Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-720/2023 (2-6449/2022;) ~ М-5668/2022 от 01.12.2022

Дело № 2-720/2023

(УИД: 27RS0001-01-2022-007145-51)

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    22 мая 2023 года                     г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Голиковой А.В.,

при секретаре судебного заседания Николаевой Ю.В.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Центрального района г. Хабаровска Ненашевой И.А.,

законного представителя Объедкиной Г.М.

представителя ответчика Ремешило С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес>, действующего в интересах ФИО1 к министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности, взыскании убытков,

установил:

прокурор <адрес> обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к министерству здравоохранения <адрес> о возложении обязанности, взыскании убытков, в обоснование требований указав, что прокуратурой проведена проверка по обращению ФИО2 о нарушении прав ее ребенка-инвалида ФИО1 на обеспечение жизненно необходимыми средствами диагностики системами непрерывного мониторинга глюкозы Freestyle Libre, расходными материалами к ним, в количестве, необходимом для ежедневного использования на обеспечение лекарственными препаратами Холекальциферол, Магне В6. Проверкой установлено, что ФИО1 является ребенком-инвалидом (справка от ДД.ММ.ГГГГ), включена в региональный сегмент Федерального регистра льготного лекарственного обеспечения, болеет с июня ДД.ММ.ГГГГ года, диагноз: сахарный диабет 1 типа Смая 2019 (Е10.9), диффузно-нетоксический зоб, эутиреоз, несоответствующее расходящееся левостороннее косоглазие с гипертропией, гиперметропия слабой степени обоих глаз. Наблюдается в КГБУЗ «Городская больница имени ФИО6». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 находилась на лечении и обследовании в КГБУЗ «<адрес>вая клиническая больница имени ФИО7», по результатам обследования ребенку назначена помповая инсулинотерапия, самоконтроль уровня глюкозы крови 6-10 раз в день по показаниям, назначены лекарственные препараты Холекальцирол 1500МЕ длительно, исключая солнечный период. По результатом осмотра врача детского эндокронолога КГБУЗ «Городская больница имени ФИО6» ДД.ММ.ГГГГ ребенку назначены лекарственные препараты Холекальцирол 1500МЕ до 1 года, Магне В6 1 т, 2 раза в день, 2 месяца. По информации КГБУЗ «Городская больница имени ФИО6» лекарственные препараты Холекальциферол, Магде В6 в наличии отсутствуют, сделана плановая заявка на ДД.ММ.ГГГГ год. С целью исполнения рекомендаций врача по контролю уровня глюкозы матерью ребенка самостоятельно приобретаются средства диагностики системы непрерывного мониторинга глюкозы крови Freestyle Libre за счет собственных средств. Данные средства диагностики позволяют контролировать уровень глюкозы в ночное время, во время, когда ребенок находится в школе, снизить количество проколов кожи, позволяет улучшить качество жизни ребенка, снизить риск возникновения гипо и гипергликемии, а также предотвратить возможные сопутствующие заболевания. Сахарный диабет (Е10-Е14) входит в перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 715. В нарушение основных принципов охраны здоровья Министерством здравоохранения <адрес> не приняты необходимые меры по соблюдению прав ФИО1 в области охраны здоровья, направленные на реализацию ее права на получение гарантий, предоставляемых Российской Федерации в виде предоставляемых бесплатно средств диагностики, медицинских изделий лицам, страдающим сахарным диабетом, ребенку- инвалиду. Обеспечение указанной категории граждан льготными лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими изделиями осуществляется ежегодно путем заключения министерством здравоохранения <адрес> государственных контрактов на поставку данных товаров. Необходимый объем лекарственных препаратов, специализированных продуктов лечебного питания, медицинских    изделий формируется министерством здравоохранения края, в том числе на основании заявки, которая в свою очередь формируется в соответствии с заявками лечебных учреждений края, составленными на основании паспортов врачебных участков, прогнозов лечения пациентов, переходящих остатков и т.<адрес> образом, исходя из анализа законодательства требуемые ФИО1 для поддержания жизнеобеспечения все медицинские изделия, средства диагностики лекарственные средства, этиловый спирт должны предоставляться бесплатно по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг. Применение НМГ рекомендуется в реальном времени пациентам с сахарным диабетом 1 типа для достижения индивидуальных целевых показателей гликемического контроля, снижения гипогликемии (в том числе тяжелой) и вариабельности гликемии, увеличения времени в целевом диапазоне, повышения качества жизни.

С учетом уточненных требований, просят обязать министерство здравоохранения <адрес> ежемесячно до окончания инсулинотерапии предоставлять ФИО1 необходимые по жизненным показаниям средства диагностики: системы непрерывного мониторинга глюкозы Freestyle Libre, расходные материалы в количестве, необходимом для ежедневного использования из расчета 1 сенсор на 14 дней; взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> денежные средства, потраченные ФИО2 на приобретение необходимых малолетней ФИО1 средств диагностики (НМГ «Freestyle Libre») в размере 71600 рублей.

Протокольным определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, относительно спора привлечено министерство финансов <адрес>.

В судебное заседание представители третьих лиц не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, предоставили письменные возражения относительно заявленных исковых требований, просят рассмотреть дело в их отсутствие, в связи с чем, руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца исковые требования с учетом уточнений поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании законный представитель несовершеннолетней ФИО1 исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении.

В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, пояснила, что законом не предусмотрено бесплатное обеспечение средствами непрерывного (суточного) мониторинга глюкозы. В удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Согласно возражению на исковое заявление, поступившему от министерства финансов <адрес>, федеральное правовое регулирование не возлагает на субъект РФ обязанности по обеспечению больных диабетом такими медицинскими изделиями как системы непрерывного мониторирования глюкозы, расходными материалами к ним, в связи с чем, удовлетворение заявленных прокурором требований повлечет вмешательство в компетенцию органов исполнительной власти края, в том числе в сферу осуществления бюджетного процесса, что недопустимо.

Заслушав представителя истца, законного представителя несовершеннолетнего, представителя ответчика, опросив специалиста, изучив и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу ч.1 ст.25 Всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам.

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что согласно свидетельству о рождении ФИО1 родиласьДД.ММ.ГГГГ, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о рождении Родителями являются: отец ФИО8, мать ФИО2

ФИО1 является ребенком-инвалидом на основании справки , выданнойДД.ММ.ГГГГ. Дата очередного освидетельствования ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписному эпикризу из истории болезни КГБУЗ «ДККБ им. ФИО7» министерства здравоохранения <адрес>, ФИО1 рекомендовано наблюдение педиатра, эндокринолога, невролога, нефролога, окулиста, кардиолога, диета с ограничение жаренного, жирного, копченостей, солений. Диета 13-13 ХЕ, с распределением по времени приема пищи, разрешена вакцинация инактивированными вакцинами, осмотр фтизиатра, диаскинтест 1 раз в год, контроль за углеводной нагрузкой, ведение дневника самоконтроля, инсулинотерапия: проведение непрерывной инсулиновой терапии через инсулиновый дозатор (инсулиновая помпа) MiniMed Paradigm VEO (в составе аспарт). Самоконтроль гликемии на менее 4раз/день до 6-10 раз/день по показаниям. Контроль суточной мочи на белок, глюкозурию, МАУ через 1 месяц, далее 1 раз в 3 месяца. Контроль клинического анализа крови,мочи 1 раз в 3 месяца Анализ крови на HвА1С ежеквартально. Узи органов брюшной полости через 1 месяц, УЗИ почек, щитовидной железы 1 раз 6 месяцев.

Расходный материал (устройство) к помпе MiniMed Paradigm VEO 754 (на 12 месяцев в объеме: устройство для инфузии к помпе MiniMed Mio, модель ММТ-943/983 6 мм/60 см, (либо ММТ -399 Quick-Set) (12 упаковок) на 12 месяцев. Из расчета 1 упаковка (10 инфузионных наборов) на 1 мес. Смена 1 раз в 3 дня. Резервуар для помпы MiniMed Reservior, модель ММТ-332 А 3 мл (12 упаковок по 10 штук в упаковке), из расчета 1 упаковка на 1 мес. Смена 1 раз в 3 дня.

Согласно заключение врачебной комиссии (протокол от ДД.ММ.ГГГГ) ФИО1 наблюдается в детской поликлинике КГБУЗ «Городская больница имени ФИО6». Клинический диагноз: сахарный диабет 1 типа. Индивидуальный целевой уровень гликемического контроля: гликозированный гемоглобин 6,5%, глюкоза плазмы натощак 6,0 ммоль/л, на ночь 8,0 ммоль/л, ночью 8,0 ммоль/л, через 2 часа после еды 9ммоль/л. Сопутствующий диагноз: диффузно-нетоксический зоб. Эутиреоз. Несоответствующее расходящееся левостороннее косоглазие с гипертрофией. Гиперметропия слабой степени обоих глаз. Ребенок наблюдается эндокринологом с вышеуказанным диагнозом с ДД.ММ.ГГГГ года крайняя госпиталзация в КГБУЗ ДККБ им. ФИО7 пидиатрическое отделение с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с вышеуказанным диагнозом. Установлен инсулиновый дозатор (инсулиновая помпа) MiniMed Paradigm VEO (SN )ДД.ММ.ГГГГ. Рекомендаций по использованию системы непрерывного мониторинга глюкозы нет. Заключение: расмотрев предоставленную медицинскую документацию и нестабильный уровень глюкозы крови, ребенку показана система непрерывного мониторирования глюкозы.

Согласно ответа от ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ ДККБ несовершеннолетнему ребенку ФИО1 установлен диагноз: сахарный диабет инсулинзависимый был впервые установлен в ДД.ММ.ГГГГ стационарное лечение и наблюдение пациентка получала по месту жительства <адрес>. С целью стабилизации гликемии, достижения компенсации по сахарному диабету, с согласия законного представителя, в условиях педиатрического отделения КГБУЗ ДККБ в ДД.ММ.ГГГГ установлен инсулиновый дозатор (инсулиновая помпа) MiniMed Paradigm VEO по программе высокотехнологической медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования. Медицинское наблюдение за несовершеннолетней ФИО1 С ДД.ММ.ГГГГ года осуществляется по месту проживания ребенка. Обеспечение пациентов диспансерной группы находится в зоне ответственности территориальной поликлиники, за которой закреплен ребенок. Таким образом, врачебная комиссия медицинской организации по месту наблюдения пациента компетентна решать вопросы о необходимости обеспечения ФИО1, средствами для непрерывного мониторинга глюкозы.

Согласно консультации врача-специалиста эндокринолога КГБУЗ «Территориальный Консультативно-диагностический центр» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 установлен диагноз Инсулинзависимый сахарный диабет без осложнений, характер заболевания хронический. Рекомендовано установка системы непрерывного мониторинга глюкозы.

Опрошенные в судебном заседании в качестве специалиста ФИО9 пояснила, что использование системы непрерывного мониторинга глюкозы для детей позволяет осуществлять самоконтроль уровня глюкозы в крови, однако она является дополнительным к традиционному самоконтролю (глюкометру).

Согласно Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).

Аналогичные нормы содержит ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Пункт 5 ст. 1 Федерального закона № 323-ФЗ от 21.11.2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» устанавливает право граждан на бесплатную медицинскую помощь в государственной и муниципальной системах здравоохранения в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, гарантированный объем, которой предоставляется в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В силу ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют инвалиды и дети-инвалиды.

В соответствии с предоставляемым гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего ФЗ, набора социальных услуг включаются социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского значения.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе, право на медицинскую помощь в гарантированном объёме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путём обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

По смыслу ст. 10 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН 13 декабря 2006 г. и ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 3 мая 2012 г. N 46-ФЗ, государства-участники подтверждают неотъемлемое право каждого человека на жизнь и принимают все необходимые меры для обеспечения его эффективного осуществления инвалидами наравне с другими.

Исходя из ст. 25 Конвенции о правах инвалидов, государства-участники признают, что инвалиды имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья без дискриминации по признаку инвалидности. Государства-участники принимают все надлежащие меры для обеспечения доступа инвалидов к услугам в сфере здравоохранения, учитывающим гендерную специфику, в том числе к реабилитации по состоянию здоровья. В частности, государства-участники: предоставляют те услуги в сфере здравоохранения, которые необходимы инвалидам непосредственно по причине их инвалидности, включая раннюю диагностику, а в подходящих случаях - коррекцию и услуги, призванные свести к минимуму и предотвратить дальнейшее возникновение инвалидности, в том числе среди детей и пожилых; не допускают дискриминационного отказа в здравоохранении или услугах в этой области.

Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В силу положений пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» основными принципами охраны здоровья являются соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, а также приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.

Министерство здравоохранения <адрес> в соответствии с Положением о министерстве здравоохранения, утвержденным Постановлением Правительства Хабаровского края от 26.07.2007 № 149-пр «Об утверждении Положения о министерстве здравоохранения <адрес>», в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет полномочия в том числе: защищает права человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; принимает участие в формировании расходов областного бюджета на здравоохранение; осуществляет функции главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на него задач и полномочий; организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Статьей 44 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» регулируется оказание медицинской помощи гражданам, которым предоставляются государственные гарантии в виде обеспечения лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания, в том числе гражданам, страдающим редкими (орфанными) заболеваниями.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшения обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

В Приложении № 1 к этому постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категорий заболеваний.

Так, в Разделе «Группы населения» указаны: инвалиды I группы, неработающие инвалиды II группы, дети - инвалиды в возрасте до 18 лет, а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения» - все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям).

Статьей 13 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан» в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ - утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ год и на плановый период 2023 и 2024, в соответствии с которой обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес> отпускаются бесплатно.

Согласно пп. 12 п. 7 раздела II Положения о Министерстве здравоохранения <адрес> (далее - Положение), утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Министерство здравоохранения <адрес> (далее - Министерство) осуществляет функции организации обеспечения граждан лекарственными препаратами.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на ответчика возложена обязанность по соблюдению прав граждан в области здравоохранения в части обеспечения за счет бюджетных ассигнований бюджета <адрес> зарегистрированными на территории Российской Федерации лекарственными препаратами граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности, а также обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации инвалидов всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, однако назначенных по жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации.

Сахарный диабет (Е 10 - Е 14) входит в Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 №715.

Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение) утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 22.01.2021 № 22н включает код медицинской услуги «Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования». Исследование уровня глюкозы крови методом непрерывного мониторирования (инструментальные методы исследования) входит также в Стандарт специализированной медицинской помощи при инсулиннезависимом сахарном диабете, утвержденный приказом Минздрава России от 09.11.2012 № 858н.

МО «Федеральные клинические рекомендации по диагностике и лечению сахарного диабета 1 типа у детей и подростков» для контроля гликемии рекомендованы системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы (НМГ), применение НМГ рекомендуется в реальном времени или флэш-мониторирование гликемии (ФМГ) пациентам с сахарным диабетом 1 типа для достижения индивидуальных целевых показателей гликемического контроля, снижения гипогликемии (в том числе тяжелой) и вариабельности гликемии, увеличения времени в целевом диапазоне, повышения качества жизни.

Системы непрерывного мониторинга глюкозы измеряют глюкозу в интерстициальной жидкости непрерывно с частотой 5-15 минут с помощью устанавливаемых подкожно электродов (сенсоров), НМГ позволяет отслеживать изменения уровня глюкозы в круглосуточном режиме, что позволяет получить представление о вариабельности гликемии, тенденциях в трендах, тем самым предотвратить эпизоды гипо- и гипергликемии, в том числе в ночное время.

В нарушение основных принципов охраны здоровья Министерством здравоохранения <адрес> ФИО1 в области охраны здоровья, направленные на реализацию её права по получению гарантий, предоставляемых Российской Федерации в виде предоставляемых бесплатно средств диагностики ребенку-инвалиду.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о наличии у ФИО1 права получать необходимые по жизненным показаниям средства диагностики системы непрерывного мониторинга глюкозы крови.

Суд считает необходимым и наиболее целесообразным как с экономической точки зрения с учетом действующих расценок на систему НМГ Freestyle Libre, так и с учетом удобства её использования для ребенка, возложить на министерство здравоохранения <адрес> обязанность предоставлять ФИО1 средства диагностики системы непрерывного мониторинга глюкозы Freestyle Libre (Flash-мониторинг) из расчета 1 сенсор на 14 дней, то есть в количестве, необходимом для ежедневного использования из расчета 1 сенсор на 14 дней.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в указанной части.

Разрешая требования о взыскании убытков, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Таким образом, лицо, предъявляющее требование о возмещении убытков, должно доказать факт нарушения своего права, наличие и размер убытков, наличие причинной связи между поведением лица, к которому предъявляется такое требование и наступившими убытками. При этом основанием для возмещения таких убытков является доказанность стороной по делу всей совокупности перечисленных условий. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении требования о взыскании убытков.

Из материалов дела следует, что в связи с необходимостью приобретения системы непрерывного мониторинга глюкозы Freestyle Libre ФИО2 потрачены денежные средства в размере 71 600 рублей, о чем свидетельствуют представленные в материалы квитанции, заказы.

Учитывая, что ФИО1 имеет право на бесплатное обеспечение её средствами диагностики, в связи с заболеванием сахарным диабетом за счет государства, затраченные его законным представителем ФИО2 денежные средства в размере 71 600 рублей являются убытками, в связи с чем, они подлежат взысканию в её пользу с ответчика.

Оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению ФИО1 лекарственными препаратами холекальциферол 1500МЕ до 1 года, Магне В6 – 1 т.2 раза в день 2 месяца суд не усматривает, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие необходимость использования в заявленном количестве лекарственных препаратов.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░1 – ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ ) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ Freestyle Libre (Flash-░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░░░░ 1 ░░░░░░ ░░ 14 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░░> (░░░ ) ░ ░░░░░░ ░░░2, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░░ , ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░><░░░░░> ░░.░░.░░░░) ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 71 600 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░>.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 29.05.2023.

░░░░░                            ░.░. ░░░░░░░░

2-720/2023 (2-6449/2022;) ~ М-5668/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Информация скрыта
Объедкина Галина Михайловна
Прокурор г. Комсомольска-на-Амуре
Ответчики
Министерство здравоохранения Хабаровского края
Другие
КГБУЗ Городкая больница имени М. И. Шевчука Министерства здравоохранения Хабаровского края
Министерство Финансов
Суд
Центральный районный суд г. Хабаровска
Судья
Голикова Анна Викторовна
Дело на сайте суда
centralnyr--hbr.sudrf.ru
01.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.12.2022Передача материалов судье
07.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.01.2023Подготовка дела (собеседование)
11.01.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.01.2023Судебное заседание
09.03.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
29.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.06.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.07.2023Дело оформлено
11.07.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее