Мотивированное решение составлено 30.01.2024 г.
Дело № 2 – 163/2024 УИД 76RS0011-01-2023-002098-67
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 января 2024 года г. Углич
Угличский районный суд Ярославской области в составе
судьи Кривко М.Л.,
при секретаре Белянцевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Угличского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» и Министерству здравоохранения Ярославской области о возложении обязанности оснастить фельдшерско-акушерский пункт соответствующим оборудованием,
у с т а н о в и л:
Угличский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» и Министерству здравоохранения Ярославской области, в котором с просил возложить на Министерство здравоохранения Ярославской области, ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» обязанность обеспечить оснащение Терютинского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н, а именно: шкаф для одежды 1 шт., шкаф для белья 1 шт., шкаф для лекарственных препаратов 1 шт., вешалка для одежды 2 шт., тумбочки медицинские 2 шт., стол манипуляционный 1 шт., стол процедурный 1 шт., стол инструментальный 1 шт., пеленальный стол 1 шт., кресло гинекологическое 1 шт., кушетка медицинская 1 шт., электрокардиограф портативный 3 или 6 канальный 1 шт., автоматический дефиблилятор 1 шт., сейф для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества 1 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачный, амагнитный 1 шт., веся напольные для взрослых 1 шт., холодильник для хранения лекарственных препаратов 1 шт., светильник медицинский передвижной 1 шт., набор гинекологических инструментов 1 шт., кольпоскоп 1 шт. В обоснование заявления указано, что Угличской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, охране жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних, в деятельности Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области «Угличская ЦРБ». Согласно положений Устава ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе территориально обособленные. Проверкой установлено, что Терютинский ФАП, является структурным подразделением ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ», расположен по адресу: <адрес>. ФАП оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, согласно лицензии № ЛО - 76-01002635 от 12.08.2019 на осуществление медицинской деятельности. В нарушение Приложения № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н, на ФАП отсутствует следующее медицинское оборудование, которое перечислено выше. Отсутствие перечисленных медикаментов, медицинских изделий и оборудования, необходимых для оказания медицинской помощи свидетельствует о грубом нарушении их прав на охрану жизни и здоровья и может повлечь негативные для здоровья граждан последствия, вплоть до их гибели. Медицинское оборудование отсутствует на ФАП ввиду отсутствия бюджетных сред на дооснащение ФАПа в соответствии со Стандартом. Указанное медицинское оборудование, является необходимым, без которого ФАП не сможет в полном объеме оказать первичную медикосанитарную помощь. Отсутствие необходимого медицинского оборудовании в ФАП может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, несовершеннолетних на гарантированные Конституцией Российской Федерации права на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В судебном заседании заместитель Угличского межрайонного прокурора Шурыгина А.М. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно просила установить ответчикам срок для исполнения требований до 01.05.2024 г., а также уточнила адрес расположения Терютинского ФАП: <адрес>, и название сейфа: сейф для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие и ядовитые вещества.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения Ярославской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, представил письменные пояснения, в которых ответчик просил отказать в удовлетворении исковых требований, указывая, что являясь главным распорядителем бюджетных средств в рамках компетенции, осуществляет распоряжение денежными средствами в соответствии с установленными лимитами по согласованию с министерством финансов Ярославской области. Министерство финансов Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по реализации единой государственной финансовой, бюджетной и налоговой политики, по управлению государственными финансами Ярославской области, в связи с чем денежные средства, необходимые для оборудования ФАПа ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» находятся в компетенции Министерства финансов Ярославской области. Возложение на Министерство обязанности осуществить финансирование мероприятий, нарушает принципы самостоятельности и сбалансированности бюджета, а также порядок составления бюджета и выделения соответствующих средств. В рамках реализации национального проекта «Здравоохранение» в регионе постановлением Правительства области от 15.12.2020 г. № 966-п утверждена региональная программа «Модернизация первичного звена здравоохранения Ярославской области на 201-2025 годы». Указанной программой запланировано проведение в 2022-2024 г модернизация медицинских организация, включающая оснащение ФАПов ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ». Также ответчик указывает, что установленный истцом срок исполнения судебного акта, с учетом того, что областной бюджет на 2021-2023 годы сформирован в жестких экономических условиях с учетом требований законодательства о предельном размере дефицита бюджета и внутреннего долга, заведомо делает его неисполнимым, поэтому указанный срок должен составлять на менее 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ», извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, телефонограммой просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, исковые требования признал в полном объеме.
Привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, представители Министерства финансов Ярославской области и Министерства имущественных отношений Ярославской области в судебное заседание не явились, отзыва на иск не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела от них не поступило.
С учетом мнения истца, в силу ст. 167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав заместителя Угличского межрайонного прокурора Шурыгину А.М., оценив отзывы ответчика Министерства здравоохранения Ярославской области, исследовав письменные материалы дела, оценив все в совокупности, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Угличской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о здравоохранении, охране жизни и здоровья, в том числе несовершеннолетних, в деятельности Государственного учреждения здравоохранения Ярославской области «Угличская ЦРБ».
Согласно статьи 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статьей 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 323-ФЗ) установлено, что каждый имеет право на охрану здоровья.
Согласно статьи 4 Закона № 323-ФЗ, основными принципами охраны здоровья являются, в том числе соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность и качество медицинской помощи.
В силу части 2 статьи 5 Закона № 323-ФЗ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний, состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и от других обстоятельств.
В соответствии со статьей 10 Закона № 323-ФЗ, доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи.
Приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 № 543н утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, а также Правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта.
Согласно пункту 2 Положения, организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями. В силу пункта 5 Положения первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни, в том числе снижению уровня факторов риска заболеваний, и санитарно-гигиеническому просвещению. В соответствии с пунктом 9 Положения, первичная медико-санитарная помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
На основании пункта 2 Правил, фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) является структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения). ФАП организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Согласно пункту 10 Правил, оснащение ФАПа осуществляется в соответствии со стандартом оснащения, установленным приложением № 14 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 №543н.
В силу пункта 11 Правил, основными задачами ФАПа в числе прочих являются: диагностика и лечение неосложненных острых заболеваний, хронических заболеваний и их обострений, других состояний, травм, отравлений по назначению врача; организация патронажа детей и беременных женщин; осуществление мер по охране семьи, материнства, отцовства и детства.
В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Ярославской области, утвержденном постановлением Правительства Ярославской области от 20.03.2008 № 52 (в ред. от 18.08.2023 г.), названное министерство является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции в сфере охраны здоровья граждан на территории Ярославской области, в том числе по защите прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья на территории Ярославской области, разработке, утверждению и реализации программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также по участию в санитарно-гигиеническом просвещении населения. В своей деятельности министерство руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, законодательством Ярославской области и настоящим Положением.
Министерство организует оказание населению Ярославской области первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях, функционально подчиненных департаменту (пункт 3.1.1.2.). Создает в пределах компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, условия для развития медицинской помощи, обеспечения ее качества и доступности (пункт 3.1.1.5.). Организует осуществление мероприятий по профилактике заболеваний и формированию здорового образа жизни у граждан, проживающих на территории Ярославской области (пункт 3.1.1.7.). Организует осуществление мероприятий по проведению дезинфекции, дезинсекции и дератизации, а также санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (пункт 3.1.1.8.). Реализует мероприятия, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей при чрезвычайных ситуациях, ликвидацию медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, информирование населения о медико-санитарной обстановке в зоне чрезвычайной ситуации и о принимаемых мерах (пункт 3.1.1.10.). Осуществляет функции и полномочия учредителя функционально подчиненных департаменту государственных предприятий и государственных учреждений Ярославской области (пункт 3.2.3). Министерство является главным распорядителем, распорядителем и получателем соответствующих бюджетных средств, главным администратором, администратором доходов областного бюджета. Министерство организует и осуществляет исполнение бюджета Ярославской области в соответствии с общими принципами, установленными Бюджетным кодексом Российской Федерации (пункт 5.5.).
В ходе проверки, проведенной Угличской межрайонной прокуратурой, установлено, что в нарушение Приложения № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н в Терютинском ФАПе отсутствует следующее медицинское оборудование: шкаф для одежды 1 шт., шкаф для белья 1 шт., шкаф для лекарственных препаратов 1 шт., вешалка для одежды 2 шт., тумбочки медицинские 2 шт., стол манипуляционный 1 шт., стол процедурный 1 шт., стол инструментальный 1 шт., пеленальный стол 1 шт., кресло гинекологическое 1 шт., кушетка медицинская 1 шт., электрокардиограф портативный 3 или 6 канальный 1 шт., автоматический дефиблилятор 1 шт., сейф для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества, 1 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачный, амагнитный 1 шт., веся напольные для взрослых 1 шт., холодильник для хранения лекарственных препаратов 1 шт., светильник медицинский передвижной 1 шт., набор гинекологических инструментов 1 шт., кольпоскоп 1 шт.
Вместе с тем, указанный ФАП является структурным подразделением ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ», оказывает первичную доврачебную медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, согласно лицензии № ЛО - 76-01002635 от 12.08.2019 на осуществление медицинской деятельности.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Таким образом, в ходе проверки выявлены факты нарушения требований законодательства со стороны ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ» по оснащению Терютинского ФАП необходимым медицинским оборудованием.
Медицинское оборудование отсутствует в ФАПе ввиду отсутствия бюджетных средств на дооснащение амбулатории в соответствии со Стандартом. Указанные обстоятельства никем не оспорены, признаны ответчиком ГУЗ ЯО «Угличская ЦРБ».
Отсутствие перечисленных медицинских изделий и оборудования, необходимых для оказания медицинской помощи населению свидетельствует о грубом нарушении его прав на охрану жизни и здоровья и может повлечь негативные для здоровья граждан последствия, вплоть до их гибели.
Таким образом, суд приходит к выводу, что исковые требования Угличского межрайонного прокурора являются законными и обоснованными.
Обеспечение амбулатории оборудованием, медицинскими изделиями в соответствии с вышеизложенными нормами подлежит возложению на министерство здравоохранения Ярославской области и ГУЗ ЯО «Угличская центральная районная больница».
С позицией ответчика об установлении срока исполнения судебного решения 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу согласиться нельзя.
Принимая во внимание, что оснащение ФАПа указанным медицинским оборудованием необходимо для оказания в полном объеме первичной медико-санитарной помощи населению, учитывая количество населенных пунктов, прикрепленных к данной амбулатории, отдаленность от Угличской ЦРБ, что отсутствие вышеуказанного оборудования влечет нарушение прав неопределенного круга лиц на охрану здоровья и медицинскую помощь и может привести к необратимым последствиям, оснований для установления заявленного ответчиком срока для исполнения настоящего решения суд не усматривает. Вместе с тем, с учетом мнения истца, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения суда до 01.05.2024 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Угличского межрайонного прокурора (ИНН 7604008189) удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения Ярославской области (ИНН 7604044726), Государственное учреждение здравоохранения ЯО «Угличская центральная районная больница» (ИНН 7612016433) в срок до 01.05.2024 г. обеспечить оснащение Терютинского фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с Приложением № 14 Стандарта оснащения врачебной амбулатории (фельдшерско-акушерского пункта, фельдшерского здравпункта), утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15.05.2012 № 543н, а именно: шкаф для одежды 1 шт., шкаф для белья 1 шт., шкаф для лекарственных препаратов 1 шт., вешалка для одежды 2 шт., тумбочки медицинские 2 шт., стол манипуляционный 1 шт., стол процедурный 1 шт., стол инструментальный 1 шт., пеленальный стол 1 шт., кресло гинекологическое 1 шт., кушетка медицинская 1 шт., электрокардиограф портативный 3 или 6 канальный 1 шт., автоматический дефиблилятор 1 шт., сейф для хранения наркотических или психотропных лекарственных препаратов и лекарственных препаратов, содержащих сильнодействующие или ядовитые вещества, 1 шт., щит спинальный с устройством для фиксации головы, рентгенопрозрачный, амагнитный 1 шт., веся напольные для взрослых 1 шт., холодильник для хранения лекарственных препаратов 1 шт., светильник медицинский передвижной 1 шт., набор гинекологических инструментов 1 шт., кольпоскоп 1 шт.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Угличский районный суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Судья М.Л. Кривко