Судебный акт #1 (Постановление) по делу № 5-1774/2021 от 20.07.2021

Дело № 5-1774/2021

УИД 53RS0022-01-2021-006675-70

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Великий Новгород 06 сентября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2021 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 06 сентября 2021 года.

Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул. Октябрьская, д. 15),

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Герасимова В.И., его защитника Перилова С.М.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица -

директора муниципального автономного учреждения «<данные изъяты>» Герасимова В.И., <данные изъяты>

установил:

13 мая 2021 года главным специалистом-экспертом отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Новгородской области Степановой О.И. в отношении директора муниципального автономного учреждения «<данные изъяты>» (далее по тексту – МАУ «<данные изъяты> Учреждение) Герасимова В.И. составлен протокол № 129 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), за нарушение требований статей 2, 11, 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пункта 2.5 санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)", совершенное при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (с учетом изменений и исправлений, внесенных в данный протокол 15 июля 2021 года).

В соответствии с подведомственностью, установленной ст. 23.1 КоАП РФ, вышеуказанный протокол об административном правонарушение и другие материалы дела переданы на рассмотрение в Новгородский районный суд Новгородской области (поступили 20 июля 2021 года).

При рассмотрении дела Герасимов В.И. не согласился с наличием в его действиях нарушений, квалифицируемых по части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, по доводам, приведенным в письменном возражении.

Защитник Перилов С.М. поддержал позицию Герасимова В.И., полагал, что в рассматриваемом случае отсутствует состав административного правонарушения, так как в ходе проверки инструкция по применению дезинфицирующего средства «Алмадез-Хлор» была предоставлена должностному лицу Управления Роспотребнадзора по Новгородской области, о чем указано в акте проверки.

Главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Новгородской области Степанова О.И. при допросе в судебном заседании показала, что в период с 30 марта 2021 года по 23 апреля 2021 года в отношении МАУ «<данные изъяты>» проводилась плановая выездная проверка, в ходе которой, в частности, было выявлено, что для проведения уборки в Учреждении используется дезинфицирующее средство «Алмадез-Хлор», 0,15-процентным раствором которого проводилась обработка и уборка помещений. Однако, при проведении проверки не была представлена инструкция по применению этого дезинфицирующего средства, а для работников в специальном помещении, где проводится приготовление дезинфицирующих растворов, была вывешена инструкция по применению дезинфицирующего средства «Ника-Хлор», хотя такого средства в наличии не имелось и оно не использовалось. При проведении проверки участвовали представители Учреждения Перилов С.М. и ФИО4 у которых она спрашивала, имеется ли инструкция на средство «Алмадез-Хлор». Они искали ее, но в тот день инструкция не была найдена и не предъявлена. Затем, в период проведения проверки данная инструкция была предоставлена, а именно, 06 апреля 2021 года. На заданные вопросы ФИО1 пояснила, что правила приготовления дезинфицирующих растворов, указанные в представленной Учреждением инструкции на дезинфицирующее средство «Алмадез-Хлор» соответствуют нормативным требованиям. Санитарная обработка в Учреждении проводилась и предусмотренными дезинфицирующими средствами. Вменяемое директору МАУ «<данные изъяты>» Герасимову В.И. нарушение заключается в том, что на момент проверки отсутствовала инструкция на используемое дезинфицирующее средство.

Выслушав объяснения Герасимова В.И., защитника Перилова С.М., допросив должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – Степанову О.И., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Исходя из положений ст. 26.1 КоАП РФ, в ходе разбирательства по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в числе иных обстоятельств, наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Часть 2 статьи 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Диспозиция части 2 статьи 6.3 КоАП РФ является отсылочной (бланкетной) к иным нормам действующего законодательства Российской Федерации, а потому в случае выявления фактов нарушения которых данные нормы должны быть приведены в протоколе об административном правонарушении.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих").

Как указано в части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон № 52), санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством профилактики заболеваний в соответствии с санитарно-эпидемиологической обстановкой и прогнозом ее изменения, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

В силу статьи 11 Федерального закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 Федерального закона № 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30 июня 2020 года № 16 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1/2.4.3598-20), которые согласно пункту 1.3 в условиях распространения COVID-19 применяются в дополнение к обязательным требованиям, установленным для названных организаций государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.

Пунктом 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20 предусмотрено, что для проведения дезинфекции должны использоваться дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения руководителя Управления Роспотребнадзора по Новгородской области от 23 марта 2021 года № 169 и опубликованного ежегодного плана плановых проверок на 2021 год в период времени с 29 марта 2021 года по 23 апреля 2021 года в отношении МАУ «<данные изъяты>» по адресу места нахождения и фактического осуществления деятельности: <адрес>, проведена плановая выездная проверка в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

По результатам проведения проверки должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Новгородской области в отношении директора МАУ «<данные изъяты> Герасимова В.И. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

Согласно указанному протоколу (с учетом изменений и исправлений, внесенных 15 июля 2021 года) директору Учреждения Герасимову В.И. вменяется то, что он 23 апреля 2021 года в 15 час. 00 мин. не обеспечил надлежащий контроль за проведением работниками МАУ «Спортивная школа №2» санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих (новой коронавирусной инфекции), а именно: для проведения уборки используется дезинфицирующее средство «Алмадез-Хлор», 0,15-процентным раствором которого проводится обработка оборудования и уборка помещений, однако, на рабочих местах технического персонала отсутствует инструкция по применению этого дезинфицирующего средства (была вывешена инструкция по применению дезинфицирующего средства «Ника-Хлор»), что является нарушением ст.ст. 2, 11, 39 Федерального закона № 52-ФЗ, пункта 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20.

Вместе с тем, судья, оценивая представленные доказательства, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, приходит к выводу, что представленные доказательства не подтверждают вину указанного лица в инкриминируемом ему правонарушении.

В силу части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Для того чтобы конкретное лицо понесло административное наказание, необходимо доказать, что его действие или бездействие вызвало нарушение тех или иных правил, установленных компетентным органом законодательной или исполнительной власти и защищаемых мерами административной ответственности.

Согласно части 1 статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Исходя из диспозиции части 2 статьи 6.3 КоАП РФ, привлечению к административной ответственности по данной норме подлежат лица, нарушившие действующие санитарные правила и гигиенические нормативы, не выполнившие санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо не выполнившие в установленный срок выданное в указанные периоды законное предписание (постановление) или требование органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

При этом в силу общих положений КоАП РФ, содержащихся в части 1 статьи 2.1 данного Кодекса, ответственность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Таким образом, материалы дела должны содержать доказательства того, что лицо, привлекаемым к административной ответственности, были нарушены действующие санитарные правила и гигиенические нормативы либо не выполнены санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия.

Перечисленные в протоколе об административном правонарушении правовые нормы Федерального закона № 52-ФЗ (ст.ст. 2, 11, 39) сами по себе не раскрывают объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, поскольку в них нет указания на конкретные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, которые должны выполняться юридическими и физическими лицами.

Пункт 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20, нарушение которого вменяется Герасимову В.И., к числу профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19), относит проведение дезинфекции с использованием дезинфицирующих средств, применяемых для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях, в соответствии с инструкцией по их применению.

Мероприятия по дезинфекции должны проводится с учетом письма Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора) от 23 января 2020 года № 02/770-2020-32 "Об инструкции по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами", в соответствии с которым для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, зарегистрированные в установленном порядке. Для дезинфекции могут быть использованы средства из различных химических групп: хлорактивные (натриевая соль дихлоризоциануровой кислоты - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 0,06%, хлорамин Б - в концентрации активного хлора в рабочем растворе не менее 3,0%), кислородактивные (перекись водорода в концентрации не менее 3,0%), катионные поверхностно-активные вещества (КПАВ) - четвертичные аммониевые соединения (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,5%), третичные амины (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,05%), полимерные производные гуанидина (в концентрации в рабочем растворе не менее 0,2%), спирты (в качестве кожных антисептиков и дезинфицирующих средств для обработки небольших по площади поверхностей - изопропиловый спирт в концентрации не менее 70% по массе, этиловый спирт в концентрации не менее 75% по массе). Содержание действующих веществ указано в Инструкциях по применению.

В письме Роспотребнадзора от 27 марта 2020 года № 02/5225-2020-24 "О проведении дезинфекционных мероприятий" сообщено также о возможности использования для проведения дезинфекции поверхностей, наряду с рекомендованными ранее средствами, гипохлорита кальция (натрия) в концентрации не менее 0,5% по активному хлору и средств на основе дихлорантина - 0,05% по активному хлору; кроме того, для поверхностей небольшой площади может использоваться этиловый спирт 70%.

При рассмотрении дела Герасимов В.И. и его защитник Перилов С.М. утверждали, что в Учреждении дезинфекция проводится на регулярной основе в соответствии с графиком уборки помещений с использованием дезинфицирующего средства и инструкцией по его применению. До 11 марта 2021 года использовалось дезинфицирующее средство «Ника-Хлор», в связи с отсутствием у поставщика указанного дезинфицирующего средства при осуществлении поставки 24 февраля 2021 года была осуществлена его замена на идентичное по своим характеристикам средство «Алмадез-Хлор». В тот же день (24 февраля 2021 года) подготовлена инструкция по применению дезинфицирующего средства «Алмадез-Хлор», с которой были ознакомлены ответственные специалисты. Во время проведения проверки, а именно, 30 марта 2021 года в день посещения и обследования должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Новгородской области помещений МАУ «<данные изъяты> инструкция по применению дезинфицирующего средства «Алмадез-Хлор» в связи большим объемом подготавливаемых для проверки документов не была найдена в папке документов и предоставлена должностному лицу позднее, но в пределах срока проверки – 06 апреля 2021 года.

В подтверждение приведенных обстоятельств Герасимовым В.И. представлены: расходная накладная № 99 от 24 февраля 2021 года; инструкция № 1/13 по применению средства дезинфицирующего «Алмадез-Хлор» (таблетки, гранулы), утвержденная директором МАУ «<данные изъяты>» Герасимовым В.И. 24 февраля 2021 года и с которой в этот же день были ознакомлены главный инженер ФИО2 и уборщицы <данные изъяты>; журнал учета по санитарной обработке (дезинфекции, дезинсекции и дератизации); журнал разведения дезинфицирующих растворов.

В акте проверки от 23 апреля 2021 года № 169 должностным лицом Управления Роспотребнадзора по Новгородской области зафиксировано, что администрацией Учреждения обеспечен запас, в том числе, дезинфицирующих и моющих средств, представлены свидетельства о государственной регистрации, сертификаты соответствия. Для проведения уборки используется дезинфицирующее средство «Алмадез-Хлор», 0,15 % растровом которого проводится обработка оборудования и уборка помещений. За период проведения проверки представлена инструкция на средство «Алмадез-Хлор», в соответствии с которой обработка поверхностей производится 0,15 % раствором средства с вирулицидным действием (л.д. 25).

Фактов некачественной уборки и дезинфекции помещений, применения дезинфицирующих средств в концентрации ниже требуемой для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами, в соответствии с Инструкцией по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами, от 23 января 2020 года № 02/770-2020-32, при проведении проверки установлено не было.

При допросе в судебном заседании главный специалист-эксперт отдела санитарного надзора, регистрации и лицензирования Управления Роспотребнадзора по Новгородской области Степанова О.И., проводившая внеплановую выездную проверку, подтвердила, что правила приготовления дезинфицирующих растворов, указанные в представленной Учреждением инструкции на дезинфицирующее средство «Алмадез-Хлор», соответствуют нормативным требованиям; санитарная обработка в Учреждении проводилась и предусмотренными дезинфицирующими средствами.

Таким образом, по мнению суда, те обстоятельства, что сотрудниками МАУ «<данные изъяты>» непосредственно в день выхода должностного лица Управления Роспотребнадзора по Новгородской области на объект контроля (надзора) не был предъявлен текст инструкции по применению средства дезинфицирующего «Алмадез-Хлор», что, как пояснили <данные изъяты> было обусловлено большим объемом испрашиваемых для проверки документов, а также отсутствие указанной инструкции в помещении технического персонала, при том, что данная инструкция через непродолжительный период времени была представлена в административный орган в срок проведения проверки, сами по себе не могут свидетельствовать о том, что в Учреждении не должным образом проводились санитарно-противоэпидемические мероприятия, предусмотренные пунктом 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20.

Ссылки на нормативный акт, предусматривающий обязанность юридических лиц размещать инструкции по применению дезинфицирующих средств в определенных местах, в протоколе об административном правонарушении не имеется и при рассмотрении дела не установлено.

Иных действий либо бездействия, образующих состав правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении Герасимову В.И. не вменяется.

Согласно частям 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Поскольку собранные по делу доказательства не подтверждают наличие в действиях (бездействии) директора МАУ «<данные изъяты>» Герасимова В.И. нарушения требований 2.5 СП 3.1/2.4.3598-20 при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении, что исключает в наличие действиях указанного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ.

В силу пункта 2 статьи 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 КоАП РФ, судья

постановил:

░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░░ 6.3 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «<░░░░░░ ░░░░░░>» ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 24.5 ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

5-1774/2021

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
Герасимов Владимир Иванович
Суд
Новгородский районный суд Новгородской области
Судья
Ящихина Виктория Владимировна
Дело на сайте суда
novgorodski--nvg.sudrf.ru
20.07.2021Передача дела судье
20.07.2021Подготовка дела к рассмотрению
04.08.2021Рассмотрение дела по существу
25.08.2021Рассмотрение дела по существу
02.09.2021Рассмотрение дела по существу
06.09.2021Изготовлено постановление о прекращении в полном объеме
04.10.2021Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
06.10.2021Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
15.10.2021Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
26.10.2021Вступление постановления (определения) в законную силу
26.10.2021Обращено к исполнению

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее