Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-2041/2020 ~ М-1492/2020 от 12.11.2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 декабря 2020 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Шуваркиной Т.П.

с участием прокурора Роговой О.В.

представителей Ершовой Л.П.по доверенности Воронина Д.А., Чистякова В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-2041/2020 по административному исковому заявлению Ершовой Л.П. о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

У с т а н о в и л :

Ершова Л.П. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него по пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включении в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером .

Требования обоснованы тем, что в указанные пункты Перечней включено принадлежащее административному истцу на праве собственности нежилое помещение с кадастровым номером , не отвечающее критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку оно используется для осуществления оздоровительной деятельности в качестве спортивного комплекса. Титульное наименование здания, в котором располагается помещение, не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение указанного объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физических лиц и нарушает права и законные интересы административного истца.

В судебном заседании представители административного истца по доверенности Воронин Д.А., Чистяков В.М. поддержали заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, относительно заявленных требований представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что нежилое помещение включено в Перечни в соответствии с наименованием здания (информационно-вычислительный центр), что позволяет отнести здание, частью которого является помещение административного истца, к объектам, предназначенным для использования в качестве объекта делового назначения.

Заслушав представителей административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования следует удовлетворить.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 14 ноября 2016 года № 1907 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год.

Приказом от 18 октября 2017 года № 1647 утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2018 год.

Приказом от 29 октября 2018 года № 1608 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год.

Приказом от 7 октября 2019 года № 2201 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2020 год.

Нежилое помещение с кадастровым номером включено в пункт Перечня на 2017 год, в пункт Перечня на 2018 год, в пункт Перечня на 2019 год, в пункт Перечня на 2020 год.

Приказ министерства от 14 ноября 2016 года № 1907 официально опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 313 (29859), 24.11.2016, на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 24.11.2016, в издании "Волжская коммуна", N 316 (29862), 29.11.2016 (продолжение), в издании "Волжская коммуна", N 318 (29864), 30.11.2016 (продолжение).

Приказ министерства от 18 октября 2017 года № 1647 опубликован в изданиях "Волжская коммуна", N 281 (30176), 31.10.2017 (Приказ, приложение (пп. 1 - 90)),"Волжская коммуна", N 283(30178), 01.11.2017 (Приложение (пп. 91 - 16435)), "Волжская коммуна", N 285 (30180), 02.11.2017 (Приложение (пп. 16436 - 20775)), "Волжская коммуна", N 297(30192), 16.11.2017 (Приложение (пп. 20776 - 34378)).

Приказ министерства № 1608 от 29 октября 2018 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 16.11.2018, в издании "Волжская коммуна", N 308(30543), 20.11.2018.

Приказ министерства от 7 октября 2019 года № 2201 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 18.10.2019, в издании "Волжская коммуна", N 158(30741), 23.10.2019 года.

В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что Ершовой Л.П. на праве собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером площадью 2111,3 кв. м, расположенное по адресу: <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости нежилое помещение имеет назначение и наименование– нежилое помещение.

В техническом паспорте нежилого помещения по состоянию на 13 августа 2012 года отражено, что помещения в нем предназначены для размещения торгово-складского помещения площадью 38,3 кв. м, 129,4 кв. м, зала кафе площадью 37,6 кв. м., кухни площадью 7,7 кв. м, 6,8 кв. м, буфетов площадью 5,1 кв. м, 15,9 кв. м, остальные помещения предназначены для спортзала(199,4 кв. м) бассейна ( 205,5 кв. м), кабинетов, душевых, раздевалок, санузлов, лестниц, коридоров, моечных, игровой комнаты, теплоузла, электрощитовых, инвентарной, складов, лестниц, лестничных клеток, технического помещения, лифта, холла, тамбура, комнаты охраны, комнаты для приема пищи, помещений без указания их назначения.

Общая площадь объектов торговли ( торгово-складских помещений), а также объектов общественного питания ( зал кафе, кухни, буфеты) по техническому паспорту составляет 240,8 кв. м, что от общей площади помещения составляет 11,40 %.

Термин «кабинет» не тождественен термину «офис», остальные помещения по техническому паспорту имеют характер подсобных или вспомогательных помещений.

Нежилое помещение располагается в нежилом здании с наименованием информационно-вычислительный центр с кадастровым номером 63:09:0301153:576 площадью 4 101,7 кв.м.

Вопреки доводам административного ответчика наименование здания -информационно-вычислительный центр- не свидетельствует о безусловном и однозначном размещении в нем объектов административного, делового, офисного назначения.

По сведениям, предоставленным в суд, ранее это здание в соответствии с договором купли-продажи от 7 апреля 1993 года № 67 принадлежало акционерному обществу закрытого типа «Информцентр», которое занималось оказанием информационно-вычислительных услуг предприятиям, организациям, разработкой и эксплуатацией новых информационных технологий, компьютерным и техническим обслуживанием ВТ, оргтехники, электронной техники, арендой и лизингом ВТ, оргтехники, программных средств.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО1 № 031-12-00020 от 18 декабря 2020 года нежилое помещение с кадастровым номером общей площадью 2111,3 кв. м используется следующим образом: помещения №№ 20, 21, 24, 25, 47, 48, 53, 61, 65, 66, 68, 69, 70, 71а, 71б, 72, 73, 75-77, 84 этаж № 1 площадью 650,90 кв. м - в качестве помещений спортивного комплекса с плавательным бассейном. Помещения №№ 64, 6, 2 этаж 1 площадью 203,3 кв. м используются в качестве помещений производственно-складского назначения; помещения №№ 60,78, 79, 80, 81, 83 этаж 1 площадью 60 кв. м используются в качестве объекта общественного питания; помещения №№ 2, 4, 12а, 12б, 13б, 25, 26, 32в этаж 3 площадью 194,1- кв.м используются в качестве офисных помещений; иные помещения объекта являются вспомогательными, техническими помещениями либо не используются. Общая площадь помещений, предназначенных для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания или объектов бытового обслуживания составляет 254,10 кв. м, что соответствует 12 % от общей площади объекта.

В период с 1 января 2017 года по 31 декабря 2017 года нежилые помещения № 64 ( 129,4 кв. м) и № 6 (35,6 кв.м), а с 23 января 2017 по настоящее время еще и помещения № 2 ( 38,3 кв. м), № 33, 34, 35, 36, 37 общей площадью 53,6 кв.м использовались арендатором ООО «Элита» для производственно-складской деятельности (производство пива).

С 1 января 2017 года по 4 ноября 2020 помещения № 78, 79, 60, 80, 81, 83 площадью 60 кв.м использовала арендатор ИП Гулянова Э.А. для производства полуфабрикатов и субпродуктов, а с 14 ноября 2020 года помещения переданы в аренду ИП Степаняну А.Г. под кафе.

Арендатором ООО «Гермес-Торг» с 1 января 2017 по 1 июня 2018 года использовались помещения 1 этажа № 20, 21, 24, 25, 47, 48, 53, 61, 65, 66, 68, 69, 70, 71, 72, 76, 77, 84 площадью 650,90 кв.м и помещения 3 этажа №№ 1, 5, 16, 47, 23, 24 площадью 139,90 кв.м -под спортивный клуб с бассейном, а с 8 июня 2018 года по настоящее время этим помещения под спортивный комплекс с бассейном использует арендатор ООО «Контакт».

ООО «ЭкоСтройРесурс» с 1 декабря 2019 года по 31 января 2020 года арендовало под офисы помещения 19 кв.м и 18 кв.м под офисы, а с 1 февраля 2020 года арендует только одно помещение 19 кв.м.

Доказательств, подтверждающих факт использования в нежилом помещении с кадастровым номером более 20 % помещений в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, административный ответчик не предоставил.

Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером - для дальнейшей эксплуатации административного здания информационно-вычислительного центра, для объектов общественно-делового значения - не свидетельствует о безусловном и однозначном расположении на нем объектов делового, коммерческого, административного, офисного назначения.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для включения нежилого помещения в Перечни не имелось, в связи с этим требования административного истца о признании недействующими Перечней на 2017, 2018, 2019, 2020 годы в части включения в них под пунктами соответственно , , , нежилого помещения с кадастровым номером подлежат удовлетворению.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм (2017, 2018, 2019, 2020 годы), суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административного истца будет способствовать признание оспариваемых норм недействующими со дня принятия.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

Требования Ершовой Л.П. удовлетворить.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2017 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 14 ноября 2016 года № 1907, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2018 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 18 октября 2017 года № 1647, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 29 октября 2018 года № 1608, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Признать недействующим Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 7 октября 2019 года № 2201, в части включения в него под пунктом нежилого помещения с кадастровым номером , со дня принятия.

Решение может быть обжаловано в четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А.Родина

Мотивированное решение изготовлено 26 декабря 2020 года.

3а-2041/2020 ~ М-1492/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Самарской области
Ершова Л.П.
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
12.11.2020Регистрация административного искового заявления
13.11.2020Передача материалов судье
13.11.2020Решение вопроса о принятии к производству
13.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.11.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.12.2020Судебное заседание
25.12.2020Судебное заседание
26.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее