П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
гор. Кизилюрт 10 декабря 2019 года.
Судья Кизилюртовского городского суда Республики Дагестан Хамидов М.Ш. с участием директора ГКУ РД «Социальный реабилитационный цент для несовершеннолетних» в МО «Город Кизилюрт» Алибековой С.И., рассмотрев в апелляционном порядке, по апелляционной жалобе представителя МЧС Дагестана Пидуровой Л.З., поданное на постановление мирового судьи судебного участка № 30 гор. Кизилюрта от 18 октября 2019 года, дело об административном правонарушении, предусмотренное ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, возбужденное в отношении юридического лица- ГКУ РД «Социальный реабилитационный цент для несовершеннолетних» в МО «Город Кизилюрт»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 30 гор. Кизилюрта от 18 октября 2019 года Государственное казенного учреждение Республики Дагестан "Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» в муниципальном образовании «город Кизилюрт», признано виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ.Квалифицировав совершенное юридическим лицом Государственным казенным учреждением Республики Дагестан "Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» в муниципальном образовании «Город Кизилюрт» правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.20.6 КоАП РФ как малозначительное.Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица Государственного казенного учреждения Республики Дагестан "Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» в муниципальном образовании Г«городКизилюрт» прекращено, объявив устное замечание в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ.
Представитель МЧС по Республике Дагестан, не согласившись с указанным постановлением мирового судьи, подала на нее апелляционную жалобу, в которой просит отменить указанное постановление и принять по делу новое решение о привлечении указанного юридического лица к административной ответственности, по тем основаниям, что согласно ч.2 ст. 3.4 КоАП РФ, устное замечание устанавливается, при отсутствии угрозы имущественного характера, а также причинения вреда жизни и здоровью людей при возникновении чрезвычайных ситуаций. Нарушения же выявленные при проверке отделом надзорной деятельности МЧС Дагестана прямым образом свидетельствует о наличии угрозы жизни и здоровью детей и персонала ГКУ, при возникновении чрезвычайных ситуаций, а также санкция ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ не предусматривает наказание в виде устного замечания.
Представитель МЧС Дагестана обратилась в суд с письменным ходатайством, в котором она просит удовлетворить ее жалобу, а также о рассмотрении данного дела без участия представителя МЧС.
Директор ГКУ РД «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» в МО «Город Кизилюрт»Абакарова С.И., просит суд постановление мирового судьи оставить без изменения, т.к. все возможные нарушения, которые были выявлены в ходе проверки сотрудниками МЧС, по которым не требуются материальные затраты, ею уже устранены, а по тем пунктам, по которым необходимы финансовые средства, она неоднократно обращалась на имя Министра труда и социального развития по РД, но средства на эти цели не выделяются, а у ГКУ для создания резерва финансовых средств для ликвидации ЧС и для создания резерва материальных ценностей для ликвидации ЧС, своих средств не имеются.
Выслушав позицию сторон и исследовав материалы дела об административном правонарушении, судом установлено, что для привлечения юридического лица ГКУ РД «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» в МО «Город Кизилюрт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ у мирового судьи имелись все законные основания, т.к. вина указанного юридического лица в совершении вменяемого ей правонарушения, полностью материалами дела доказано.
Государственное казенное учреждение Республики Дагестан "Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» в муниципальном образовании "город Кизилюрт" (далее ГКУ РД СРЦН в МО "г.Кизилюрт"), входе проведенной плановой проверки 08 августа 2019 года в 17 час. 00 мин. по адресу: РД, г. Кизилюрт, ул. Садовая, д.9, были выявлены нарушения- обязательные требования законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.20.6 ч.1 КоАП РФ.
В судебном заседании директор ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в МО "город Кизилюрт" РД Алибекова С.И. вину ГКУ признала частично и пояснила, что согласно предписанию ей на устранение допущенных нарушений выдан срок до 05 февраля 2020 года. ГКУ "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" в МО "город Кизилюрт" РД является государственным бюджетным учреждением, финансируемым за счет средств бюджета Республики Дагестан, подведомственным Министерству труда и социального развития РД. Все установленные нарушения ею устранены, а для создания материальных, финансовых резервов и средств индивидуальной защиты письмо Министру труда и социального развития РД о выделении денежных средств на указанные цели ею направлено 13 августа 2019 года. Так ГКУ РД СРЦН в МО "г.Кизилюрт" подведомственное Минтруду РД учреждение, ответственность за невыполнение указанных требований после обращения о необходимости выделения денежных средств, подведомственное учреждение не несет. Просила не назначать наказание в виде штрафа, поскольку у юридического лица отсутствует возможность его уплаты.
В соответствии с ч.1ст. 20.6КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения.
Объектом правонарушения являются требования норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Объективная сторона данного правонарушения состоит в нарушении установленных в данной области правил, технических нормативов, инструкций и т.п.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного является, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Противоправные деяния выражаются в форме бездействия (невыполнение, непринятие) должностных лиц в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Из материалов дела усматривается, что в ходе плановой выездной и документарной проверки, проведенной на основании распоряжения Министра по делам гражданской обороны и, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Дагестан от 18 июля 2018 г. № 78, главным специалистом Отдела государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций УНД ГУ МЧС России по Республике Дагестан в период 08 августа 2019 г. с 13 час. 00 мин. по 17 час. 00 мин в отношении ГКУ РД СРЦН в МО "г.Кизилюрт", выявлено следующее: в нарушение ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ), пунктов 3,21,22 Приказа МЧС России от 21 октября 2005 г. № 993, Положения о подготовке населения в области защиты от ЧС природного и техногенного характера, утвержденного ПП РФ от 04 сентября 2003 года № 547, в частности, не выполняется требование о повышении квалификации руководителя организации, не реже 1 раза в пять лет; отсутствует свидетельство о проведении обучения руководителя учреждения; не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации ЧС; отсутствует распорядительный документ, определяющий порядок создания и содержания резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС; не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации ЧС; не созданы резервы (запасы) средств индивидуальной защиты в области ЧС; не издан распорядительный документ о создании эвакуационной комиссии объекта, об утверждении Положения, состава и обязанности членов; не разработано Положение об эвакуационной комиссии объекта, отсутствует план эвакуации.
По факту проверки составлен акт № 72 от 08 августа 2019 года и вынесено предписание № 72/1/46 от 08 августа 2019 года об устранении допущенных нарушений в срок до 05 февраля 2020 года.
Выявленные в ходе проверки нарушения послужили основанием для составления в отношении ГКУ РД СРЦН в МО "г. Кизилюрт" протокола об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности по ч. 1ст.20.6КоАП РФ.
Основные требования, обязательные к соблюдению при предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, установлены положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ организации обязаны, в частности: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;- обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ и в целях совершенствования подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера Постановлением Правительства РФ от 4 сентября 2003 г. N 547 утверждено Положение о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно п.п. "а" п. 2, п.п. "а" п. 4, п. 6 указанного Положения подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят лица, занятые в сфере производства и обслуживания, не включенные в состав органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (работающее население).
Подготовка в области защиты от чрезвычайных ситуаций предусматривает для работающего населения - проведение занятий по месту работы согласно рекомендуемым программам и самостоятельное изучение порядка действий в чрезвычайных ситуациях с последующим закреплением полученных знаний и навыков на учениях и тренировках.
Приказом МЧС РФ от 19 января 2004 г. N 19 утвержден Перечень уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований.
Повышение квалификации в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят руководители и председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям, уполномоченные работники.
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
В силу ст. 9 названного Федерального закона организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в частности: планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; осуществляют обучение своих работников в области гражданской обороны; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 2000 г. N 379 утверждено Положение о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, которое определяет порядок осуществления названных действий в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Согласно п. 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утвержденного Приказом МЧС РФ от 21.12.2005 г. № 993 обеспечение населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
На основании п. 25 вышеназванного Положения организации определяют номенклатуру, объёмы СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ в запасах (резервах), создают и содержат запасы (резервы) СИЗ, осуществляют контроль за созданием, хранением и использованием своих запасов (резервов) СИЗ.
На основании п. 2,3 4 Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, утверждённого приказом МЧС РФ от 21.12.2005 года № 993 "Об утверждении Положения об организации обеспечения населения средствами индивидуальной защиты", предоставление населению средств индивидуальной защиты (СИЗ) осуществляется в соответствии с основными задачами в области гражданской обороны и в комплексе мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникших при проведении военных действий или в следствии этих действий, а также для защиты населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; накопление СИЗ осуществляется заблаговременно в мирное время в запасах материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств и резервах материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций организаций; обеспечения населения СИЗ осуществляется организациями - работников этих организаций и подведомственных им объектов производственного и социального назначения.
Как следует из материалов дела, в ходе плановой выездной документарной проверки установлено, на момент проведения проверки, отсутствие выполнения вышеприведенных требований закона в ГКУ РД СРЦН в МО "г. Кизилюрт". Юридическим лицом не выполняется требование о повышении квалификации руководителя организации, не реже 1 раза в пять лет; отсутствует свидетельство о проведении обучения руководителя учреждения; не создан резерв финансовых ресурсов для ликвидации ЧС; отсутствует распорядительный документ, определяющий порядок создания и содержания резервов финансовых ресурсов для ликвидации ЧС; не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации ЧС; не созданы резервы (запасы) средств индивидуальной защиты в области ЧС; не издан распорядительный документ о создании эвакуационной комиссии объекта, об утверждении Положения, состава и обязанности членов; не разработано Положение об эвакуационной комиссии объекта, отсутствует план эвакуации.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о наличии состава административного правонарушения в действиях (бездействиях) юридического лица учреждения и доказанности вины в совершении вмененного правонарушения.
Представленные доказательства по делу, судом признаются относимыми, допустимыми и достоверными, отвечающими требованиям ст.26.2 и ч.2 ст.26.7 КоАП РФ, и оцениваются по правилам ст.26.11 КоАП РФ.
Протокол составлен уполномоченным лицом в соответствии требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверка ГКУ РД СРЦН в МО "г. Кизилюрт" проведена с соблюдением требований, установленных ст. 9, 11, 12, 14 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В срок до рассмотрения дела судом по существу, руководителем ГКУ РД СРЦН в МО "г. Кизилюрт" Алибековой С.И. допущенные нарушения устранены. Разработан и утвержден план действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера от 10 августа 2019 года, разработан и утвержден План эвакуации сотрудников и подопечных ГКУ РД СРЦН в МО в г. Кизилюрт в военное время, разработан и утвержден План действий ГКУ РД СРНЦ в МО г. Кизилюрт по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, Положение об эвакуационной комиссии «ГКУ РД СРЦН в МО г.Кизилюрт», определен состав эвакуационной комиссии, разработаны функциональные обязанности председателя объектовой эвакуационной комиссии, составлена схема эвакуации, проведено обучение руководителя организации и председателя комиссии на решение задач в области ГО и ЧС, направлена заявка Министру труда и социального развития РД о выделении средств для создания финансового, материального резерва и приобретения средств индивидуальной защиты.
Таким образом, изучив все материала дела, обжалуемое постановление и апелляционную жалобу на нее прихожу к следующим выводам:
В силу ч.1 ст. 4.1. КоАП РФ за совершение административного правонарушения назначается административное наказание в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом. Санкцией ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, предусматривает наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц от десяти до двадцати тысяча рублей; на юридических лиц-от ста тысяча до двухсот тысяч рублей.
Согласно разъяснений, изложенных в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судом, при применении КоАП РФ», при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения админисративного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, совершенного правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя физического лица, финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств смягчающих и отягчающих административную ответственность ( ст.ст. 4.1-4.5 КоАП РФ). По этому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить, наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
В нарушение указанных норм закона мировой судья, привлекая юридическое лицо-ГКУ РД «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» в муниципальном образовании «Город Кизилюрт» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, назначил административное наказание, не предусмотренное санкцией указанной нормы закона. При изложенных выше обстоятельствах, вынесенный по делу судебный акт является незаконным и подлежит отмене.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, обстоятельства, послужившие основанием для привлечения юридического лица ГКУ РД «Социальный реабилитационный цент для несовершеннолетних» в МО «Город Кизилюрт» к административной ответственности по части 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения) и выразившиеся в отсутствие плана эвакуации персонала организации (приема эвакуируемых), были выявлены в ходе проверки, проведенной 08 августа 2019 года и протокол о совершении указанного административного правонарушения составлено представителем МЧС Дагестана 14 августа 2019 года.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по статье 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.Согласно ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению приистечениесроков давности привлечения к административной ответственности. Из системного толкования части 1 статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 4.5, 20.6, 24.5, 30.6-30.8 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Постановление мирового судьи судебного участка N 30 гор. Кизилюрта от 18 октября 2019 года, вынесенное в отношении Государственного казенного учреждения Республика Дагестан «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» в муниципальном образовании «Город Кизилюрт» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока для привлечения ГКУ РД «Социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних» в МО «Город Кизилюрт» по ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение 10 суток со дня вручения ил получения копии постановления, в установленном законом порядке.
Судья: