет, в том числе правильно ли составлен протокол об административном правонарушении, достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно протоколу об административном правонарушении Одаренко И.С. 01.05.2022 года в 16 часов 13 минут находился в лесном массиве в <адрес> инспекторского участка, без разрешительных документов на право пребывания на территории национального парка, тем самым нарушив п. 11 Положения о ФГБУ ««Национальный парк «Тункинский», утвержденного приказом Минприроды России от 12.05.2017 г. № 229, ч. 6 ст. 15 федерального закона № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

В соответствии со ст. 8.39 КоАП РФ, нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

В силу статьи 2 Федерального закона от 14.05.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее Федеральный закон № 33-ФЗ) территории национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям.

Согласно п. "ж" ч. 2 ст. 15 Федерального закона № 33-ФЗ на территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе движение и стоянка механизированных транспортных средств, не связанные с функционированием национальных парков, вне дорог и водных путей общего пользования и вне специально предусмотренных для этого мест.

Статьей 24 Федерального закона № 33-ФЗ установлено, что на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам (пункт 1). Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника (пункт 3).

Национальный парк «Тункинский» (далее - национальный парк) создан постановлением Совета Министров РСФСР от 27.05.1991 года № 282 «О создании национального парка «Тункинский» Министерства лесного хозяйства РСФСР в Бурятской ССР». Национальный парк расположен на территории муниципального образования Тункинский район Республики Бурятия.

Приказом Минприроды России от 12.05.2017 года № 229 утверждено Положение о Национальном парке «Тункинский» (далее – Положение).

Согласно п. 11 Положения, пребывание на территории национального парка физических лиц, не являющихся работниками Учреждения или должностными лицами Минприроды России, допускается только при наличии у них разрешений Учреждения или Минприроды России.

В соответствии с ч. 3 ст. 28.2 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае, предусмотренном частью 4.1 настоящей статьи, в нем делается соответствующая запись (ч. 5 ст. 28.2 КоАП РФ).

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ).

Согласно разъяснений, содержащихся в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).

Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными, либо составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными (абз. 3абз. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").

Так, судом установлено, что в соответствующих графах протокола об административном правонарушении, подписи Одаренко И.С. о разъяснении ему процессуальных прав отсутствуют; протокол им не подписан; данные о вручении копии протокола отсутствуют. При этом в протоколе имеется запись инспектора М, о том, что от подписи отказался, однако сама подпись госинспектора отсутствует. В связи с указанным, суду непонятно, от подписи в какой графе отказался Одаренко.

Кроме того, объяснение, выполненное рукописным способом Одаренко И.С. в указанном протоколе, не позволяют прийти к бесспорному выводу о том, что он надлежащим образом извещен о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Руководствуясь п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях», судья считает необходимым признать протокол об административном правонарушении по ст.8.39 КоАП РФ в отношении Одаренко И.С. недопустимым доказательством.

С учетом изложенного, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении должностным лицом ФГБУ Национальный парк «Тункинский» требования ст. ст. 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения. Кроме того, в соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 г. №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

При таких обстоятельствах постановление заместителя директора ФГБУ Национальный парк «Тункинский» Ц. от 16.05.2022 года вынесенное в отношении Одаренко И.С. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, законным признать нельзя, поэтому оно подлежит отмене, а производство по делу – прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление заместителя директора ФГБУ Национальный парк «Тункинский» Ц. от 16.05.2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьи 8.39 КоАП РФ в отношении Одаренко Ивана Станиславовича отменить, производство по делу прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано или опротестовано в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение 10 суток с момента его вручения или получения.

Судья                                     М.В. Харханова

12-44/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
Одаренко Ивана Станиславовича
Суд
Тункинский районный суд Республики Бурятия
Судья
Харханова Мария Владимировна
Статьи

ст.8.39 КоАП РФ

Дело на странице суда
tunkinsky--bur.sudrf.ru
20.06.2022Материалы переданы в производство судье
20.06.2022Истребованы материалы
21.06.2022Поступили истребованные материалы
06.07.2022Судебное заседание
06.07.2022Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее