37RS0010-01-2023-003082-83
Дело № 2-2658/2023
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 ноября 2023 года город Иваново
Ленинский районный суд г.Иваново в составе:
председательствующего судьи Андреевой М.Б.,
при помощнике Радостиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» к Устинову Андрею Владимировичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами и пени,
установил:
ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» обратилось в суд с иском к Устинову А.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Исковые требования мотивированы тем, что ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» наделено статусом регионального оператора по результатам конкурсного отбора, проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и постановления Правительства Российской Федерации от № 881 «О проведении уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами» Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области. По результатам конкурсного отбора, согласно требованиям действующего законодательства РФ, 17.01.2017г. с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области подписано Соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, определяющее, в том числе права и обязанности его сторон, порядок деятельности Регионального оператора. Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 30.11.2020г. № 200 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области на период 2016 - 2031.
Между ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» и ИП Устиновым А.В. был заключен Договор № 11-2-0298 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2017 (далее по тексту — Договор).
Согласно выписке из ЕГРПИ деятельность индивидуального предпринимателя Устинова А.В. 08.10.2018 была прекращена в связи с принятием им соответствующего решения.
В соответствии с п.1 Договора Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. Во исполнение вышеуказанного Договора, истец свои обязанности на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами выполняет полностью и своевременно. В соответствии с п.5 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. В соответствии с п.6 Договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем порядке: 35% стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, 50% стоимости указанных услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения текущего месяца; оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.06.2017 № 147- к/1 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» в размере 492,90 руб./куб. м, с учетом НДС. Утвержденный тариф действует с 01.07.2017 по 31.12.2017.
Согласно приложению к Договору региональный оператор оказывает услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю по образовавшимся ТКО по адресу: г. Иваново, ул. Профессиональная, д. 17, из объема 12.17 куб.м./месс. Ежемесячно Региональным оператором были направлены Потребителю счета на оплату и универсальные передаточные документы. Пунктом 6 Договора прописан порядок оплаты Потребителем услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Во исполнение вышеуказанного Договора № 11-2-0298 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2017 года потребитель свои обязательства не исполняет. В адрес ответчика 15.10.2021 была направлена претензия исх. № И-5246 от 15.10.2021 с требованием о погашении задолженности по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2017.
Сумма задолженности по договору за период с 01.07.2017 по 31.12.2021 составила 35991,56 руб. В соответствии с п. 22 Договора № 11-2-0298 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2017г. в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый просрочки. Сумма неустойки за просрочку внесения платы за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 11.10.2017 по 25.11.2021 составила 30610,13 руб.
На основании изложенного истец просил суд взыскать в свою пользу с ответчика задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2017 по 31.12.2021 в сумме 35991,56 руб., неустойку за просрочку внесения платы за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 11.10.2017 по 25.11.2021 в сумме 30610,13 руб., расходов по уплате государственной пошлины в сумме 2198 руб.
В судебное заседание представитель истца не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, указав, что не возражает против рассмотрения дела в порядке заочного судопроизводства.
Ответчик в судебное заседание не явился, доказательств уважительности причин своей неявки, возражений на иск не представили, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просили.
При указанных обстоятельствах, суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон в порядке заочного судопроизводства, о чем судом принято соответствующее определение, занесенное в протокол судебного заседания.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В силу ст. ст. 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее-ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ) твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
В соответствии с ч. 2 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Согласно ч. ч. 4, 5, 6 ст. 24.7 ФЗ от 24.06.1998г. № 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями. Юридические лица, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие твердые коммунальные отходы.
Судом установлено, что 17.01.2017 между истцом и Департаментом жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области, согласно п. 1.1. которого истцу присвоен статус регионального оператора на период с 01.01.2017 по 31.12.2031.
В соответствии с п. 2.1 соглашения от 17.01.2017 зоной деятельности регионального оператора является вся территория Ивановской области.
В силу п. 1.2 соглашения основной целью деятельности регионального оператора является организация деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Ивановской области на 2016-2031 гг., утвержденной приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22.09.2016 № 140.
Пунктом 7.2 соглашения от 17.01.2017г. предусмотрено, что региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему соглашению в полном объеме не позднее 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором утвержден тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО.
В обязанности регионального оператора входит обеспечение сбора, транспортирования, обработки утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО на территории Ивановской области в установленном порядке в соответствии с территориальной схемой (п. 6.1 соглашения).
Согласно ст.438 ГК РФ фактическое пользование потребителями услугами, оказываемыми обязанной стороной, расценивается как акцепт потребителем оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами» и внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008г. №641 (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
В соответствии с п.4 вышеуказанных Правил обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
В соответствии с п.9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. № 1156 потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Между ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» и ответчиком заключен Договор № 11-2-0298 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2017г.
В силу ст.779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В соответствии с п.1 Договора Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством РФ, а потребитель обязуется оплачивать услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
Во исполнение вышеуказанного Договора, истец свои обязанности на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами выполняет полностью и своевременно.
В соответствии с п.5 Договора под расчетным периодом понимается один календарный месяц. Оплата услуг по Договору осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.
В соответствии с п.6 Договора Потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в следующем порядке: 35% стоимости услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца, 50% стоимости указанных услуг в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до истечения текущего месяца; оплата за фактически оказанные в истекшем месяце услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами с учетом средств, ранее внесенных потребителем в качестве оплаты за такие услуги, оказанные в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 28.06.2017г. № 147- к/1 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» в размере 492,90 руб./куб. м, с учетом НДС. Утвержденный тариф действует с 01.07.2017г. по 31.12.2017г.
Постановлением Департамента энергетики и тарифов Ивановской области от 20.12.2017г. №177- к/4 установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» в размере 480,78 руб./куб.м, с учетом НДС.
ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" по результатам конкурсного отбора на основании соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ивановской области от 17.01.2017г. (с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 27.01.2017г. в связи с изменением наименования общества) наделено на период с 01.01.2017г. по 31.12.2031г. статусом регионального оператора по обращению с ТКО, основной целью которого является организация деятельности в сфере обращения с ТКО на территории Ивановской области в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, Ивановской области на указанный период.
Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области от 22.09.2016г. № 140 утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами Ивановской области на период с 2016-2031 годы.
Таким образом, между сторонами фактически возникли правоотношения по возмездному оказанию услуг. Иной способ сбора и вывоза бытовых отходов запрещен. Оснований для освобождения ответчика от обязанности оплачивать услуги по вывозу ТКО, не имеется.
Согласно п.148 (25) Правил № 354 (Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354 (ред. от 23.09.2022г.) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов") потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами имеет право: получать в необходимых объемах коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю для уплаты размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, оформления и предоставления акта проверки, акта об устранении выявленных недостатков; получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами; требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами при предоставлении указанной коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении; требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также морального вреда в соответствии с законодательством Российской Федерации; требовать от исполнителя проведения проверок качества предоставляемой коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящими Правилами, оформления и направления потребителям акта проверки и акта об устранении выявленных недостатков; осуществлять иные права, предусмотренные жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 9 (1) приложения № 2 к настоящим Правилам (п.148 (30) Правил №354).
В силу пункта 148 (34) Правил № 354 размер платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается в соответствии с настоящими Правилами исходя из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.
Согласно п.7 договора № 11-2-0298, сверка расчетов по настоящему договору проводится между региональным оператором и потребителем не реже чем один раз в год по инициативе одной из сторон путем составления и подписания сторонами соответствующего акта. Сторона, инициирующая проведение сверки расчетов, составляет и направляет другой стороне подписанный акт сверки расчетов в 2 экземплярах
Как следует из материалов дела, истцом в адрес ответчика направлялась претензия от 15.10.2021г. о добровольном погашении суммы задолженности по договору, а также акт сверки.
В соответствии со ст.781 ГК РФ заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Согласно представленным стороной истца расчетам задолженности, размер задолженности по оплате коммунальной услуги по вывозу ТКО, за период с 01.07.2017 по 31.12.2017 составляет 35991,56 руб.
В соответствии с п.22 Договора № 11-2-0298 на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 01.07.2017г. в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате настоящего договора Региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка РФ установленной на день предъявления соответствующего требования от суммы задолженности за каждый просрочки.
В связи с несвоевременной оплатой коммунальной услуги по вывозу ТКО ООО "Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" начислило неустойка согласно ч.14 ст.155 ЖК РФ.
Так, размер неустойки за неуплату за период с 11.10.2017 по 25.11.2021 составила 30610,13 руб.
Представленные истцом расчеты задолженности и неустойки судом проверены и признаны правильными, поскольку они арифметически верны, соответствуют требованиям закона, сведений об отсутствии задолженности, либо ином размере задолженности за спорный период ответчиками представлено не было, указанные расчеты ими не оспорены.
Истец ранее обращался за выдачей судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, который 02.6.2022 был отменен мировым судьей судебного участка № 1 Ленинского судебного района г.Иваново.
При изложенных обстоятельствах требования истца являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца также в солидарном порядке подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 2198 руб., уплаченной истцом в бюджет на основании платежных поручений № 22963 от 18.07.2023, № 24901 от 01.12.2021.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194-199, 233-237 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» (ИНН №) к Устинову Андрею Владимировичу (ИНН №) удовлетворить.
Взыскать с Устинова Андрея Владимировича в пользу ООО «Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами» задолженность по оплате коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01.07.2017 по 31.12.2017 в размере 35991,56 руб., неустойку за просрочку внесения платы за оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 11.10.2017 по 25.11.2021 в размере 30610,13 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2198 руб., а всего взыскать 68799,69 руб.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявления об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.
Ответчик заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Андреева М.Б.
Мотивированное решение составлено 20.11.2023.