Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4067/2023 ~ М-3965/2023 от 02.11.2023

31RS0(номер обезличен)-17 (номер обезличен)

РЕШЕНИЕ

ИФИО1

(адрес обезличен) 22 декабря 2023 года

Белгородский районный суд (адрес обезличен) в составе:

председательствующего судьи Симоненко Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания ФИО3,

с участием:

- представителя истца - помощника прокурора (адрес обезличен) ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора (адрес обезличен) к администрации городского поселения «(адрес обезличен)» муниципального района «(адрес обезличен)» (адрес обезличен) о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги,

УСТАНОВИЛ:

(адрес обезличен) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского поселения «(адрес обезличен)» муниципального района «(адрес обезличен)» (адрес обезличен) о возложении обязанности по проведению в срок до (дата обезличена) паспортизации автомобильных дорог:

- автомобильной дороги идентификационный (номер обезличен) по (адрес обезличен) (городского поселения «(адрес обезличен)» (адрес обезличен)), протяженностью 0,388 км.

В обоснование исков указано на то, что при проведении прокурорской проверки выявлено нарушение ответчиком требований Федерального закона от (дата обезличена) №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты» (далее - Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации»), приказа Минтранспорта РФ (номер обезличен) от (дата обезличена) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог», паспортизация дорог не проведена, а непринятие мер к своевременному решению вопросов строительства и надлежащего содержания автомобильных дорог общего пользования в границах муниципального образования создают угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц- участников дорожного движения, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержал, просил удовлетворить иск в полном объеме.

Представители ответчика и третьего лица в судебное заседание не явился, извещены своевременно надлежащим образом.

В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчика и третьего лица.

Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным в деле доказательствам, выслушав участников процесса, суд признает исковые требования обоснованными.

В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно ч. 1 ст.21, ч. 3 ст.35 Федерального закона от (дата обезличена) (номер обезличен) «О прокуратуре Российской Федерации», предметом прокурорского надзора является исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, органами власти, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Согласно статьи 2 Федерального закона от (дата обезличена) N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от (дата обезличена) N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон N 257-ФЗ).

На основании ст. 3 Федерального закона от (дата обезличена) № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» (далее - Федеральный закон № 257-ФЗ) дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от (дата обезличена) N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от (дата обезличена) N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) (пункт 1);

содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (пункт 12).

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона от (дата обезличена) N 257-ФЗ).

Согласно пункту 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от (дата обезличена) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", пунктам 1, 6 и 11 статьи 13 Федерального закона от (дата обезличена) N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них; осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения, утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание дорог, а также осуществление иных полномочий.

Владельцем автомобильных дорог признается местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наряду с другими субъектами, указанными в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от (дата обезличена) N 257-ФЗ.

В соответствии Уставом городского поселения «(адрес обезличен)» (адрес обезличен) к вопросу местного значения поселения отнесена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что на местную администрацию, в данном случае – администрацию городского поселения «(адрес обезличен)» (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования ст. 34,37 ФЗ от (дата обезличена) № 131-ФЗ) как орган местного самоуправления законодатель возложил обязанность осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского поселения - публичное полномочие, целью исполнения которого является, в том числе, обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая ремонт и содержание.

Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения; соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от (дата обезличена) N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения").

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от (дата обезличена) N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, а также соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения, программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

На основании ч. 1 ст. 17 Федерального закона от (дата обезличена) N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.

В целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. ( п. 4 указанной статьи)

Во исполнение данной нормы Приказом Министерства транспорта РФ от (дата обезличена) N 402 утверждена Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 9 раздела IV приказа Минтранса Российской Федерации от (дата обезличена) (номер обезличен) «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию дорог входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений, оценка их технического состояния.

В силу пунктов 1.1, 1.2 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 "Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования" паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.

В соответствии с ч. 18 ст. 5 Федерального закона от (дата обезличена) N 257-ФЗ классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Присвоение категории автомобильным дорогам регламентировано Правилами классификации автомобильных дорог в Российской Федерации и их отнесения к категориям автомобильных дорог, утвержденными Постановлением Правительства РФ от (дата обезличена) N 767.

Согласно пункту 6 названных Правил классификация и отнесение автомобильной дороги к категории автомобильной дороги осуществляется по результатам оценки технического состояния автомобильной дороги, проводимой в порядке, установленном Министерством транспорта Российской Федерации, в отношении автомобильной дороги местного значения - органом местного самоуправления.

В соответствии с Порядком проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденном Приказом Минтранса России от (дата обезличена) N 150, оценка технического состояния автомобильной дороги проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (п. 2). В отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения - органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией (п. 3).

Требование об обязательном техническом учете и паспортизации автомобильных дорог независимо от принадлежности, состояния и вида покрытия предусмотрено пунктом 4.2.2 ГОСТ 33388-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению диагностики и паспортизации", введенным в действие Приказом Росстандарта от (дата обезличена) N 1004-ст.

Из приведенных выше норм следует, что проведение паспортизации, оценки технического состояния, присвоение категории автомобильным дорогам общего пользования местного значения, разработка и утверждение проектов организации дорожного движения обязательны для обеспечения безопасности дорожного движения и возлагаются на муниципальное образование, в черте которого находятся автомобильные дороги. Орган местного самоуправления также обязан своевременно принимать меры для поддержания в надлежащем состоянии дорог местного значения, проводить паспортизацию автомобильных дорог с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений для рационального планирования дорог.

Как следует из материалов дела, распоряжением главы администрации (адрес обезличен) (номер обезличен) от (дата обезличена) утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального района.

Автомобильная дорога идентификационный (номер обезличен) по (адрес обезличен) (городского поселения «(адрес обезличен)» (адрес обезличен)), протяженностью 0,388 км, является дорогой общего пользования местного значения городского поселения «(адрес обезличен)» муниципального района «(адрес обезличен)» (адрес обезличен), находятся в собственности муниципального образования и относятся к IV, V категориям.

В ходе проведенной прокуратурой (адрес обезличен) проверки установлено отсутствие технических паспортов на вышеупомянутые автомобильные дороги.

Как указано выше, технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения. Безопасность дорожного движения на дорогах муниципального образования затрагивает права и законные интересы неопределенного круга лиц, как проживающих на территории данного поселения, так и жителей иных населенных пунктов, пользующихся автомобильными дорогами.

Свою обязанность по проведению паспортизации спорных дорог и ее неисполнение в установленном порядке ответчик не оспаривал.

Отсутствие в бюджете местной администрации достаточных денежных средств для выполнения вышеуказанных работ, не освобождает собственника от принятия необходимых мер для осуществления паспортизации дороги и обеспечения безопасного и бесперебойного движения участников дорожного движения и не могут являться основанием для освобождения административного ответчика от исполнения возложенных на него законом обязанностей и отказа в иске не влекут, поскольку действующее законодательство не связывает исполнение органом местного самоуправления соответствующей обязанности с наличием финансовыми возможностей для этого.

В силу ст. 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку технический паспорт дороги является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, несоблюдение ответчиком требований законодательства Российской Федерации в области транспортной безопасности создает угрозу безопасности дорожного движения, и, как следствие, ведет к нарушению прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

С учетом изложенного, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности провести паспортизацию дороги, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от (дата обезличена) (номер обезличен) «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», удовлетворяя требование кредитора о понуждении к исполнению обязательства в натуре, суд обязан установить срок, в течение которого вынесенное решение должно быть исполнено. При установлении указанного срока, суд учитывает возможности ответчика по его исполнению, степень затруднительности исполнения судебного акта, а также иные заслуживающие внимания обстоятельства.

Устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон.

С учетом изложенного, принимая во внимание характер допущенного нарушения, социальную значимость установленной обязанности, с учетом мнения сторон по делу, а так же сроков, предусмотренных для проведения указанных мероприятий и отсутствия обоснования для его продления со стороны ответчика, суд считает необходимым установить срок для устранения выявленных нарушений до (дата обезличена).

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                РЕШИЛ:

исковые требования прокурора (адрес обезличен) к администрации городского поселения «(адрес обезличен)» муниципального района «(адрес обезличен)» (адрес обезличен) о возложении обязанности по проведению паспортизации автомобильной дороги – удовлетворить.

Обязать администрацию городского поселения «(адрес обезличен)» муниципального района «(адрес обезличен)» (адрес обезличен) (ИНН 3102020940) в срок до (дата обезличена) провести паспортизацию:

- автомобильной дороги идентификационный (номер обезличен) по (адрес обезличен) (городского поселения «(адрес обезличен)» (адрес обезличен)), протяженностью 0,388 км.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Белгородского областного суда в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Белгородский районный суд (адрес обезличен).

Судья Е.В. Симоненко

Мотивированный текст решения изготовлен: 22.01.2024 года.

2-4067/2023 ~ М-3965/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Белгородского района
Ответчики
Администрация городского поселения п. Октябрьский
Другие
администрация Белгородского района
Суд
Белгородский районный суд Белгородской области
Судья
Симоненко Елена Владимировна
Дело на сайте суда
belgorodsky--blg.sudrf.ru
02.11.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.11.2023Передача материалов судье
10.11.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.11.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.12.2023Подготовка дела (собеседование)
08.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.12.2023Судебное заседание
22.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.05.2024Дело оформлено
07.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее