Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2049/2022 ~ М-1803/2022 от 11.11.2022

Дело № 2-2049/2022

18RS0021-01-2022-002864-31

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Можга УР 28 ноября 2022 года

Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой Ю.А.,

при секретаре Бажиной Е.В.,

с участием представителя истца Архипова В.Б., действующего на основании доверенности от дд.мм.гггг,

представителя ответчика Думкиной С.А., действующей на основании доверенности Устава,

представителя третьего лица Администрации МО «Город Можга» Кряжевских Ю.М., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,

представителя третьего лица Управления образования Администрации МО «Город Можга» Сорокиной С.Е., действующей на основании доверенности от дд.мм.гггг,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 14 общеразвивающей направленности» города Можги об устранении нарушений требований санитарного законодательства,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (далее по тексту Управление Роспотребнадзора по УР) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Детский сад № 14 общеразвивающей направленности» города Можги (далее по тексту МБДОУ «Детский сад № 14») об устранении нарушений требований санитарного законодательства.

Исковое заявление мотивировано тем, что в период с 07.04.2022 г. по 06.05.2022 г. должностными лицами Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по УР в г. Можге была проведена плановая выездная проверка в отношении МБДОУ «Детский сад № 14», в ходе которой были установлены нарушения обязательных требований санитарного законодательства. А именно, в нарушение ст. ст. 10, 11, 24, 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения":

- уровень искусственной освещенности групповых помещений МБДОУ «Детский сад № 14» не соответствуют гигиеническим нормативам: в младшей группе «Непоседы», средней группе «Пчелки», группе раннего возраста «Кроха», младшей группе «Теремок», что является нарушением пункта 2.8.5 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», раздела V таблицы 5.54 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», и подтверждается протоколом измерения искусственной освещенности от 08.04.2022 № 45 о/50Б, экспертным заключением от 20.04.2022 г. №325/4;

- МБДОУ «Детский сад № 14» посещает 143 ребенка, всего 7 групп, 7 групповых площадок для прогулок, теневых навесов 5. На двух групповых площадках для двух групп с количеством 36 детей отсутствуют теневые навесы, что является нарушением пункта 3.1.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

По всем фактам выявленных нарушений МБДОУ «Детский сад № 14» выданы предписания от 06.05.2022 г. за № 2929, № 2930.

Предписанием от 06.05.2022 г. № 2929 в срок до 30.06.2022 предписано устранить нарушения санитарного законодательства и привести в соответствие с нормативами искусственную освещенность групповых помещений МБДОУ «Детский сад № 14» в младшей группе «Непоседы», средней группе «Пчелки», группе раннего возраста «Кроха», младшей группе «Теремок».

Предписанием от 06.05.2022 г. № 2930 в срок до 01.09.2023 г. предписано обеспечить групповые площадки двумя теневыми навесами.

12.09.2022 г. МБДОУ «Детский сад № 14» дан ответ по исполнению указанных предписаний о том, что искусственная освещенность в групповых помещениях в соответствие с нормативами не приведена, теневые навесы не установлены.

Постановлением начальника ТОУ Роспотребнадзора по УР в г. Можге от 11.05.2022 г. заведующая МБДОУ «Детский сад № 14» Думкина С.А. привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 6.7 КоАП РФ с назначением штрафа.

С учетом положений ст. ст. 12, 46 ГПК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 51, ст. 52 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», истец просит признать противоправным бездействие МБДОУ «Детский сад №14» по несоблюдению требований ст. ст. 11, 24, 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2.8.5 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», раздела V таблицы 5.54 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», пункта 3.1.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», а также обязать ответчика устранить выявленные нарушения в срок до 30.12.2024 г. (с учетом уточнения предмета иска).

В судебном заседании представитель истца Архипов В.Б. на исковых требованиях настаивал, поддержал доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно представитель истца пояснил, что предъявление искового заявления федеральным органом исполнительной власти вызвано необходимостью защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц, а также предупреждения наступления негативных последствий нарушений требований санитарного законодательства.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 14» Думкина С.А. нарушения санитарного законодательства, указанные в исковом заявлении, не оспаривала, исковые требования признала.

Представители третьих лиц Управления образования Администрации МО «Город Можга» Сорокина С.Е. и Администрации МО «Город Можга» Кряжевских Ю.М. по существу исковых требований не возражали, пояснив, что действительно имеется необходимость устранения нарушений требований санитарного законодательства.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В период с 07.04.2022 г. по 06.05.2022 г. Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по УР в г. Можге, на основании решения от 04.04.2022 г. № 311, проведена плановая выездная проверка в отношении МБДОУ «Детский сад № 14» по соблюдению обязательных требований санитарного законодательства и технического регулирования.

В ходе проверки установлены вышеуказанные факты оказания МБДОУ «Детский сад № 14» образовательных услуг с нарушением требований санитарного законодательства, санитарных правил и гигиенических нормативов, а именно ст. ст. 10, 11, 24, 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 2.8.5 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», раздела V таблицы 5.54 СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»; пунктов 2.8.5, 3.1.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», что подтверждается актом выездной плановой проверки от 06.05.2022 г.

Вышеуказанные нарушения санитарного законодательства установлены также при производстве по делу об административном правонарушении (постановление начальника ТОУ Роспотребнадзора по УР в г. Можге от 11.05.2022 г.) и представителем ответчика не оспариваются.

Выданные МБДОУ «Детский сад №14» предписания об устранении выявленных нарушений обязательный требований №№ 2929, 2930 от 06.05.2022 г. не исполнены.

Неустранение ответчиком вышеуказанных нарушений санитарного законодательства послужило поводом для обращения истца с рассматриваемым исковым заявлением.

Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.).

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (ст. 2 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г.).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

- выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;

- разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;

- обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;

- осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;

- проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;

- своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения;

- осуществлять гигиеническое обучение работников.

В силу ст. 24 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из ст. 28 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г., в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии со ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный Закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.) охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе: организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом; проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.

Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями (п. 2 ст. 41 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.).

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают проведение санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий, обучение и воспитание в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации; соблюдение государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (п.п. 2,3 п. 4 ст. 41 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.).

Согласно ст. 28 Федерального Закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Образовательная организация несёт ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесённых к её компетенции, за реализацию не в полном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Из Устава МБДОУ «Детский сад № 14» следует, что учреждение обязано осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания воспитанников, присмотра и ухода за воспитанниками, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье воспитанников, работников учреждения.

Таким образом, в силу вышеуказанных положений, на ответчике МБДОУ «Детский сад № 14» лежит обязанность по устранению выявленных истцом нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

Санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказанию услуг по воспитанию и обучению предусмотрены Санитарными Правилами 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 (далее по тексту – СП 2.4.3648-20).

Указанные Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении вышеуказанной деятельности, а именно направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказанию услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах) (п. 1, 2 СП 2.4.3648-20).

Пунктом 2.8.5 СП 2.4.3648-20 предусмотрено, что система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с разрядными, люминесцентными или светодиодными лампами со спектрами светоизлучения: белый, тепло-белый, естественно-белый. Не допускается в одном помещении использовать разные типы ламп, а также лампы с разным светооизлучением. Уровни искусственной освещенности для детей дошкольного возраста в групповых (игровых) - не менее 400 люкс, в учебных помещениях для детей старше 7 лет - не менее 300 люкс, в учебных кабинетах черчения и рисования, изостудиях, мастерских живописи, рисунка и скульптуры - 300 люкс, в мастерских трудового обучения - 400 люкс.

Дошкольные организации должны иметь собственную территорию для прогулок детей (отдельно для каждой группы).

Игровая зона включает групповые площадки, индивидуальные для каждой группы. Для отделения групповых площадок друг от друга, а также для отделения их от хозяйственной зоны используют зеленые насаждения. На территории групповых площадок устанавливают теневой навес площадью из расчета не менее 1 м2 на одного ребенка, но не менее 20 м2, песочницы, а также иные приспособления для игр. Теневые навесы оборудуют полами из дерева или иных строительных материалов в соответствии с областью применения. Допускается установка на прогулочной площадке сборно-разборных навесов, беседок (пункт 3.1.2 СП 2.4.3648-20).

Исходя из изложенного и установленных по делу обстоятельств, суд соглашается с доводами истца о том, что ответчиком нарушены вышеуказанные требования санитарного законодательства, допущенное бездействие нарушает права несовершеннолетних, создает угрозу причинения вреда их жизни и здоровью.

Обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, представитель ответчика в судебном заседании не оспаривал, исковые требования признал, о чем представил письменное заявление.

Суд принимает признание иска представителем ответчика, т.к. это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Согласно ч. 2 ст. 68 ГПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

В соответствии с ч.3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истца к МБДОУ «Детский сад № 14» об устранении нарушений требований санитарного законодательства.

С учетом характера спора, мнения участников процесса, суд полагает возможным определить для исполнения решения суда срок, предложенный представителем истца.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Управления Роспотребнадзора по УР (ИНН 1835064045) в интересах неопределенного круга лиц к МБДОУ «Детский сад № 14» (ОГРН 1021801125928) об устранении нарушений требований санитарного законодательства - удовлетворить.

Признать противоправным бездействие МБДОУ «Детский сад № 14» по несоблюдению требований ст. ст. 11, 24, 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 2.8.5, 3.1.2 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», выразившееся в том, что уровень искусственной освещенности групповых помещений в младшей группе «Непоседы», средней группе «Пчелки», группе раннего возраста «Кроха», младшей группе «Теремок» не соответствует гигиеническим нормативам; на двух групповых площадках для двух групп с количеством 36 детей отсутствуют теневые навесы.

Обязать МБДОУ «Детский сад № 14» в срок до 30.12.2024 г. устранить выявленные нарушения санитарного законодательства. А именно:

уровень искусственной освещенности групповых помещений в младшей группе «Непоседы», средней группе «Пчелки», группе раннего возраста «Кроха», младшей группе «Теремок», расположенных по адресу: Удмуртская Республика, г. Можга, ул. Мичурина, д. 15, - привести в соответствие с гигиеническими нормативами;

установить теневые навесы на двух групповых площадках МБДОУ «Детский сад № 14» по адресу: Удмуртская Республика, г. Можга, ул. Мичурина, д. 15.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения в окончательное форме через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение изготовлено 05.12.2022 г.

Председательствующий судья- .) Кожевникова Ю.А.

.

2-2049/2022 ~ М-1803/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по УР в лице ТО Управления Роспотребнадзора по УР в г. Можге
Ответчики
МБДОУ "детский сад№ 14"
Другие
МО "Город Можга"
Управление образования Администрации МО "Город Можга"
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Кожевникова Юлия Анатольевна
Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
11.11.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.11.2022Передача материалов судье
14.11.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.11.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.11.2022Судебное заседание
05.12.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.01.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее