Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-599/2020 ~ М-403/2020 от 22.05.2020

Дело № 2-599/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

23 октября 2020 года пос. ж. д. ст. Высокая Гора

Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Сагъдиевой Г.А.,

с участием представителя истца – помощника Казанского межрайонного природоохранного прокурора Исмагиловой Л.А.,

представителя ответчика исполнительного комитета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Мингазова И.К.,

при секретаре Клевакине Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к исполнительному комитету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан об обязании обеспечить безопасность ГТС,

у с т а н о в и л:

Казанская межрайонная природоохранная прокуратура в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации обратилась в суд с вышеназванным иском к исполнительному комитету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан, в обоснование иска указав следующее.

Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой, на основании сведений, представленных Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, (далее - Приволжское управление Ростехнадзора), проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (далее - ГТС) в деятельности Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ.

Установлено, что на территории сельского поселения расположены гидротехнические сооружения - плотина у н.<адрес> и плотина у н.<адрес> муниципального района РТ, находящиеся на балансе сельского поселения.

Проверка показала, что в нарушение требований закона:

1. отсутствует проектная документация на гидротехнические сооружения;

2. отсутствуют план ликвидации аварий, должностные инструкции для эксплуатационного персонала и инструкции по технике безопасности;

3. отсутствуют правила эксплуатации ГТС, согласованные с Приволжским Управлением Ростехнадзора;

4. не проведено преддекларационное обследование ГТС, предшествующее составлению декларации безопасности ГТС;

5. отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС;

6. отсутствует финансовое обеспечение ответственности в случае возмещения вреда, причиненного аварии ГТС; а также за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;

7. не обеспечено наличие резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС: материальных и финансовых;

8. квалификация работников, обслуживающих ГТС, не соответствует обязательным требованиям, установленным нормативноправовыми актами РФ;

9. не произведен расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

По результатам выявленных нарушений Приволжским управлением Ростехнадзора Исполнительному комитету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении нарушений закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Между тем, прокуратурой установлено, что какие-либо конкретные меры, направленные на устранение нарушений закона, Исполнительным комитетом Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ не приняты. Нарушения до настоящего времени не устранены.

Неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, ущемляет права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, на благоприятную окружающую среду, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ, просила обязать Исполнительный комитет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений - плотины у н.<адрес> и плотины у н.<адрес> муниципального района РТ, а именно:

1) разработать проектную документацию на гидротехнические сооружения;

2) разработать план ликвидации аварий, должностные инструкции для эксплуатационного персонала и инструкции по технике безопасности;

3) разработать правила эксплуатации ГТС, направить на утверждение в Приволжское управление Ростехнадзора;

4) провести преддекларационное обследование ГТС, по результатам которого при необходимости разработать декларацию безопасности ГТС;

5) произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;

6) произвести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС;

7) обеспечить наличие резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС: материальных и финансовых;

8) обеспечить соответствующую обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами РФ квалификацию работников, обслуживающих ГТС.

В ходе разбирательства дела от представителя истца Исмагиловой Л.А. поступило заявление об увеличении исковых требований, дополнительно просит обязать ответчика в срок до 31.12.2021г.: реализовать меры в установленном законом порядке в соответствии со ст. 225 ГК РФ по принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения с кадастровым номером у н.<адрес> сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ; гидротехнического сооружения с кадастровым номером у н.<адрес> сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ; гидротехнического сооружения с кадастровым номером у н.<адрес> сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, путем подачи заявления о принятии бесхозяйной недвижимой вещи на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и выполнения действий, связанных с принятием гидротехнического сооружения в муниципальную собственность в соответствии с требованиями законодательства. Остальные требования по исковому заявлению по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений с кадастровыми номерами у н.<адрес> сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ; у н.<адрес> сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ; у н.<адрес> сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, поддерживает.

В судебном заседании помощник Казанского межрайонного природоохранного прокурора Исмагилова Л.А. исковые требования просила удовлетворить.

Представитель третьего лица Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в судебное заседание не явился, извещен.

Представитель ответчика исполнительного комитета Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан Мингазов И.К. иск не признал. Пояснил, что о необходимости обеспечить безопасность ГТС понимает, постепенно будут выполнять указанные требования на основании решения суда.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Судом установлено, что Казанской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасности ГТС в деятельности Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ.

На территории сельского поселения расположены гидротехнические сооружения – плотина у н.<адрес> и плотина у н.<адрес> муниципального района РТ.

В ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований:

1. Отсутствует проектная документация на гидротехнические сооружения;

2. Отсутствуют план ликвидации аварий, должностные инструкции для эксплуатационного персонала и инструкции по технике безопасности;

3. Отсутствуют правила эксплуатации ГТС, согласованные с Приволжским Управлением Ростехнадзора;

4. Не проведено преддекларационное обследование ГТС, предшествующее составлению декларации безопасности ГТС;

5. Отсутствует договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС;

6. Отсутствует финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии ГТС; а также за вред, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;

7. Не обеспечено наличие резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС: материальных и финансовых;

8. Квалификация работников, обслуживающих ГТС, не соответствует обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами РФ;

9. Не произведен расчет размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС.

В соответствии с п. 1 ст. 34 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Федеральный закон «Об охране окружающей среды») размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Согласно ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – Федеральный закон «О безопасности ГТС»), обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений; непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений; осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение; необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях; ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Статья 3 Федерального закона «О безопасности ГТС» раскрывает основные понятия безопасности гидротехнических сооружений:

гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;

эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

собственник гидротехнического сооружения - Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;

чрезвычайная ситуация - обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

безопасность гидротехнических сооружений - свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;

декларация безопасности гидротехнического сооружения - документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;

оценка безопасности гидротехнического сооружения - определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации требованиям к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, установленным законодательством Российской Федерации (далее - обязательные требования);

обеспечение безопасности гидротехнического сооружения - разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «О безопасности ГТС» собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны:

1. обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт;

2. обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

3. обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, а также правил его эксплуатации, требования к содержанию которых устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их компетенцией;

4. развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

5. систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

6. обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

7. создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

8. организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации;

9. создавать и поддерживать в состоянии готовности локальные системы оповещения на гидротехнических сооружениях I и II классов;

10. содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций;

11. совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

12. финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения;

13. заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;14. осуществлять капитальный ремонт, реконструкцию, консервацию и ликвидацию гидротехнического сооружения в случае его несоответствия обязательным требованиям; обеспечивать внесение в Регистр сведений о гидротехническом сооружении.

Собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Согласно ст. 10 Федерального закона «О безопасности ГТС» Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Декларация безопасности обосновывает безопасность ГТС, его соответствие критериям безопасности, проекту, техническим нормам и правилам, определяет порядок и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации на основании Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с п. 7 вышеуказанного положения разработке декларации безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в эксплуатации, консервируемых или ликвидируемых, предшествует обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником и (или) эксплуатирующей организацией.

Согласно ст. ст. 15, 16, 17 Федерального закона «О безопасности ГТС» риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС, подлежит обязательному страхованию. Страхователем является собственник или эксплуатирующая организация. Они же обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности. Правила определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии на ГТС, утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ (далее-Правила).

Согласно п. 2 Правил величина финансового обеспечения ответственности определяется исходя из оцененного в рублях размера максимального вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения.

Приказом МЧС РФ , Минэнерго РФ , МПР РФ , Минтранса РФ , Госгортехнадзора РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения» утверждён Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (далее - Порядок).

Согласно п. 1 Порядка определение размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, проводится в целях установления величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

В соответствии с п. 2 Порядка исходной информацией для определения размера вероятного вреда являются прогнозируемые сценарии аварий гидротехнических сооружений, в которых отражаются данные о возможной зоне воздействия аварии гидротехнического сооружения, значения величин негативных воздействий аварии гидротехнического сооружения, а также сведения о вероятности каждого сценария возникновения аварии указанного сооружения.

Определение вероятного вреда проводится для сценария наиболее тяжелой аварии гидротехнического сооружения, а также для сценария наиболее вероятной аварии гидротехнического сооружения.

При определении сценария аварии гидротехнического сооружения и величины вероятного вреда не подлежат рассмотрению аварии, вызванные непреодолимой силой, если интенсивность такого воздействия превышает значения, на которые рассчитано гидротехническое сооружение в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, а также умыслом потерпевших или прекращением эксплуатации гидротехнического сооружения в результате противоправных действий других лиц.

Согласно пунктам 3 и 4 Правил вероятный вред определяется в денежном выражении.

При определении вероятного вреда проводится расчет убытков в результате аварии гидротехнического сооружения, денежные выражения которых группируются для каждого сценария аварии гидротехнического сооружения по показателям, характеризующим социально - экономические последствия аварий гидротехнических сооружений.

Основными составляющими по определению вероятного вреда являются, помимо прочего, прогнозы количества людей, которые могут погибнуть и пропасть без вести, кроме физических лиц, являющихся работниками гидротехнического сооружения, при исполнении ими служебных обязанностей на территории гидротехнического сооружения.

Методика оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения, утверждена Приказом Минэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О введении в действие Временной методики оценки ущерба, возможного вследствие аварии гидротехнического сооружения (РД 153-34.0-002-01)» и Приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений)».

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ утверждены требования к содержанию правил эксплуатации ГТС, в соответствии с которыми собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация осуществляют эксплуатацию ГТС.

Собственник ГТС и (или) эксплуатирующая организация обеспечивают разработку и своевременное уточнение правил эксплуатации ГТС в соответствии с указанными требованиями к содержанию правил.

Порядок организации работы по подготовке и аттестации по вопросам промышленной безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики урегулирован Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О безопасности ГТС» нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются: строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения; невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений; невыполнение предписаний органов государственного надзора; нарушение обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений; непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью; отказ от передачи органам государственного надзора информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления.

Неисполнение требований законодательства при обеспечении безопасности ГТС может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, ущемляет права неопределенного круга лиц, пребывающих на территории Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, на благоприятную окружающую среду, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц на жизнь и защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Права Российской Федерации нарушены, поскольку в соответствии со ст.5 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 4 ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», к полномочиям Российской Федерации относится обеспечение проведения федеральной политики в области экологического развития Российской Федерации; установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и реализация государственной политики в области безопасности гидротехнических сооружений; а также иные полномочия, направленные на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , к полномочиям службы отнесены осуществление контроля и надзора за безопасностью гидротехнических сооружений, в связи с чем, Приволжское межрегиональное управление Ростехнадзора привлечено к участию в деле в качестве третьего лица.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» хозяйственная и иная деятельность юридических, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; обязательность оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды; запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды») эксплуатация объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

По результатам выявленных нарушений Приволжским управлением Ростехнадзора Исполнительному комитету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ ДД.ММ.ГГГГ выдано предписание об устранении нарушений закона в срок до ДД.ММ.ГГГГ, поскольку именно исполнительный комитет Высокогорского сельского поселения <адрес> РТ, как орган местного самоуправления, осуществляет полномочия собственника ГТС, вне зависимости от того, кому переданы данные объекты и на каком основании.

Как установлено судом и следует из материалов дела, в настоящее время спорные ГТС на балансе сельского поселения не находятся.

В связи с чем ответчику следует реализовать меры в установленном законном порядке в соответствии со ст. 225 ГК РФ по принятию в муниципальную собственность указанных истцом ГТС путем подачи заявления о принятии бесхозяйной недвижимой вещи на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и выполнения действий, связанных с принятием гидротехнического сооружения в муниципальную собственность в соответствии с требованиями законодательства.

В соответствии со ст. ст.1, 2, 11 ГК РФ, неотъемлемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Одним из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст.12 ГК РФ, является присуждение к исполнению обязанности в натуре.

Заявленные в интересах неопределенного круга лиц требования Казанского межрайонного природоохранного прокурора направлены на понуждение ответчика в судебном порядке исполнить возложенные на него законом обязанности.

В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Принимая во внимание установленные обстоятельства дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Казанского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к исполнительному комитету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан об обязании обеспечить безопасность ГТС подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии с ч.1, 2 ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

При таких обстоятельствах, суд, удовлетворяя требования истца, признает разумным установить срок устранения допущенных нарушений закона до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Иск Казанской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к исполнительному комитету Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района Республики Татарстан об обязании обеспечить безопасность ГТС удовлетворить.

Обязать Исполнительный комитет Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ в срок до 31.12.2021г.:

1. реализовать меры в установленном законом порядке в соответствии со ст. 225 ГК РФ по принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения с кадастровым номером у н.п. Пермяки Высокогорского сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ; гидротехнического сооружения с кадастровым номером у н.<адрес> сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ; гидротехнического сооружения с кадастровым номером у н.<адрес> сельского поселения Высокогорского муниципального района РТ, путем подачи заявления о принятии бесхозяйной недвижимой вещи на учёт в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество и выполнения действий, связанных с принятием гидротехнического сооружения в муниципальную собственность в соответствии с требованиями законодательства;

2. обеспечить безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений - плотины у н.<адрес> и плотины у н.<адрес> муниципального района РТ, а именно:

1) разработать проектную документацию на гидротехнические сооружения;

2) разработать план ликвидации аварий, должностные инструкции для эксплуатационного персонала и инструкции по технике безопасности;

3) разработать правила эксплуатации ГТС, направить на утверждение в Приволжское управление Ростехнадзора;

4) провести преддекларационное обследование ГТС, по результатам которого при необходимости разработать декларацию безопасности ГТС;

5) произвести расчет вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии ГТС;

6) произвести обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии ГТС;

7) обеспечить наличие резервов, предназначенных для ликвидации аварии ГТС: материальных и финансовых;

8) обеспечить соответствующую обязательным требованиям, установленным нормативно-правовыми актами РФ квалификацию работников, обслуживающих ГТС.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через Высокогорский районный суд Республики Татарстан.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья:

2-599/2020 ~ М-403/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Казанская межрайонная природоохранная прокуратура
Мухаммадеева Энже Олеговна
Исмагилова Лейсан Альфритовна
Ответчики
Исполнительный комитет Высокогорского сельского поселения Высокогорского района РТ
Другие
Приволжское управление ФС по экологическому, технологическому и атомному надзору
Мингазов Ильшат Камилович
Суд
Высокогорский районный суд Республики Татарстан
Судья
Сагъдиева Гульнур Амировна
Дело на странице суда
vysogorsky--tat.sudrf.ru
22.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2020Передача материалов судье
25.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.07.2020Судебное заседание
10.08.2020Судебное заседание
15.10.2020Судебное заседание
23.10.2020Судебное заседание
26.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.10.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2020Дело оформлено
22.12.2020Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее