Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-803/2023 ~ М-463/2023 от 06.03.2023

Дело № 2-803/2023г.

УИД 76RS0010-01-2023-000565-63 Изготовлено 29.06.23г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 июня 2023 года

Ростовский районный суд Ярославской области в составе председательствующего:

судьи Бабич В.Е.,

при секретаре Наумовой Л.В.,

с участием представителя истца Управления социального обеспечения администрации РМР по доверенности Калининой Е.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ростове

гражданское дело по иску Управления социального обеспечения администрации РМР к Тарасову Александру Николаевичу о взыскании неправомерно полученных выплат по субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг,

УСТАНОВЛЕНО:

Управление социального обеспечения администрации РМР обратилось в суд с иском к Тарасову А.Н. о взыскании неправомерно полученных выплат по субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В иске указано, что Тарасов Александр Николаевич, проживающий по адресу: <адрес>, обращался в управление социального обеспечения населения АРМР за назначением субсидии на оплату ЖКУ и являлся получателем с января 2006г., последнее обращение с заявлением было 15.10.2020г., субсидия была назначена на срок с 01.10.2020г. по 31.03.2021г..

Продление срока на предоставление субсидии ему было произведено автоматически на период с 01.04.2021г. по 30.09.2021г. Выплаты по субсидии были автоматически продлены. После окончания автоматически продленных выплат, Тарасов А.Н. более не обращался за назначением субсидии.

При отработке архива в августе 2022г. с учётом сведений о доходах полученных управлением социального обеспечения населения г.Ростова с ФНС (федеральная налоговая служба) о выплатах, в пользу Тарасова А.Н., был выявлен факт предоставления гражданином недостоверных сведений по доходам начиная с октября 2014г.. Ответчик предоставлял неполные сведения о заработной плате на своё имя (заработная плата не была представлена с филиала ОАО «РЖД» за август 2014г., ООО «ТЁПЛЫЙ ДОМ» за март и апрель 2016г. и с МАУ «ГОРОДСКОЙ ЦЕНТР МОЛОДЕЖИ И СПОРТА» с 2016г. по 2020г.). При перерасчёте-сроков субсидии по месяцам с учётом достоверных сведений о доходах полученных с ФНС установлено, что выплаченные денежные средства в качестве субсидии ему были положены в меньше: размере. Сумма неправомерно полученных денежных средств составляет 63 943 руб. 20 коп..

Сведения о доходах, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии, уполномоченные органы в настоящее время могут получать на основании межведомственных запросов, в электронной форме с использованием единой систем: межведомственного электронного взаимодействия.

Порядок предоставления субсидий гражданам на оплату жилого помещения коммунальных услуг определен статьей 159 Жилищного кодекса РФ, Правилами «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг) утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761 (в ред. с 30.07.2014г. №734, от 26.07.2018г. №871, от 02.04.2020г. №420, от 28.07.2020г. №1130, от 29.04.2020г. №604, от 19.10.2020г. №1703, от 31.12.2020г. №2391) и Административным регламентом предоставления государственной услуги по организации предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённым Приказом департамента труда и социальной поддержки населени Ярославской области от 30.12.2011г. № 34-11 (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с Правилами гражданин, обратившийся за предоставление субсидии, обязан предоставить документы, подтверждающие сведения о доходе заявителя и членов его семьи. Заявитель несет ответственность за достоверное представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п.1 Правил).

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина дх предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчёт указанного месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии - расчётный период (Постановление Правительства РФ от 29.04.2020г. №6С «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»). Ранее совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидк определялся за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии.

До 1 апреля 2021 была приостановлена процедур подтверждения права на получение меры социальной поддержки - субсидии на оплат ЖКУ. Предоставление государственной услуги продлевалось в беззаявительно порядке по 1 апреля 2021 года (для граждан подлежащих плановой переаттестации Все действующие назначения по субсидии на оплату жилого помещения коммунальных услуг автоматически продлевались. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020г. №420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенности предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до октября 2020года», Постановление Правительства РФ от 19 октября 2020 № 1703 «i внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 02 апреля 2020г. № 42 и Постановление Правительства РФ от 31.12.2020г. № 239.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1703 от 19.10.2020г. Постановлению Правительства РФ №2391 от 31.12.2020г., если срок предоставлен! субсидии на оплату ЖКУ истекал в период с 01.10.2020г. до 01.04.2021г., субещия предоставлялась в том же размере на следующие 6 месяцев в беззаявительном порядке перерасчётом её размера в соответствии с разделом II Правил.

Излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установление пунктом 49 Правил, они засчитываются в счёт будущей субсидии, а при отсутствии npaв на получение субсидии эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданину Тарасову А.Н., были направлены разъяснения в письменном виде по факту неправомерно полученных денежных средств по субсидии на оплату ЖКУ (исх. от 22.08.2022г. , исх. от 30.09.2022г. (с уведомлением письмо получено), исх. от 16.12.2022г. (заказное с приложением перерасчёта и полученных сведений о доходах на его имя с ФНС). Также, Тарасову А.Н. направлялись реквизиты Управления, для перечисления субсидий на оплату ЖКУ (для возврата переплаты через БАНК). Для решения вопроса по возврату излишне полученных денежных средств в качестве субсидии, заявитель не явился. Возврат неправомерно полученных в качестве субсидии денежных средств по реквизитам Управления гражданином не производился.

Просит взыскать с Тарасова Александра Николаевича сумму 63 943 руб. 20 коп., неправомерно полученную в виде субсидии на оплату ЖКУ.

В судебном заседании представитель истеца Управления социального обеспечения администрации РМР по доверенности Калининна Е.Ю. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске. Полагала, что к спорным правоотношениям срок исковой давности не применим.

Ответчик Тарасов А.Н. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, просил применить пропуск срока исковой давности и в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав представителя истца, участвующего в деле и исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованными, подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок предоставления субсидий гражданам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определен статьей 159 Жилищного кодекса РФ, Правилами «О предоставлении субсидий на оплату. жилого помещения и коммунальных услуг», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 г. № 761.

Судом установлено, что при отработке архива в августе 2022г. с учётом сведений о доходах полученных управлением социального обеспечения населения г.Ростова с ФПС (федеральная налоговая служба) о выплатах, в пользу Тарасова А.Н., был выявлен факт предоставления ответчиком недостоверных сведений по доходам начиная с октября 2014г. Тарасов А.Н. предоставлял заработную плату только с одного места работы, скрывая свои доходы от другой осуществляемой трудовой деятельности.

Последнее обращение с заявлением Тарасовым А.Н. было 15.10.2020г., субсидия была назначена на срок с 01.10.2020г. по 3:1.03.2021г. Сведения о доходах были представлены гражданином самостоятельно (недостоверные, как было выявлено позднее). Продление срока на предоставление субсидии ему было произведено автоматически на период с 01.04.2021г. по 30.09.2021г.. Выплаты по субсидии были автоматически продлены. После окончания автоматически продленных выплат, Тарасов А.Н. более не обращался за назначением субсидии.

До 1 апреля 2021 была приостановлена процедура подтверждения права на получение меры социальной поддержки - субсидии на оплату ЖКУ. Предоставление государственной услуги продлевалось в беззаявительном порядке по 1 апреля 2021 года (для граждан подлежащих плановой переаттестации).

Все действующие назначения по субсидии на оплату жилою помещения и коммунальных услуг автоматически продлевались. Постановление Правительства РФ от 02.04.2020г. №420 «О внесении изменений в Правила предоставления субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и об особенностях предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг до 1 октября 2020года», Постановление Правительства РФ от 19 октября 2020 № 1703 « О внесении изменений в Постановление Правпгельсчва РФ от 02 апреля 2020г. № 420» и Постановление Правительства РФ от 31.12.2020г.\№> 2391.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 1703 от19.10.2020г0 и Постановлению Правительства РФ №2391 от 31.12.2020т, если срок предоставления субсидии на оплату ЖКУ истекал в период е 01.10,2020г. до 01.04.2021г., субсидия предоставлялась в том же размере на следующие: 6 месяцев в беззаявительном порядке с перерасчётом её размера в соответствии с разделом II Правил. Осуществляя перерасчет продленной субсидии в беззаявительном порядке (при отработке архива в августе 2022г.), Управлением были получены сведения с ФНС о доходах ответчика, где и был выявлен факт сокрытых ранее доходов.

Соответственно, были произведены запросы о доходах Тарасова А.Н, за прошлые годы, для перерасчета субсидии. С момента выявления были приняты все меры. Сведения о доходах заявителя и членов его семьи, учитываемых при решении вопроса о предоставлении субсидии уполномоченные органы получают на основании межведомственных запросов в электронной форме с использование единой системы межведомственного информационного взаимодействия.

Уполномоченные органы имеют техническую возможность получать сведения о доходах граждан в электронном виде со второго полугодия 2021 года» Ранее граждане самостоятельно представляли сведения о доходах, ответственность за предоставленные сведения лежала на гражданине.

В соответствии с Правилами гражданин, обратившийся за предоставление субсидии, обязан предоставить документы, подтверждающие сведения о доходе заявителя и членов его семьи. Заявитель несет ответственность за достоверное представленных сведений и документов. Представление заявителем неполных и заведомо недостоверных сведений является основанием для отказа в предоставлении субсидии (п.1 Правил).

Совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина дх предоставления субсидии определяется за 6 календарных месяцев. Отсчёт указанного месячного периода начинается за 6 месяцев до месяца подачи заявления о предоставлении субсидии - расчётный период (Постановление Правительства РФ от 29.04.2020г. С «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ»). Ранее совокупный доход семьи или одиноко проживающего гражданина для предоставления субсидк определялся за 6 календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о предоставлении субсидии. Излишне выплаченные средства подлежат возврату в порядке, установление пунктом 49 Правил, они засчитываются в счёт будущей субсидии, а при отсутствии npaв на получение субсидии эти средства добровольно возвращаются получателем субсидии бюджет, из которого была предоставлена субсидия. При отказе от добровольного возврата указанных средств они по иску уполномоченного органа истребуются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Гражданину Тарасову А.Н., были направлены разъяснения в письменном виде по факту неправомерно полученных денежных средств по субсидии на оплату ЖКУ (исх. от 22.08.2022г. , исх. от 30.09.2022г. (с уведомлением письмо получено), исх. от 16.12.2022г. (заказное с приложением перерасчёта и полученных сведений о доходах на его имя с ФНС).

Также, Тарасову А.Н. направлялись реквизиты Управления, для перечисления субсидий на оплату ЖКУ (для возврата переплаты через БАНК). Для решения вопроса по возврату излишне полученных денежных средств в качестве субсидии, заявитель не явился. Возврат неправомерно полученных в качестве субсидии денежных средств по реквизитам Управления гражданином не производился.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства и оценив их по правилам ст. 67 ГПК РФ, с учетом приведенных положений закона, прихожу к выводу о том, что в результате предоставления Тарасовым А.Н. истцу недостоверных сведений о своих доходам произошла незаконная выплата иответчику супсии по ЖКУ за период времени с 01.10.14г. по 30.09.21г. в размере 63943,20 руб.

Ответчиком тарасовым А.Н. заЯвлено о применении пропуска срока исковой давности.

Истеячение срока исковой давности является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Суд соглашается с доводами ответчика о пропуске истцом срока исковой давности и считает, что срок исковой давности пропущен по платежам до 91.10.2018г., уважительных причин для его восстановления не установлено.

Поэтому в этой части в удовлетворении иска должно быть откзано.

Вместе с тем, подлежат удовлетворению требования Управления социального обеспечения администрации РМР о взыскании с Тарасова А.Н. незаконно полученных сумм субсидии за период с 01.10.2018г. по 30.09.2021г. в размере 38 153,10 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить исковые требования частично.

Взыскать с Тарасова Александра Николаевича . в пользу Управления социального обеспечения населения администрации РМР ИНН незаконно полученные суммы субсидии по оплате ЖКХ за период с 01.10.2018г. по 30.09.2021г. в размере 38 153,10 руб.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с Тарасова Александра Николаевича госпошлину в доход бюджета бюджетной системы в размере 1345 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в месячный срок со дня принятия в окончательной форме.

Председательствующий: В.Е.Бабич

2-803/2023 ~ М-463/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Управление социального обеспечения населения Администрации РМР
Ответчики
Тарасов Александр Николаевич
Другие
Межрайонная ИНФС России № 10 по Ярославской области
Суд
Ростовский районный суд Ярославской области
Судья
Бабич Виктория Евгеньевна
Дело на сайте суда
rostovsky--jrs.sudrf.ru
06.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2023Передача материалов судье
09.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.03.2023Подготовка дела (собеседование)
28.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.04.2023Судебное заседание
26.04.2023Судебное заседание
22.06.2023Судебное заседание
29.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2023Дело оформлено
14.02.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее